Ризенер Анри Франсуа Портрет императрицы Жозефины, 1808
«Кокетство, придающее утонченность каждому жесту, не упускающее из виду ни единой мелочи, обдуманное до мельчайших подробностей; какая-то необъяснимая лень в движениях; сладострастие, которое, словно легкий и вместе с тем опьяняющий аромат, разливается вокруг нее при каждом лениво-небрежном движении ее легких и гибких форм, — все это соединилось в ней как бы для того, чтобы сводить с ума мужчин…», — не мог скрыть восторга историк Фредерик Массон.
Это Бонапарт назвал мадам Мари Роз Жозефу именем, которое всегда любил – Жозефина… С каждой станции пылкий Наполеон отправлял жене полные страсти послания, считал часы, проведенные в разлуке, угрожал подать в отставку, если она к нему не приедет. Богарне искусно играла роль слабой, нуждающейся в поддержке, дамы. А властный полководец поклонялся ей, словно божеству, дарил яркие, горячие чувства. Жозефину немного раздражала его экзальтированность, поначалу она просто позволяла себя любить.
Наполеон и Жозефина вступили в брак 9 марта 1796 года. Перед свадьбой Бонапарт преподнес невесте кольцо с двумя сапфирами: голубым и белым, с сентиментальной гравировкой внутри шинки "искренняя любовь". Не самое дорогое кольцо, но жених тогда еще не был императором. Предсвадебный подарок стал первым в ювелирной коллекции Жозефины, которая после ее смерти, оценивалась в два миллиона франков.
Украшение попало на аукцион Osenat из коллекции принца Виктора Наполеона, внучатого племянника Бонапарта — наследника большей части личного имущества опального императора. Торги в Париже превзошли ожидания. Нешуточная битва за подарок жениха-генерала завершилась фееричной суммой в 896 000 евро!
Анри Франсуа Ризенер. Жозефина
Сапфиры – прекрасные и загадочные, были любимы Жозефиной и Наполеоном. Подаренные на помолвку, они прошли с ними весь путь их супружества, и пошли дальше: после развода, верные украшения Жозефины остались с нею.
Жан Батист Рено. Жозефина
Любимая модель художников эпохи Бонапарта — французская императрица, на полотне Анри Франсуа Ризенера (1806) впечатляет сапфирово-жемчужной парюрой.
Спустя четыре года, на картине Жана-Батиста Рено (1810), Жозефина предстает в сапфировой короне и внушительной парюре из ожерелья, серег, двух браслетов, двух брошей и пояса с большой сапфировой застежкой. Вероятно, там были еще диадема и гребень. Ведь знаковое положение императрицы, требовало нескромного ношения короны в комбинации с диадемой.
Лувр, парюра Марии Антуанетты
Одним из самых любимых, у императрицы был сапфировый гарнитур королевы Марии Антуанетты — ювелирный набор из семи предметов — диадемы, ожерелья, серег, двух «маленьких» и одной большой броши. Парюру украшают 29 цейлонских сапфиров, весом более 20 карат.
Лувр. Сапфировая парюра Жозефины
Еще одна прекрасная парюра из первоклассных цейлонских сапфиров и бриллиантов чистой воды. Нет возможности ее датировать, автор не известен.
Сапфировая тиара ЖозефиныВероятно, гарнитур берет начало в королевской сокровищнице Франции, и тоже принадлежал Марии Антуанетте. Королевские украшения были «приватизированы» императрицей Жозефиной не позднее 1810 года.Серьги Жозефины, (современная копия)
Сапфировую застежку для пояса (которую классифицировали как брошь) и гребень, Гортензия передала брату Евгению де Богарне. Его дочь Жозефина – будущая королева Швеции, получила эти предметы в приданое, в сочетании с Лейхтенбергской сапфировой парюрой.
Колье императрицы Жозефины
Сапфирово-бриллиантовая парюра Жозефины подверглась изменениям. Ее трудно узнать на портретах императрицы.
Лувр, галерея Аполлона
Французские Королевские регалии в 1885 году были разрознены и большей частью проданы Третьей французской республикой. В Лувре, вместе с алмазом «Регент», алмазом «Санси» и красной шпинелью в виде дракона «Кот-де-Бретань», демонстрируется сапфировая парюра, сменившая несколько хозяек. Теперь она называется «набор королевы Марии-Амелии».
