Раз уж журнал вышел, то можно уже и здесь разместить ;)
Пожалуй, именно с фильма «Горец» в кино началась эра японских мечей и именно они стали самым распространенным декоративным оружием. И из него же появилось необычное слово «катана».
Именно так теперь большинство людей называет любой изогнутый японский меч - катаной, хотя существует большое количество их разновидностей. Впрочем, на неопытный взгляд, они различаются лишь размером.
Так что же на самом деле есть катана и откуда она взялась на головы соперников Маклауда?
Древние японские мечи (дзёкото) были прямыми, некоторые даже были похожи на европейские. Изогнутая форма клинка появилась только в VIII-IX веке. Кстати, создатели «Горца» об этом явно не знали, потому как датировали катану 593 годом до нашей эры. Впрочем, это всего лишь кинематограф… И появилась не просто так. Собственно, фраза «просто так» к оружию не может относиться вообще. Оружие всегда функционально. Даже украшения на оружии имеют свое значение, например: по оружию можно было увидеть ранг владельца, а иногда и количество убитых им.
В общем, изгиб клинка появился с того времени, когда основной ударной силой японского войска стала кавалерия. Дело в том, что у прямого клинка рубящий удар гораздо менее эффективен, особенно, если враг в доспехах. Так что прямые мечи тёкуто уступили место изогнутым тати. Со временем изменился и способ их ношения: тёкуто носились на поясе лезвием вниз, а одноручные тати лезвием вверх – это позволило наносить моментальный удар одновременно с выхватыванием из ножен.
«Вообще, по длине клинка японское оружие можно разделить на 3 категории:
1. Дайто (большой меч), или о-дати (большой тати). Клинок более 2 сяку дли-
ной (более 60 см). Наиболее известными представителями являются катана, тати и
его разновидности, а также нодати.
2. Сёто (малый меч), или ко-дати (маленький тати). Клинок длиной от одного
до двух сяку (30-60 см). Сюда относятся вакидзаси, коси-гатана, тиисаи-гатана.
3. Кинжалы. Длина клинка менее одного сяку (30 см).» [К.С. Носов. Вооружение самураев.]
Так что катана относится к большим мечам, носимым за поясом. Вообще, у мечей, носимых за поясом практически не было отличий от тех, что носились подвешенными как сабля (такой способ более удобен для кавалерии). Основное отличие в ножнах: они не требуют обручей для крепления и должны быть гладкими. Так появилась оправа буке-дзукури, которую так любят демонстрировать кинематографисты. Ножны (сая) для катаны делаются из магнолии (хо-но-ки) и покрываются лаком.
И так: чем же так уникальны эти мечи?
Прежде всего – они идеальны как оружие. Затем – они уникальны в плане изготовления (на то, что бы сделать один самурайский меч требуется более 70 дней). Боюсь, что Тарантино об этом не подозревал, потому что в фильме «Убить Билла» меч изготовили за месяц… Впрочем, если этот фильм был снят после надцатой попытки установить Windows, то нет ничего удивительного в том, что он поспешил.
Вернемся, однако, к мечам.
Легенда гласит, что первый «самурайский» меч был сделан в провинции Ямато главой императорских кузнецов-оружейников Амакуни.
Амакуни стоял, ожидая императора с войны и ожидая его обычного одобрения, но в этот раз император проехал мимо, не удостоив даже взглядом своего лучшего оружейника…
Воины, проезжавшие мимо, бросали к его ногам поломанные мечи его изготовления. Тогда он с сыном собрали остатки мечей и, осмотрев их, поняли, что те не годятся для большого количества встречных ударов и Амакуни дал обет: «Если меч нужен для такого боя, я сделаю такой, который не сломается!»
После этого он заперся с сыном в кузнице и они молились семь дней и семь ночей богам Синто. Потом они 30 дней работали с лучшей рудой, которую смогли найти и, в результате, показали всем невиданный однолезвийный меч… изогнутый.
Другие оружейники подумали, что Амакуни и его сын сошли с ума, а те продолжали спокойно полировать свое творение. Шли месяцы, над ними посмеивались, но отец и сын продолжали делать свои мечи…
В следующую зиму опять разразилась война.
Опять Амакуни стоял, ожидая императора с войны и ожидая его обычного одобрения, глядя на воинов, он считал, сколько его мечей сломалось, но не увидел ни одного! И все его мечи выглядели как новые. Император же с улыбкой сказал: «Ты лучший оружейник! Ни один твой меч нас не подвел!»
