Как "работают" архтипы
- 04.12.19, 19:29
- Классики психологии
Как возникает невроз по Юнгу?
Если по какой-либо причине (например, по причине подавления Архетипа «Самость» или при возникновении сильной душевной травмы) происходит насильственное вторжение в сферу сознания Архетипов «коллективного бессознательного», дающих организму надиндивиду-альную биологическую мощь, то эта мощь оплачивается регрессом душевного мира — Архетипы необычным своим «обликом» расстраивают психику, рождая «благоговейные» страхи, депрессию и мистические переживания, и, в итоге, возникает мистический невроз по Юнгу.
Активность Архетипов Юнг сравнивает с пробуждением в сфере «бессознательного» Духов разного возраста, начиная от дочеловеческого прошлого и кончая Духами человечества, расы, национальности. С другой стороны, активность Архетипов он уподобляет надындивидуальным инстинктам, в прошлом дававшим большие шансы в борьбе за выживание, чем индивидуальные инстинкты Фрейда.
Причиной бессознательного оживления и воплощения Архетипа в сферу сознания, согласно Юнгу, является травмирующая проблемная ситуация (сильная душевная травма, болезнь, смерть близких и т. п.). При этом вторжение Архетипов носит спонтанный, принудительный и даже демонический, характер [12, с. 33].
По мнению автора этих строк, несмотря на то, что вторжение Архетипа разрушает организацию душевного мира человека, тем не менее только биологическая мощь Архетипа (метаинстинкта) способна «зализать» душевную рану, с которой индивидуальные биологические Силы (инстинкты) справиться не в состоянии. В этом, если хотите, польза от вторжения Архетипа, но оплаченная регрессом психики.
Юнг рассматривает две степени вторжения Архетипов (в сферу сознания) и, — как следствие,- две степени невроза.
Слабая форма невроза возникает по причине слабого вторжения Архетипа с обратимыми последствиями. Оно достигается в ассоциативном эксперименте, при котором «слово-раздражитель «задевает» какой-либо комплекс [Архетип]» [15, с. 156].
Попутно заметим, что подобные слова-раздражители, оживляющие животные Метасилы и порождающие неприятные чувства в утонченной психике, известны всем как матерщина. Например, рассказывали, что в бой наши солдаты в Великую Отечественную войну шли с крутым матом, который пробуждал надындивидуальные животные Силы, избавляющие их от страха перед смертью (потому что Архетипу безразлична смерть отдельного индивида) и дающие им биологическую мощь. Но если в бою это как-то оправдано, то в мирное время тому оправдания нет.
Итак, слабое вторжение Архетипа порождает слабый невроз, выражающийся в небольшом замешательстве сознания.
Сильная форма невроза возникает яо причине сильного вторжения Архетипа с необратимыми последствиями. Оно сопровождается сильным разрушением сознания, и при этом сознание наполняется мифологическими образами, мышление становится архаичным, даже мистичным.
Сильную форму невроза Юнг описывает следующим образом:
«Существование коллективного бессознательного легче проследить в известных случаях умственного расстройства, в особенности при шизофрении. Тут мы находим иногда поразительное обилие мифологических образов. У некоторых больных являются символические идеи, которые невозможно объяснить опытом их субъективной жизни, но лишь историей ума всего человечества. В подобных случаях обнаруживается нечто вроде первобытного мифологического мышления, проявляющегося в особых, принадлежащих ему первичных формах, не сходных с нормальным мышлением, при котором постоянно применяется личный опыт» [15, с. 154].
Если при слабой форме невроза человек испытывает лишь неприятные переживания, то при сильной появляется мистический страх.
«Вторжение комплекса [Архетипа] коллективного бессознательного часто есть неприятное или даже опасное явление. Подобный комплекс представляется обладающим чем-то сверхъестественным, другими словами, он сопровождается чувством благоговейного страха» [15, с. 155].
Итак, сильное вторжение Архетипа вызывает невроз, выражающийся в мистических переживаниях в сопровождении «благоговейного страха».
Каковы причины вторжения Архетипов в душевный мир человека?
Причину вторжения Архетипа с патологическими последствиями следует раскрывать с точки зрения его биологической полезности*
Несмотря на то, что Юнг рассматривает Архетипы как «адские» Силы, они все-таки приносят биологическую пользу.