Тиара Лейхтенберг
Сапфировая парюра сделана парижским ювелиром Мари-Этьеном Нито. Это свадебный подарок Наполеона принцессе Августе Амалии Баварской, герцогине Лейхенбергской. В 1806 году она вышла замуж за пасынка Бонапарта — Евгения де Богарне.
Жозефина, жемчужное колье и тиара
Portrait of the Empress Josphine, by Franois Grard
"Бриллиантовая диадема Жозефины", никогда не украшала голову французской императрицы. Почему жизнь порою так тяжела? Это ж, муки-то какие: диадем – море, а головушка – одна! Вот только причина тут, другая… Белая бриллиантовая тиара императрицы Жозефины была заказана у Фаберже в 1890 году. Изысканная диадема, одна из нескольких, авторство которых принадлежит известному ювелирному дому, выполнена из золота и серебра. Солируют крупные бриллианты-капли огранки панделок, центральный весом в 8.3 карата. Для связок использовано четыреста бриллиантов помельче. Основание тиары 43,2 см.
Визит Императора Александра I в Мальмезон, к экс-императрице Жозефине
1812 год, Наполен Бонапарт повержен. В начале 1814-го российский император Александр I прибыл в Париж. Он нанес визит вежливости Жозефине, бывшей супруге Наполеона. VIP-персона замка Мальмезон, экс-императрица, по-прежнему, неровно дышала к украшениям и драгоценным камням. Российский император порадовал ее богатым подарком — 214 бриллиантов старинной огранки, которые, принадлежали еще его бабушке Екатерине Великой. Но, как говорится, «недолго маялась старушка» с бриллиантами. Вскоре Жозефина простыла во время прогулки по парку, и умерла в мае 1814-го.После смерти мадам де Богарне многочисленные драгоценности разделили дети. Бриллианты Екатерины Великой достались Евгению. Сын Евгения и баварской принцессы Августы Амалии – Максимилиан, унаследовал эти роскошные камни. Бриллианты теоретически вернулась в семью Романовых, так как Максимилиан герцог Лейхтенбергский в 1839 году женился на Марии — дочери российского царя Николая Christina Robertson, Мария, дочь Николая I
Тиара Жозефины сбокуВ 1890 году русская ветвь герцогов Лейхтенбергских заказала фирме Фаберже тиару со знаменитыми камешками. Сделал ее, один из самых искусных мастеров именитого Фаберже — Август Хольмстрем. Благодарный внук Максимилиан, несмотря на то, что бабушка никогда не держала эту диадему в руках, назвал раритет «Бриллиантовая тиара императрицы Жозефины», в память о мальмезонском подарке — бриллиантах-слезинках.Какой путь проделали бриллианты, что украшают диадему императрицы Жозефины? Сколько людей считали их своими?
Российская императрица Екатерина Великая;
Александр I, император России;
Жозефина, экс-императрица Франции;
Евгений де Богарне, принц Баварии;
Максимилиан, герцог Лейхтенбергский и герцогиня Мария Николаевна;
Георг, герцог Лейхтенбергский;
Альберт I, король Бельгии и королева Елизавета;
Принц Карл Теодор, граф Фландрии;
Королева Италии Мария-Жозе;
Принцесса Савойская Мария Гэбриэлла;
Артур и Дороти Макферрин, коллекционеры из США.
