хочу сюди!
 

Ірина

48 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 48-56 років

Почему только русские пьют залпом, а не прихлёбывая, как все

  • 24.04.11, 13:56
Сцены Нижегородской ярмарки. Русский художественный листок
Ответ гораздо серьёзнее, чем этот легкомысленный вопрос. Главный редактор журнала «Русская водка» Николай Кривомазов разрушает ещё одну легенду русского застолья
Николай КРИВОМАЗОВ — 22.04.2011

АЛЕКСАНДР III ОТМЕНИЛ КАБАК

Вы наверняка удивитесь, а то и матюгнётесь, узнав истинную причину нашей якобы «вековой традиции» пить залпом. Оказывается, всё дело…в страхе перед полицией. В городовом, который наверняка заметит ваше запретное распитие за углом и загребёт в кутузку. Вот и всё. И никаких тебе «вековых традиций»! Случилось это не так давно - в 1894 году, когда правительство Александра III ввело государственную монополию на водку. И всё было бы хорошо, кабы не массовое закрытие привычных кабаков, вызванное «монополькой» Александра III.

Место кабака, в котором можно было «посидеть», заняла казённая лавка, в которой водку продавали только в закупоренной таре и только на вынос. Короче, пьющий люд выгнали из кабаков - на улицу. Здесь-то, за углом, и родилась наша известная манера пить залпом - чтобы опередить полицейского, который привычно дежурил у винной лавки – по сей день дежурит.

Возле казённых лавок появились «стаканщики», которые предлагали свои услуги для откупоривания и стакан для распития водки. Вот так и сформировалась живущая поныне манера - на улице, за углом, в детской песочнице. Да ещё – залпом и не закусывая. Жуть!
Тайная продажа водки



ИВАН ГРОЗНЫЙ ОТМЕНИЛ КОРЧМУ

На этом, собственно, можно бы и закончить, если бы не проклятое наше умение из века в век наступать на одни и те же грабли. Ибо Александр III взял да и повторил в 1894 году то, что сделал ещё Иван IV (Грозный) в 1533-м.

Сегодня, побывав за границей, мы знаем, что все эти многочисленные кафешки, ресторашки, пивнушки созданы не для пьянки. Здесь вкусно и дёшево – дешевле, чем дома. Потому что рестораторы покупают продукты по оптовым ценам, а это дешевле розничных цен. Поэтому заморский народ не сидит по кухням, а идёт в соседнее кафе. Всей семьёй, со всеми своими гостями.

Самое удивительное, что задолго за заграниц точно такие же заведения были рассыпаны по всей Руси великой. Сюда народ сходился для бесед и выпивки с песнями и музыкой. Корчма была вольным народным учреждением, имела значение ратуши и гостиного двора. В Киеве, Новгороде, Пскове или Смоленске корчма составляла важнейшее городское учреждение – своего рода городское собрание. Кстати, советские пивнушки-стоячки тоже назывались «парламентом» – такого сегодня тоже нет. Нынешние наши пивнушки – это, скорее, дорогущий английский клуб для сэров и пэров. Простой народ пьёт за углом. Ни в одном сегодняшнем постановлении «О борьбе с пьянством» нет ни строки про то, что людям нужны дешёвые кафе, забегаловки, корчма, в конце концов! Снова держать и не пущать! И ни слова про меня – про человека, которому нужна не только работа.

Итак, Иван Васильевич (Грозный) действительно «меняет профессию» русского застолья. Для начала он запретил в Москве продавать водку. Дозволил пить лишь своим опричникам. Эти кремлёвские холуи гордились тем, что грызут царских врагов, как собаки. Оп¬ричники хозяйничали в стране, словно у себя дома. Для них на Балчуге, напротив Кремля, открыли особый дом, называемый по-татарски кабаком. То был первый «царёв кабак». Первый и самый страшный шаг к так называемому «русскому пьянству».

Введение казенной продажи вина в Петербурге




ПЕЙ, НЕ ЗАКУСЫВАЯ

Продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода. Из Москвы пошли предписания кремлёвским п о л п р е д а м - повсюду заводить «царёвы кабаки». Возникают чудовищные питейные дома, где можно только пить, а есть - нельзя. (Вот откуда ещё одна дурная легенда - наша «богатырская» манера пить, не закусывая!). Если в древнеславянской корчме, как и в татарском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то теперь велено только пить, причём касалось это только простого народа, то есть крестьянам и посадским - им одним запретили готовить домашнее питьё. Богатенькие по-прежнему гнали для себя приличные напитки. Так погибает ещё одна наша сказка про «Я там был, мёд-пиво пил».

При Борисе Годунове повсюду (за исключением Малороссии) корчмы были окончательно уничтожены. А с 1598 года частным лицам окончательно запрещено торговать водкой. Итак, за распространением кабаков и пьянства на Руси стоял экономический интерес государства.
Но как только государство начинает завинчивать гайки с этим делом, как оно, немедля срывает резьбу. В 1648 году в начале царствования второго русского царя из династии Романовых - Алексея Михайловича - в Москве и других городах возникли «кабацкие бунты». Городская чернь оказалась неспособна платить по кабацким долгам. Заодно - резко упало качество водки. Из-за массового пьянства на Пасху каждый год страдала посевная. Для подавления этих бунтов пришлось использовать войска.

