Что случилось с почтой i.ua?

  • 13.01.22, 14:00
Что случилось с почтой i.ua? Не отображаются новые письма, отвратительно отправляется корреспонденция. Интересно, это у всех так? Наверное надо менять сеть пребывания вместе с почтой??? Мне  всё это не нравится........

Что случилось с почтой i.ua?

  • 13.01.22, 13:50
Что случилось с почтой i.ua? Не отображаются новые письма, отвратительно отправляется корреспонденция. Интересно, это у всех так? Наверное надо менять сеть пребывания вместе с почтой??? Мне  всё это не нравится........

Что случилось с почтой i.ua?

  • 13.01.22, 13:40
Что случилось с почтой i.ua? Не отображаются новые письма, отвратительно отправляется корреспонденция. Интересно, это у всех так? Наверное надо менять сеть пребывания вместе с почтой??? Мне  всё это не нравится........

Михайло Білас

Когда-то мы с Настей ездили в Трускавец. Были мы там по путёвке в санатории "Алмаз". Времени свободного было море, поэтому мы целыми днями гуляли то в парке, то по городским улочкам. Во время одной прогулки набрели на симпатичное здание. Оказалось, в нём расположился музей местного художника - мастера гобеленовой техники - Михаила Биласа (Михайла Біласа).



До этого я это имя только слышала, но работ мастера никогда не видела.  Зашли в музей. Было тихо и немного сумрачно в первых залах. Но, когда, собственно, мы вошли в залы, где экспонировались гобелены, повеяло теплом. От изделий мастера становилось светло на душе. 
 

Теперь немного о мастере.


Михайло Білас - мастер от Бога. Он одновременно и правдивый народный мастер и профессионал высшей степени, на его творческом счету свыше 400 робот. Его руками ткутся гобелены, ковры, вереты, лежники, а также вышитые салфетки, дорожки, подушки. Он мастер текстильной пластики, образно выразительных игрушек, автор непревзойденных сюжетных аппликаций и панно. Вместе с тем он и тонкий колорист, "композитор цвета". На его стиль и мастерство повлияли опыт и культура ткача, вышивальщика, живописца, графика и народного мастера. Каждое изделие он изготавливает собственноручно, от эскизов и окрашивания ниток - до самого окончания. 


  Михайло Білас вышивает с пяти лет. В своё время получил музыкальное и хореографическое образование. Со временем - художественное. Его работы выставлялись в Украине и за рубежом. Работал в нескольких домах моделей. Ему предлагали много должностей, но он отказывался - не интересно. И сегодня работает в Трускавце. Искусствоведы утверждают, что в современном украинском декоративно-прикладном искусстве первое место принадлежит Михайлу Биласу -его произведения, без преувеличения жемчужины украинской культуры.
Аппликация "Великдень"(Пасха) 


  Гобелен "Красолі" (Настурции) 



  Гобелен "Богородица, 2000г. 


 
 Гобелен "Бойківська мадонна" (Бойки — этническая общность украинцев, проживающая на западной Украине и официально рассматриваемая властями Украины, а также советскими и украинскими этнографами, лингвистами, филологами как этнографическая группа украинцев.)
 

 

 Гобелен "Бойківська сім'я" (Семья бойков) 



 
 Гобелен Красуля. 1987г( У нас она была бы Бурёнкой )))) ) 





  Гобелен Хліб наш насущний. 1989г. 



  Гобелен Неволя. 1982г 



  Гобелен "Любовь"


О Михайле Биласе снято четыре телефильма. А его работы ныне хранятся в тридцати семи музеях, среди которых есть и иностранные. 


Здесь то, что я нашла о Биласе в интернете:
http://www.chasipodii.net/article/3040/
http://made-in-ukraine.info/truskavetske-dyvo/
http://truskavetsclub.info/2007/09/12/pochesn_gromadjani_truskavcja.html
http://www.djerela.com.ua/?MOD=print&spec_topic=56
http://www.wz.lviv.ua/pages.php?ac=arch&atid=66865
http://www.karpaty.info/ru/uk/lv/dr/truskavets/museums/bilasa/

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

Господи, Боже Великий, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь нам.

