Пошук


Поиск заметок «я - путешественник» в архіві користувача «mandrivnik»

Две вечные проблемы не только для России: дороги и дураки

Славянский меридиан «Из Приазовья в Холмогоры» Можно и посмотреть http://photo.i.ua/user/389552/62590/ Когда надежный,неприхотливый и комфортный «крейсер» Pajero Sport определяет возможности, образжизни и скорость передвижения, то впечатления нанизываются на дорогу исоздаются тем, что в непосредственной видимости и досягаемости с нее.

 Дороги

В пределах Украины, а это Донецкая и Луганская области, автобанов, естественно не попадалось. Степень заезженности дорог изменяется в зависимости от приближения к городам — как правило, на околицах асфальт получше, и к границам районов-областей — автодоры явно жалеют денег для смычки с соседями. Про дороги городов Донбасса рассказывать можно только с содроганием. Лишь Донецк, пожалуй, выгодно отличается от общей удручающей картинки. Там все-таки дороги строят, а не латают.

Тем более впечатляет размах дорожного строительства в России. Начиная с трассы «Дон», четко прослеживается система. Приличный по протяженности участок дороги переполовинивают вдоль. По одной половине стоящие с обеих концов парни с рациями и жезлами поочередно пропускают в одну и в другую стороны колонны транспорта. А на второй половине полным ходом идут работы: либо сдирают сантиметров 20 асфальта и закатывают новый, либо по полной программе строят новое дорожное полотно. Задействован целый комплекс техники – экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, асфальтоукладчики — KOMATSU, Volvo, Caterpillar, MAN — новой, много, полный комплект. Передвижные асфальтовые заводы обозначены циклопическими горами щебня, отсева, песка. Десятки самосвалов челночат на отсыпке и подвозе асфальта с пылу с жару. Экскаваторы сгребают с откосов и кюветов все — криволесье, кустарники, дерн — до глины. Потом на выглаженный утрамбованный грунт укладывают какую-то пластиковую крупноячеистую сетку, засыпают сверху чернозем — потом будет травка. И так — на протяжении… 3000 км. Солидная, видать, контора — ЗАО «ВАД». Объемы — громадные, капиталовложения — неимоверные, размах работ — гигантский. Да и технологии — самые современные.

Это на федеральной трассе, где, справедливости ради, надо сказать, еще достаточно участочков по 300-500 км хорошо запущенных и даже грунтовых.

Пришлось колесить и по дорогам, которые называют «направлениями». Сотни километров грунтовок, песчаных трасс, лесовозных «бетонок» и «лежневок» — наследие всемогущих когда-то леспромхозов, нынче покинуты. Добивают их лесовозы. Заглатывают их болота.

Рушатся мосты. Но по ним ездят. Потому что другого пути нет.

Богата Россия на реки. Потому мосты — отдельная тема. Респектабельные — к Москве поближе да на Вологодчине, пожалуй. А так – мостки. Но, опять же, их системно ремонтируют, расширяя вдвое. На тех дорогах, которые ведут из центра к нефти и газу. Мосты уважают. На грунтовых трактах по километру-полтора с обеих сторон от моста — добротный асфальт, чтоб не подмыло. А вот в лесах с мостами худо. Во времена все тех же леспромхозов были добротны, крепки и ухожены. Нынче убиты. А через Мезень да Вычегду — паромы. Для тамошнего сонного затишья их пропускной способности хватает. Да и дороги там под стать…

