В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной
Елена Шапошникова впервые встречается со своим будущим мужем, молодым
художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее единомышленником, разделившим
все ее устремления. Благодаря взаимной любви и высоким идеалам жизни,
этот союз был необычайно прочен. В совместном творчестве, со-творчестве,
в сущности, и прошла вся их жизнь. В августе 1902 года у них рождается
сын Юрий, в будущем — ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре
1904-го — Святослав, избравший ту же стезю, что и отец.
После революционных событий Рерихи, жившие с 1916 года
в Финляндии из-за состояния здоровья Николая Константиновича, оказались
отрезанными от Родины. Их дальнейший путь лежал через Швецию и Лондон,
что было связано с предложениями принять участие в выставках, а также в
подготовке декораций для оперного театра. Осенью 1920 года они приезжают
в США. Размах культурной деятельности, развернутой при непосредственном
участии Е.И. Рерих небольшой группой ее учеников в Америке, поражает —
учреждения в Нью-Йорке (Музей Николая Рериха, Мастер-Институт
Объединенных искусств, Международный художественный центр «Corona
Mundi») стали как бы отправным пунктом, и влияние их распространилось за
пределы страны, стало международным.
Многочисленные общества, творческие клубы и
образовательные учреждения, действующие под эгидой этих организаций во
всем мире, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих
людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических
идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, — пишет Елена
Ивановна, — как в дни разрушения светлые души собираются во имя
Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и
расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупик а,
ведущего за собою и материальное бедствие».
2 декабря 1923 года семья Рерихов прибывает в Индию,
уже давно привлекавшую их своими богатыми духовными и культурными традициями.
В 1925-1928 годах Елена Ивановна принимает участие в
уникальной Центрально-Азиатской экспедиции по труднодоступным и
малоисследованным районам Центральной Азии, организованной ее мужем.
Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих
на маршруте ЦАЭ.
Экспедиция вышла из Индии (Сикким), затем прошла в
Кашмир и Ладак, пересекла китайский Синьцзян и достигла в районе
Тянь-Шаня советской границы. Оттуда трое ее членов: Е.И. Рерих,
Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих отправились в Москву, где состоялись важные
встречи. Из Москвы через Алтай и Бурятию экспедиция добралась до
Монголии, пересекла ее и вошла в Тибет, имея целью посетить Лхасу. Перед
Лхасой была остановлена тибетскими властями и провела около 5 месяцев в
летних палатках на морозном заснеженном плато Чантанг. На Чантанге
погиб караван, разбежались или умерли проводники. К весне пришло
разрешение властей, и экспедиция двинулась дальше через Трансгималаи к
Сиккиму.
В 1926 году, во время пребывания в Монголии
(Улан-Батор), выходит книга Елены Ивановны Рерих «Основы буддизма», в
которой трактуются фундаментальные философские понятия Учения Будды,
такие, как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также его глубочайшая
нравственная сторона, что опровергает основной стереотип западного
мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом
существо.
В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Учения Живой Этики «Община».
По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции в
1928 году семья Рерихов поселяется в древней живописной долине Кулу
(Западные Гималаи). С этого времени Елена Ивановна практически целиком
посвящает себя работе над главным трудом своей жизни — серией книг
философско-этического Учения Живой Этики, или Агни-Йоги, начатых ею еще в
Лондоне 24 марта 1920 года. Процесс создания книг происходил под
непосредственным руководством и в тесном сотрудничестве с группой
анонимных философов, называвшихся, в силу своего духовного развития,
Махатмами или Великими Душами, или Учителями.
Н.К. Рерих.
Матерь Агни Йоги.
Книги Живой Этики для многих стали настольными. Они
выдвигают на первый план этические проблемы как важнейшее условие для
дальнейшей духовно-культурной эволюции человечества и обращены, прежде
всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека.
Их появление напрямую было связано с теми процессами,
которые происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины
ХХ столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим
основы нового целостного подхода к изучению окружающей нас реальности.
Многие выдающиеся умы того времени (русские ученые В.И. Вернадский,
А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, а также философы-космисты И.А. Ильин,
П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев) утверждали, что судьба человечества
неотделима от жизни Космоса и грядущая эпоха будет эпохой сотрудничества
человека с иными мирами.
Основываясь на древнейших знаниях Востока и
достижениях современной науки Запада, рассматривая человека как часть
Космоса, Живая Этика раскрывает особенности космической эволюции
человечества и создает новую систему ее познания. Особое место в ней
занимают Законы Космоса. Этими Великими Законами определяется движение
планет и рост природных структур, зарождение звезд, поведение человека и
развитие Вселенной. Вне этих Законов в Космосе ничего не существует.