Забытое ныне «Я там был – мёд-пиво пил». Сбитенщик



Кремль почесал в затылке и взялся, как мог за трезвость. Но сократить пьянку и увеличить доходы казны от неё одновременно - задача неразрешимая, Поэтому тогдашняя борьба за трезвость продержалась лет семь, не более. Казна оказалась сильнее - такой вот русский «тяни-толкай». Поэтому кабаков не стало меньше. Началось заметное расслоение русского народа. Ибо простолюдин пил теперь из-за силой навязанного ему кабацкого стиля потребления. Зато аристократии и зажиточному люду было проще - им одним дозволялось производить вино и потреблять его в домашних условиях. Даже во время царских приёмов и пиров неукоснительно соблюдался ритуал умеренного угощения медами и иноземными винами, после чего чинно расходились. До Петра Первого в стенах Кремля не пили.

ПЁТР ПЕРВЫЙ ДОБАВИЛ

При всём моём уважении к великой нашей истории, про Петра Первого я должен сказать, что он своими строжайшими указами буквально насаждал пьянство. Началось падение нравов правящей элиты. Ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками, мягко говоря...

ПРИ ЕКАТЕРИНЕ ЗА ДЕЛО БЕРУТСЯ ПРОХИНДЕИ

Другую роковую роль сыграла Екатерина II, обронившая гениальную фразу: «Пьяным народом легче управлять». В 1765 году она вводит откупную систему - взамен государственной винной монополии. Как это делалось. Правительство отдаёт продажу алкоголя на откуп частным лицам. Причём частник платит государству заранее. А потом постепенно возвращает этим деньги себе обратно, торгуя выпивкой. Откупа отдавались самым «шустрикам» - наиболее энергичным, богатым и жестоким. Исходили из того, что уж они-то найдут способ собрать с народа деньги! Взамен откупщик получал монопольное право продажи водки.

При этом, стремясь подавить конкуренцию казённой водке со стороны пива и мёдоварения, государство стало взимать высокий налог с производства пива и пивных лавок. Пивоваренные заводы стали закрываться. С 1845 года распивочные пивные лавки везде, кроме Питера и Москвы, были запрещены. Структура потребления алкогольных напитков непоправимым образом ухудшилась. За столетие существования откупной системы произошёл переход от малоградусной выпивки (мёд, пиво, бражка, вино) в сторону крепкого алкоголя – главным образом, водки.

АЛЕКСАНДР II: НАСТУПЛЕНИЕ ИЛИ ОТСТУПЛЕНИЕ?

Со временем у откупщиков-монополистов, державших непомерно высокую цену на водку, стали концентрироваться огромные прибыли. Это не давало покоя Кремлю, желавшему получать большую прибыль от нашего греха. В результате Александр II пошёл на реформу питейного дела. В 1863 году его правительство уступило право государства на изготовление водки частным заводчикам и ввело новую систему продажи, получившую название акцизной. Промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, к увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов.

Только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза.
Вот свидетельство тех лет: «Новая акцизная система уничтожила последние препоны к безграничному развитию пьянства. Дорогая и дурная откупщическая водка сделалась дешёвкой. Продажа питий распивочно и навынос стала свободным торгом. На каждом шагу явились новые кабаки. Овощные лавки сделались питейными домами. Наконец, и селения не избежали участи городов... Соблазн к пьянству развился до крайней степени. При уродливом размножении нового класса торгующих и безграничном предложении не было ничего, что могло до некоторой степени уравнять потребление, сдержать пьянство. От пива народ был отучён».

ХРУЩЁВ ОТМЕНИЛ ЧАЙНЫЕ

Советская власть продержала «сухой закон» Николая Второго до 1925 года. Бехтерев написал, что неизбежный возврат к свободной торговле водкой был обусловлен тем, что трудящиеся требовали крепких спиртных напитков. Причём этот «тяни-толкай» (сократить пьянку и нарастить казну) совершенно странным образом повторяет многие царские «находки». Так, в 1958 году команда Хрущёва попыталась уменьшить пьянство, запрещая продажу выпивки в розлив. Прижали «чайные» - были такие лёгкие столовки с борщом, котлетой и с буфетной стойкой - рюмочка на розлив. Опять бедного мужика гонят на улицу, в подворотню.

ГОРБАЧЁВ

Он в точности повторил всех своих предшественников, начиная с Ивана Грозного, и комментировать тут нечего. Денежный дефицит усилился отсутствием традиционных «пьяных» денег – теперь они оседали не в бюджет СССР, а в карман алкогольной мафии. Но прямые и косвенные последствия от его запретов куда заметнее, чем даже при Иване Грозном и при Петре – не стало СССР. Если представить тогдашнюю страну в виде сухой, рассохшейся бочки, то Горбачёв своими «антиалкогольными» действиями сбил с неё последний обруч.

