Вид:
короткий
повний

Торжество православия

О силе смирения. Духовная поэзия.

Лариса Кошмина.

 

Я просила Бога о силе,

Чтоб могла я всех осчастливить.

Но мне дана была слабость,

Чтоб гордыни следа не осталось.

Я здоровья у Бога просила

И в мечтах далеко уносилась.

Дел хотела свернуть я горы,

Но, болезнь настигала вскоре.

Я богатою стать хотела,

Чтоб заняться серьезным делом.

Не случилось, жила я скудно.

 Но зато обрела я мудрость.

Я искала любовь и верность,

Быть счастливой мне так хотелось.

Но, у Бога свои причины,

Не встречался мне мой мужчина.

Но как только душа смирилась

И с судьбой своей согласилась,

Я познала смиренья силу

Бог мне дал даже то,

О чем я не просила.

Путь к Небесной стороне.Духовная поэзия.


А путь к Небесной стороне
Лежит внутри, а не во вне,
Его исток - у нас в сердцах,
Ну, а итог – на Небесах.


Вот старый храм с крестами в вышине,
И благодать скользит неуловимо,
Здесь путь лежит к Небесной стороне,
А наша жизнь проходит мимо.
А наша жизнь шагает по земле
В плену своих суждений близоруких,
Что чтут лишь храм культуры и науки,
И держат дух у плоти в кабале,
И пляшет плоть у страсти на игле.....
 
Священник Сергей Киселев

Буря. Духовная поэзия.("Мир православия").


На море буйный ветер разгулялся,
Собрав энергию со всех концов земли,
По морю в поисках добычи он метался,
Желая погубить в пучине корабли;

Что попадалось, в щепки разбивая,
Смеялся, дико завывал, и вволю,
Отдав воде несметное богатство,
Безжалостно топил свою он долю;

Став ужасом для всех, кто был на море,
Себе казался сильным на просторе,
Но, вдруг, с пребрежною столкнулся он скалою,
И вмиг исчез, и стало тихим море...

Кто близок к Богу, тот конечно знает -
Господь Своей любовью утешает,
Как после бедствия на море штиль бывает,
Так и в душе затишье наступает.
Александр Юфик

Правила поведения в храме ("Мир православия").

Об этикете за столом мы узнаем еще с раннего детства, позже учимся вежливости во взаимоотношениях с людьми, особенно старшими по возрасту и рангу, на собственном опыте познаем дресс-коды, принятые на различных мероприятиях. Но правила поведения в святая святых – храме, месте совершенно особом, для многих так и остаются тайной на всю жизнь, что порождает немало проблем. Кто-то не знает, как подойти и обратиться к священнику, кто-то стесняется приложиться к иконе. Другому однажды грубо сказали, что «в таком виде к Богу не приходят», и теперь он храм обходит стороной. Но откуда же человеку, воспитанному вне Церкви, узнать обо всех нюансах поведения в храме? Завесу над ними мы приоткроем вместе с протодиаконом Духосошественского кафедрального собора г. Саратова Михаилом Беликовым. Так что теперь не стесняйтесь, приходите!

– Отец Михаил, пролейте, пожалуйста, свет на болезненный для многих вопрос: действительно ли в стенах храма существует свой строгий этикет, и его важно обязательно придерживаться?

– Этикет – слишком серьезное, безапелляционное слово. Скорее есть традиции, принятые в христианстве, и правила поведения в храме, выработанные в течение многих веков.

– Они касаются в основном одежды?

