Про співтовариство

Співтовариство людей, що не бажають миритись з брехнею та їм гірко дивитись на рабство блиських і оточуючих. Думки одурманених теж будуть цікаві.
Вид:
короткий
повний

Я -атеїст.

АНТИХРИСТИАНИН

  • 16.10.11, 17:33

http://warrax.net/Satan/Books/antichrist.htm

http://warrax.net/Satan/Books/

книгі корисні, всі повинні прочитати, а ресурс - гавно

Ще один троль. Досить пулярний зараз в мережі. Така пурга...

  • 16.10.11, 16:29

       

Ну зовсім людина нічого не розуміє, а все туди ж.... та власне, як і всі релігіознуті...

Позов.

  • 15.10.11, 19:34
  Звертаюсь до юристів, чи блиських до них чи знаючих закони. Друзі, адже є в Україні закон про захисит психічного здоров`я?  Коли мені говорять, що я буду вічно мучитись - це підриває моє психічне здоров`я чи як? От можу я подати в суд на організацію
, що обіцяє всім розпечену пательню, хто не в ній?

Образа і думки, що вона породила.

  • 15.10.11, 18:33

   Чому віруючі вважають, що коли я стверджую - бога нема, я ображаю їхні почуття? А твердження про існування бога не ображає мої? Більше того, вони стверджують, що ті, хто їх не підтримують потраплять у пекло, а одже будуть смажитись на величезній пательні. Так це ж пряма загроза фізичному і (головне) душевному здоров`ю! А це вже кримінальний злочин. Може подати заяву на православнутих, адже вони загрожують психічному здоров`ю людей, погрожують їм вічними муками! Насправді, уявіть, до Вас вриваеться людина і промовляє - Роби, як я кажу, або вічно тобі муки і розпечена пательня!  Що Ви зробите? Кого викличете? Швидку чи міліцію?  

     Далі. Наші предки приносили людські жертви своїм богам. Йшов час і це стало злочином. Наступив час, коли приносити в жертву розум, свідомість людей теж повинно стати злочином! Та це так і є! Ніхто у селі ( а там в основному адепти релігії) не вважає попів авторитетом, та що там - просто зневажають цих бородатих трансвеститів. Помандрував і поговорив я з старожилами наших сіл.

   Далі. Альтернатива?  Альтернатива одна - освіта. Грім - не святий на конях і блискавка не грім божий, життя не створив бородатий дід і Землі не 6 000 років. Освіта, тільки освіта викликає Просвітлення, топто розуміння, а одже гармонію.

Online-интервью с Борисом Стругацким

  • 15.10.11, 10:03

   Уривок:

Павел [ 06.10 01:03 ] В чем был смысл Вашей жизни, и что ожидаете увидеть после того, как умрете? Смысл жизни это, знаете ли, понятие, которое как правило чрезвычайно трудно сформулировать. Все время сносит в низины банальностей или, наоборот, неприлично возвышает. Смысл, как «задание для души», наверное, вообще неформулируем,- - во всяком случае для человека неверующего. А вот смысл, как избранная цель, это другое дело: наслаждение работой; счастье любви; радость дружбы, — и замечательный коктейль из всего этого по возможности навсегда. Навсегда значит — пока жив. Потом не будет ничего. Совсем ничего. Увы

      Повністю -  http://www.kommersant.ru/doc/1793932

Некоторые вехи христианской истории.

  • 14.10.11, 10:10
64 г. Христиане поджигают Рим. Позже вину за это злодеяние христиане свалили на императора Нерона.
391 г. Рим. Император Феодосий запрещает все языческие культы.
392 г. Рим. Феодосий издает указ о закрытии всех языческих храмов. Часть из них должна быть полностью разрушена.
394 г. Феодосий запрещает Олимпийские игры.
415 г. Александрия. Разъяренная толпа фанатиков-христиан убивает греческого математика и философа Евпатию(женщина), управляющую знаменитой александрийской библиотекой. После убийства Евпатии, христиане разрушают саму библиотеку.
438 г. Рим. Вступает в силу закон, который предусматривает смертную казнь для язычников.
451 г. Рим. Вводится смертная казнь и для тех, кто предоставляет свои жилища язычникам для отправления языческих культов.
719 г. Папа Грегор поручает бишопу(епископу) Бонифацию миссионерство среди германских племен. В 723 г. Бонифаций собственноручно срубает известную святыню Германцев - Дуб Донара (бога Тора) в Земле Гессен и строит из него часовню.
956-986 гг. Гаральд Синезубый силой пытается ввести христианство в Дании, вплоть до 960 г. это же делает Гакон Добрый и Трюггви, отец Олафа Святого в Норвегии (”Сага о Йомских Викингах”).

988 г. Кн. Святым Владимиром (Василием: имя, данное при крещении) - истреблены кумиры Велеса и Услада, кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. “А кто не прийдет, противен мне будет” - так сказал Влидимир. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ.
989-990 гг. “Святой князь Владимир” в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение “Церковного Устава св. Владимира”, где предписывалось сожжение волхвов.

995-1002 гг. Олаф Трюгвассон начинает введение христианства в Норвегии, оскверняет капище Тора (”Сага об Олафе Трюгвассоне”).
1008 г. Уничтожена священная роща (Святобора) сорбов близ Мерзебурга епископом Мерзебургским (”Вагнерово рассуждение об идолопоклонстве древних жителей Миснии”, Лейпциг, 1698 г.)

1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.
1252 г. Булла Иннокентия IV „ad exstirpenda” (об уничтожении) о введении пыткок для получения признания.
1633 г. Инквизиция вынуждает отказаться от «своих заблуждений» итальянского математика, философа и физика Галилео Галилея.
1063-1157 гг. Неоднократно сжигался храм Радегаста (Ретринский Храм) г. Ретра на земле лютичей-ретарей. Последний раз германским государем Лотарем. Оплавленные бронзовые кумиры лютичей числом 85 штук из Храма найдены в начале 18 века и описаны в 1774-1795 гг. Многие фигурки содержат славянские рунические надписи, как на Микоржинских камнях (Польша, Познаньское воеводство).