Защити, Архангел Михаил, нас от всех врагов видимых и невидимых.

Архангел в сияющих латах
И с красным мечом из огня
Стоял на клубах синеватых
И дивно глядел на меня.

Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой -
И снова народу являлся,
Большой, по колена босой.

Ребенок, я думал о боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные, бурые ноги,
Да римские латы и меч...

Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый,
Где ты мое сердце пленил!

Иван Бунин (13.09.1919)





Православные
21 ноября отмечает праздник Собор Архистратига Михаила и прочих
Небесных Сил бесплотных, который известен в народе также под названием
Михайлов день.


«Михаил-архангел
считается в народе не менее грозным для всякой нечисти-нежити, чем
Илья-пророк. По народному представлению, сам Бог Саваоф положил ему быть
грозою для тёмных сил бесплотных. Когда Господь Бог воспылал гневом на
Сатанаила и его присных, из ангелов превратившихся в «агелов». Он
повелел Михаилу-архангелу свергнуть с небес в преисподняя земли, что
было исполнено в точности».
«Грозному победителю «Диавола со
диаволами» народное воображение приписывает даже участие в мироздании.
«Како огонь зачался?» - спрашивается в одном из памятников народной
отреченной письменности. «Архангел Михаил возжег его от зеницы Божией», -
следует ответ.
Затем, кроме борьбы с «силами бесовскими», на него
возложено перевозить души праведных через огненную реку, отделяющую, по
свидетельству народных духовных стихов, земную преходящую жизнь от
загробной – вековечной:

Протекала тут речка, да речка огненная
От востока да и до запада
От запада да и до сивера;
По той ли реке, да по огненной,
Ездит Михайло-архангел-свет
Перевозит он души, души праведных.
Праведные души. Души радуются,
Песнь эту поют херавиньскую,
Гласы те гласят серафиньские


-
поют калики перехожие в стихе о «Старшном Суде», о перевозимых с
берегов земли «ко светлому ко пресветлому раю, да ко пресолнышнему, к
самому ко Господу, ко Христу, Царю Небесному»…





Таким
образом, охранитель праведников на земле от сатанинских наваждений
является в народном представлении и проводником душ в селения райские. В
последние дни мира существования бренного мира, на Страшном Суде
Божием, после того, как «потопие» смоет «матушку сыру землю» от его
грехов, «сойдёт Михаил-архангел батюшко, вострубит в трубоньку золоту, и
пойдут гласы по всей земли, разбудят мёртвых и вызовут из гробов».

«С
этим именем связано в народном представлении немало поверий,
вращающихся вокруг каждодневной жизни крестьянина. И не только у нас на
Руси, но и во всём зарубежном славянстве, сохраняющем с нами кровные и
духовные связи, с давних времён Михайлов день отмечался
среди
народных праздников особым чествованием грозного, и в тоже милостивого
архангела Божия. В Сербии, в Черногории, Боснии, Болгарии и других
странах родных нам по крови и духу народному, - всюду этот праздник
ознаменовывался с незапамятных пор родственными друг другу обрядами, в
которых сливалось языческое суеверие с христианскою верой».
«Михайлов
день в старину являлся в некоторых славянских землях обычным сроком
работ и наймов. Позднее это перешло в зимнему Юрьеву дню и к
Покрову-зазимью, как и у нас на Руси.
Имя Михаила-Архангела,
пользуется большим почётом среди простолюдинов в Дании, Исландии, и на
Скандинавском полуострове в бывших некогда славянскими а к настоящему
времени совершенно онемеченных немецких землях».

По русскому
народному поверью, до сих пор повторяющемуся в северных губерниях,
Михаил-архангел налагает на диавола цепи, скованные «кузнецами», -
Косьмою и Дамианом. В день, посвященный их памяти, зима начинает
сковывать землю и воды: «Михайло мостит мосты» (а иногда «расковывает»
оттепелью). Не другие сутки после Михайлова дня, «зима встаёт на ноги» и
морозы отлетают «от железных гор», под которыми разумеют окованные
стужею тучи».

