хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

Вот как работают подкормленные агенты Кремля, ай да, молодцы!

  • 13.01.22, 03:34

Рядом, но не вместе: кто подогревает националистические настроения в Татарстане.


В последнее время Казань снова предстала в СМИ в образе рассадника национализма и сепаратизма. В первую очередь, поводами для них стали отказ местной власти поддержать закон о переименовании должности президента Татарстана, а также инцидент в Актаныше со спиливанием на могиле православного креста. Корреспондент ФАН съездил в республику, чтобы попытаться разобраться, как на самом деле обстоят дела с националистическими настроениями в регионе.

Видимость победы над татарским национализмом

Современные татарские националисты в лице Всетатарского общественного центра (ВТОЦ — создан 7 июля 1988 года) и его молодежного крыла «Азатлык» являются детищем позднесоветского руководства республики. На момент создания центра в конце 80-х годов его программу писал Рафаэль Хакимов. Сегодня он считается главным идеологом татарского сепаратизма, а в те времена занимал должность заместителя заведующего отделом по идеологии областного обкома КПСС.

Изначально главной идеей татарских националистов было повышение статуса республики с автономной до союзной, то есть по примеру Украинской ССР или Литовской ССР. Местной власти в лице Минтимера Шаймиева эти идеи были по нраву. Поэтому помимо участия партийных работников в создании ВТОЦ местная власть оказывала националистам всевозможную материальную поддержку. По указанию обкома в Казань свозились жители окрестных районов и городов для обеспечения массовки на националистических митингах. За счет этого их численность могла достигать десяти тысяч человек, а основным таким мероприятием ВТОЦ с 1989 года стал «Хэтер кене» — День памяти воинов, павших при обороне Казани от войск Ивана Грозного. Он проводился в формате шествия и заканчивался митингом на территории Казанского кремля возле башни Сююмбике. 

Вскоре Советский Союз прекратил свое существование, и изначальной идее националистов о повышении статуса республики так и не суждено было сбыться. Тем не менее они пошли дальше — захотели теперь полной независимости от России. 
Минтимер Шаймиев, оставшийся у власти и ставший первым президентом Татарстана, эти тенденции уже не одобрял, но продолжал поддерживать националистов для оказания давления на федеральный центр. Дело в том, что после распада СССР в республике началась приватизация промышленности, которая проводилась по местным, а не общероссийским законам. Это привело к тому, что владельцами всех крупных предприятий, в первую очередь нефтяных, стали сыновья Шаймиева.

В беседе с корреспондентом ФАН эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов привел отрывок из мемуаров первого премьер-министра Татарстана Мухаммата Сабирова, в котором он вспоминает свой разговор с Шаймиевым по поводу его сыновей.
«Отдай им вот это и это месторождение, сказал он мне. Я ему ответил, что их не наши с тобой родители придумали, это богатство нашего народа, пока я премьер, не позволю этого сделать. В такой обстановке работать было сложно. Он предложил депутатам убрать меня с поста премьера», — цитирует Сабирова эксперт.

Тем не менее ситуацию премьер-министр так и не смог исправить, а использование националистов в качестве инструмента запугивания Москвы помогло президенту уговорить ее признать законность этой приватизации. 15 февраля 1994 года был заключен договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. Его основной смысл как раз заключался в признании федеральным центром законности присвоения семьей Шаймиева советской промышленности.

После этого националисты властям Татарстана стали больше не нужны, их активная материальная поддержка прекратилась. Масштабы мероприятий ВТОЦ постепенно сокращались, уже в 2000-х годах количество участников «Хэтер кене» не превышало 300 человек.

Однако деятельность организации вплоть до 2014 года особо не ограничивалась местной властью — за исключением отдельных решений, хоть и не поддерживалась открыто. Например, с начала 2010-х годов на «Хэтер кене» организации ВТОЦ запретили проводить шествие по центру города и разрешили оставить только митинг. Не исключено, что этому способствовала еще большая радикализация риторики националистов, которая была невыгодна местным властям из-за недовольства ими со стороны окрепшего федерального центра.

В частности, 10 декабря 2010 года ВТОЦ написал обращение к прежнему президенту России Дмитрию Медведеву, в котором заявил, что если не будет поставлен памятник защитникам Казани, павшим в 1552 году, то следует уничтожить храм-памятник, установленный над братской могилой русских воинов, погибших при взятии столицы Казанского ханства.

Основное давление на ВТОЦ началось после 2014 года на фоне вхождения Крыма в состав России. Лидер набережночелнинского отделения организации Рафис Кашапов был осужден в 2015 году на три года «за разжигание ненависти и вражды, а также призывы к изменению территориальной целостности России». В социальных сетях он распространял сообщения с заголовками «Крым и Украина будут свободны от оккупантов!», «Вчера Гитлер и Данциг, сегодня Путин и Донецк!», «Защитим Украину и весь тюркский мир», «Где Россия, там слезы и смерть».

Пока Кашапов отбывал наказание, набережночелнинское отделение ВТОЦ было признано в 2017 году экстремистской организацией. При этом остальная часть Всетатарского общественного центра продолжила свою деятельность, периодически получая предупреждения и штрафы за «разжигание межнациональной розни».

Новый этап публичной борьбы местных элит с националистами начался, когда в начале 2021 года было заведено уголовное дело о признании экстремистской организацией всего Всетатарского общественного центра, а не только его набережночелнинского филиала. В настоящий момент процесс идет и, скорее всего, завершится не в пользу ВТОЦ.

Кроме того, с 2021 года День памяти воинов, погибших при обороне Казани, стал проводиться под патронажем Духовного управления мусульман. По мнению Раиса Сулейманова, этот шаг сделан для того, чтобы лишить это мероприятие политического подтекста, превратив его в сугубо религиозное. Однако пока это сделать не удалось. ВТОЦ все равно провел в октябре этого года свой традиционный митинг.
Эксперт считает, что на современном этапе татарские националисты, некогда получившие поддержку со стороны руководства республики, находятся для власти в маргинальном положении и фактически полностью утратили значимость и влияние.
«Местные власти, еще советские, использовали татарских националистов, чтобы приватизировать всю недвижимость в пользу своей семьи, поэтому сыновья Шаймиева находятся в списке Forbes как долларовые миллиардеры. Потом националисты стали не нужны, их начали сажать, преследовать, на данный момент они пока остаются в маргинальном состоянии», — отметил Сулейманов.


1 СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

2 Генпрокуратура признала одноименную британскую организацию нежелательной на территории РФ.

Александр Макаров. 
0

Коментарі