1150 г. “Святой князь Александр Невский” учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей).
1168 г. После захвата датским королем Вальдемаром I острова Руян (Рюген, Германия), осквернен и разграблен храм Свентовита (Аркона). Кумир Свентовита вместе с другими изображениями языческих кумиров истреблен епископом Абсалоном (Гельмгольд “Славянская Хроника”. До 1177 г.).
1169 г. “Святой князь Андрей Боголюбский” сжег Киев.
1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: “изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе” с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: “Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели”.
1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
1411 г. Псков. Сожжены 12 “вещих жонок” (колдуний, ведьм).
1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.
1484 г. Булла Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек.
1485 г. Пьемонт. Сожжена 41 «ведьма».
1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде - Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.
1551 г. Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией.
1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.
1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой».
1601-1603 гг. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.
1619 г. Тулуза. По приказу церкви сожжен итальянский философ Ванини. Сначала ему отрезали язык, чтобы он не мог обращаться к народу. Так как философ намеревался продолжать писать, было вынесено решение сжечь Ванини живым.
1640 г. Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли».

1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:
Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский
Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде
Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге
В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек
В Нижнем сожгли народу много
В Казане - 30 человек
В Киеве - стрельца Илариона
А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами
1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек (…и всеразличными смертьми чашу страданий испиша, аки класы доброплодныя острейшим мучения серпом пожати быша, и кровию своего древлецерковная предания запечатлеша).
1682 г. В деревянном срубе сожжены: протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний
1250-е гг. “Святой князь Александр Невский” учинил резню в Новгороде (и это не поле брани, это убийство мирных жителей, гражданских).

Конец XIII века. Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими и сопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались на деятельность библейских персонажей. Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с “колдунами” и “ведьмами”, указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли “всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму” [Е. Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.]. Видели ли деятели церкви, что истребление людей противоречит некоторым положениям евангельской проповеди? Они не могли этого не видеть, но вспоминали о евангельском милосердии только тогда, когда это им было выгодно.
1285 г. Кормчая книга. “отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам”.
1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.

XV век Новгородский епископ пишет митрополиту Зосиме: “Ано фрязове по своей вере како крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз тех речей и список к тебе посылал - завидки берут и хочется перенимать опыт у инквизиции…”

1490 г. Собор требовал смертной казни еретиков, Иван III воспрепятствовал.
1499 г. Книга “Поучение священнослужителей”. Против язычества.
Начало XVI века. Казнь Фомы, двоюродного брата Дмитрия Тверетинова (иконоборцы).
1504 г. Собор постановил сжечь Ивана Волка-Курицина, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова в клетке, что и было осуществлено.
1515 г. Сожжено и уничтожено более 500 ведьм.
1505 г. Поучения против язычества в “Грамоте митрополитов Фотия и Даниила”, “Домострой” и “Стоглав” предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками.
1551 г. Иван Грозный пишет митрополиту Макарию: “В монахи постриглись ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать. Упивание безмерное, разврат, содомский грех. Отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить”. Вся эта поповщина существовала за счет труда русского крепостного. Только на Троице-Сергиев монастырь работало около 80.000 крепостных.
1552 г. Поучения против язычества в “Судебнике”.
1564 г. Иван IV, письмо Курбскому: “Нигде же обрящеши не разориться царству, еже от попов владому”.

Статистика: за 1601-1700 гг. в Москве было издано 483 тиража книг.

Из них НЕ религиозных - всего 7 (семь).

1648 г. Указ христианского монарха Алексея Михайловича о запрещении песен, праздников, плясок, игрищ. Запрещено даже качаться на качелях (!). Запрещено хоронить павших воинов в горицах (курганах) и проводить тризну (поминки с застольем). В указе упоминалось о вреде скоморохов, предписывалось ломать дуды, гусли и т.д., а тем, кто за скоморохами следует (подражает, ряжничает), предписывались батоги и ссылка.

РАСКОЛ: После решений собора 1666 г. нераскаявшиеся остатки стригольников Соловецкого монастыря по настоянию патриарха Иоакима были казнены (более 50 человек).

И это далеко не полный список.

Памятка начинающему креационисту.

  • 08.10.11, 10:41
1. Креационист! Помни главное – развития не существует! Потому что его просто не может существовать.

2. Никогда не пытайся разобраться в Теории Эволюции (далее ТЭ). То, в чём не разбираешься, критиковать гораздо проще.

3. Для борьбы с ТЭ хороши любые средства, ибо она – абсолютное зло.

Если же этих трёх (священное число!) главных пунктов тебе недостаточно, могу дать ряд более частных советов:


4. Почаще повторяй фразу «Эволюция – не научная теория, а слепая вера». Пусть эволюционисты доказывают, что они не верблюды.

5. Никогда не читай новых источников. Что в них может быть по-настоящему нового? Если же тебе скажут, что наука развивается – не верь (см. п. 1), это учёные так выкручиваются.

6. Не слушай возражений, а повторяй раз за разом одни и те же аргументы. Возможно, тебя заклеймят идиотом, но зато потом с тобой никто не будет спорить.

7. Не обращай внимания на те факты, что опровергают твою точку зрения. Говори, что все эти факты сфабрикованы.

8. Помни – истина одна! Если разные учёные имеют разные точки зрения, то это говорит лишь о том, что эти учёные ничего не знают. Однако, этот пункт можно и нужно игнорировать, если тебе это выгодно (см. п. 3)

9. Апеллируй к авторитетам. Если великий учёный N. был христианином, говори об этом на каждом углу (и умалчивай о том, что он признавал реальность эволюции). Если великий учёный M. отрицал эволюцию, говори об этом на каждом углу (и умалчивай о том, что он был физиком и в биологии не разбирался). Если великий писатель R. отрицал эволюцию – плюнь на всех учёных, ибо писатели круче. Чаще ссылайся на древнегреческих философов – они, чай, умнее нынешних учёных были (см. п. 1). И вообще, единственный надёжный источник – Библия. Если же к авторитетам апеллирует оппонент, говори ему, что это неправильно (см. п. 3)

10. Сосредоточься на конкретике – если тот или иной эволюционный сценарий не верен, то неверна и вся теория! Так, если птицы не происходят от динозавров, значит они вообще ни от кого не происходят, что и требовалось доказать.