МЫ СО СВОИМ НАРОДОМ ПОСТУПАЕМ, КАК С ПОДЛЕЦАМИ НЕ ПОСТУПАЮТ

В общем, Горбачёв сделал то, что сделал. И «процесс пошёл» как всегда в другую сторону. В 1988 году последний премьер-министр Советского Союза Н.И. Рыжков чуть ли не самолично остановил это дело. Вот как он сам мне об этом рассказывал. (Н. И. Рыжков. Магнитофонная запись 1994 года. Публикуется без правки, чтобы воссоздать настроение тех лет).
– Я несколько раз просил поставить этот вопрос в повестку дня Политбюро хотя бы СВЕРХ ПЛАНА, за повесткой дня. Но Горбачёв не хотел этого. И вот, помню, поздно вечером, последний вопрос… Это было страшное Политбюро. Завелись по-дикому! Я сижу по одну сторону стола. Со мной Зайков, Воротников, Никонов. А Горбачёв, Егор (Лигачёв) и Соломенцев - напротив. И вот как-то получилось, что одна сторона бросилась на ту сторону. А та на нас бросилась. Я говорю: «Хватит!». Я говорю, два года смотрел вам в зубы».

Тогда Соломенцев подскакивает, а они с Егором крепко вместе. Соломенцев подскакивает, что-то пытается сказать. Я говорю: «Знаешь, что? А ты сиди и молчи. Ты, говорю, свою бочку выпил». Подскакивает Никонов, Виктор, село: «А что вы орёте, что орёте! Бардак запустили! В стране всё это провалилось с треском! Опозорились. Да, надо… Надо немедленно кончать с этой…». Воротников поддерживает меня. Зайков – меня. Те двое: «Михаил Сергеевич, не принимай решение». Я говорю: «Михаил Сергеевич, хватит. Я вас о Политбюро пять раз просил, вы не хотели.

Я вам официально говорю: вы обязаны принять решение. Примете решение продолжать такие же фокусы – ставьте на голосование. Победите вы - будем продолжать. Нет - кончайте». И он, когда он увидел, что их остаётся человека три всего, заколебался, как всегда, и говорит: всё, пусть сами решают, что угодно пусть делают. Я на второй день – как раз большой Совмин был – я сказал: хватит мучить народ. Мы со своим народом поступаем, как… Как с подлецами не поступают. Поэтому с сегодняшнего дня кончается вся эта свистопляска. Давайте реальные ставить цифры и производить, как полагается. Вышли мы с Политбюро – никто не смотрит друг на друга. Мне-то легче: я спустился на второй этаж и всё. А им-то к машинам нужно идти. Они все идут, подальше друг от друга. Ужасная картина!

ВОДКА ВМЕСТО МОИСЕЯ

Либеральные экономические реформы 90-х годов (за алкогольный бардак персонально ответственны покойные ныне Гайдар&Фёдоров - Фёдоров умер в Лондоне в 49 лет) привели к утрате государственной монополии на спиртное и криминализации алкогольного бизнеса. Водка стала доступна в любом возрасте, в любое время суток и по любой цене. Почему? Для чего? Повторяю для тех, кто ещё не понял. Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет – чтобы вытравить из народа раба. У р-революционеров наших дней такого запаса времени в 40 лет не было. Им нужно было немедля вытравить из советского человека чувство собственного достоинства и государственное мышление! Такую болезненную операцию нельзя было делать без наркоза. Понятно-нет?

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

За 2010 год акцизы на спирт принесли в бюджет страны 2,49 млрд. рублей. Много это или мало? Считайте сами. 15 крупнейших стран Европейского союза только на налогах с крепкого алкоголя получают в общей сложности более 30 млрд. евро в год. В пересчете на наши деньги - более 80 млрд. рублей в среднем на каждое государство. То есть «пьющая больше всех» Россия даёт в бюджет 2,49 миллиарда рублей. А «непьющая» какая-нибудь Франция – 80 миллиардов рублей.

Таким образом, выпивка, созданная для радости, для веселья, для «роскоши человеческого общения» по-прежнему остаётся предметом торга. В итоге – ни бюджета, ни радости. Посидеть с друзьями «по-лёгкому» мне по-прежнему негде. А начал, вы помните, Иван Грозный.

Иван Васильевич, увы, не меняет профессию.
5

Коментарі

Гість: gav57

124.04.11, 14:12

А хуле время тратить!

    224.04.11, 14:32

    Прихлёбывают - прихлебатели!

      Гість: Світсонця

      324.04.11, 14:50

      Всё правильно, единственно - ошибка, при Борисе Годунове Малороссия не входила в состав Московского Царства. Кстати, здесь паны спаивали народ аналогично, даже в 18-19 веке в Западной Украине поляки заставляли селян покупать определённое количество водки насильно. Алкоголь имеет мутагенный фактор и видимо мутации были не только отрицательные, иначе наш народ уже бы вымер, или действительно его Бог хранит.

        424.04.11, 15:39

        история написана не победителями, а водкой