Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Ліда

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 46-56 років

В Москве Четвертый Рим видится как вредное движение

 Нашел материалы одной конференции, которую проводила шобла Марков-Затулин и все все. Я там был и потратил четыре часа времени, больше душа не выдержала этого потока бреда. Но шабаш им устроить таки сподвинулся, да такой что они там готовы были меня разорвать. Когда м не надоело издеваться над больными людьми я свалил по совим делам, а они, как оказалось бурно продолжали обсуждать мои тезисы. Читаем и ржем

Прежде всего, мне хотелось бы сказать о том, что нашему экспертному сообществу необходимо научиться не только показывать собственную позицию и  «агитировать за советскую власть», но и дискутировать с нашими оппонентами и, что очень важно, уметь их убеждать.

Для того чтобы убеждать, на мой взгляд, нужно все-таки апеллировать не только к поиску национальной идентичности, корней, но и к неким универсальным смыслам и ценностям, к некоей универсальной логике. В конце концов, если мы будем говорить только об идентичности, как раз это и кончится тем, что вместо единства мы придем к полному разъединению, расколу, а подтверждением нашей правоты будет не универсальная истина, а  просто чисто физическая сила.

Я, занимаясь философией и богословием, замечаю, что ситуация, в которой находится интеллектуальные элиты на Украине, на мой взгляд, просто катастрофическая. Здесь я полностью согласен с отцом Андреем Кураевым: действительно, из Украины возвращаешься с пустыми чемоданами, здесь просто нечего читать. Мне это очень обидно, поскольку Киев и Украина - это часть нашей русской православной культуры, истории нашей русской православной мысли. В то же время,  внимательно слушая выступление г-на Погребинского, хочу отметить его точное замечание  о том, что в Восточной Европе мы видим две сложившиеся исторические ментальности. Есть ментальность, скажем так, народов центральной Европы,  к западу от России, и есть ментальность этого большого народа восточных славян, и они принципиально различны. Первая ментальность постоянно находится в состоянии кризиса, некой цивилизационной ущербности, а потому требует постоянной защиты и самоопределения. Вторая ментальность – основана на универсализме. Скажем, почему в России совершенно не развит национализм? Да потому что русским не свойственно ощущать себя более ущербными, чем их соседи.

Так вот, меня очень удивляет в идеологическом творчестве украинской интеллектуальной элиты то, что вместо того, чтобы предпочесть второй ментальный код, она сознательно или бессознательно низводит Украину и украинский народ до уровня албанцев или народов-переселенцев, которые должны мгновенно искусственно самоопределиться, как будто у них ничего нет.  

Основной темой, которая сегодня освящается по основным украинским телевизионным каналам, это тема интеграции Украины в Европу. Я, честно говоря, совершенно не понимаю, что имеется в виду, поскольку как можно Украине интегрироваться в Европу, если она уже является Европой? Украина, как и Россия, уже является огромной частью Европы, и как можно говорить об интеграции в Европу страны, которая по всем статьям является европейской? Соответственно, у украинской интеллектуальной элиты нет ощущения, что она принадлежит Европе? Она чувствует какую-то ущербность в связи с этим?

Следующий вопрос. Главным признаком европейской идентичности последние две тысячи лет является христианство. Христианство создало европейскую цивилизацию как нечто единое, говоря о синтезе культур, который состоялся в Византии. В этом смысле византизм, византийское наследие - это основа Европы и всей европейской цивилизации. Кстати, говоря об этом, я хочу выразить благодарность Сергею Александровичу Маркову, потому что его сегодняшнее выступление было просто изложением основополагающих  византийских вещей, можно сказать программы Византийского клуба. Я не ожидал, что наши эксперты начнут говорить об этом.  Так вот, если мы признаем (я думаю, что многие украинцы это признают), что именно христианство является главным признаком европейской идентичности, то тогда не понятно, оттуда берутся идеи интеграции в Европейский союз? Ведь Европейский Союз - это подобно Советскому Союзу, структура абсолютно нехристианская, если не сказать, антихристианская. Вы знаете, что когда обсуждался вопрос об установлении концептуальных пунктов Европейской Конституции, то из всех признаков идентичности средневековое христианство было ликвидировано. А опора была сделана на античное наследие, на наследие Возрождения и Просвещения. Простите, но получается, что, во-первых, Евросоюз это лишь один из проектов объединения Европы, а таких очень много. Евросоюз не тождественен всей Европе, а, в лучшем случае, только Западной Европе, а точнее, некоей западной европейской идее. А, во-вторых, Евросоюз фактически это структура, которая отреклась от собственных европейских корней, то есть от самой Европы.