11. Вырывай цитаты из контекста.

12. Умышленно смешивай ТЭ и проблему происхождения жизни. Если никто не сможет доказать, что жизнь появилась так, как это описано в школьном учебнике 50-х годов (см. п. 5), то ТЭ неверна! (см. п. 10). Ещё лучше затевать спор о происхождении Вселенной, но на это не все ведутся.

13. Помни, что каждое существо обязано эволюционировать в сторону усложнения (см. п. 2). Если какая-нибудь козявка остаётся неизменной в течении долгого времени, значит ТЭ неверна! (см. п. 10).

14. Настаивай на том, что датировки в миллионы лет неверны. Радиоизотопный анализ не может безошибочно определить время с точностью до секунды, значит использовать его нельзя вообще!

15. Почаще упоминай про «кембрийский взрыв». Делай вид, что не знаешь ни про докембрийскую жизнь, ни про концепцию прерывистого равновесия. Если ты действительно о них не знаешь, тем лучше (см. п. 2).

16. Поскольку все эти миллионы лет – чепуха (см. п. 14), требуй примеров эволюции, происходящих на твоих глазах. Чаще спрашивай, почему современные обезьяны не превращаются в человека (см. пп. 2 и 13). Если же тебе приведут примеры ныне идущей эволюции, упирай на то, что это «изменения в пределах одного вида» (можешь даже употребить богомерзкое слово «микроэволюция»), а более кардинальных изменений быть не может, потому что их не может быть. (см. п. 1)

17. Навязывай эволюционистам ответственность за социал-дарвинизм. Пусть чувствуют себя виноватыми.

18. Своди ТЭ к Дарвину. Делай вид, что никогда не слышал про СТЭ и ЭТЭ. Впрочем, если ты о них действительно не слышал, тем лучше (см. п. 2). Опровергай устаревшие положения Дарвина и не слушай, как оппоненты говорят про то, что наука не стоит на месте (см. пп. 1 и 5).

19. Если тебе это выгодно, вспоминай про альтернативные теории эволюции. Разбей с их помощью дарвинизм, а потом сразу забудь про них, и сделай вид, что раз дарвинизм неверен, значит эволюции не существует (см. п. 3).

20. Почаще упоминай теорию вероятности – её всё равно мало кто знает.

21. Почаще упоминай про «всемирный заговор учёных».

22. Помни, что эволюционизм – твой главный враг (см. п. 3). Даже если ты ненавидишь адептов других религий, не стесняйся использовать их доводы против ТЭ.

23. Затевай философские диспуты. Запутывай оппонентов спорами о том, что есть истина.

24. Чаще упоминай об умерших детях Дарвина и намекай (или говори прямо), что это Божье наказание. Бери оппонентов «на слабо» вопросами типа «Согласны ли Вы гореть в аду?» (см. п. 3)

25. Если какая-то религия не отрицает эволюцию, смело записывай её адептов в еретики, жидомасоны и гомосексуалисты.

26. Помни, что ты самый умный! Ты ведь прочитал Библию! Ну ладно, часть Библии. Ну ладно, первые 10 страниц. Но ты их понял правильно, а эволюционисты не способны понять Библию, даже прочтя её целиком, потому что они не такие умные, как ты (см. п. 26). И вообще, все они фанатики, потому что не согласны с тобой.

27. Игнорируй систематику. Фраза "ящерица осталась ящерицей" безотказно действует на тех, кто не знает, что ящерицы - это подотряд с множеством семейств, родов и видов. К тому же, в Библии вообще нет таких понятий как "подотряд" и "семейство", а значит, это всё от лукавого!

28. Ссылайся на мнение «ряда авторитетных учёных» (из которых биологов два с половиной) и со снисхождением умного (см. п. 26) давай ссылки на креационистские сайты (выбери те, которые солидно выглядят – содержание у них у всех всё равно одинаковое).

29. Старайся поссорить эволюционистов между собой (см. п. 3) – атеистов с агностиками, коммунистов с либералами, сторонников СТЭ со сторонниками ЭТЭ и т.д. И вообще, осваивай интернет-троллинг. Занятие это небогоугодное, однако, помни п. 3.


 30. Почаще повторяй, что эволюционисты лгут. Доказывать это совершенно не обязтельно - главное, повторяй чаще.

 31. Никогда не говори "мне непонятно...", вместо этого говори "ТЭ не может объяснить..."

32. Делай упор на эстетический фактор. Размещай самые неэстетичные фото обезьян и проси сравнить их с самыми эстетичными фотографиями бабушек эволюционистов. Спрашивай любого оппонента, хочет ли он происходить от обезяны.

33. Обязательно подчёркивай, что эволюция - лишь теория (здесь нет противоречия с п. 4!), а не то как на самом деле было. Делай вид, что не знаешь, что теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Делай вид, что не знаешь, что теории принимаются лишь после достаточной проверки.

 34. Используй неполноту палеонтологической летописи так, как это выгодно тебе. Если не найдено предков какой-либо группы, значит их нет, а значит эволюция неверна (см. п. 10), если же не найдено каких-либо доказательств твоей точки зрения, значит они просто ещё не найдены

Правильна збірка.