– Как таковой обязательной формы одежды специально для христиан нет. Вспомним, например, что в средневековье и мужчины, и женщины носили туники, в этой же одежде они приходили и в храм. Так что христиане одеваются соответственно времени и нравам общества, в котором живут. Но одежда православного человека не должна быть вызывающей, и это правило имеет отношение прежде всего к облику женщины. Современная мода часто предполагает некоторую долю откровенности, броскости. Но верующему человеку лучше одеваться просто, без излишеств. Объясню, с чем это связано. Никто не будет отрицать, что женская одежда часто имеет элементы для привлечения мужского внимания, что вступает в противоречие с христианским учением и нормами поведения. Христос сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Поэтому женщина не должна одеваться вызывающе, и особенно в церкви отвлекать людей от молитвы. И, конечно, каждая христианка уже подсознательно помнит об этом и ведет себя соответствующим образом.

Также неправильно разделять жизнь в Церкви и вне ее и одеваться соответствующе только тогда, когда идешь в храм. Это лицемерие перед Богом. Получается, мы идем к Нему в одной одежде, а потом выходим и переодеваемся в другую. Но Господь везде нас видит. Поэтому воцерковленные христиане стараются подобающе вести себя и соответствующе одеваться в любые моменты жизни.

– А пока еще невоцерковленным женщинам надо также помнить о том, что в церковь нельзя заходить в брюках и обязательно быть с покрытой головой в отличие от мужчин?

– В обществе православных принято, что женщина носит не брюки, а юбку. Считается, что брюки – мужская одежда. Еще с древнейших времен христиане придерживались запрета переодевания в чужие одежды, которое соотносится с некоторыми языческими ритуалами. Поэтому, естественно, что Церковь была против. Сейчас запрет не так суров, но воцерковленная женщина уже по своему убеждению не наденет брюки.

– А необходимость покрывать голову женщине – это лишь дань традиции?

– Апостольские писания говорят: платок для замужней женщины – знак подчиненности мужу. В этом нет ничего зазорного, в христианстве так принято. Отношения между супругами уподобляются отношениям Христа и Церкви. Господь пожертвовал собой ради нас, ради Церкви. Также и супруг должен любить жену, относиться к ней как к хрупкому сосуду и беречь ее, а супруга – почитать мужа. Платок на голове женщины – это знак высоких отношений. Но если женщина зашла в храм, пусть даже в брюках и не имея при себе головного убора, для нее там всегда найдется платок или накидка, которую можно повязать как юбку. Мужчине в церкви необходимо снимать головной убор, это символизирует его уважение к Богу, открытость, то, что он не стыдится чела своего, не имеет греховных мыслей.

– Наличие косметики на лице, яркий макияж принципиально недопустимы?

– Церковь не настаивает жестко на том, что косметикой нельзя пользоваться вообще. Хотя древние отцы были против, и в апостольских писаниях указано, что православной женщине уместнее украшать себя добродетелью, а не «плетением волос». Переизбыток косметики на лице тоже приравнивается к наследию язычества, когда во время ритуальных обрядов тела раскрашивались яркими красками. Поэтому Церковь неодобрительно смотрит на чрезмерное употребление косметики. При этом православные женщины не теряют своей красоты. В храме косметика не приветствуется в силу объективных причин: во время причащения на священном сосуде могут остаться следы губной помады, то же самое, если женщина приложится к иконе.

– Бывает, некоторые люди, зашедшие в храм, слышат гневные выпады в свой адрес: пришли-де в неподобающем виде. Разве правильно одергивать их по этому поводу?

– Если человек идет мимо Церкви и решает зайти, это не просто так. Значит, Божья искорка зажглась в его сердце, и мы не вправе ее гасить, пусть даже человек зашел в неподобающей одежде. Ведь если он по-настоящему придет к Богу, то затем сам примет установленные в храме правила поведения. Конечно, мы внушаем постоянным прихожанам и работникам храмов правильное отношение, призываем их не упрекать людей за внешний вид. Если такое произошло, совет только один – не расстраиваться по этому поводу, ведь вы приходите в храм к Богу, а не к людям. Поэтому в Церковь может зайти каждый, кто почувствовал такую потребность.

