На Руси, где вплоть до последних нескольких столетий большая часть драгоценных камней имела привозное происхождение, жемчуг любили больше всех как исконно родной камень – то был розоватый жемчуг из северных рек. Поэтому с жемчугом на русском Севере было связано представление о радости в противовес легендам других стран, где жемчуг неизменно овеян некоторой печалью: например, ловцы жемчуга тропических морей никогда не носили добытое, думая, что это принесет неудачу. А славяне считали, что скатный жемчуг – это тоже слезы, но слезы радости, скатившиеся с зеркала и олицетворяющие минувшие дни, а значит, будут возвращать своих хозяек памятью в светлое прошлое, пробуждая оптимизм и надежду на счастье.
Другая славянская легенда объясняет происхождение жемчуга тем, что это окаменевшие капли воды, которые стекли с венчика водного цветка и попали в створку раковины-жемчужницы. Причем капелька с венчика кубышки, скатившаяся на закате солнца, становится золотистой жемчужиной; капелька из венчика лотоса, упавшая на рассвете, превращается в нежно-розовый камень, а капля из венчика кувшинки падает в полдень и жемчужина такая якобы имеет серебристый оттенок.
Третья легенда пришла из Византии и тесно связана с христианским религиозным символизмом. Согласно ей, жемчуг образуется, когда в распахнутые створки раковины влетает молния во время грозы. Здесь преподобный Ефрем Сирии проводил аналогию с непорочным зачатием: молния, или небесный огонь, обозначали Святой дух, сошедший с небес во чрево Богородицы (раковину), что родило «жемчужину», которая символизировала Иисуса Христа. (с)
Жемчуг всегда был одним из любимых украшений русских людей. Так, согласно свидетельствам византийских летописцев, у князя Святослава «в одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами» .
В духовной грамоте великого князя Ивана Калиты (1328 г.) описывается пояс «большой, с жемчагом, с каменьями» . Мантия Ивана Грозного была «сплошь усыпана жемчужинами величиной с орех» , а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.В 1678 году царь Федор Алексеевич , принимая польское посольство, был облачен в мантию, столь богато расшитую жемчугом и алмазами, что казался «убранным солнцем и звездами» . Обладательницей прекрасного жемчужного ожерелья была Екатерина II .
Вигилиус ЭРИКСЕН (в России 1757-1772) Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772.
В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит
.В коллекции Государственного Эрмитажа хранится подвеска «Жемчужный лебедь». Тело птицы образовано крупной жемчужиной, а шея, крылья и хвост выполнены из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Нижняя часть оправы жемчужины покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, воссоздающей гладь вод, по которым скользит драгоценная птица.
Стоимость жемчуга во все времена определяли его вес и размер. Традиционно на Руси жемчужины по размеру делили на «большие», «средние» и «мелкие». Встречались и другие, более оригинальные градации. В «Минералогическом словаре», изданном в 1790 году, говорится: «Жемчуг, который величиною бывает против вишен, называют вишенным» .
Разделение жемчуга по форме также практиковалось еще в XVI веке. Жемчуг правильной сферической формы с толстым перламутровым слоем белогои серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» , называли «скатным» или «окатным». Скатный жемчуг часто упоминается в старинных русских сказках и былинах.
Так, Илья Муромец , желая задобрить царя Калина, подносит последнему «полную мису чиста серебра, другую красного золота, третью скатного жемчуга» . Жители Русского Севера нарекли круглый жемчуг «окатенем» или «каргопольчиком» (отсюда название города Каргополь). Неокатанный жемчуг называли «рыжиком» и «угольчатым». С XVI века такой жемчуг стал носить название «барокко».
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны.
Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна , жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.
Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех.
Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны . Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен.По свидетельствам современников, «жемчуг царицы был превосходным,и бриллианты в ушах сверкали всеми цветами радуги».
Франц КРЮГЕР (1797-1857). Портрет императрицы Александры Фёдоровны.
Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом. Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья.(с)
Коментарі
Гість: Каліпсо
122.11.10, 09:42
ого.....столько жемчугов.....
Zemlyachka
222.11.10, 10:15
K-ATRIN
322.11.10, 10:56Відповідь на 1 від Гість: Каліпсо
неси сундук
K-ATRIN
422.11.10, 10:56Відповідь на 2 від Zemlyachka
Гість: Каліпсо
522.11.10, 11:00Відповідь на 3 від K-ATRIN
мне в коробочки пжалуйсто....
K-ATRIN
622.11.10, 11:39Відповідь на 5 від Гість: Каліпсо
забирай!!!
Гість: Каліпсо
722.11.10, 11:40Відповідь на 6 від K-ATRIN
Гість: Wtug
822.11.10, 12:36
Гість: Лена Князева
922.11.10, 13:47
познавательно и красиво
Galin
1022.11.10, 13:56
Обожаю жемчуг..... Замечательная подбрка!!!