  • 07.10.11, 17:04

   Надибав в інтернетмагазині на книжку:

  радує, що Лукяненко і Іоан об`єднанні одним словом - фантастика :)

Атеистические пословицы и поговорки. Часть 4

  • 28.09.11, 17:26
Originally posted by at "Без бога шире дорога". Атеистические пословицы и поговорки. Часть 4

РАЙ

895. О рае можно только слышать, а видеть нельзя (таджикская). 896. Трудно Мухаммеду с нами: рай на земле мы строим сами (азербайджанская). 897. Не верь в рай — больше хлеба собирай (украинская). 898. Хлеба край — и под елью рай (русская). 899. В рай просится, а смерти боится (русская). 900. Богатому рай, а бедному — ад (русская). 901. В раю жить тошно одному (русская). 902. Если все попадут в рай, в аду пусто будет (азербайджанская). 903. Рад бы в рай, да денег мало (русская). 904. И в царство небесное даром не пустят (русская). 905. Никто на том свете не бывал (белорусская). 906. Не всякому хорошо на божьем свете (русская). 907. Понадеешься на тот свет, ни с чем на этом останешься (башкирская). 908. В рай просятся, а сами в ад лезут (русская) . РЕВОЛЮЦИЯ

909. Раньше в селе было так: пану поклонись, уряднику покорись, попу помолись; революция настала — всех поразогнала (украинская). 910. Исчез поп, толстый пан — лучше жить стало нам (русская).

РЕЛИГИЯ

911. Что сивуха для брюха, то религия для духа (русская). 912. Религия — яд, береги ребят! (русская). 913. Ребят пугают букой, а мужиков — вечной мукой (русская).

СВЕЧА

914. Свечой и ладаном даже святых проведешь (армянская). 915. Каков бог, такова ему и свеча (русская).

СВЯТОЙ

916. У святых отцов не найдешь концов (русская, украинская). 917. Кто богат, тот и свят (русская). 918. Думал — святой, оказался свиньей (туркменская) . 919. При виде золота святой развращается (туркменская). 920. И святой ради барыша молится (русская) . 921. Святой помогает только своим близким (киргизская). 922. Святой дух исчез, как пух (украинская). 923. Святоши — в праздники, блудни — в будни (русская). 924. Если всех святых поминать, то некому будет работать (украинская). 925. Не будь ни войтом, ни святым — не будешь проклятым (русская). 926. Боже святой, пропал мой золотой: дал за службу божью, как в болото бросил (русская). 927. «Святой крепкий, святой боже!» — как заплатишь, так поможет (украинская) . 928. Святые святители, куда вас девать? Ни хлеба испечь, ни дыру залатать — придется повыметать (украинская). 929. Святые лики — бессильные владыки (русская). 930. Тот святой, который далеко, кажется могущественным (армянская). 931. Святые хлебом не накормят (украинская) . 932. От беды и святые убегали (казахская). 933. Около святых черти водятся (русская). 934. Ты его за апостола, а он хуже кобеля пестрого (русская). 935. Когда в хате беда, то не поможет святая вода (белорусская). 936. Святая вода — заразная вода (мордовская) . 937. Вода-то божья, да нам не пригожа (русская). 938. Кто попу рубль, тот и во святых свой (русская). 939. Сверху святой и божий, а внутри на черта похожий (украинская). 940. Святой Никола не поставит кола (украинская) . 941. Святые хлебом не кормят (украинская). 942. Святой спас, верни запас (украинская). 943. Какие тут святки, когда лупят податки (белорусская). 944. Кривых да слепых нету святых — все батюшки зрячи (русская). 945. В «святых местах» всегда много нечисти (бурятская). 946. Божница домашняя, а совесть продажная (русская). 947. По образу — Никола, по усу — Илья, а по уму — свинья (русская).

СВЯЩЕННИК

948. У господина — плеть, а у священника — молитва (латышская). 949. В стране, где нет священника, лисица служит (грузинская). 950. Горы и долины поместятся в животе у священника (армянская).

СЕВ

951. Без молебнов сеем и косим, у Ильи дождя не просим (русская).

СЕКТАНТСТВО

От сектантского учения горе да мучение (русская).

СНОВИДЕНИЯ

952. Сновидениям не верь (карельская). 953. Снам верить, так и дела не делать (русская). 954. Когда спится, тогда не снится (украинская). 955. Что держишь на уме, то и видишь во сне (русская). 956. Хвали сон, когда сбудется (русская). 957. Голодный во сне хлеб увидит, а жаждущий—воду (русская). 958. В дурном месте не спи — дурных снов не увидишь (туркменская). 959. Сам лежит в хлеву, а во сне святого Георгия видит (армянская). 960. Во сне видал, да наяву прозевал (русская). 961. Что наяву делают, того не боятся, а что во сне видят, того страшатся (русская). 962. Во сне счастье, наяву ненастье (русская старинная). 963. Для себя спит, а для других сны видит (русская). 964. Тому сну не верь, что видел теперь (русская). 965. Если верить всем снам, то на жнивье можно повеситься (чувашская). 966. Кошка про себя плохих снов не видит (армянская).

СОВЕСТЬ

967. Нечего тому бояться, у кого совесть чиста (русская). 968. Совесть сильней мучений ада (кумыкская) .

СТРАХ

969. Где страх, там и бог (украинская). 970. Не так страшен черт, как его малюют (русская).

СУДЬБА

971. Не нам судьба — судья, а мы судьбе — хозяева (русская). 972. Не верь судьбе: спасение в борьбе (русская).

СЧАСТЬЕ

973. К счастью дорога — без попа и бога (белорусская, украинская). 974. Не до бога, когда счастье у порога (русская). 975. Ищи счастья на земле, а не на небе (русская). 976. Счастье добывается не в молитвах, а в труде (русская). 977. Боже, чем обещаний с гору, дай хоть с палец счастья! (казахская). 978. Бог сирот любит, но счастья не дает (белорусская). 979. Счастье не падает с неба (мордовская, удмуртская).

ТРАКТОР

980. Помощь не от бога, а от трактора (украинская) . 981. Давно к богу за советом не ходим, а сами комбайны и тракторы водим (русская). 982. Счастье дает не Никола да Илья-пророк, а косилка да тракторок (карельская, русская). 983. Подмога не от бога, а от трактора (украинская).

