ДОРОЖНАЯ ПРОБЛЕМА – СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ.
Схема тут -
http://img.pixs.ru/storage/2/4/9/Dorogigif_3459480_482249.gif
Системы порождают странные и нелогичные парадоксы.
Возьмём проблему дорожных пробок. Когда машин на дороге слишком много, возникает затор, и автомобили движутся очень медленно. Очевидное и логичное решение этой проблемы – строительство новых дорог: чем более разветвлена дорожная сеть, тем легче по ней передвигаться. Оказывается, это верно далеко не всегда. Добавление новых дорог к и так перегруженной сети может только ухудшить положение. Это правило сформулировано в 1968г. немецким исследователем Дитрихом Брассом, известно как парадокс Брасса. Он сформулировал его, наблюдая попытками городского совета Штутгарта разгрузить движение в центре города с помощью строительства новой дороги. Когда её проложили, ситуация с транспортом стала ещё хуже.
Оказалось, проблема была не в дороге, а в перекрёстках – в сочленениях дорог.
Одновременно с новыми улицами появляются и новые перекрёстки, т.е. точки возникновения дорожных пробок. Когда городские власти Штутгарта перекрыли вновь построенную улицу, положение улучшилось. В кабинете каждого министра транспорта на стене должен висеть плакат с написанным на нём крупными буквами правилом Брасса. Возможно, это поможет чиновникам избежать дорогостоящих ошибок. Данное правило полезно учитывать и при разработке оптимальных путей распространения информации в бизнесе, а также при общении с коллегами по работе. Существует оптимальное число информационных каналов (автодорог), и введение дополнительных не обязательно улучшает ситуацию.
Добавление новых дорог к перегруженной дорожной сети может создать и ещё одну проблему, как показывает лондонская кольцевая автодорога, печально известная М25. Введённая в эксплуатацию в 1982г., она была построена, чтобы пустить движение вокруг города, а не через него, и таким образом разгрузить городские магистрали. Всё получилось, как было задумано, даже, пожалуй, слишком хорошо. Дорога не только оттянула на себя часть дорожных потоков, но и привела к созданию новых: ездить стало настолько легче, что и частные лица, и компании начали предпочитать автомобильные перевозки другим видам транспорта. Вскоре кольцевая оказалась перегружена. Результаты можно было предвидеть: жуткие пробки и рост расходов на ремонт дорожного полотна. Чем интенсивнее дорогу используют, тем быстрее изнашивается её покрытие и тем чаще возникают пробки. Появилась усиливающая петля обратной связи.
Разрабатываются планы расширения дороги М25, т.е. проблему попытаются решить с помощью тех самых методов, которые её создали. В конечном итоге возникнет механизм уравновешивающей обратной связи и решит проблему. Дорога станет настолько забитой и малоприятной, что люди начнут её избегать и пользоваться другими видами транспорта, так что пробок станет меньше, а расходы на поддержание кольцевой в приличном состоянии снизятся. Точка равновесия будет достигнута независимо от числа полос. Расширение дороги просто сдвинет проблему в будущее и усугубит её (чем шире полоса, тем больше ремонтные расходы). Надеюсь, что те, кто планирует расширение кольцевой дороги М25, остановятся и не допустят превращения окрестностей Лондона в нечто напоминающее Лос-Анджелес.
История с М25 – типичный пример проявления основного системного паттерна, именуемого «трагедией общественного ресурса». Если есть некий привлекательный ресурс, находящийся в общественном пользовании, с течением времени его будет эксплуатировать всё большее число людей. Но чем интенсивнее пойдёт процесс, тем быстрее начнёт терять привлекательность этот ресурс, и так до тех, пока он полностью не утратит свою ценность. Каждый отдельный человек действует в собственных интересах, а в результате проигрывают все. Более подробно поговорим об этом далее.
ТРАГЕДИЯ СИСТЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Как в любой трагедии, каждый думает, что действует наилучшим образом в собственных интересах, но последствия этих действий с неизбежностью ведут к злополучному концу. Каждый вроде бы действует разумно и ответственно, а в итоге – полная бессмысленность и всеобщее разочарование (Hardin Garrett “The Tragedy of the commons”, Science, 13 December 1968).
Джозеф живёт рядом с тематическим парком, и как-то жарким летним днём он решил провести там денёк со своей семьёй. К сожалению, так же решили и все или почти все те, кто живёт в этой местности. Парковка была забита до предела, на дорогах пробки, в бассейн набилось столько купальщиков, что стоило сделать два взмаха рукой, как вы уже в кого-то врезались. В ресторанах возникли очереди, а во многих из них к середине дня уже кончились запасы еды. Погода была превосходной, и день мог бы получиться замечательным… если бы посетителей было вдвое меньше. Джозеф откровенно проклинал это море народу, и можно быть уверенным, не он один.
Это очень распространенная ситуация. Она масштабно разворачивается в местах отдыха — прекрасные, девственно чистые пляжи привлекают людей, и когда их становится много, там уже не найдешь той прелести, ради которой, собственно, сюда и приезжают отдыхающие. То же самое в мировом масштабе происходит в Интернете: ежедневно появляются тысячи новых веб-сайтов, но в часы пик доступ к ним становится настолько медленным, что в это время даже улитку можно было бы назвать рысаком.