Хотя, конечно, надо помнить, что недопустимо появляться в храме в одежде, не соответствующей святости места. Если человек идет на прием к начальнику, у него и мысли не возникнет прийти в одежде, в которой он был на пляже, например. А к Богу – источнику всего в этом мире – люди дерзают войти в таком виде.

Немаловажно, чтобы одежда христианина была чистой и опрятной. Это общепринятая норма, но в Церкви она особенно важна. Божественная служба весьма символична и таит в себе особый смысл. И чистота тела является символом душевной чистоты.

– Хорошо, а как себя вести, заходя в храм? Как следует обращаться к священнику, здороваться с ним?

– По обычаю над входом в храм находится изображение креста, фреска либо установлена надвратная икона. Перед ними положено совершить поклон и крестное знамение.

Если что-то нужно спросить у батюшки, то так и следует сказать: «батюшка», и формулировать свой вопрос, либо «отец» и далее имя священника. Обращение «святой отец» больше присуще персонажам латиноамериканских сериалов. По правилам при встрече со знакомым вам священником следует поклониться и, сложив определенным образом руки, попросить благословения. После того как батюшка благословит, христианин целует ему руку. По этому поводу у невоцерковленных людей часто возникают сомнения, но у писателя Николая Лескова в повести «Соборяне» хорошо описан эпизод, говорящий сам за себя. Священник смутился подать руку для лобызания знатной дворянке. На что та сказала: «Чего стесняешься, не твою руку целую, а сана твоего». Лобызание руки – это не преклонение, не унижение, а знак уважения перед саном. И для православных это действие – норма.

В целом между христианами в церкви и вне ее принято приветствовать друг друга легким поклоном, близкие друзья могут обняться троекратно или однократно, поцеловаться – женщина с женщиной, мужчина с мужчиной. Это так называемые братские лобызания. Традиция пошла еще со второго века н. э.

– Во время богослужения к поведению христиан тоже есть требования? Когда необходимо совершать поклоны, крестное знамение?

– У богослужения есть свой устав и, конечно, свои правила для прихожан. Ведь они – не зрители, а участники, они молятся, совершают поклоны, крестные знамения. Поклоны бывают земные – до пола, поясные – человек нагибается по пояс, эти поклоны еще называются глубокими, и легкие – это поклон головы. Конечно, всё в храме во время богослужения делается в определенном порядке и в определенные моменты. Человек, участвующий в церковной жизни, в скором времени сам поймет необходимую последовательность.

– А если кто-то стесняется вставать на колени?

– На колени в храме христиане опускаются довольно редко, только тогда, когда это по ходу службы предписывается богослужебным уставом (например, во время Великого поста). Если человек немощен и не может выполнять поклоны и просто долго стоять на ногах, то ему дозволяется сидеть на скамье. Разговоры в храме во время богослужения недопустимы, только по необходимости и шепотом.

– Пройти и поставить свечу во время богослужения можно?

– Нежелательно, когда идет служба, передвигаться по храму, прикладываться к иконам. Это может отвлечь кого-то от сосредоточенной молитвы. Но если нужно, душа требует, то, конечно, можно попытаться сделать это тихо и незаметно. Если же в храме многолюдно, то лучше не идти к иконе самому, а передать свечу через людей.

– Прикладываться к иконам нужно по-особому?

– Иконы, по правилам, принято почитать крестным знамением, поклонами и целовать в знак нашей любви и почтения к тем, кто на них изображен – Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святым. Прикладываться к иконе нужно следующим образом: совершить два поклона (земной или поясной) с крестным знамением и поцеловать, но только не в лик. Если изображение в рост, то лучше приложиться к ноге, если по пояс – к руке, а если на иконе один лик, то следует приложиться к косам волос. После целования совершается последний третий поклон.

– Простите, но у меня такой вопрос: к иконам прикладываются десятки и сотни людей, причащаются из одного сосуда тоже. Что делать, если человек брезглив?