Историки до сих пор спорят относительно времени жизни Амакуни. Одни полагают, что он жил в начале VIII в., другие — в IX или даже в начале X в. Самые старые «самурайские» мечи, найденные сегодня, были сделаны кузнецом-оружейником Ясуцуной из провинции Хоки и датируются приблизительно 900 г.
Уникален и способ, которым добились одновременно высокой твердости клинка и достаточно большой упругости, позволяющей не сломаться от сильного удара.
Для начала – как добывалась сталь.
Она добывалась из черного песка – сатецу (оксид железа Fe2O3), для чего его сплавляли с углем в татара – печах-плавильнях, которые, как считается, не были исконно японскими, а пришли из Манчжурии.
После переплавки получались большие слитки железа – кера, которые кидали с большой высоты на камни, дробили молотами и отсортировывали тамахаганэ – сталь с содержанием углерода до 1.5%. Эти кусочки уже формировали в блоки весом до 3.5 кг (вес катаны обычно менее 1.5 кг, но много материала теряется в процессе изготовления).
Далее шел процесс ковки, который занимал около 18 дней. Стальная заготовка для клинка складывалась во время ковки около 20 раз, а процесс ковки несколько раз повторялся, это приводило к тому, что клинок мог иметь до 8 миллионов слоев!
Вдобавок клинок закаливался неравномерно, делался «хамон» - волнистая линия закалки лезвия. При изготовлении клинка мастера очень четко следили за тем, чтобы соблюдался принцип «твердое лезвие – мягкий обух». Они обмазывали лезвие глиной. Разница в процессах закалки обмазанной и необмазанной частей и служила причиной образования линии хамон или так называемой «линии закалки».
После закалки меч попадал к другому мастеру, который очень медленно шлифовал, полировал и, наконец, затачивал клинок. Катана-тоги – точильщик, шлифовал клинок девятью камнями разной зернистости и стальной полосой мигаки-хари. Один этот процесс занимал от 20 до 50 дней.
Необычно и то, что катаны еще ДО полного изготовления пробовали кровь… Их после заточки подвергали пробной рубке – тамеси-гири, для которой использовали приговоренных к смерти, или их тела. Только через много лет стали использовать равные по сопротивлению связки соломы и бамбука, а иногда и железные полосы.
Для пробной рубки надо сделать 20 ударов, от самого легкого – отсечения кисти, до самого сложного – рё-курума («пара колес»), который рассекал кости таза и позвоночник. При чем мастера при таком ударе часто разрубали и блок додан, на который укладывали тело! Собственно, истинные мастера с первоклассным мечем могли разрубить 4 тела одним ударом, или располовинить человека от бедра до плеча при помощи иай-дзюцу – техники молниеносного удара при выхватывании из ножен… Есть даже видеоматериалы, где мечем отрубают ствол пулемета.
Еще японским мечам (большинству, не только катанам) присуща интересная особенность: очень небольшой размер гарды (цуба). Настолько небольшой, что один довольно известный автор предположил ее декоративность. Позволю себе усомниться: как я уже говорил, на войне «не до жиру, быть бы живу». Цуба отлично защищает руку при скользящих столкновениях клинков, а при такой огромной скорости нанесения ударов ее небольшой размер играет огромную роль: она не зацепится за одежду, она не стеснит сложное движение и, наконец, она не оказывает лишнего сопротивления воздуху.
В общем, об уникальности самурайских мечей можно говорить очень долго. Правда, в Японии мечи делались далеко не одним способом.
«Наиболее известны 5 главных школ (или традиций) гокадэн по изготовлению меча в Японии:
ямасиро-дэн была самой крупной с конца периода Хэйан (794—1185 гг.) и до конца периода Камакура (1185—1333 гг.);
ямато-дэн — старейшая из школ. Она пережила возрождение в период Камакура (1185—1333 гг.);
бидзэн-дэн — школа, известная цветистым типом хамон, называемым тёдзи, пользуется влиянием с периода Хэйан;
сосю-дэн сформировалась в период Камакура. К ней принадлежали многие из самых прославленных в японской истории кузнецов, такие, как Юкимицу и Масамунэ;
мино-дэн — самая молодая из 5 школ. Наибольшим влиянием пользовалась с конца периода Камакура до конца периода Муромачи (1333—1573 гг.).
Каждая из этих школ имела несколько ответвлений и для каждой были характерны присущие только ей особенности меча.» [К.С. Носов. Вооружение самураев.]
К сожалению, изготовление боевых катан практически сошло на нет… Только благодаря кинематографу весь мир наводнился сувенирными катанами, которые выпускают и в Азии, и в Европе… Даже в США “Cold Steel” делает такие сувениры, которые только и годны, чтоб собирать пыль в квартирах.
(C) Philosopher