Не случайно  мы сегодня видим, что многие страны «третьего мира» (Австралия, Новая Зеландия, Чили) в гораздо большей степени, может быть, следуют европейским христианским корням, чем Евросоюз. Отсюда возникает проблема: как тогда идентифицировать украинскую национальную идею? То, что я хотел спросить у г-на Романенко, когда он предлагал различные варианты по этому поводу. Национальная идея - вещь очень интересная, творческая. И я поражаюсь, насколько интеллектуальная элита Украины бездарно с ней работает.

- Скажем, есть первый вариант – ориентация на геополитические основания Украины. Мы же с вами знаем, что все границы Украины, к сожалению для этого государства, достались в результате распада СССР. Получается, что это образование неорганично, не историчное - то, что сегодня говорил г-н Михеев. Соответственно, интеллектуальная элита Украины должна задуматься о том, как это обосновать. Этот вариант не проходит.

- Второй вариант – опора на идею «украинской поместной православной церкви» г-на Денисенко. Простите, структура г-на Денисенко не признана ни одной Церковью мира в качестве Церкви. Если его анафематствовал  Московский Патриархат, это означает, что это фигура анафематствованна для Вселенского Православия. Понятно, что это бесперспективный путь.

 

- Теперь предлагается вариант опереться на Варфоломея, который является трижды зависимой политической фигурой, живет в цивилизационно оккупированном квартале в городе Стамбуле, находится в колоссальной зависимости от государства Турция, стремящегося в Европейский Союз, от своих американских коллег и т.д.  Он, фактически, Патриарх без патриархии и без паствы. Поэтому, это тоже не путь.

- Наконец, оказывается возникает идея Украины как Четвертого Рима - для меня эта идея, озвученная г-м Романенко,  была новостью. Здесь я вижу очень странный способ формирования национальной идеи путем подворовывания. Почему надо придумывать то, чего нет? И совершенно не задумываться о глубинных вещах, которые действительно могли бы объединить народ?

 

В связи с этим абсолютно прав Егор Холмогоров, когда замечает, что за последние 10 лет в самой России происходят очень интересные процессы, обратные тем, что происходили в 90-е. Я не согласен с г-ном Романенко, который утверждал, что в России уже не актуальны никакие национальные идеи, прежде всего, идея Третьего Рима. Простите, за последние два – полтора года наши официальные СМИ постоянно воспроизводят тему национальной идеи, постоянно апеллируют к идее Третьего Рима, и сейчас уже (к моему приятному удивлению) стали развивать тему византизма. Почему это существует в России? А потому что за последние полтора – два года неожиданно наша власть, вместе с общим поправением путинского режима, с общей консервацией в стране, начала воспринимать Церковь как политический ресурс, чего раньше не было. Конечно, для нас, православных, это звучит очень цинично, но мы должны понимать, что если мы хотим воцерковлять государство, тогда и государству должно предлагать некие ресурсы. И эти ресурсы у Церкви есть. Как мы видим, на Украине государственная власть в гораздо большей степени  воспринимает Церковь как политический ресурс и на Украине, но на Украине существует не единая Церковь, а  около 5-ти различных вариантов.

 

Теперь к вопросу о том, что делать. Я говорил о ментальности – ментальности центрально-европейской и восточнославянской. Собственно говоря, у Украины два пути – либо раствориться в  первой и перестать существовать, либо все-таки определить себя как православное и восточнославянское государство в естественном союзе с Россией.

