Есть на пространстве СНГ один правозащитник. Человек яркий, бескомпромиссный, с сильным характером. О, он умеет добиться своего! Он знает, какое у его страны должно быть светлое будущее: торжество права, закона и гражданских свобод! Он - звезда.
А есть мой приятель. Назовем его Васька, хотя на самом деле приятеля зовут иначе. У Васьки совершенно типичная среднестатистическая внешность, и только немногие национальные признаки выдают в моем друге уроженца "горячей точки". Все время, когда на Васькиной родине была война, он там жил (мысль о том, чтобы стать беженцем, ему и в голову не пришла - тут дом, могилы предков, корни....). Васька видел многое, в припадке откровенности может про это рассказать. Знаю, что один раз его чуть не убили какие-то высокопоставленные военные, приняв за снайпера.
При такой биографии Васька спокоен как слон, ироничен и очень умен. Познакомились мы с ним на прошлой работе - Вася приехал в столицу на заработки. Устроиться ему удалось, и даже по специальности.
Разговорились мы с ним про этого правозащитника. Случайно совершенно. К слову пришлось.
Васька сплюнул: "Запомни, Оль. Никакой это не правозащитник вовсе. Мразь это редкая!". Такие слова Вася произносит редко, поэтому я навострила уши.
Оказывается, совершенно случайно однажды Вася и правозащитник оказались на одной территории. Точнее, в одном кабинете, который был битком-набит народом. Правозащитник встречался с народными массами, вот и мой друг решил заглянуть.
Увидев Васю, правозащитник раздул ноздри, встал в стойку и громко сказал: "Ну вот и сепаратисты появились! Куда ж без них-то!".
Василий повел себя очень культурно. Обошлось без битья морд, скандала и прочего. Чувак решил обойтись без правозащиты. Развернулся - и вышел.
Но как может называться правозащитником человек, для которого все жители "горячих точек" - сепаратисты, нарушители конституционного порядка и общественного спокойствия? Короче, если не уехал из горячей точки - значит, преступник.
Этот эпизод не стал последней каплей. Родину Василий покинул совсем по другой причине. Но когда он слышит, как кто-то пафосно вещает о гражданских свободах, мой приятель иронично улыбается.
Кое-какие детали в рассказе я изменила. Не помню, по секрету мне рассказал Вася эту историю, или нет. А переспрашиватьнеудобно.
Конечно, обидно за друга, которого оскорбили в лучших чувствах. Но он сплюнет и переживет. Обидно за тех, кто этому "правозащитнику" по-настоящему верит. Идет к нему за помощью и поддержкой. Слушает пафосные речи про торжество закона. А на самом деле - является быдлом, на фоне которого правозащитник делает себе пиар.
Но они же не все такие, да?