«В очередной раз мы видим людей, перерезающих друг другу горло во имя детских теорий о том. как создать рай на земле. Нетрудно заметить, что подпольные — если не сказать адские — силы, в прежние времена более или менее успешно интегрированные в гигантскую духовную конструкцию, где они могли принести даже определенную пользу, ныне формируют или пытаются сформировать систему государственного рабства или государственную тюрьму, лишенную какой бы то ни было привлекательности для ума и духа» [5. с. 237].
Юнг подметил, что вторжение Архетипа в сознание часто происходит, когда человеку наносится сильная душевная травма (близкий человек предаст, уйдет или умрет и т. п.).
В этом случае у человека образуется душевная рана, с которой индивидуальные биологические Силы справиться не в состоянии. Вот тогда из глубин «коллективного бессознательного» поднимаются Архетипы, обладающие мошной биологической силой. Эти Архетипы «зализывают» душевные раны, но вместе с тем психика человека регрессирует, то есть становится более грубой, животной, мышление становится мистичным, архаичным.
Но, к сожалению, после «зализывания» душевных ран Архетипы по свой воле не уходят из сознания, а начинают переделывать его на свой лад. И вот тогда, несмотря на то, что душевная рана затянулась вследствие активности Архетипа, наступает патология душевного мира и возникает невроз.
Это объясняет, почему во время сильной болезни человеку часто снятся кошмарные, даже мистические сны. Это Архетипы, давая биологическую силу организму для его борьбы с болезнью, несут с собой в сознание архаичные образы.
Отсюда становятся понятными польза и вред (причем вреда больше) от музыки типа рок. Если в давние времена низкочастотными ударами больших барабанов поднимали боевой дух воинов, идущих на битву, то сейчас музыка типа рок наполняет той же агрессивной и животной силой молодых фанатов. Ведь не зря они готовы до хрипоты спорить, что с рок-концертов они уходят с зарядом бодрости и силы. Но, к сожалению, цена этой силы —регресс психики, то есть чрезмерное переполнение душевного мира животными инстинктами, что в последующем может стать главной причиной зоогенного невроза (этому типу невроза посвящена лекция о Духовности), Не случайно оформление рок-концертов и рок-дисков наполнено архаичной символикой (уродливые изображения, черепа, кости и т. п.).
Можно задаться вопросом, а что плохого в регрессе психики — ведь это личное дело каждого? К примеру, вам не нравится рок — так и слушайте свою мелодичную «попсу». Придет время, я стану взрослым и мне тоже, может быть, понравится ваша мелодичная музыка.
Дело в том, что пробуждение животных Сил подобно пробуждению атавизмов души. Конечно, можно, например, регрессировать до Уровня, когда у вас на всем теле будет шерсть. Но, к сожалению, шерсть, однажды появившись, сама собой не исчезнет, поэтому регресс психики может стать необратимым.
Очень хорошей иллюстрацией к сказанному является история Незнайки и Козлика из романа-сказки Н. Носова «Незнайка на Луне». Страна дураков, в которую они попали, во многом напоминает индустрию животных удовольствий. Купаясь в кайфе удовольствий, они постепенно стали превращаться в баранов, от которых потом единственная польза — стрижка шерсти. Так вот. индустрия животных развлечений под музыку типа рок — это страна дураков, из которой еле выбрались Незнайка и Козлик.
Низкочастотные удары боевых и рок-барабанов наносят как бы слабые душевные раны человеку. «Зализывать» эти раны, как и в случае с сильной душевной травмой, поднимаются Архетипы, давая человеку энергию и боевой дух, но превращая его на время в архаичное животное. Удивительно, но многие фанаты готовы стать этими животными, лишь бы еще и еще испытать кайф от подъема животной энергии, постепенно превращаясь в баранов, подобно Незнайке и Козлику в стране дураков.
Таким образом, невроз, согласно Юнгу, возникает как слабое или сильное вторжение в сферу сознания Архетипов (Метасуществ), в далеком прошлом приносивших пользу в жестокой борьбе за выживание биологических общностей. Архетипы приносят биологическую пользу, давая организму силы для «зализывания» тяжких душевных ран, но они же приносят и вред, разрушая человеческую психику, насильственно удерживаясь в сфере сознания, даже после того, как свою полезную миссию они уже выполнили. Поэтому исцеление от «мистических» неврозов Юнга — это искусство усыпления или приручения Архетипов, выполнивших свою полезную биологическую миссию.
Какова стратегия исцеления по Юнгу?
Стратегия исцеления состоит в адаптации («индивидуации») или возвращении насильственно удерживающихся Архетипов в области сознания обратно в область «коллективного бессознательного».