Сейчас мы наблюдаем празднование 1020-летия Крещения Руси и знаем, что может произойти катастрофа - если Патриарх Константинопольский Варфоломей признает Церковь г-на Денисенко в качестве канонической, либо объявит, что вся территория Украины, и хотя бы некоторые ее части, отныне являются частью его юрисдикции. Да, это было бы очередной катастрофой, но на самом деле, нет худа без добра, потому что и сама фигура Варфоломея, и подобные претензии Константинопольского Патриархата после  падения Византии очень сомнительны. Для всего православного мира совершенно очевидно, что, как не относись к России, Россия является самой большой православной страной в мире; именно Россия осталась после падения Константинополя единственной независимой православной страной, почему, собственно, и возникла идея Третьего Рима. Так что, если Варфоломей осмелится и пойдет на этот шаг – это будут политические похороны Константинопольского Патриархата. Если Константинополь объявит Украину своей канонической территорией, то у Московского Патриархата, простите за выражение, руки будут полностью развязаны,  и он также вполне может объявить  своей канонической территорией все, что угодно. Тем более, что конфликтов, связанных с деятельностью Фанара, и без того предостаточно: это и тяжелый инцидент с Эстонией, и теснейшее общение с католиками, и очень поверхностное отношение к православным догматам и канонам, и то, что он превратился в чисто политическую фигуру. Поэтому, я бы на месте упомянутого здесь   богослова митрополита Иоанна (Зизиулоса), к которому я достаточно уважительно отношусь, об этих последствиях.  

И  меня действительно поражает настроение интеллектуальной элиты Украины, которая относится к этим вопросам так, как будто речь идет о какой-то безобидной игре в бильярд, а не о решении судеб миллионов людей. Наверное, это соответствует качеству этой элиты.

Спасибо.

Аркадий  Малер, философ, политолог, публицист, глава Византийского Клуба «Катехон»в

11

Коментарі

Гість: arcanawt

115.11.08, 14:57

А с Кураевым кто согласен ты или он ?

    Гість: Роман Шрайк

    215.11.08, 15:29

    нужно, чтобы он бегал везде и кричал: "нет четвертому риму! долой!"))

      315.11.08, 15:32

      до Росії хвиля європейського Відродження не докотилася

        415.11.08, 15:56Відповідь на 2 від Гість: Роман Шрайк

        нужно, чтобы он бегал везде и кричал: "нет четвертому риму! долой!"))
        Будет, я у Фролова, Калашникова, Малера и прочих уже давно обозначен как элемент, чья необходимость ликвидации которого не требует допобъяснений

          515.11.08, 15:57Відповідь на 1 від Гість: arcanawt

          А с Кураевым кто согласен ты или он ?
          Я с Кураевым не спорил вообще. Он с Кураевым будет согласен, поскольку истовый апологет РПЦ. Они не понимают фундаментальных изменений, кот произошли в религиозной сфере

            615.11.08, 15:58Відповідь на 3 від Володюсик

            до Росії хвиля європейського Відродження не докотилася
            До Китая тоже, и что?

              715.11.08, 16:00Відповідь на 6 від Боевой_сурок

              не Європа то, і ніколи не стане

                Гість: Роман Шрайк

                815.11.08, 17:33Відповідь на 4 від Боевой_сурок

                нужно, чтобы он бегал везде и кричал: "нет четвертому риму! долой!"))Будет, я у Фролова, Калашникова, Малера и прочих уже давно обозначен как элемент, чья необходимость ликвидации которого не требует допобъяснений
                главное чтоб кричал) а "да здравствует!" или "долой!" - пофиг)
                хотя от таких типов - "долой" лучше)

                  915.11.08, 19:40Відповідь на 8 від Гість: Роман Шрайк

                  нужно, чтобы он бегал везде и кричал: "нет четвертому риму! долой!"))Будет, я у Фролова, Калашникова, Малера и прочих уже давно обозначен как элемент, чья необходимость ликвидации которого не требует допобъясненийглавное чтоб кричал) а "да здравствует!" или "долой!" - пофиг)
                  хотя от таких типов - "долой" лучше)


                  Ничего когда мы заклдырим полноценную концепцию по внешнеполитической миссии Украины они удавятся

                    Гість: Крайтос

                    1015.11.08, 23:06Відповідь на 3 від Володюсик

                    до Росії хвиля європейського Відродження не докотиласяРоссии оно не было нужно... Она не умирала, как античная цивилизация.

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      попередня
                      наступна