хочу сюди!
 

Ліда

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 46-56 років

Даже голый король должен довести церемонию до конца...

  • 29.10.10, 13:42
... Или детские болезни украинского легпрома «Ни одно платье короля не вызывало еще таких восторгов. — Да ведь король-то голый! — закричал вдруг какой-то маленький мальчик… И королю стало жутко: ему казалось, что они правы, но надо же было довести церемонию до конца! И он выступал под своим балдахином еще величавее, а камергеры шли за ним, поддерживая мантию, которой не было». (Г.-Х.Андерсен. Новое платье короля) Кто из нас не знает чудесную сказку Андерсена «Новое платье короля», так ярко открывающую для ребенка мир очковтирательства? Почему-то именно она вспоминается мне, когда я читаю последние бравурные отчеты правительства о состоянии дел в легкой промышленности Украины. Сегодня украинский рынок легкой промышленности оценивается в 50 млрд. грн. Как видим, он довольно объемный. Но беда в том, что только десятую (!) его часть составляют отечественные товары. То есть, вроде бы украинский легпром есть, и по отчетам даже выглядит симпатично, но на самом деле король — голый. Судите сами, если в 1991 году удельный вес легкой промышленности в общем объеме производства составлял 20%, то сегодня — лишь 0,8%. Но церемонию нужно довести до конца, и поэтому СМИ пестрят отчетами: «Легкая промышленность за два месяца 2008 года несколько улучшила свое положение среди других отраслей, производство одежды и особенно обуви возросло». На этом отчеты стыдливо заканчиваются, «забыв» упомянуть, что, если сравнить несколько «отыгранных» процентов с потерями последних лет, то разрыв оказывается таким масштабным, что говорить о каких-то успехах становится неудобно. Тем более, что детские болезни отрасли еще далеки от излечения. Почему «детские»? Да потому, что это — болезни роста и становления. Они давно известны в мире и так же обязательны для всех стран постсоветского пространства, получивших «в приданое» к рождению руины командно-плановой системы хозяйствования и психоз разрыва связей между некогда дружно сотрудничавшими между собой республиками. Только одни страны быстро преодолели свои кризисы, а у других детские болезни перешли, кажется, в хронические. Более того, вследствие затяжного кризиса украинский легпром стали потрясать новые беды. Отодвигая надежду на выздоровление на неопределенный срок. А ведь лекарства давно известны миру. Но почему-то, если оглянуться лет на тридцать назад, кажется, что для украинского легпрома ничего не изменилось. Как это было 30 лет назад советский легпром радовал партийных бонз бодрыми празднично-отчетными показателями, пятилетки перевыполнялись, но нашим мамам и бабушкам нелегко было одеться красиво. Но, собственно, советская идеология и не приветствовала этого, считая, что советский человек должен быть дельным, а не думать о красе ногтей. Но, понимая, что, по-крайней мере, прекрасную половину человечества не отучишь от красоты и стремления себя украшать, в государстве появился первый советский кутюрье Вячеслав Зайцев, выпускались модные журналы, работали многочисленные ателье по пошиву одежды, которые позволяли женщинам хоть как-то выделиться из серой массы ширпотреба, предлагаемого унифицированной легкой промышленностью. Но, с учетом постоянного дефицита красивых и модных товаров в открытой торговле, их дороговизны и весьма относительной доступности услуг ателье индпошива, основная часть советских граждан в 1970 – 1980-е гг. предпочитала шить одежду самостоятельно либо договариваться об этом с частными мастерами, как профессионалами, так и талантливыми самоучками. К середине 1980-х гг. советской промышленности удалось завалить прилавки магазинов вполне добротной одеждой массового фабричного производства, однако она по большей части не находила сбыта, не соответствуя мировым стандартам качества и моды, на которые уже ориентировался взыскательный советский потребитель. Из-за массового затоваривания неудовлетворенный спрос населения на изделия легкой промышленности достиг к 1988 г. астрономической цифры в 8 млрд. руб. По подсчетам специалистов, 87% имевшихся к этому времени в стране (в магазинах и на складах) товаров отечественного легпрома являлись неходовыми, залежалыми или вышедшими из моды. Разруха не в цехах, а в головах Наверное, именно поэтому на постсоветском пространстве возник гипертрофированный всплеск интереса к моде. В значительной степени это была естественная реакция общества на освобождение от идеологических оков, своеобразная болезнь ребенка, выпущенного из строгого монастыря на волю. Симптомами болезни стали: импортная одежда со всего света без разбору, растущие, как грибы после дождя, модные бутики и салоны, модельные дома, выставки и дефиле, популярность модельеров и толпы девушек, мечтающих стать «моделями». Сначала все это поражало, радовало. Но, приглядевшись и немного привыкнув к новизне, украинцы начали восклицать: «А король-то голый!». Соотечественники, начав массово выезжать за границу, увидели, что наши хваленые бутики, в отличие от западных, торгуют залежалыми моделями, купленными в Европе в сезон распродаж. А подковавшись информационно, поняли, что вожделенная импортная одежда, продаваемая в Украине, в основном, низкого качества