ТРУД

984. Трудись не ленись — и богу не молись (русская). 985. Кто от бога ждет, тот горе жнет, кто трудом добывает, тот шубу шьет (башкирская). 986. Если в поле, а не в церкви каждый день, то богатый будет трудодень (украинская).

УДОБРЕНИЕ

987. Навоз у бога хлеб крадет (русская). 988. И аллах любит поле, которое унавожено (аварская). 989. Накормишь землю — вырастет еда, не 990. накормишь — вырастет беда (узбекская). 991. Навоз и бога обманет (русская).

УМИРАТЬ

992. Не спеши на тот свет, сделай все здесь как след (русская). 993. Сразу не умрешь, да и больше разу не умрешь (русская). 994. Попа за сердце брало, что мало людей умирало (украинская).

УРОЖАЙ

995. Урожай не от божьей милости, а от дружной работы (русская). 996. Мы можем и бога научить, как хлеб растить (белорусская). 997. Без попов на поле больше снопов (русская) . 998. Мы без бога так устроили, что урожай утроили (русская, белорусская). 999. Мы науку уважаем — значит будем с урожаем (русская). 1000. У мужика неурожай, а тут еще попу дай (белорусская). 1001. Поп молится об урожае, когда слышит, что много добра соберет (белорусская). 1002. Урожайный год — чуваш богатый, голодный год — поп богатый (чувашская).1003. Бога не просили, а хлеб покосили (украинская). 1004. Земля родит и без молитвы (русская). 1005. По полям и поп не ходит, а пшеница родит (украинская).

ХЛЕБ

1006. Только ангелы с неба не просят хлеба (русская). 1007. Без бога будет хлеба много (украинская) .

ХОДЖА

1008. Ходжа ходжу в Мекке найдет (туркменская) . 1009. Ходже только волю дать, он лежа будет плов уплетать (туркменская). 1010. Когда сеяли, ходжи не было, косили — тоже, а на току он тут как тут (туркменская). 1011. Не радуйся, что пришел ходжа, он еще на тебя налог наложит (казахская).

ХРИСТОС

1012. Где молятся Христу, там сорняки растут (украинская). 1013. Спасает не Христос, а колхоз (русская). 1014. Не поможет Христос вырастить овес: надейся на руки да на матушку-науку (русская).

ЦАРЬ

1015. Поп, царь — один одному родной брат (белорусская). 1016. До царя далеко, до бога высоко (русская). 1017. Царь богу родня, бойся его как огня (русская). 1018. Боже, царя возьми — он нам не нужен (русская). 1019. Велик царь через попов своих (русская)

ЦЕЛИНА

1020. Не бог целину вспахал, а мы сами, тракторами (русская).

ЦЕРКОВЬ

1021. Народ рабочий церквей не хочет (украинская) . 1022. Раньше — церковь да вино, а теперь — клуб да кино (мордовская, русская, белорусская). 1023. Люди в церкви думают о грехах, а поп о деньгах (украинская). 1024. Поп из церкви — с прибылью, а верующий — с убытком (украинская). 1025. Три попа, а заросла в церковь тропа (русская). 1026. До церкви и до попа зарастает тропа (украинская). 1027. Допелся поп до пустой церкви (украинская) . 1028. Человек без церкви проживет и сто лет, а церковь без человека нет (латышская). 1029. Корова ревет, когда нет сена в яслях, а поп — когда мало людей в церкви (украинская). 1030. Корчма и церковь — родные сестры (украинская). 1031. В церковь, как в корчму, без денег не ходи (украинская). 1032. Куда мы ни ходим, только не в церковь (украинская). 1033. Церковь грабит да колокольню правит (русская). 1034. В церковь ходили — темные были; от церкви отошли — свет нашли (украинская) . 1035. В церковь ходить перестали — жить лучше стали (украинская, русская) . 1036. Затем поп в церкви служит, что по деньгам тужит (украинская). 1037. Не строй семь церквей, пристрой семь детей (русская, чувашская). 1038. Церковь большая, да людей в ней мало (украинская). 1039. По дороге в церковь и конь устает (латышская) . 1040. Праведно живет: с нищего дерет да на церковь кладет (русская). 1041. Праведная душа не берет барыша, а денежку таском таскает (русская). 1042. Рубль со свечки берет, а с бедного последнюю шкуру дерет (русская). 1043. Церковь забыли — темноту обошли (украинская) . 1044. Церковь горит, а поп руки греет (белорусская) . 1045. Церковь еще не достроена, а калеки сидят уже у двери (татарская). 1046. Не грози попу церковью, он от нее сыт живет (русская). 1047. Церковь не из бревен, а из ребер (русская) . 1048. Верую, верую, верую, по церкви бегаю: как бы двери найти да из церкви уйти (украинская). 1049. Где поп церковь строит, там пан корчму ладит (белорусская, украинская). 1050. Церковь и кабак — рядом (русская). 1051. Церковь от кабака не бывает далека (латышская) . 1052. Попы людей в церкви чертями и богами пугают, а себе карманы деньгами набивают (украинская). 1053. Хоть куда, лишь бы не в церковь (русская). 1054. Кошку мышкой не испугаешь, а попа — церковью (мордовская). 1055. В церковь — красненьку, а из церкви — басенку (русская). 1056. Не тот умен, кто в церкви служит, а тот, кто с наукой дружит (русская). 1057. Если ты богат, то тебе можно и в церкви свистать (украинская). 1058. Хоть церковь близко, да ходить склизко (русская). 1059. Церковь не осквернится, если в нее войдет и собака (армянская). 1060. Идет в церковь девица не богу молиться, а на хлопцев подивиться (украинская). 1061. В церкви трезвонят, а на панщину гонят (украинская). 1062. В церкви обновился крест, а на попе — риза (русская).1063. Церковь тепла для кулаков, а беднякам в ней, как на дворе (русская).

ЧАДРА

1064. Лицо из-под чадры, что солнце из-за тучи (азербайджанская).

ЧЕЛОВЕК

1065. Человек сильнее бога (чувашская). 1066. Человек видит, бог — никогда (русская).1067. Не бог, а сам человек прибавляет себе век (украинская, белорусская).