Коринфский А.А., «Народная Русь» - Смоленск. Из-во «Русич», 1995.



Молитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе.



Господи Боже Великий Царю, Безначальный!

Посли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых.

О,
Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам
борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред
лицем ветра.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле!
Шестокрылатый первый княже, воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О,
угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех делах в скорбях,
печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях - тихое
пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей
диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящегося тебе и
призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву
мою.

О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне
силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами
Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии,
святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых
великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей,
мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.


http://v-xram.narod.ru/arxangel-M.html


Кто
читает сию молитву каждодневно, не прикасается к нему ни Диавол,ни злой
человек, и лестию не соблазнится сердце его, и ада преисподнего
избавится.

Сия молитва древняя написана на паперти Архангела Михаила в Москве – еже именуется «Чудов - Монастырь» 11.08.1906 г.

Молитесь
под праздник Архангела Михаила под 19 сентября ( Чудо в Хонех) и под 21
ноября - его память, т.е. под Михайлов день, молись в 12.00 ночи, ибо
Архангел Михаил под свои праздники, ночью находится на берегу долины
огненной и опускает правое крыло в геенну огненную, которая в это время
гаснет. Молись под эти ночи и Он услышит молитву просящего, называй
усопших по имени и проси, чтобы Он вывел их из ада.

Помяни родных, знакомых и близких, называй их имена.

Тайна нашего спасения по молитвам Архангела Михаила.





Вот если б нам...


http://www.stihi.ru/avtor/strannikstichi
(благодарение Архистратигу Михаилу)

Чем больше слов, тем злее кривотолки,
В молчанье, ощутимей Омофор.
Как грядка, после тщательной прополки,
У Ангелов Господних разговор.

О, сколько силы в ангельском молчанье
И в каждом слове, сколько теплоты?
Ну как не спеть им песню- величанье,
Прославив светоносные черты?

С их Ликами, немногие знакомы,
Глаза не могут выдержать их свет,
Их глас ввергает нас в объятья комы,
Поэтому общенья с ними нет.

Но Ангелы, живя во Славу Бога,
Заботясь о творении Его,
Порою открываются немного,
Когда приносят Слово от Него.

Возможно – их видение условно:
Знакомый образ, ясные глаза,
Поток любви течёт немногословно,
Хотя в руках – могучая гроза.

Взглянув лишь миг на образ Михаила,
Забыть Его, не сможешь никогда:
Цветок Любви, Божественная Сила
И речь живит, как чистая вода.

Не дай нам Бог, узнать каков Он в гневе,
Надеюсь, что Он, с гневом, не знаком
Прославил Бог, его в творенья древе,
Великим, огнедышащим клинком.

И он живёт, веками прославляя,
Творение Святейшего Творца,
И, Бог Отец, на жизнь благословляя,
Ему дал облик чистого юнца

Коль мы тверды, в своём стремленье к Богу,
Коль нам Закон, всегда любим и мил,
Коль мы идём, усердствуя премного,
Поддержит нас Архангел Михаил.

Сии стихи, ужасно многословны,
Ведь их писал не ангел – человек,
Они обречены на шквал злословный,
От чад земных, живущих первый век.

Сонм Ангелов из Рати Михаила,
Прославив Славу Божию в Псалмах,
Покажет всем заблудшим, чья в них Сила,
Сжигая кривотолки все во прах.

Благословенны Ангелы Господни,
Пред Богом, предстоящие всегда,
Их пение – на Берег Счастья сходни,
Вот если б нам, так петь хоть иногда


© Copyright: Владимир Пономарёв, 02.03.2011

http://whoiskto.dreamwidth.org/95023.html
http://igorinna.bestpersons.ru/feed/post37254520/
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2170/

О войне

* * *
 
На
носилках, около сарая,

На краю отбитого села,

Санитарка шепчет,
умирая:

- Я еще, ребята, не жила...
 
И
бойцы вокруг нее толпятся

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать
- это восемнадцать,

Но ко всем неумолима смерть...
 
Через
много лет в глазах любимой,

Что в его глаза устремлены,

Отблеск
зарев, колыханье дыма

Вдруг увидит ветеран войны.
 