А вдоль дороги… Правильно — стоят… в тайге покинутые лесопункты, полузатертые деревни, почти безлюдные поселки. Там жизнь замедлила свой ход тогда, когда перестали гнать на экспорт лес по $100, а не за $400 за куб (говорят, и то было выгодно). И теперь та люди пьют до синевы. Наблюдали последствия. Но мы же — о дороге. Так вот, автозаправки там встречаются километров через 100-150. Причем, как правило, двух фирм «Лукойл» и «Роснефть». В населенных пунктах покрупнее одна-две местных фирмочки еще могут заправлять. Отсюда монополия на цены. На всех заправках одного бренда – одинаковы, повышаются по мере удаления от Москвы, а еще — буквально за ночь. Еще вечером заправляли солярку по 25 руб. за литр, а на утро заправщики разводят руками — на 2 руб. дороже стала. И никто не возмущается. Хотя авто транспорт приоритетен. Фуры колоннами идут. Тягачи новехонькие — Skania, MAN, Volvo, Renault — однокомнатные квартиры на колесах. МАЗы и КамАЗы лес и щебень возят. И, кстати, за проезд по магистралям платят, что строго контролируется специальными передвижными патрулями. Мест, где можно перекусить и остановиться отдохнуть, не много и комфортом они не блещут. Тут Украина все-таки комфортней. Хотя другими контрастами поражает. На Донбассе запросто соседствуют чопорный Курортный Святогорск, укрытый пылью и дымами Славянск, рабочий Краматорск (где на работу бил-борды зазывают), руины Дебальцево и Константиновки, и неимоверно блистательный Донецк, который пригородами и с Москвою потягаться может. В остальном, обочины дорог похожи. Правда, где-то в дальнем Подмосковье, вдруг из кювета на хай-вей выглядывает мишка удивленно. А в Коми по встречной полосе флегматично прогуливается навстречу потоку авто взъерошенная дикая утка. И приходится на таежной дороге тормозить и фары гасить, чтобы выпустить на обочину табунок зайчишек. Все-таки на российских просторах есть еще где живности разгуляться. Как и дуракам...

Дураки А как без них? Только выехали с таможни (в Волошино границу пересекли), как тут же ГИБДДшный «жигуленок» пристроился спереди пылить, выдерживая строго заказанные знаком «80». Понятно, и мы не торопились обгонять жестянку. И все-таки он нас перехитрил. Нырнул за подвернувшуюся фуру. И только мы ее обогнали, тут же нас и тормознул. Говорит: сплошную пересекли. А докажи обратное попробуй, когда у него в руках все документы. И для того, чтобы штраф заплатить, искать сберкассу надо после 18.00. Пришлось с «упросить» его за нас «штраф заплатить», на что 500 руб. выделить. Вот уж точно: хорошее дело ГИБДД не назовут.

Еще один прикол. Где-то в Тульской губернии единственную трассу перекрывают шлагбаумы — платный участок. Плати и по точно такой же дороге — ничуть не хуже и не лучше — езжай за свои кровные 50 км. А потом — опять бесплатно по такой же трассе.

И совсем другой пример «комфорта». На обратном пути через каждые два десятка километров лесной дороги с огромным трудом преодолеваем практически проваленные мостики через многочисленные речушки. Хотя неделей ранее они были вполне исправны. Сначала обогнали провалившуюся намертво громадную фуру сборщиков металлолома весом тонн под 20. А перед многими мостиками таблички были «3 т», «4 т»… Потом, уже вконец измотавшись, догоняем трейлер — КрАЗ тащит платформу с экскаватором. И вся эта махина тонн 35 потянет. «Что же ты мосты уродуешь, …? — говорим водиле. — После тебя же единственная на сотни верст в округе дорога непроезжей станет»… «А я, — говорит, осторожненько»… оказалось — начальство дало команду срочно перебросить экскаватор со строительства одной дороги в Архангельской области, на строительство другой дороги в Пермской области — не меньше тысячи км.

И слово о таможне. Когда россияне взятку вымогают за то, что тебя не предупредили при въезде о том, что надо поставить отметку в конечном пункте пребывания на территории РФ, угрожая «выслать из страны и закрыть въезд на 5 лет», то это понятно — хлеб у них такой. Но когда на украинском пропускном пункте «Гоптивка» наш джип «шмонали» чуть коврики не поднимали и объяснили это тем, что «инспектор увидел выглядывавший из-под рюкзака ремешок сандалий и подумал, что это патронташ», то приходится либо сожалеть о профессионализме такого вояки, либо другую версию выдвигать… Но тут мы ничего уже не заплатили.