Кто знает, у кого они окажутся в следующий раз…
Вместе с монархией с горизонта исчезли витиеватые прически Марии Антуанетты. В годы террора дамы благородного происхождения безжалостно срезали волосы. Тогда родилась философская поговорка: «Теряя голову — по волосам не плачут». А прически, с минимумом растительности на голове, имели говорящие за себя, мрачные названия «Жертва», «Принесение в жертву». К счастью, черные годы террора однажды прошли и женщины отрастили волосы вновь.Роберт Лефевр, Жозефина
Художник изобразил императрицу в тиаре с гребнямиНаполеон понимал, возврат к прежним ценностям, поможет возродить торговлю предметами роскоши, читай между строк — поднимет экономику. Его провозглашение в 1804 году, себя Императором, стало переломным моментом во французской жизни и моде. Император Наполеон сделал окружающих его женщин витриной богатства. Страна легко шагнула в новую эпоху, во многом, благодаря Жозефине, которая была законодательницей мод. Заслугой императрицы в этот период стало появление знаменитых гребней.Г
ребень, серебро, золото, бриллианты
И расцвел неоклассический стиль — волосы разделены на пробор, зачесаны назад, на лоб спускаются «завитки для поцелуев». Волосы в высоком пучке скреплены гребнем. Роскошные гребни заметны и элегантны. Для знати гребни делали в паре с тиарами, из дорогих материалов — золота, серебра, черепахового панциря, рубинов, аметистов, кораллов, жемчуга… Иногда гребни были парными, но главное, они должны были сочетаться с другими украшениями, не перебивать их. Гармоничная форма и великолепное художественное исполнение, сделали гребни времен Французской империи интересными музейными экспонатами.Парюра золотая — брошь, гребень, серьги. Декор — синяя эмаль, сердолик-инталия. Сделано около 1808 года для императрицы Жозефины. Парюра находится в частной коллекции, в 2008 году экспонировалась в музее Виктории и Альберта, в рамках проекта европейских исторических драгоценностей, за прошедшие 800 лет.Любовь Жозефины к кораллам, сделала его особенно модным среди французских дам и вдохновила ювелиров на создание украшений из этого теплого материала. Императрица предпочитала коралл благородного ярко-красного цвета, носила его сама, дарила коралловые украшения. В окружении Жозефины, дамы сочетали коралловые камеи с белыми шифоновыми платьями, копируя греческие статуи.Черепаховый гребень с коралловыми камеями
Черепаховый гребень с одинадцатью коралловыми камеями, на золотой основе, украшенной листьями аканта, первая половина XIX-ого столетия. Каждая из камей представляет вакханку — жрицу греческого бога Вакха. Мода на камеи пришла из Италии, где еще в XVIII веке граверы вырезали их на перламутре и камне.
Золотой гребень с камеямиФранцузский золотой гребень с камеями времен Империи продан на аукционе Sotheby’s за 9 633 доллара.Гребень с жемчугом
Андреа Апппиани, Жозефина
Первые упоминания о камеях относятся к древней Греции: третий век до нашей эры. Несколько столетий камеи были популярны среди греков и римлян. Материалом чаще служили оникс и агат — слои разных цветов изображали героев, правителей, мифические сцены.
Андреа Аппиани, императрица Жозефина с брошью камеей
Наполеон испытывал страсть к камеям, со времен итальянской кампании 1796 года. Интерес подогрели раскопки Геркуланума и Помпей. Французские ювелиры, узнав об этом, одну из тиар для коронации украсили камеями — так началось повальное увлечение ими в Европе. На вершину моды взобрался неоклассицизм. Камеями украшали колье, гребни, кольца, браслеты, тиары. Особенно ценились древние камеи и инталии с классическими сюжетами. В Париже Наполеон покровительствовал школе глиптики. Интересно, что этому стилю пытались подражать современные ювелиры (с лазерными резцами), но оказалось, сделанное вручную, имеет свою неуловимую прелесть.
Жозефина де Богарне в тиаре с камеями
Иногда жизнь разворачивается по сценарию мыльной оперы. Сын Жозефины де Богарне – Евгений, женился на принцессе Августе Амалии. Через год родилась дочь, названная в честь именитой бабушки Жозефиной (1807-1876). Прошло шестнадцать лет, и в 1823 году сыграли свадьбу Жозефины Евгеньевны с наследным принцем Швеции Оскаром. Свекровью стала та самая Дезире, у которой бабушка невесты когда-то отбила жениха.
Внучка императрицы Жозефины — королева Швеции и НорвегииНо ради счастья единственного сына, королева Дезидерия (теперь она звалась так), забыла старое и с распростертыми объятиями приняла невестку — внучку и тезку своей давней соперницы. Сегодня в королевских семьях Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Люксембурга, течет кровь двух женщин, любимых одним прославленным полководцем. В приданом молоденькой Жозефины было немало уникальных драгоценностей, которые явно берут начало из сундуков ее бабушки экс-императрицы. В том числе, прекрасный гарнитур с камеями.Тиара с камеямиМари-Этьен Нито, тиара Жозефины с камеями
После смерти мадам де Богарне, любимые украшения бывшей императрицы были разделены между ее детьми. Золотой гарнитур с камеями достался принцу Евгению – диадема, серьги, колье, булавки. Особенно прекрасна была тиара, из семи крупных камей на мифологические сюжеты, в окружении маленьких жемчужин, увитых тонкими цветами из желтого золота. Автор шедевра — ювелирный гений Мари-Этьен Нито (Nitot). Чтобы создать знаменитую диадему, для императрицы Жозефины, по заказу Наполеона изъяли из королевской сокровищницы восемьдесят шесть античных камей.Сильвия и Карл в день свадьбыШведская королевская шкатулка хранит память о многих женщинах, многих государствах и многой любви. Тиара внучки императрицы Жозефины стала свадебной в королевской семье Швеции. Особую популярность ей принесло бракосочетание 19 июня 1976 года экс-стюардессы немецкого-бразильского происхождения Сильвии Соммерлат с королем Карлом XVI Густаво.