и сделана из плохих материалов. Наши же девочки-мисски, выиграв модельный конкурс, уезжали за границу. Где и показывали настоящую моду, которая по-прежнему обходила Украину стороной. Впрочем, украинцы — упрямый и талантливый народ, поэтому отечественные кутюрье всеми силами стремились родить украинскую моду. Но… тут навалилась дешевая китайская контрабанда. И предприятия легпрома с морально и физически устаревшим оборудованием, миллионными долгами и руководством, мыслившим все еще советскими стереотипами командно-плановой системы, стали закрываться одно за другим. Сегодня, по данным статистики, износ основных фондов в легкой промышленности составляет более 70%. А возобновление их происходит медленнее, чем где либо. Потому что доля вложенных в легкую промышленность инвестиций самая низкая: всего 1% от общепромышленных вложений. Все это не оставляет возможности украинской легкой промышленности не только успевать следить за капризами моды, но и вообще подняться с колен. Как результат — почти полный развал отечественной модной индустрии и заполнение образовавшейся огромной бреши дешевым китайским ширпотребом. Ладно, частники-дизайнеры, ладно отсталые швейные фабрики, скажете вы, а как же наши отечественные бизнесмены, самые бизнесменные в мире, ежегодно сотрясающие списки богатейших людей планеты? А никак. В Украине развитию легального бизнеса, ориентированного на внутренний рынок, препятствует, ко всему прочему, несбалансированная налоговая система. Между тем, в Европе легпром давно приобрел форму семейного бизнеса, а в США модная индустрия по доходам занимает второе место после финансового сектора. Наверное, можно было поддержать здоровье легпрома сильными антибиотиками — запретом китайской и прочей контрабанды, пошлинами на импортные товары. Но... уже поздно: вступив в ВТО, в этом плане мы уже связаны по ногам и рукам. Неужели же ничего нельзя сделать? А как же Торговый дом «Воронин», швейные фабрики «Дана», «Украина», «Каштан», тернопольский комбинат «Текстерно», Донецкий хлопчато-бумажный комбинат, Вознесенский «Возко» и еще десяток предприятий, продукция которых пользуется неизменным спросом, как в Украине, так и за рубежом? Они же смогли «сотрудничать» с китайцами! Почему же в целом по отрасли наблюдается картина Репина «Не ждали»? А потому, что с одной стороны у нас — украинские потребители, требования которых растут с каждым днем: им нужны качество, доступная цена и быстрый сервис. А с другой — руководители предприятий легпрома — бизнесмены-нувориши, без сноровки, опыта, а главное, с неумением жить завтрашним днем и мыслить стратегически! На совещаниях и круглых столах любого уровня эти руководители стонут из-за отсутствия инвестиций. При этом, по старинке, продолжают тихо поджидать богатых дядей. Не имея кадров, умных стратегов, умеющих так подавать свои идеи, чтобы инвесторы выстраивались в очередь, легпром просто обречен на прозябание. Не хватает и рабочих кадров, способных освоить современное оборудование и маркетинговые премудрости. А ведь одного лишь кадрового дефицита может быть достаточно, чтобы сорвать самые даже амбициозные программы! — Начинать нужно с образовательной системы, — считает технолог ООО «Доклас-Ко-Юкрейн» Лилия Борисовна Мухля. — Ведь сегодня Украине образование и легпром — две разные республики. К примеру, в Швеции учащиеся учебных заведений получают задания от предприятия. В Дании государство инвестирует в проекты по внедрению новых технологий и техники, и специалисты находят им применение, устанавливая сотрудничество между предприятиями и учебными заведениями. Что же мешает Украине следовать примеру Европы? Необходимо восстановить связь между учебными заведениями и предприятиями легкой промышленности. Длительное игнорирование нужд отрасли в «верхах» уже привело к тому, что проблему пытаются решить на уровне отдельных регионов. В Луганской области, например, для спасения остатков предприятий легкой промышленности, удельный вес которой в области снизился до критического показателя в 0,7%, разработали местную программу развития легкой промышленности. При изучении состояния дел на швейных фабриках оказалось, что за время стагнации отрасли к старым бедам добавились новые. Прежде всего, это — кадровый дефицит: на предприятиях отрасли остались работать 4,5 тыс. человек. И предприятия, вместо вложений в обновление фондов тратят средства на поиски и привлечение кадров. Например, компания «Глория-Джинс» приобрела десяток автобусов, которые свозят работников из отдаленных сел. Чтобы избежать таких непроизводительных расходов, в области, согласно принятой программе, приняли меры по подготовке кадров в системе профессионального образования. Одновременно решается ряд вопросов, благодаря которым предприятия, опираясь на помощь областной власти, смогут уйти от давальческих схем, переориентируясь на внутренний рынок. Но, конечно же, один в поле не воин, и эффективность мер, принимаемых на уровне областей и даже отдельных городов, будет действенна только тогда, когда решение проблемы будет происходить в масштабах государства. Байер — панацея? Уже никто не отрицает, что в последние годы, когда были потеряны сырьевая база и внешние рынки сбыта, а внутри страны рухнула покупательская способность, украинскому легпрому давали