Когда достигается пороговый уровень спроса и в системе не остается запаса производительности, каждый новый пользователь уменьшает выгоду всех остальных. Выигрыш одного оказывается мукой для окружающих. Стоунхендж когда-то был открыт для всех посетителей — броди, смотри и трогай руками. Теперь смотреть на древнее сооружение приходится издали, потому что начала разрушаться почва, а от прикосновений туристов камни стали истончаться. Год за годом обостряется ситуация в национальных парках Великобритании. Например, парк Пик-Дистрикт, второй по посещаемости в мире, выдерживает более 30 млн посетителей в год. Больше только в японском парке на горе Фудзи. Летние выходные дни обязательно сочетаются с дорожными пробками, которые образуются в самых красивых уголках страны. У обозленных водите- лей есть изумительные возможности любоваться красотами природы, но только из окон медленно ползущих по дороге машин.
Этот архетип известен как трагедия систем коллективного использования. В верхней усиливающей петле поездка приносит вам удовольствие, и у вас возникает желание ездить чаще и на более длительный срок. Вы не одиноки — такая же усиливающая петля внизу относится ко всем остальным, ценящим красоты загородных пейзажей. Общее число автомашин и удовольствия, получаемого каждым отдыхающим, образуют уравновешивающую петлю для вас и всех остальных. По достижении определенного порога никто ничего не выигрывает, но все могут потерять, потому что ресурсы ограниченны. Порог установлен извне и не зависит от системы. Трагедия разворачивается, когда нагрузка на систему превышает пороговую величину, но участники системы действуют так, как будто никаких ограничений не существует.
Эта схема присутствует повсюду, где эксплуатация ресурсов выходит за разумные пределы, так что все большее число людей извлекают из этого все меньше личной пользы. Вот ряд характерных сопутствующих выражений:
«Прежде здесь было здорово, а сейчас уже все знают это место».
«Хотел бы я вернуться в те дни, когда об этом почти никто еще не знал».
«В старые добрые времена...»
«Здесь стало грустно, пирога на всех не хватает».
«Ну и что хорошего, если я отойду в сторону? Все остальные ведь продолжат, так что я один буду внакладе».
«Прежде здесь было здорово».
«Что здесь делают все эти люди?»
«Каждый старается ухватить кусок!»
Трагедию систем коллективного использования невозможно решить на индивидуальном уровне. Все участники, как правило, хотят использовать блага и дальше, ограничив другим доступ к ресурсу. Точка приложения рычага должна учитывать системную перспективу, иначе ресурсы окажутся истощены, и никто не получит от них никакой пользы.
Прежде всего, нужно идентифицировать коллективно используемые ресурсы:
Что собой представляют эти ресурсы?
Каковы пределы их возможностей?
Можно ли пополнять или восстанавливать эти ресурсы?
Какие стимулы побуждают людей их использовать?
Есть ли кто-то, кто управляет этими стимулами?
Можно ли организовать управление ресурсами к общей выгоде?
Когда и насколько быстро может проявиться истощение ресурсов?
Каким образом можно объяснить людям, чем чреваты их действия?
В заключение. Помните, графическое отображение системных сюжетов – это визуализация реального личного опыта, отражающая главные события. Такой приём помогает выявить реальную структуру ваших интуитивных представлений и создаёт условия для творческого подхода к решению проблем.
Коментарі
Q2
123.02.10, 18:26
выход один - сокращать поголовье )
Боевой_сурок
223.02.10, 19:45
Самая лучшая система, это природная. Обратите внимание на человеческий организм. Ничего лишнего.
svarnoy
323.02.10, 21:38
проблема была есть и будет ЛЮДИ.
midi
424.02.10, 08:50
а вот в торонто пробок нет. город изначально планировался разлинееный сеткой дорог.
Сазон
524.02.10, 12:50Відповідь на 1 від Q2
В Шанхае поступили схоже, сегодня ездят машины с чётными номерами, а завтра с нечётными. В крупных европейских городах (не во всех, точно не скажу) берут плату за въезд в город - тоже своеобразное ограничение. В Одессе сначала так тоже хотели, а недавно сказали, что это слишком дорого и трудно. Поэтому весь город в смоге и центр в пробках.
Сазон
624.02.10, 12:52Відповідь на 2 від Боевой_сурок
Согласен Природные системы близки к идеальным - ничего лишнего.
Сазон
724.02.10, 12:53Відповідь на 3 від svarnoy
Так будем работать с людьми. Сложновато, правда.
Сазон
824.02.10, 12:57Відповідь на 4 від midi
Рад за Торонто. Думаю в Канаде машины не паркует где хотят, например в центре Одессы из 4 полос реально движение идёт по 2-3 из-за припаркованных машин. Дошло до смешного, местное ГАИ запросило горсовет разрешения убирать машины с некоторых улиц, на тот момент эвакуатор уже как полгода был куплен.
Q2
924.02.10, 18:21Відповідь на 6 від Сазон
так у них сотни тысяч лет на отладку ушли )
Сазон
1024.02.10, 19:34
Некоторые люди винят во всём что происходит кого угодно, только не себя. В Новом Завете сказано, люди как боги (рабы божьи - это к иудохристианам в Ветхом Завете, т.е. в Торе). Поэтому надо стремиться РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, а не усугублять своими действиями. Что говорят все наши партии и общественные организации, например, о дорожной проблеме - ничего внятного. В Одессе летом от автомобильных газов можно просто задохнуться. Меня уже дважды машины пытались сбить, 1 раз прямо на тротуаре.