Принцесса Виктория в знаменитой тиаре. Время летит, и вот уже для дочери Сильвии и Карла – 32-летней принцессы Виктории и тренера по фитнесу Дэниэля Уэстлинга звучат свадебные колокола.
Другие диадемы с камеямиВ начале XIX века в украшениях приветствовалось подражание античным образцам.
Тиара с перламутровыми камеями Понятно, что у законодательницы мод — жены Бонапарта не было недостатка в диадемах с камеями. Ей принадлежала тиара из золота с перламутровыми камеями. Сделана диадема после 1804 года, украшена жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Жозефине подарена родственником Наполеона – Йохимом Мюра.
Тиара с камеями из лазурита
Изящная золотая диадема императрицы Жозефины из лазурита. Каждая камея обрамлена мелким жемчугом, а центральная – портрет знаменитого мужа: Наполеона Бонапарта.
В 1802 году писком французской моды стали римские ожерелья — агатовые или сердоликовые камеи, соединенные между собой неширокими цепочками. Ожерелье из сардониксовых камей, относится к началу XIX века, Европа. Двойные золотые цепи соединяют камеи, мозаики, полудрагоценные камни. На каждой камее запечатлена римская мифология: Купидон со змеями, бабочками, птицами, улитками, собаками и человеком… на Луне. Неоклассическое украшение в очень хорошем состоянии. Кроме того, камеи здесь вырезаны из сардоникса, а не из раковин, что добавляет ожерелью ценности. Две камеи заменены ( их когда-то было больше).Императорская парюра
Эта французская императорская парюра (диадема, колье, серьги, два браслета) была продана на аукционе Sotheby’s за 18 785 $.Парюра, золото, голубое стекло Редкий французский гарнитур изготовлен около 1800 года. Необычны фрагменты из голубого стекла, изображающие философов и классических богов. Золотая парюра состоит из двухрядной диадемы, пары браслетов, ожерелья и серег. Каждый предмет собран из прессованных стеклянных медальонов разных размеров.
Коментарі
Гість: оазисс
110.04.14, 19:39
Zemlyachka
210.04.14, 20:00
Ой, давно так не кайфовала - эти украшения глаз притягивают однозначно, правда в основном, как произведения искусства и как раз для царственных особ. А вот про Жозефину столько откликов современников читала о красоте её и потому постоянно ищу в её портретах что-то неординарное и... не нахожу. Как-то простовата она для изысканной дамы. Вот дочь Николая - это однозначно красавица из высшего света. На одном портрете Жозефина хороша собой (в желтом одеянии), а остальные с натяжкой. Портит выражение лица, губ и глубоко посаженная тиара. Ну это чисто мое восприятие - породы не хватает. А за заметку мерси большое!
Гість: Io567
310.04.14, 20:20
Мария куда симпатичнее Жозефины, а камни... ну не пойму в чём секрет...мёд если есть, то его сразу нет...
Гість: Комендор
410.04.14, 20:27
Не знаю, на сколько это соответствует действительности, ибо историю мод не изучал, но в одном источнике прочитал как-то, что мода шить платья с показанной талией ВВЕРХУ(под грудью) пошла от Жозефины. У неё был длинный торс и более короткие таз с ногами. Поэтому, чтоб скрыть низкое расположение талии(таза) Жозефина начала шить такие платья. Это вынудило сначала придворных дам принять это, как "моду".
Гість: ridik07
510.04.14, 20:30
портреты замечательные, правда.. ну и украшения шикарны.. а я , наверное, неправильная - равнодушна я к камешкам..
Pyccкuй
610.04.14, 20:46
K-ATRIN
710.04.14, 20:49
Суперская заметка!!! Фантастически красиво и очень интересно біло почитать!! Оленька. спасибооо!!!
одессит_
810.04.14, 20:56
Гість: СначалаСорила
910.04.14, 20:59
Кислица
1010.04.14, 21:18