возможность существовать лишь толлинговые схемы. Но толлинг одновременно же не давал предприятиям развиваться технические и социально, сильно ужимая прибыли отечественных производителей. Судите сами, в среднем в 2004 году рентабельность предприятий, работающих по толлингу, составляла 5-7%. А по подсчетам специалистов, если бы мы реализовывали продукцию по самым скромным оптовым ценам у себя в стране, рентабельность была бы не ниже 20%. Почему же легкая промышленность не спешит переориентироваться на внутренний рынок? Да все потому же: из-за разрухи в головах. И маниакальной потребности доводить церемонию до конца. С одной стороны, за время работы на толлинговых схемах у отечественных предприятий атрофировались отделы сбыта, и король остался голый. А с другой стороны, государство никак не способствует тому, чтобы у нас появились профессиональные посредники-«байеры», которые во всем мире являются промежуточным звеном между предприятиями и потребителями, способные честно одеть короля. На отсутствие байеров жалуются все без исключения отечественные дизайнеры одежды, как на главную причину отсутствия возможности одевать соотечественников. Между тем, 10 июня 2008 года при Министерстве промышленной политики Украины начал работу Общественный центр развития легкой промышленности, в состав которого вошли руководители ведущих отечественных предприятий отрасли, представители ассоциаций, НИИ и учебных заведений, выпускающих специалистов легкой промышленности. Основными задачами новой структуры, по словам министра промышленной политики Владимира Новицкого, являются проведение эффективной таможенно-тарифной политики, антидемпинговых, специальных защитных или компенсационных расследований, а также наработка рекомендаций для решения проблемных вопросов функционирования отрасли. О байерах — ни слова. Попытки правительства закрыть «окна» на таможнях предпринимались неоднократно. И все равно, в Украине до сих пор полно контрабандного товара. Судите сами: продавцы «наваривают» на импорте (даже залежалом) 100-200%, а на продукции отечественных предприятий — всего 50-70%. Можно ли в таких условиях закрыть все таможенные лазейки? Мало того, ввозящие заграничное тряпье импортеры богатеют и используют часть получаемых на дармовщину средств для дальнейшего лоббирования своих интересов, чтобы не решались назревшие вопросы и затягивалось принятие необходимых законов. Благодаря такому лоббированию, в правительстве, как видим, не принимают во внимание рыночно-экономические законы. К тому же, срабатывает вековой славянский менталитет: не попробовав пряником, сразу хватаются за кнут. А ведь вся история последних лет изобилует расследованиями сначала у одних, потом у других, потом у третьих. И что? Ответ, как и прежде: всех не пересажаешь. Причем, легпрому все эти расследования, как мертвому припарка. То есть, они, конечно, имеют место быть, чтобы сохранять законность. Но ведь это не должно быть первостепенной, переходящей в единственную, по отечественному опыту, задачей? Почему бы не начать с пряника — с введения института байеров, с приведения в порядок законодательной базы и налоговой системы? Конечно, есть у нас предприятия, которые и в отсутствие байеров, поставив целью завоевать украинский рынок, сами находят внутренние каналы сбыта. Одно из таких предприятий — киевская фабрика «Каштан», шьющая мужские сорочки и женские блузки по мировым стандартам, эталон отечественной легкой промышленности. Но, на то он и эталон, что один. Программы пишут в кабинетах Согласно Государственной программе по развитию легкой промышленности сначала на 2007-2008 год, а потом и до 2011 года, объемы производства на первом этапе должны вырасти на 6,6%, а на втором — даже до 60%. Достижимы ли такие показатели, если мероприятия по выполнению программы, как уже было сказано выше, носят характер карательно-законодательный, и направлены, в основном, на установление заслонов на таможне? По единодушному мнению отечественных специалистов, которые никак не могут преодолеть лобби импортеров, простое повышение расценок на ввоз «секонд-хенда», по примеру России, прибавит к бюджету Украины 140 млн. грн.! К тому же это не приведет к особо заметному повышению цен на секонд-хенд, а только лишь упорядочит ситуацию и выведет из тени рыночную торговлю, которая мешает развитию легпрома. Еще один ресурс для выполнения Программы — это 28 млн. украинцев, живущих в селах и небольших городах, мало охваченных розничными торговыми сетями. Это — огромные возможности для формирования внутреннего рынка, а также для роста дистанционной торговли. Большие надежды питают украинцы и на интеграцию Украины в ВТО и Евросоюз. По единодушному мнению специалистов, она будет благоприятствовать развитию легпрома, упорядочив торговлю и открыв каналы для инвестиций. Главное, чтобы украинские предприятия сумели продержаться до этого времени. Хоть король и голый, но церемонию надо довести до конца!

Елена Непокора, журнал "ВИП в Украине: одежда, обувь, аксессуары", № 3/2008 

http://www.vip.dp.ua/node/128

1

Коментарі

Гість: Mr_Nameless

129.10.10, 14:06

подобная жопа не только в легпроме а и почти во всех сферах еконимики

    Гість: братЧортомлик

    229.10.10, 14:37

    країна застрягла голова вже у Европі! Але Zhoпа ще у CCCPi