Рейли М. В. Истоки жизни КТО ТАКАЯ ПОВИТУХА?
- 08.09.12, 23:57
- За русский язык!
Рейли М. В. Истоки жизни КТО ТАКАЯ ПОВИТУХА?
Рейли М. В. Истоки жизни: русские обряды и традиции
КТО ТАКАЯ ПОВИТУХА? «БАБУШКА СОЛОМОНИДА» русских ЗАГОВОРОВ
Повитухой называли женщину, обычно уже пожилую, которая помогала в родах принять ребенка, оправиться роженице. Она же лечила детей и мать в случае болезней или осложнений, вызванных родами, присматривала за ними в течение всего «очистительного периода», выполняя и домашние обязанности роженицы. Кроме того, повитуха — существо, по сути, мифологическое. Она стоит на границе двух миров, принимая в этот мир новую душу, облегчая ей переход из мира иного и охраняя мать и дитя от его враждебного влияния в самый опасный для них период. За помошью к повитухе обращаются даже водяные и лешие. В одном из мифологических рассказов, например, говорится о том, как леший отправляется искать бабку для своей родившей жены. Приходит к бабке и говорит «Бабка, обабь». И тащит её к жене, бабить.
В русских заговорах мы встречаем собирательный образ повитухи — бабушку Соломониду. Если вы помните, бабушка Соломонида принимала роды у Девы Марии — мотив, постоянно повторяющийся в заговорах. С тех пор она служит мифологической покровительницей и помощницей всех повитух. Под Рождество существовал даже особый бабушкин день, «Салмонеи день». В этот день бабке-повитухе несли подарки: калач, или отрез материала, или шаль.
Бабка помогала не только родить. Она оказывала помощь в лечении всех женских и мужских болезней при бесплодии одного из супругов. При импотенции, например, если муж переставал ходить к жене, повитуха посылала мужика в баню. Когда он там распаривался и расслаблялся полностью, она давала ему настой из калгана, добавляя его в квас или в чай. При приготовлении настоя она приговаривала: «На море-окияне, на острове Буяне стоит дуб железен. На том дубу железне сто веток и одна мала веточка. Они ни от ветра не шелохнутся, ни от дождя не гнутся. Так чтоб у раба Божьего Ивана на рабу Божью Полину, на всяку девицу ль, молодицу ль, бабу ль сто жил и едина жила не гнулись и не ломались. Аминь!»
После родов женщину нельзя было оставлять одну в течение шести недель. Повитуха присутствовала при ней постоянно. Роженице много чего нельзя было делать — пустая работа. Хлеб ставить было нельзя — или не поднимется, или не пропечется, или сгорит. Повитуха ставила вместо нее. Корову доить было нельзя — у коровы молоко убудет, а то и вовсе животное ссохнет. Бабка доит. За женщиной вообще нужен был глаз да глаз: ее мог унести нечистый. Рассказывают, как в одной деревне женщина после родов пошла на двор и исчезла. Ее искали всю ночь и нашли под сараем. Она рассказала, что затащил ее туда седой старик с лохматой бородой. По всеобщему мнению, это был дворовый, который не любит нечистых, а после родов женщина считается нечистой, о чем мы с вами уже говорили.
В течение 40 дней после родов (те же 6 недель) муж с женой не спал, как это рекомендуется врачами и по сей день. После шести недель роженица должна была сходить в церковь, отбить сорок поклонов, чтоб Господь разрешил ей и дальше заниматься женским делом.
Повитуха помогала не только родить, но и предотвратить роды, то есть избавиться от ребенка, если у женщины уж совсем не было сил рожать или если стыдно рожать в девках. Но таких бабок сторонились брать в повитухи при нормальных родах. Считалось, что не должен один и тот же человек и умерщвлять и давать жизнь. Если он способствует смерти, значит, его вмешательство в рождение новой жизни не принесет счастья.
Могла повитуха сделать бесплодным и мужа, если в семье было уже много детей и трудно было их прокормить или если муж жене опостылел. В таких случаях жена шла поплакаться к бабке, и та помогала ей решить проблему. Одна женщина рассказывала, как ее бабка велела ей, когда муж заснет, взять волос из промежности мужа и принести ей. Затем она его сожгла и сказала: "На море, на кияне стоит дуб широколист, а под дубом широколистом стоит ракитов куст. Этот куст от ветра гнется, от дождя ломатца, прямен не стоит, по земле стелитца. Так чтоб и у раба Божьего Ивана важна жила не стояла, чтоб весь век болела-горела, ни днем чтоб покоя не было, ни ночью роздыху. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!» И ей велела сделать так три раза, и этот способ ей помог. Хочется только предупредить любителей экспериментировать, что сломать легко, а вот поправить бывает гораздо труднее. Так что помните об ответственности, прибегая к магическим способам воздействия на чье-либо здоровье или судьбу.
10
Коментарі