ЧЕРТ

1068. Не наше дело попа учить, пусть его черт учит (русская). 1069. Силен черт, да воли нет (русская). 1070. Где черти ни бродили, везде их бранили (русская). 1071. Поп с кадилом, а черт с рогатиной (русская). 1072. Черт черту глаз не выколет (украинская). 1073. Черт пану товарищ (белорусская). 1074. Мужик хитрее черта (русская).

ЧУДО

1075. На земле чудес не бывает (мордовская). 1076. Объявил поп чудо, пусть соберется много люда (белорусская). 1077. Когда худо — не спасает поповское чудо (русская). 1078. Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы (белорусская, русская). 1079. Чудо в решете: много дырок, а некуда вылезти (украинская). 1080. Не все то чудесное, что зовется небесное (русская).

ШАМАН 

1081. Ищи шамана в музее (эвенкийская). 1082. Худший из людей становится шаманом (бурятская). 1083. В голодный год бай жирный, в тяжелый год шаман жирный (хакасская). 1084. Не бывает так, чтобы при шамане человек не болел (якутская). 1085. Своим обжорством он похож на шамана (якутская). 1086. И богатырский конь спотыкается, шаман, хотя и прошел посвящение, подыхает (бурятская).

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Ад Аллах Алтарь Аминь Архиерей Аскет  Бай Бедняк  Безделье  Библия  Бог Божиться  Болезнь  Венчаться  Вера  Владыка Воля Ворожить  Гадать  Грех  Гроза  Деньги  Дервиш  Духовенство  Дьякон  Евангелие  Зарабатывать  Засуха  Звон  Знахарь  Игумен  Икона  Имам  Исповедь  Ишан  Кадило  Колхоз  Комсомолец  Коран  Крестить  Ксендз  Кулак Культура  Лавра  Ладан Мера  Молебен Молитва  Молиться  Монашество  Мощи  Мулла  Небо  Невежество  Обедня  Обычай  Оплакивать  Паломничество  Панство  Пахать  План  Поле  Поминки  Помощь  Пономарь  Поп  Попадья  Послушник  Пост Правда  Праздник  Примета  Приход  Причащение Проклятие Проповедь  Пророк  Пьянство  Раввин  Рай  Революция  Религия . Свеча  Святой  Священник  Сев СектантствоСновидения Совесть Страх  Судьба  Счастье  Трактор  Труд  Удобрение  Умирать  Урожай  Хлеб  Ходжа  Христос  Царь  Целина  Церковь  Чадра  Человек Черт Чудо  Шаман 

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Издания дореволюционные

1. «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». (В кн. П. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий, вып. I, 1899.) 2. СТРАХОВ Н. Пословицы (калмыцкие). (В кн. «Нынешнее состояние калмыцкого народа». Спб., 1810.) 3. Д. К. Полное собрание русских пословиц и поговорок, расположенных по азбучному порядку с присовокуплением таблицы содержания оных для удобнейшего приискания. Спб., 1822. 4. НЕФЕДЬЕВ Н. Пословицы. (В кн. «Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. Спб., 1834.) 5. «Русские пословицы, собранные А. В. Кольцовым». (Напечатаны в «Воронежской беседе», 1861, и «Трудах Воронежского государственного университета». Воронеж, 1926.) 6. СНЕГИРЕВ И. Русские народные пословицы и притчи. М., 1848. 7. ЕВЛАХОВ И. Грузинские пословицы и изречения. (В кн. «Записки кавказского отдела Императорского географического общества», кн. I. Тифлис, 1852.) 8. БУСЛАЕВ Ф. Русские пословицы и поговорки. М., 1854. Г. Б. Собрание пословиц и поговорок русского народа, украшенное 25 рисунками. Спб., 1862. 9. ДАЛЬ В. Пословицы русского народа. М., 1862. 10. СЫРКИН А. Русско-литовский месяцеслов на 1867 г. Вильно, 1867. 11. ЧОНКАДЗЕ Д. и ЦОРАЕВ В. Осетинские пословицы. (В кн. «Осетинские тексты». Издал акад. А. Шифнер. Спб., 1868.) 12. МАССОН М. Мудрость народа в пословицах у немцев, русских, французов и других одноплеменных им народов. Спб., 1868. 13. ДМИТРИЕВ Д. Д. Пословицы (чеченские). (В кн. «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IV. Тифлис, 1870.) 14. Фон-ПЛОТТО А. Пословицы и поговорки (лезгинские). (В кн. «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IV. Тифлис, 1870.) 15. ИБРАГИМОВ М. Киргизские пословицы. (В кн. «Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник, вып. III. Спб., 1874.) 16. ЗЕЛИНСКИЙ С. П. Татарские пословицы и поговорки. (В кн. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. I. Тифлис, 1881.) 17. ТРЕЙЛАНД Ф. Я. (БРИВЗЕМНИЕКС). Латышские народные пословицы и поговорки. (Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. XL. Труды этнографического отдела, кн. VI. М., 1881.) 18. ДЖАВАХОВ А. Грузинские пословицы. (В кн. «Сборник для описания местностей и племен Кавказа», вып. И. Тифлис, 1882.) 19. ЗЕЛИНСКИЙ С. Пословицы и поговорки (армянские). (В кн. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. II. Тифлис, 1882.) 20. С — в. Н. А. Русское народное остроумие. Казань, 1883. 21. ЭЙВАЗОВ П. Пословицы (армянские). (В кн. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. IV. Тифлис, 1884.) 22. ЕГИЗАРОВ С. А. Пословицы и поговорки (армянские). (В кн. «Записки кавказского отдела Императорского русского географического общества», кн. XIII, вып. II. Тифлис, 1891.) 23. ДИКАРЕВ М. А. Пословицы, поговорки, приметы Воронежской губернии (Памятная книжка Воронежской губернии на 1891 год. Воронеж, 1892.) 24. ГРИГОРОВ Н. Армянские пословицы. (В кн. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. XIII. Тифлис, 1892.) 25. МАХМУТБЕКОВ. Пословицы и поговорки (татарские). (В кн, «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. XIX. Тифлис, 1894.) 26. ДИВАЕВ А. Пословицы. (В кн. «Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области», т. III. Ташкент, 1894.) 27. ОСТРОУМОВ Н. П. Пословицы и поговорки сартов. (В кн. «Сарты. Этнографические материалы», вып. III. Пословицы и загадки сартов. Ташкент, 1895.) 28. ДИВАЕВ А. А. Сартовские пословицы. (В кн. «Сборник материалов для статистики СырДарьинской области», т. V. Ташкент, 1896.) 29. ДИВАЕВ А. Пословицы и поговорки. (В кн. «Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области», т. VI. Ташкент, 1897.) 30. КАЛАШОВ Н. Д. Пословицы ширванских тар. (В кн «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. XXIV. Тифлис, 1898.)  «Киргизские пословицы». (В кн. «Памятная книжка Семипалатинской области на 1898 г.». Семипалатинск, 1898.) 31. ТАМБИЕВ П. И. Адыгейские пословицы. (В кн. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. XXVI. Тифлис, 1899.) 32. Фон-ГЕРН Вл. Киргизские пословицы. (В кн. «Памятная книжка Семипалатинской области на 1902 г.». Семипалатинск, 1901.) 33. ЛЫТКИН Г. С. Зырянские народные произведения с переводом на русский язык. Спб., 1901. 34. ВЕРХОВСКАЯ О. Сборник русских пословиц с 12 картинками. Спб., 1901. К. Г. Собрание русских пословиц, поговорок, загадок, изречений и народных примет. Спб., 1901. «Молдавские пословицы и поговорки». (В кн. «Бессарабия». Под ред. П. А. Крушевана. М., 1903,) 35. ДЕВИЦКИЙ В. И. Пословицы татарские и армянские. (В кн. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. XXXIV. Тифлис, 1904.) 36. ЛАУТЕНБАХ Я. И. Очерки литовско-латышского народного творчества. Юрьев, 1915. 37. ИЛЛЮСТРОВ И. И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. М., 1915.