Образно говоря, Архетип подобен Джинну, выпущенному из кувшина, который собирается сотворить массу неприятностей. И задача терапевта состоит в том, чтобы обратно посадить его в кувшин. В изложении Юнга стратегия исцеления состоит в следующем:
«Индивидуальное сознание всегда изменяется в своем характере благодаря соединению с ним содержаний, долженствующих в нормальном порядке оставаться бессознательными. Если врачу удается удалить подобное болезненное соединение из сознания, то больной чувствует себя облегченным от давившей на него тяжести. Внезапное вторжение подобных чуждых содержаний часто имеет место в первых стадиях шизофрении. Больному являются причудливые мысли, все кругом кажется ему изменившимся, лица окружающих чужды и искажены и т. д.» [15. с. 155].
Итак, если Джинна удастся опять посадить в кувшин, больной исцелится. Но как это сделать?
Мы уже говорили, что Юнг, как и Фрейд, придерживался биологического критерия трактовки сферы «бессознательного», поэтому он утверждал, что «бессознательное» является источником инстинктов, «поскольку Архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов» [16, с. 131].
Если это так, то, в отличие от концепции Адлера, в концепциях Фрейда и Юнга, построенных в рамках биологического подхода, ни о каких духовных Силах «бессознательного» речи быть не может. Поэтому единственная стратегия исцеления — это адаптация животных инстинктов к существующей культуре. Фрейд эту адаптацию называл «отреагирование». Юнг этот процесс назвал «индивидуацией».
По мнению автора этих строк, подобие метода «индивидуации» методу «отреагирования» Фрейда состоит в следующем. Суть метода «отреагирования» — в адаптации биологических инстинктов к человеческой культуре. Например, если человек агрессивен, то пусть он свою агрессию направит на пользу людям, например, станет контролером в автобусе. Если у человека есть страсть подсматривать или подслушивать, то пусть он станет ученым или журналистом и опять принесет пользу людям. По Фрейду, человек должен реализовывать себя как животную индивидуальность и тем самым раскомплексовываться. освобождаясь от навязанных культурой правил поведения. А по Юнгу, человек в процессе «индивидуации» должен осмыслить себя как метаживотную индивидуальность, и тем самым устранить «мистические страхи».
Суть «индивидуации», как процесса исцеления души, образно говоря, заключается в «приручении» Архетипов «коллективного бессознательного».
В чем состоит эта идея «приручения»?
Поскольку Архетип является инстинктом (то есть животной Силой, как и Либидо Фрейда), то его нельзя подавлять и насильственно изгонять из сферы сознания, ибо недозволенными «окольными путями» (подобно Либидо) Архетип может оказать еще большее разрушительное действие на душевный мир человека, при этом даже подавляя индивидуальную волю человека. Следовательно, единственный путь состоит в том, чтобы «договорится» с Архетипом: научиться не бояться мистических и таинственных Сил «коллективного бессознательного» и уметь интегрировать их Архетипическое содержимое в сферу сознания. Этот процесс «приручения» Юнг и назвал «индивидуацией».
Перед тем, как перейти к анализу конкретных примеров, отметим, что на основе принципа саморазвития «приручение» — это не очень перспективный путь исцеления души. Архетип, являясь животной Метасилой, обладает настолько большой мощью, что ее сможет усмирить только Сила, соизмеримая с ней по масштабам, то есть духовная Метасила (о них в лекции, посвященной личности). А попытка «индивидуации», по мнению автора этих строк, может дать обратный эффект — не человек приручит Архетипа, а Архетип превратит человека в свое орудие.
Но в чем, конкретно, согласно Юнгу, выражается процесс «индивидуации», то есть исцеления от невроза методом «приручения» Архетипа*7
Прежде всего, следует отметить специфику типа невроза пациентов Юнга. Юнг пишет, что для его пациентов, в большинстве случаев людей преклонного возраста, было характерно состояние «I am stuck» («Я застрял»), и страдали эти пациенты в большей степени от «бессмысленности и беспредметности своей жизни» [16, с. 76-77].
Первое условие работы с пациентом, согласно Юнгу, — это перевод пациента из обыденного индивидуального состояния сознания в надындивидуальное состояние, «дух которого ощущает историческую непрерывность» [16, с. 82). Именно в таком состоянии пациент должен обязательно сам, а не по указке терапевта, открыть смысл мистической символики терзающих его кошмарных снов, А достигается это состояние методом медитации [8, с. 204] на символике сновидений.
