хочу сюди!
 

Кристина

34 роки, діва, познайомиться з хлопцем у віці 30-40 років

УСТЬ-ЦИЛЕМСКАЯ ГОРКА



«УСТЬ-ЦИЛЕМСКАЯ ГОРКА»

Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край.
     Около  пяти столетий устьцилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья. 
      Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это  весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена  статуса Республиканского  праздника. 
         Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей  солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали  солнце с песнями и хороводами. 
        С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной  улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни,  Вятки, Мезени,  Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.
        В системе весенне-летнего  цикла обряд "Горка" занимал важное место, и относился к разряду так называемых "заветных праздников". Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
         "Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
         Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.
        Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной  убор - плат. Он может быть  трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан. 
       Мужской костюм более простой. Он состоит  из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.       
        Подлинный костюм  органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью.
        Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа",  "плетень",   "плясовая".  Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно,  участие людей старшего возраста в хороводах  было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией,  и строгим хранением  горочного репертуара. На этом  действие «Горки» заканчивалось, участники  расходились по домам небольшими группами с протяжными,  лирическими  песнями. 
       Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят "горку" нынче  2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время, сами "горочники" считают это нарушением обряда. 
        "Горочный" фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
        Не секрет, что сегодня "Горка" в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами культуры.
       "Горочная традиция дает представление о целом комплексе этических и эстетических ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения - все это обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев" (. Т.С. Канева. "Фольклорная традиция Усть-Цильмы". 2002 г. Сыктывкар.-  с.47).

4

Коментарі