Вздрогнет
он и отойдет к окошку,

Закурить пытаясь на ходу.

Подожди его,
жена, немножко -

В сорок первом он сейчас году.
 
Там,
где возле черного сарая,

На краю отбитого села,

Девочка лепечет,
умирая:

- Я еще, ребята, не жила...
 
Юлия Друнина




салат Ананас


КУЛИНАРНЫЙ
РЕЦЕПТ:Салат "Ананас"



 (450x299, <br />
129Kb)
Состав

картофель - 2-3 средних
штуки,
куриный окорочок - 1 шт (~300-400 г),
грецкие орехи
(половинки) - ~150 г,
яйца - 3 шт,
сыр - 100 г,
маринованные
огурцы (корнишоны) - 4-6 шт,
лук репчатый (или красный салатный лук) -
0,5-1 средняя штука (по вкусу),
перья зеленого лука для украшения,
майонез,
соль,
перец

Приготовление

Картофель
хорошо вымыть, сварить в мундире, охладить, очистить от кожуры и
натереть на крупной терке.
Яйца сварить вкрутую, охладить, очистить и
также натереть на крупной терке.
Окорочок сварить, остудить,
отделить мясо от костей и мелко порезать.
Сыр натереть на терке.
Огурцы
порезать мелкими кубиками.
Лук очистить и мелко порезать.


 (450x299, 116Kb)

Выкладывать подготовленные ингредиенты
на овальное блюдо слоями. Слои немного посолить, поперчить и смазать
майонезом.

1-й слой: картофель
2-й слой: лук
3-й слой:
половина куриного мяса
4-й слой: маринованные огурцы
5-й слой:
оставшееся куриное мясо


 (450x299, 113Kb)

6-й слой: сыр
7-й слой: яйца
 (450x299, 110Kb)

Верхний слой салата хорошо смазать
майонезом и украсить половинками грецких орехов и перьями зеленого лука.

*
Вместо половинок грецких орехов поверхность салата можно густо посыпать
рублеными грецкими орехами.
Грецкие орехи можно заменить ломтиками
консервированных шампиньонов, украсив ими поверхность салата в виде
чешуек ананаса, выкладывая ломтики грибов немного внахлест.


 (450x299, 106Kb)

Мы разучились верить в чудеса

  • 07.04.10, 18:16
Мы разучились верить в чудеса

И в то, что невозможное возможно.

Гнев поглощает мир и небеса,

Мы ко всему относимся серьёзно.

Вокруг всё материально: ты и я,

Предметы, деньги, слава и признанье.

Нет только в мире волшебства,

Мы позабыли детские сказанья.

Поверить сложно, если не доказан

Мир, полный странных и загадочных вещей.

Но в сердце Путь в страну мечты указан.

Осталось сделать первый шаг. Смелей!

http://www.playcast.ru/?module=view&card=879100&code=976c8321d56f0e3e8f393216d9e2f234a49a8dec

Альфонс Муха

  • 17.09.09, 21:20
Альфонс Муха

 

 

Альфонс МухаВ нашей стране имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков... Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.

Альфонс Муха - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.

Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия) . Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. С1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1887–1922 жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра С.Бернар (Жисмонда, 1894; Дама с камелиями, 1896; Лорензаччо А.де Мюссе, 1896; Медея по мотивам Еврипида, 1898). Частично Альфонс Муха выступал и как дизайнер этих постановок: по его эскизам создавались не только платья, но и сценические ювелирные украшения.Альфонс Муха стал одним из ведущих художников французской рекламы; его композиции печатались в журналах либо в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в орнаментально-пестрый мир роскоши и неги. В том же «стиле Мухи» создавались и красочные графические серии (Времена года, 1896; Цветы, 1897; Месяцы, 1899; Звезды, 1902; все работы – акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт - постеров.