II. Издания советские

38. ЯКОВЛЕВ Н. Материалы для кабардинского словаря. М., 1927. 39. МИЛЛЕР В. Ф. Осетино-русско-немецкий словарь, т. 1. Л., 1927; т. 2. Л., 1929; т. 3. Л., 1934. КНЯЗЕВ В. В. Книга пословиц. Л., 1930. 40. ПОПОВ А. А. Якутские пословицы. (В кн. «Якутский фольклор». М., 1936.) 41. «Народные пословицы и поговорки. Грузия». («Дружба народов», 1939, № 1.) 42. «Народные пословицы и поговорки. Туркмения». («Дружба народов», 1939, № 1.) 43. ГУЛИЯ Д. И. Сборник абхазских пословиц, загадок, скороговорок, омонимов, народных примет о погоде, заговоров и наговоров. Сухуми, 1939. 44. АШУБАЕВ Д. и ЧЕКМЕНОВ Н. Пословицы киргизского народа. («Киргизстан», кн. 1. Фрунзе, 1940.) 45. «Шорские поговорки» («Шорский фольклор». Запись, перевод, вступительная статья и примечания Н. П. Дыренковой. М. —Л., 1940.) 46. КРАВЧЕНКО И. И. Калмыцкие пословицы и загадки. (В кн. «Народное творчество Калмыкии», Сталинград — Элиста, 1940.) 47. «Таджикские пословицы и афоризмы». («Дружба народов», 1941, № 7.) 48. «Армянские народные пословицы и поговорки». («Дружба народов», 1941, № 6.) 49. «Балкарские народные пословицы и поговорки». («Дружба народов», 1941, № 6.) 50. «Кабардинские народные пословицы и поговорки»: («Дружба народов», 1941, № 6.) 51. «Пословицы», вып. 1, 2, 3, изд. Центрального кабинета редакторов при Управлении агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). М., 1942. 52. САКАЛИ М. и КАРРЫЕВ Б. Тысяча туркменских пословиц и поговорок. Редакция, предисловие и комментарий Б. Каррыева. Ашхабад, 1945. 53. КУЛАКОВСКИЙ А. Е. Якутские пословицы и поговорки. Якутск, 1945. 54. ЭЛЬБЕРДОВ X. и ШОГЕНЦУКОВ А. Кабардинские пословицы. (В кн. «Кабардинский научно-исследовательский институт. Ученые записки», т. I, Нальчик, 1946.) 55. «Кабардинские пословицы». Собрали и перевели: X. У. Эльбердов, А. О. Шогенцуков, Н. Ф. Яковлев. (В кн. «Кабардинский научно-исследовательский институт. Ученые записки», т. II. Нальчик, 1947.) 56. ТОНКОВ В. А. Фольклор Воронежской области. Воронеж, 1949. 57. КОЛПАКОВА Н. П. Золотые зерна. Загадки и пословицы народов СССР. М.—Л., 1950. 58. КЛАБУКОВ А. Пословицы и поговорки удмуртского народа. (В кн. «Удмуртский научноисследовательский институт истории, языка, литературы и фольклора», вып. 13. Ижевск, 1950.)  59. «Пословицы горно-бадахшанских таджиков». («Литературный Таджикистан», кн. 2, 1951.) 60. «Молдавские пословицы и поговорки». Перевел Л. Леонидов, («Октябрь». Кишинев, 1952, № 1.) 61. ЛЕОНИДОВ Л., ГАЛИЦА В. Пословицы и поговорки (молдавские). («Октябрь». Кишинев, 1952, № 6.) 62. ТАБУЛОВ Т. 3. Абазинские пословицы, (В кн. «Труды Черкесского научно-исследовательского института», вып, II. Черкесск, 1954.) 63. КАЛМЫКОВА С. Ногайские пословицы. (В кн. «Труды Черкесского научно-исследовательского института», вып. II. Черкесск, 1954.) 64. КАЛЗАН А., ПЛОТКИНА И. Тувинские народные пословицы и поговорки, изд. 2. Кызыл, 1955. 65. ПАВЛОВА В. Ф. Пословицы, поговорки и загадки. (В кн. «Русское народно-поэтическое творчество в Татарской АССР». Казань, 1955.) 66. СОБОЛЕВ А. И. Народные пословицы и поговорки. М., 1956. 67. ПОДОБИИ В. М. и ЗИМИНА И. П. Русские пословицы и поговорки. Научная редакция и вступительная статья Л. В. Домановского. Л., 1956. 68. ХАМАГАНОВ М. П. Бурят-монгольские поговорки. (В кн. «Ученые записки Бурят-Монгольского педагогического института», вып. IX, 1956.) 69. БЕРКЕЛИЕВ К. Туркменские пословицы и поговорки. (В кн. «Труды Института языка и литературы Академии наук Туркменской ССР», вып. I. Ашхабад, 1956.) 70. МУЗАФАРОВ Р. И. Кто лучше знает? Ташкент, 1956. 71. НУРУШЕВ С. Н. Идейно-творческие истоки казахской литературы, т. 2. Алма-Ата, 1957. 