Жизнь человека, историческая и социальная, обусловлена теми же
космическими законами, и пока человечество не осознает этого, оно не
сможет усовершенствовать свою жизнь, утверждалось в книгах Учения.
Учение Живой Этики
с текстологическими
комментариями.
Издается МЦР
с 2003 г.
Призывая людей жить в соответствии с космическими
законами, книги «Живой Этики» открывают широкие возможности духовного
преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных
ориентиров.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер
издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти «Криптограммы»
(или апокрифы, то есть сочинения, не вошедшие в канонические писания)
описывали легендарные и исторические события давно минувших дней и
рассказывали о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества —
Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу
Хранителя и Заступника земли русской Елена Ивановна Рерих посвятит
отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия
соединится с глубокой любовью к подвижнику.
Полное собрание
писем Е.И. Рерих.
Т.I-IX, изданные МЦР
в 1999-2009 гг.
Особое место в наследии Е.И. Рерих занимают ее письма
изучающим Живую Этику.
Если Учение Живой Этики создавалось Еленой
Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» являют блестящий
образец ее индивидуального творчества. Она обладала удивительным даром
просветителя. Не упрощая проблемы, Елена Ивановна могла сделать ее
доступной даже для малоподготовленного человека. Простым и доступным
языком она объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы о месте
человека в мироздании, о влиянии космических законов на человечество, о
взаимосвязи духа и материи. Читая эти письма, поражаешься не только ее
глубокому знанию древних философских систем, трудов восточных и
европейских мыслителей, но и собственному широкому, ясному пониманию
основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и
составной частью самой Живой Этики.
Елена Ивановна отвечала людям различного уровня
сознания, но неизменно в духе терпимости и доброжелательности. Для
многих ее сердечное отношение было верной опорой в тяжелые минуты жизни.
Двухтомник «Писем Елены Рерих» вышел в Риге в 1940 году. Это лишь малая
часть ее огромного эпистолярного наследия, которое было передано
Международному Центру Рерихов в 1990 г. ее младшим сыном — С.Н. Рерихом.
Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается
Центром-Музеем имени Н.К. Рериха.
Е.И. Рерих принадлежит перевод с английского «Тайной
Доктрины» — выдающегося труда основательницы Теософского общества Елены
Петровны Блаватской, а также избранных писем Махатм («Чаша Востока»), с
которыми получил возможность ознакомиться русскоязычный читатель.
В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена
Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и
после пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном
городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
Н.К. Рерих. Держательница Мира.
Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию.
Она
многократно обращалась в Советское Посольство и к правительству с
просьбой о возвращении на Родину, но в визе было отказано. Несмотря на
все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные
сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она
называла Россию. Мотив возвращения на Родину звучит во многих ее
письмах последних лет, но это возвращение так и не состоялось. 5 октября
1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.
Чем больше проходит времени и чем глубже мы
осознаем значение героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем
ясней проявляется и будет проявляться великий смысл созданного ею и
теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое она оставила нам,
неисчерпаемо. Оно устремлено своими научными, философскими открытиями в
Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество будет не
исключением, а правилом.
К начал у
Дополнительно о Е.И. Рерих
Коментарі
фиалка47
18.04.11, 19:20
но отношение к ней неоднозначное...
Ариаднынити
28.04.11, 20:25Відповідь на 1 від фиалка47
Мне она ОЧЕНЬ БЛИЗКА и понятна! ВЕЛИКАЯ Женщина! И муж её и дети -вся семья ОЧЕНЬ ДОСТОЙНЫЕ люди! ОЧЕНЬ!!! Далеко не каждый из нас сможет оставить на Земле и во Вселенной подобный Свет! Они стоят в ряду Великих людей нашего Земногого человечества!
Но у каждого есть свобода выбора: как относиться к Ним.
Спасибо,что заглянули,Зоя!
фиалка47
38.04.11, 22:08Відповідь на 2 від Ариаднынити
nikcvet
49.04.11, 14:51
Всё сразу не осилил-много по ссылкам интересного.Взял в "избранное" к себе-буду читать.Спасибо +
Ариаднынити
59.04.11, 15:32Відповідь на 4 від nikcvet
Не страшно! Постепенно и осознанно-главное!
Гість: Комендор
69.04.11, 18:01
nikcvet
79.04.11, 18:09Відповідь на 5 від Ариаднынити
Ариаднынити
89.04.11, 21:14Відповідь на 6 від Гість: Комендор
Рада Вашему пониманию!
Гість: Arcanawt
99.04.11, 23:52
Ариаднынити
1010.04.11, 01:52Відповідь на 9 від Гість: Arcanawt
Спасибо,дорогой!