Собрал свои дизайнерские проекты (панно, витражей, ковров, мебели) в альбоме Декоративные документы (1901). Работал как книжный иллюстратор, исполнил декоративную живопись павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже (1900; не сохранилась) и Дома собраний в Праге (1910), нарисовал эскизы первых чехословацких почтовых марок и банкнот (1918). В 1913–1930 написал большой цикл Славянская эпопея (музей замка Моравски Крумлов); традиционно-академическая манера соединилась в этих полотнах, посвященных начальным главам истории чехов, поляков, русских и других народов Восточной Европы, с плоскостной ритмикой модерна. После Первой мировой войны Альфонс Муха перебрался в Чехию. Умер художник в Праге 14 июля 1939.

АЛЬФОНС МУХА И ЕГО 

ШЕДЕВРЫ В СТИЛЕ МОДЕРН

 

 

"Пиво Meuse", плакат, 1897,  104.5 x 154.5 cм (фрагмент) (это иллюстрация, не вошедшая в печатную версию статьи)

 

 

 

"Carraige Dealers", плакат, 1902 (фрагмент)

 

 

 

"Велосипеды Perfecta", плакат, 1902 - 104.3 x 154.6 cm  (это иллюстрация, не вошедшая в печатную версию статьи)

 

 

 

Браслет, выполненный для Сары Бернар по эскизу Мухи, ювелир Жорж Фуке, 1899

 


 

 

 В 1900 г. почти забытый ныне писатель С.К. Нейман точно заметил, что художники все чаще выходят на площадь, чтобы получить одобрение толпы, что их ни в коем случае не унижает. «Своим искусством они зажигают цветные огни в сумеречных улицах, и каждый, проходя мимо, может купаться в их сиянии». Эти художники в конце прошлого столетия создали новый стиль в искусстве, видя одну из главных задач в соединении Красоты с Жизнью.  Новый стиль, или стиль модерн, стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. Модерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ в., очень быстро распространился по всей Европе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в Соединенных Штатах.  Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов.  Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже. Во Франции художника называли Мюша. Но прежде чем добиться триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в Париже всегда было в избытке.  Возможность стать профессиональным художником появилась у Альфонса Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже. Здесь ему не сразу, но повезло – он устроился работать в театр божественной, как ее тогда величали, Сары Бернар. С 1894 по 1901 гг. Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты. Он был од ним из тех, кто поднял плакат (театральный и рекламный), прежде воспринимавшийся как нечто второстепенное, до уровня высокого искусства.  Бернар была довольна главным художником своего театра «Ренессанс». Ходили слухи о романе между гениальным плакатистом и гениальной актрисой, поговаривали, что Бернар отыскала его чуть ли не в цыганском таборе. Но слухи слухами, а бесспорно то, что Альфонс Муха нашел ряд приемов построения плаката, которые очень быстро переняли многие художники в самых разных странах. «Это - богатство, разбросанное полными горстями по сомнительной белизне стен наших улиц», – писали газеты. 

Искусный рисовальщик, Альфонс Муха часто придает стилизованным женским фигурам элегантную величественность, дополняя изысканный рисунок экзотическим (для европейца) орнаментом, как будто сошедшим с византийских мо заик. Сам художник любил щеголять перед своими знакомыми, среди которых были художник Поль Гоген, писатель и драматург Август Стриндберг, скульптор Огюст Роден, в расшитой косоворотке, подпоясанной широким кушаком: он всегда любил подчеркивать свое славянское происхождение.  Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи.  Он выбирает вертикально вытянутый формат листа, фигура актрисы четко очерчивается контуженой линией. Роскошное одеяние и пальмовая ветвь в руке Сары Бернар усиливают сходство этой театральной афиши с парадным портретом. Элитарное превращается в популярное, парадный портрет – в уличный плакат.  Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия.  Надо сказать, что плакаты Альфонса Мухи выгодно отличались от работ его коллег большей лиричностью, умиротворенностью, нежностью цветовых сочетаний, отказом от крикливости и агрессивности, весьма характерных для большинства произведений данного жанра. 
Альфонс Муха отдает безусловное предпочтение спокойной, вполне традиционной композиции, что, по его мнению, должно способствовать пробуждению в зрителе чувства гармонии и возвышенной красоты, поэтому работы Альфонса Мухи хорошо смотрятся не только на афишной тумбе, но и в домашнем интерьере.  Изображая на плакатах, панно, календарях исключительно женщин, художник полностью отождествляет понятие Прекрасного с образом изящной красавицы, порой томной и загадочной, порой неприступно величавой, а порой просто миловидной. Романтическая идеализация женственности нередко приобретала в ту эпоху гораздо более глубокий, философский смысл, чем тот, который обнаруживается в произведениях Альфонса Мухи. Вспомним хотя бы наших соотечественников – философские рассуждения В.С. Соловьева и стихи А.А. Блока о Прекрасной Даме. Сейчас нам просто важно отметить, что это было в духе времени. Друг художника Август Стриндберг пробудил в нем устойчивый интерес к оккультным знаниям и спиритизму, что тоже весьма характерно для эпохи конца ХIХ – начала ХХ в. 
Альфонс Муха проявил себя не только как замечательный плакатист, не менее известны его ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптура. Его признали не только в Европе, но и в США, где, уже будучи знаменитым, художник преподавал и работал несколько лет.  Завершил свой путь всемирно признанный мэтр на родине. Здесь в 45-летнем возрасте он женился на своей ученице Марушке Хитиловой, которой тогда было 26 лет.