– А давайте вспомним себя в детстве. Когда мама кормила вас с ложечки, то сама могла попробовать на вкус, а потом отдать вам. Вы же не брезговали, вы – родные люди. Христиане тоже одна большая семья, поэтому о брезгливости нет и речи. Если же она есть, то это повод преодолеть себя. И ни разу за всю историю христианства не было ни одной эпидемии, связанной с целованием святынь.

– Отец Михаил, а как быть, если во время нахождения в храме человек ненароком задел что-то, уронил, произнес про себя матерное слово или чертыхнулся?

– Если уронил что-то из церковного инвентаря, то на исповеди можно покаяться – был небрежен. Но в этом ничего страшного нет, с кем не бывает. Сквернословить и чертыхаться вообще недопустимо, считается большим грехом, даже в мыслях.

Апостол Павел учит, что человек в Судный день даст ответ за всякое праздное, т.е. бесполезное, пустое слово. Естественно следует из этого, что за всякое скверное слово отчет будет гораздо строже. Тяжкий грех – произнесение слов, подразумевающих оскорбление матери. Поскольку есть Святая Матерь Божья, и к ней эти слова тоже относятся.

– Спасибо, благодаря вам мы узнали много нового, но разве можно самостоятельно постичь все церковные правила и традиции, и что нужно делать, чтобы пробелов в этих познаниях становилось все меньше?

– Люди, желающие войти в церковную жизнь, не должны бояться трудностей. Как говорит известная пословица: пусть глаза боятся, а руки делают. Если регулярно в течение года посещать богослужения, изучать многочисленную литературу на эту тему, то можно будет быстро освоиться. Задача всей нашей жизни – учиться быть настоящими христианами.

Беседовала Виктория Федорова
Взгляд-Православие
+

Духовная поэзия.

Свою не полностью осознаем мы силу,
Что каждый день творим добро иль зло.
Кого-то злое слово погубило,
А доброе кого-нибудь спасло.

Слова негромкие, поступки мелкие,
Из тех, что сразу нами забываются,
Мы им совсем не придаем значения,
А слабые от этого ломаются.

Жизнь земная ("Мир православия").

Господь, изгнав человека на землю из рая, вселил его на ней прямо рая сладости (Быт. 3, 24), чтоб он, непрестанно обращая взоры к раю и вместе питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния. Вселение прямо рая сладости показывает, что Адаму дано было живое воспоминание о рае, и сама земля красотами своими, сохранившимися в некоторой степени и после ее проклятия, напоминала рай. Земля назначена в место покаяния для праотцев и для всего имевшего произойти от них рода человеческого. Земная жизнь каждого человека есть время, данное ему на покаяние. Все человечество на земле должно быть погружено в покаяние, в неутешное рыдание. Оно должно странствовать на ней, не прилепляясь сердцем ни к каким предметам, которыми обстановлена эта гостиница, но, непрестанно помышляя о горнем своем отечестве и всеусильно стремясь возвратиться в него. Труд и злострадание – непременные спутники покаяния и родители смирения, рождающего покаяние, должны господствовать на земле, по самому определению Божию. Человек должен постоянно помнить, что Господь назначил ему в поте лица снедать не только вещественный, но и духовный хлеб свой; человек должен непрестанно помнить, что он на земле во временном изгнании, что он – земля, что он должен возвратиться в землю, из которой он создан, 0б этом все на земле непрестанно напоминает ему.

Два периода повсеместных знамений ("Мир православия").