Второе условие работы с пациентом — это перевод его из пассивного состояния в состояние творческой активности. Причем этот переход нельзя навязывать, терапевт должен терпеливо выжидать, когда пациент сам скажет примерно такие слова: «Знаете, если бы я был художником, то сделал бы из этого [содержания снов] картину» [16, с. 83]. Делается это для того, чтобы у пациента проснулась творческая активность, и он интуитивно сам нашел путь к исцелению, а терапевт в этом случае играл бы лишь роль консультанта.
Третье условие работы с пациентом — это организация процесса рисования того, что являлось пациентам во сне или в фантазии. Здесь очень важно помочь пациентам преодолеть барьер неумения рисовать, то есть боязнь, что получится некрасиво. Юнг в этом случае говорил им, что главное « не в красоте, а в усердии, которое прилагают к картине» [16, с. 83].
Соблюдение этих трех условий, по мнению Юнга, превращает обыкновенное рисование в целебную процедуру. Если раньше мистические образы навязчиво владели пациентом, то в процессе рисования пациент эти образы как бы «превращает в дело собственных рук», тем самым укрощает их, а сам обретает независимость: «Пациент, изготовляя символическую картину, избавляется от жалкого душевного состояния и прибегает к этому средству всякий раз, как ему снова становится туго» [16, с. 85].
Этот целебный эффект Юнг объясняет тем, что, рисуя «мистическую» символику, пациент дает возможность рвущемуся в сознание недозволенными ходами Архетипу нарисоваться его руками. Постигая этот Архетип сознанием, человек как бы впускает его в свой душевный мир не через окно, а через дверь: тем самым устраняется оторванность человеческого «Я» от Архетипа, и в результате человек обнаруживает «нечто вечно неизвестное и чуждое —глубочайшие основы нашей души» [16, с. 86].
Процесс индивидуации или интеграции Архетипов в сознание Юнг описывает следующим образом «Это можно сравнить с вернувшейся в первобытное сознание психикой которая выразила себя в данных образах и тем самым поручила возможность функционировать совместно с нашим, чужеродным ей сознанием Таким образом устраняются, то есть находят удовлетворение, ее нарушающие сознание притязания Я должен, однако добавить, что сама по себе изобразительная деятельность недостаточна Помимо нее необходимо еще интеллектуальное и эмоциональное постижение образов благодаря которому они не только становятся понятными, но и морально интегрируются сознанием» [16, с 87]
Интеграция Архетипов «коллективного бессознательного» сознанием в процессе постижения: символики мистических снов или фантазий открывает человеку тот фундамент, на котором, согласно Юнгу, стоит его индивидуальное «Я». Тем самым психика обретает целостность и душевное здоровье.
Это одно из конкретных воплощений вышеупомянутого процесса «индивидуации».
Почему исцеление от невроза методом «приручения» Архетипа не эффективно, хотя и дает сиюминутный целебный эффект9
На предыдущей лекции мы выяснили, что, исходя из принципа саморазвития, следует питать вниманием (рисованием) духовную сферу «несознательного», так как именно она составляет истинный фундамент душевного мира человека.
Хотя сам Юнг предлагал, для исцеления души, рисовать страшные сны и навязчивые фантазии, этого делать не надо, ибо архаичный Маразм, который терзает душу в снах или фантазиях, борется за свое место в сознании и требует своего воплощения в рисунке. Однажды получив это воплощение, Маразм засыпает, но только на время (в этом и состоит сиюминутный эффект исцеления), чтобы, проснувшись, с еще большей силой требовать к себе внимания (рисования). Таким образом, рождается порочный круг, и художник превращается как бы в наркомана. А то облегчение, которое заметил Юнг при рисовании архаичных фантазий, подобно облегчению алкоголика, когда он пропускает рюмку водки с похмелья, с тем чтобы вечером опять напиться.
Для иллюстрации сказанного, приведем пример, как боролся с кошмарами известный художник Франсиско Гойя.
Началось с того, что «с юных лет он изучал природу демонов и знал больше их разновидностей, чем остальные испанские художники и поэты, больше даже, чем демонологии, знатоки этого вопроса, состоящие при инквизиции» [11, с. 475]. Эта любознательность закончилась тем, что не Гойя овладел Демонами, а они овладели его душевным миром и чудились ему во сне и наяву.