 Последние годы жизни художник посвящает созданию монументального цикла из двадцати полотен – «Славянского эпоса», на сюжеты славянской мифологии, в которых открылись новые грани его разностороннего дарования.

 Однако монументальная живопись Альфонса Мухи не привлекла того внимания, которое вызвали плакаты и панно, созданные в конце прошлого столетия.  Стиль модерн вполне исчерпал себя к началу первой мировой войны. В 10-х и 20-х гг. над модерном издевались авангардисты всех мастей. Затем о модерне просто забыли, было забыто и богатейшее наследие Альфонса Мухи. Трагически завершилась его жизнь: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.  В последние десятилетия во всем мире растет интерес к творчеству художников и архитекторов модерна: проходят вы ставки, издаются альбомы, растут цены на произведения талантливых представителей этого стиля, в том числе и Альфонса Мухи. Изменилась оценка модерна. Оказывается, модерн не так прост и не так пошл, как казалось еще совсем недавно.

 

 Д.Е.ЯКОВЛЕВ 


Copyright (c)  2001 журнал "Авеню" / The Avenue Magazine. Перепечатка только с разрешения редакции. All rights reserved

К Рождеству Иоанна Предтечи

 Бах, отрывок из кантаты на праздник Рождества св. Иоанна Крестителя, BWV 30. Святой Иоанн Креститель Икона Иоанна Предтечи Икона Иоанна Предтечи

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры. Когда ему исполнилось тридцать лет, он начал проповедь на берегах Иордана. Свиток в руках говорит о начале проповеди, отсеченная голова — о мученической кончине, древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7; 24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа. Иоанн изображен на фоне горок, которые не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего. Чаша с главой Предтечи — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.

Иоанн Предтеча проповедовал в пустыне, у него был круг своих учеников. Слава о чудесах Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». По отшествии посланных, Христос обратился к пароду: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? [...] Что смотреть ходили вы? Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о Котором написано: «вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7; 17—29). Этот текст Евангелия дал основание изображать Иоанна Предтечу крылатым Ангелом пустыни либо со свитком-проповедью, либо с усекновенной головою — вестником пришествия, подвига и мученической смерти Христа.

Проповедь Иоанна Предтечи о покаянии и нравственном очищении была непродолжительной: приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил жизнь мученической смертью. Вскоре после Крещения Господня Иоанн за обличение правителя Галилеи Ирода Антипы в неправедной жизни (в женитьбе при жизни своего брата Филиппа на его жене Иродиаде) был посажен по наущению жены царя в тюрьму. Иродиада боялась обличений Иоанна и из темницы. В свой день рождения Ирод устроил пир и угодившей ему пляской Саломии, дочери Иродиады, обещал выполнить любое желание. Саломия по просьбе своей матери потребовала голову Иоанна Предтечи. Иоанну отсекли голову и принесли на блюде Саломии.

Сторінки:
1
2
попередня
наступна