Вплоть до ХХ века мироточение или слезоточение иконы (в книге Е.Поселянина "Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому" описаны соответственно 6 и 12 - за 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов [5].
Сегодня мы являемся современниками другого потрясающего чуда - повсеместных знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и преподобного Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988 г.), именно с 1991 года сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат - в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон. Сейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или областной, не содержит упоминания о новом подобном чуде [6]. Этот период и самый продолжительный: он длится уже десять лет, и пока интенсивность его не уменьшается.
Прежде, чем обратиться к духовному смыслу современных чудотворений, обозначим их внешние особенности.
Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста - время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого.
Бросается в глаза их чрезвычайное разнообразие. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях. Бывает, влага появляется и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.).
Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении". Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель также чрезвычайно различна. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на какое-то время исчезать, а затем появляться вновь.
Даже на одной иконе мироточения бывают удивительно разнообразны. Вот один из примеров. На первой седмице Великого поста 1996 г. в храме села Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник - каплями по всей иконе; в среду - икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы.
Обновления и мироточения чаще наблюдаются не в тех храмах, которые были открыты прежде (в советское время), а в восстанавливаемых или вновь открываемых церквях и обителях. Например, в Санкт-Петербургской епархии в 1990-е годы они происходили в переданных Церкви монастырях (Иоанновском и Новодевичьем), монастырских подворьях (Валаамском и Зеленецком), в нескольких приходских храмах - вскоре после того, как их здания были возвращены Церкви и в них начала возрождаться богослужебная жизнь.
Но самая существенная особенность, повторим, их повсеместный характер [7].
В 20-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В наши дни местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно! Это небывалое явление в истории страны - несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему народу русскому.
На что указует он? К чему призывает, от чего предостерегает? Наверное, ответить на эти вопросы в полноте пока невозможно. Но очевидно, что нельзя оставаться равнодушным к нему, нельзя оставить его без внимания и осмысления.

 
 

[5] Он описан, в частности, в книге архиеп. Харбинского Мефодия (Герасимова) "О знамении обновления святых икон" (Харбин, 1925; М., 1999).
[6] К настоящему времени сделаны попытки обобщить этот опыт, собрать и систематизировать свидетельства, рассказать о наиболее впечатляющих случаях. См., например: Любомудров А.М. "Знамения Божии от святых икон. 1991-1996" (СПБ., 1997); цикл статей В.А. Саулкина ("Православная беседа, 1997, № 1, 2, 3), А.Г.Вигасиной ("Даниловсий благовестник, 1997, №9) и др. В 1999 г. в Москве при Православном университете создана группа по изучению чудесных явлений от икон, а 27-28 января 2000 г. в рамках VIII Рождественских чтений состоялась конференция, специально рассматривавшая данную тему.
[7] Чудо мироточения нужно воспринимать в связи другими знамениями, происходящими в эти же годы. Это обновления икон, их чудесные обретения (тема, заслуживающая отдельного интереснейшего исследования); чудеса от мощей святых; знамения стихий (например, гроза с градом на Пасху 1993 г. (в этот день в древнейшей обители России, Оптиной Пустыни, были убиты три монаха), ураган в Москве в ночь на праздник всех российских святых 21 июня 1998 г.).

 
А.М. Любомудров - ЗНАМЕНИЯ ОТ ИКОН В КОНЦЕ ХХ ВЕКА В РОССИИ ДУХОВНЫЕ ИТОГИ

Опиум для народа ("Мир православия").