«На следующую ночь к нему [Гойя] опять явились все призраки, какие он перевидал за свою богатую видениями жизнь. У них были кошачьи и собачьи морды, они пялили на него огромные свиные глаза, протягивали гигантские когти, размахивали громадными крыльями нетопыри» [И, с. 340].
Для того, чтобы избавиться от демонического Маразма Гойя придумал прием, очень похожий на «индивидуацию» Юнга, то есть прием «приручения» Архетипов методом рисования их символики: Гойя рисовал Маразм для того, чтобы обуздать его «пригвоздив к бумаге».
На Рис. 7 изображена одна из картин мистических кошмаров, которые часто снились Гойя, как это было описано в книге Фейхтвангера «Гойя».
Рис.7
« Он рисует. Рисует себя, упавшим головой на стол и закрывшим лицо руками, а вокруг кишмя кишит ночная нечисть, зверье с кошачьими и птичьими мордами, огромные чудовища, совы, нетопыри обступают его» [11, с. 475].
Рисуя Маразм, Гойя добился, что страх перед привидениями у него прошел, но (обещанного Юнгом) исцеления с опорой на «фундамент души» не наступило. Скорее, наоборот, архаичные образы овладели им как средством самовыражения. Поэтому он оставил после себя очень много рисунков один другого неприятнее (они есть в книге [11]).
Как, исходя из принципа саморазвития, избавиться от мистических неврозов?
Надо поступать парадоксально: на Маразм отвечать благородными рисунками и поступками. Не получив энергетической поддержки, Маразм сам отстанет.
На парадоксальной технике, реализованной в веселом стиле (смеха и юмора Маразм боится), построена логотерапия В. Франкла, используемая для лечения фобий и навязчивых состояний [13, с. 338-359]. Об этом мы поговорим в лекции, посвященной Духовности, а сейчас лишь один пример.
«Муж и жена... были очень обеспокоены по поводу своего девятилетнего сына, который регулярно, каждую ночь, мочился в постели. Они обратились за советом к моему отцу и сказали ему, что они и били сына, и стыдили его, и уговаривали его, и игнорировали — все было безуспешно. Состояние становилось все хуже. Тогда мой отец сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить меня в кино и на чашку шоколада — настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту нашей следующей встречи он заработал всего 10 центов. Моему отцу он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постели каждую ночь и заработать, таким образом, как можно больше денег, однако, к его сожалению, ничего не получилось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все ладилось» [13, с. 343].
Если интерпретировать этот случай с точки зрения концепции Архетипов, можно предположить следующее. Мальчиком, по-видимому, владел страх, точнее Архетип Страха. Когда мальчик ложился спать, страх, который он испытывал, был по сути своего рода «черной» молитвой Архетипу по имени Страх (символику которого так хорошо описал А.С. Пушкин в трагедии «Пир во время чумы»). Именно поэтому Страх цепко держал управление мочеполовой системой мальчика, всякий раз обеспечивая желанный для себя результат: мокрая постель. Но как только обстоятельства изменились и мокрая постель превратилась в радостное ожидание, то Страх совершенно потерял интерес к своему Субсуществу, и невротическое ночное недержание исчезло.
Итак, если вам нехороший человек наступит на ногу, не извинится, да еще добавит: «Сам(а) виноват! Не надо ноги расставлять!», а вы сдержитесь и промолчите, то не стоит потом заниматься «черной магией», избивая своего обидчика в своем воображении, обзывая про себя его самыми нехорошими словами, как это часто бывает у интеллигентов. Тем самым вы как бы служите черным Силам (то есть животным Архетипам), воплощенным в этом Хаме, поэтому ему от вашей «черной магии» станет только хорошо, он даже испытает восторг от вашего гнева. А чтобы этого не произошло, надо поступать парадоксально, как в примере с мальчиком.
Таким образом, в соответствии с принципом иерархичности возникновение невроза трактуется как нарушение правила содействия низшего (sub) высшему (meta), в результате чего Силы индивидуальные начинают доминировать по отношению к надындивидуальным Метасилам, а стратегия исцеления строится как восстановление иерархической организации Сил, что дает состояние исцеляющей устремленности душевного мира «ввысь».
Принцип иерархичности в патологическом аспекте рассмотрения выступает уже не только как методологический принцип причинного анализа психических явлений, в этом случае принцип иерархичности получает значимость третьего закона душевного мира, нарушение которого влечет за собой соответствующий тип невроза по Юнгу.
Резюме: Быть устремленным «ввысь» — полезно для организма
Коментарі