72. «Башкирские пословицы и поговорки». Перевел с башкирского Г. Орлов. («Литературная Башкирия», альманах, вып. девятый. Уфа, 1957.) 73. «Абхазские народные сказки, пословицы и поговорки». Обработал и перевел X. Бгажба. («Литературная Абхазия», Сухуми, № 2(7), 1957.) 74. «Туркменские пословицы и поговорки». («Ашхабад». Литературно-художественный и общественно-политический альманах. Ашхабад, 1957, № 1-2.) 75. КОЛПАКОВА Н. П., МЕЛЬЦ М. Я., ШАПОВАЛОВА Г. Г. Избранные пословицы и поговорки русского народа. Вступительная статья чл.-корр. АН СССР В. П. Андриановой-Перетц, под общей редакцией А. А. Прокофьева. М., 1957. 76. ВИКУЛОВ С. В. Вологодские частушки, пословицы, поговорки. Вологда, 1957. 77. БРЕСЛАВ С. Л. и СЕМЕНЕЦ И. Ф. Избранные пословицы и поговорки. Сталинград, 1958. 78. ОВЧАРЕНКО А. П. Народная мудрость. Пословицы и поговорки, бытующие на Алтае. Общая редакция и вступительная статья кандидата филологических наук В. И. Курылева. Барнаул, 1958. 79. НАЗАРЕВИЧ А. Отобранное по крупицам. Пословицы и поговорки народов Дагестана. Махачкала, 1958. 80. «Туркменские пословицы». («Ашхабад». Литературно-художественный и общественно-политический альманах. Ашхабад, 1958, № 3.) 81. «Туркменские пословицы». («Ашхабад». Литературно-художественный и общественно-политический альманах. Ашхабад, 1958, № 4.) 82. АСТАПЕНКО Н. Я. Жемчужины народной мудрости. Пословицы, поговорки и сходные с ними народные выражения. Предисловие доктора филологических наук проф. В. М. Сидельникова. Смоленск, 1959. 83. БОЛЬШАКОВ Г., КРОХИН М. Пословицы разных народов. Новосибирск, 1959. 84. МУЗАФАРОВ Р. И. Татарские народные пословицы. Казань, 1959. 85. «Туркменские пословицы». («Ашхабад». Литературно-художественный и общественно-политический альманах. Ашхабад, 1959, № 1(5).) 86. МАКАРОВ Г. Карельские пословицы, поговорки и загадки. Петрозаводск, 1959. 87. САМОРОДОВ К. Т. Мордовские пословицы и загадки, Саранск, 1959.88.  ГУСЕЙН-ЗАДЕ Абулькасим. Азербайджанские пословицы и поговорки. Баку, 1959. 89. ЧЕРНЯВСКИЙ Евг. и РУЗИМАТОВА В. Узбекские пословицы и поговорки. Ташкент, 1959. 90. ХАМАГАНОВ М. П. Очерки бурятской афористической поэзии. Улан-Удэ, 1959. 91. МАЦИЕВ А. Пословицы и поговорки чеченского народа. (В кн. «Чечено-ингушский научноисследовательский институт истории, языка и литературы». «Известия», т. 2, вып. 3. Литература. Грозный, 1959.) 92. ТАРАБУКИН И. И. Краткий коми-русский фразеологический словарь. Сыктывкар, 1959. 93. КЛИМОВИЧ Л. И. Хрестоматия по литературе народов СССР. М., 1960. «Эвенкийские пословицы и поговорки». (В кн. М. Г. Воскобойников. Эвенкийский фольклор. Л., 1960.) 94. КИРБИЖЕКОВА У. Н. Хакасские пословицы, поговорки и загадки. Абакан, 1960. 95. ИБАТОВ С. И. Марийские пословицы, поговорки и загадки. Йошкар-Ола, 1960. 96. ХОВРАТОВИЧ Б. М. Слово народов. Пословицы и поговорки разных стран и народов о мире, войне, единстве, дружбе. Красноярск, 1960, 97. КРАЛИНА Н. П. Пословицы и поговорки удмуртского народа. Ижевск, 1960. 98. РОМАНОВ Н. Р. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. Чебоксары, 1960, 99. БРЕГЕЛЬ Ю. Э. Пословицы и поговорки народов Востока. Ответственный редактор И. С. Брагинский, предисловие В. П. Аникина, М., 1961. 100. СУВОРОВ М. Народное творчество Эвенкии. Красноярск, 1961.101.  ДОМАНОВСКИЙ Л. В., НОВИКОВ Н. В. Русское народно-поэтическое творчество против церкви и религии. Ответственный редактор В. П. Вильчинский. Л., 1961. 102. ВАСИЛЕНОК С. И. Народ о религии. На материалах русского, украинского и белорусского фольклора. М., 1961. 103. АКУЛОВ П. И. Народная мудрость. Калинин, 1961.