Опиум для народа
Для понимания того, что пережила Церковь и перенесли верующие в Советском Союзе до начала второй мировой войны, следует взять в руки книгу «Антирелигиозная литература пооктябрьского периода. Аннотированный систематический указатель книг, брошюр и журнальных статей по вопросам религии и антирелигиозной пропаганды».
В этом томе, изданном в Москве в 1932 году Государственным антирелигиозным издательством, только за период с июля 1930 по ноябрь 1932 вы найдете 1365 названий антирелигиозных книг, брошюр, сборников, пьес, статей. Из этого можно видеть, что же советский человек, особенно православный, испытал на себе. Какую неправду несло безбожие в душу русского народа. Куда только ни силилось оно зайти, все оно хотело использовать для своих целей, даже то, что не имеет к нему никакого отношения.
Вот книга «За агротехнику, против религии». Какое имеет отношение агротехника к религии? Можно догадываться, что в это время шла борьба против празднования воскресного дня — борьба, в которой русский народ победил. Вот книжка «Гляди зорко». Антипасхальная программа «малых форм» (для города) показывает, что были и программы «больших форм»; это, может быть, тогда, когда сотни комсомольцев устраивали антирелигиозный маскарад во время светлой пасхальной ночи и окружали храмы с молящимися людьми своим визгом, играя роль бесов и действительно уподобляясь им. Чем только не пользовались антирелигиозники, чтобы подорвать веру в русском народе. Атака на веру в Бога и Церковь идет по разным направлениям.
Мы видим фальсифицированное и преувеличенное, но также отчасти и подлинное, обнаружение всего слабого и недостойного, что было в веках у называвших себя «верующими в Бога», но на самом деле не бывших таковыми. Вера тут совсем ни при чем, конечно. Нападать на недостатки и нравственные слабости людей, считающих себя верующими, очень легко, этим много занимались и занимаются, но это совсем не опровергает веры. Совершенно очевидно, что Иуда был действительно среди апостолов Христовых. О том, что среди верующих встречаются лицемеры, ярче всего говорит само Евангелие; бывали слабые духом и среди служителей Церкви. Хотя надо сказать, что в России их оказалось очень мало по сравнению с числом тех, кто умер в тюрьмах и концлагерях за веру, за Божию правду.
Антирелигиозники несправедливы, для них оправданы все средства, ведущие к их пели. Даже беспристрастную науку они хотят заставить служить своим целям.
Гонения на Церковь в Советском Союзе, аресты епископов, ссылки священников, закрытие многих церквей и разорение их, а также особое преследование наиболее влиятельных среди своей паствы священнослужителей и их мученичество, — весь этот бесчеловечный поход против верующих и самой Христовой святыни в русском народе сопровождался и потоком лживых слов, рассчитанных только на неведение людей.
Да, много было сказано в Советском Союзе, в России лжи против веры и Церкви. И еще говорится...
Как можно объяснить такое беспримерное в истории гонение на веру в Бога, гонение открытое и прикрытое, ведущееся всеми средствами и силами государства, среди народа, который 1000 лет нес светильник апостольской, православной веры?
Объясняется это, мы думаем, тем, что русский народ — один из самых религиозных и доверчивых народов мира, он был большим препятствием на путях отвода от Бога всего человечества. И злой силе надо было подорвать веру прежде всего в русском народе и сделать его трамплином к обезбожению всего мира.
Оттого вся тяжесть гонений на веру в Бога обрушилась именно надушу русского человека. Не где-либо, а в Москве возник Всемирный союз воинствующих безбожников. Замысел его потерпел неудачу, но, скрывшись в свое подполье, он доселе продолжает насаждать в народе атеизм и материализм. Борется он с предвечным Богом и насаждает духовную тьму.
Но душа русского народа крепнет, молитвами Церкви небесной и земной. Душа русского народа выдержала и выдерживает, не становится безбожной, не повергается в прах пред прахом материи...

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Духовная поэзия.

Когда ты спишь и сладко отдыхаешь,
Согревшись у домашнего огня,
Или плоды трудов своих сбираешь,
Всевидящий не зрит ли на тебя?!

Когда скорбишь и горе посещает
Довольно часто твой унылый дом,
И радости ничто не предвещает -
Всеведущий не знает ли о том?!

Когда полны глаза твои слезами,
Покоя нет в унылой суете,
Склони колени, там - за облаками,
Всемилосердный плачет о тебе!

Когда в душе вину ты ощущаешь,
То сердце, вдруг, надеждою стучит:
Как ближнему долги его прощаешь,
Так и Всевышний всё тебе простит!

Когда идёшь долинной смертной тени
И злобы мир препятствует кипя,
Знай: впереди прекрасный Божий гений,
Заботится и помнит про тебя!

А. Юфик