хочу сюди!
 

Славушка

48 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 45-55 років

Оливер Сакс. Человек, который принял свою жену за шляпу.



Совершенно случайно. Читал одну супер заумную книгу про искуственный интеллект (Пенроуз "Тени разума. В поисках науки о сознании") и в списке литературы наткнулся на вдруг заинтересовавшее. Быстренько нашел, скачал, начал читать и вообще охренел до состояния нирваны. Это надо читать всем, кого интересует мышление, сознание и осознание. Не беллетристика.

Оливер Сакс известный невролог, психолог и (попутно) писатель, один из самых известных в своей области на Западе.

Читаю медленно, ибо смакую. Пока самое жуткое, что только можно себе представить - это "Заблудившийся мореход".

Нужно начать терять память, пусть частично и постепенно, чтобы осознать, что из нее состоит наше бытие. Жизнь вне памяти -- вообще не жизнь. <...> Память -- это осмысленность, разум, чувство, даже действие. Без нее мы ничто... (Мне остается лишь ждать приближения окончательной амнезии, которая сотрет всю мою жизнь -- так же, как стерла она когда-то жизнь моей матери).

Луис Бунюэль

Этот волнующий и страшный отрывок из недавно переведенных воспоминаний Бунюэля ставит фундаментальные вопросы -- клинического, практического и философского характера. Какого рода жизнь (если это вообще можно назвать жизнью), какого рода мир, какого рода "Я" сохраняются у человека, потерявшего большую часть памяти и вместе с ней -- большую часть прошлого и способности ориентироваться во времени?
Вопросы эти тут же напоминают мне об одном пациенте, в котором они находят живое воплощение. Обаятельный, умный и напрочь лишенный памяти Джимми Г. поступил в наш Приют под Нью-Йорком в начале 1975 года; в сопроводительных бумагах мы обнаружили загадочную запись: "Беспомощность, слабоумие, спутанность сознания и дезориентация".

Сам Джимми оказался приятным на вид человеком с копной вьющихся седых волос -- это был здоровый, красивый мужчина сорока девяти лет, веселый, дружелюбный и сердечный.
-- Привет, док! -- сказал он, входя в кабинет. -- Отличное утро! Куда садиться?

<...>

Впервые столкнувшись с Джимми, я предложил ему вести дневник, куда он мог бы ежедневно записывать все случившееся, а также свои мысли и воспоминания. Этот проект провалился -- сперва оттого, что дневник постоянно терялся, так что в конце концов пришлось его к Джимми привязывать, -- а затем из-за того, что автор дневника, хоть и заносил туда прилежно все, что мог, не узнавал предыдущих записей. Признав свой почерк и стиль, он неизменно поражался, что вообще что-то записывал накануне.

Но даже искреннее изумление по большому счету оставляло его равнодушным, ибо мы имели дело с человеком, для которого "накануне" ничего не значило. Записи его были хаотичны и бессвязны и не могли дать ему никакого ощущения времени и непрерывности. Вдобавок, они были банальны ("яйца на завтрак", "футбол по телевизору") и никогда не обращались к более глубоким вещам.
Но имелись ли вообще глубины в беспамятстве этого человека? Сохранились ли в его сознании хоть какие-то островки настоящего чувства и мысли -- или же оно полностью свелось к юмовской бессмыслице, к простой череде разрозненных впечатлений и событий?

Джимми догадывался и не догадывался о случившейся с ним трагедии, об утрате себя. (Потеряв ногу или глаз, человек знает об этом; потеряв личность, знать об этом невозможно, поскольку некому осознать потерю). Именно поэтому все расспросы на рациональном, сознательном уровне были бесполезны.

<...>

-- Как вы считаете, есть у Джимми душа? -- спросил я однажды наших сестер-монахинь.

Они рассердились на мой вопрос, но поняли, почему я его задаю.

-- Понаблюдайте за ним в нашей церкви, -- сказали они мне, -- и тогда уж судите.

Я последовал их совету, и увиденное глубоко взволновало меня. Я разглядел в Джимми глубину и внимание, к которым до сих пор считал его неспособным. На моих глазах он опустился на колени, принял святые дары, и у меня не возникло ни малейшего сомнения в полноте и подлинности причастия, в совершенном согласии его духа с духом мессы. Он причащался тихо и истово, в благодатном спокойствии и глубокой сосредоточенности, полностью поглощенный и захваченный чувством. В тот момент не было и не могло быть никакого беспамятства, никакого синдрома Корсакова, -- Джимми вышел из-под власти испорченного физиологического механизма, избавился от бессмысленных сигналов и полустертых следов памяти, и всем своим существом отдался действию, в котором чувство и смысл сливались в цельном, органическом и неразрывном единстве.

Я видел, что Джимми нашел себя и установил связь с реальностью в полноте духовного внимания и акта веры. Наши сестры не ошибались -- здесь он обретал душу.
<...>


Я не уверен, что выбрал правильные отрывки из одного отдельного случая, которых там вроде как около четырнадцати. Но все-же попробуйте найти книгу и почитать - даже самые циничные циники найдут очень много интересного.
Map

3

Коментарі

122.12.15, 21:25

как пирожки поживают??

    222.12.15, 21:29

    Док, сотрясение пошло на пользу.

      322.12.15, 21:35

      Интересно.. на следующий день.. Джимми помнил о то что причащался?.. Или это очередная религиозная белиберда?..

        422.12.15, 21:38

        самі цинічні циніки читають про те, як людину закривають у кімнаті і людина там помирає від того, що використала весь кисень. Але перед смертю зійшла з розуму.

          522.12.15, 21:54

          я тут, єсішо

            622.12.15, 22:08Відповідь на 3 від Хармс

            Интересно.. на следующий день.. Джимми помнил о то что причащался?.. Или это очередная религиозная белиберда?..его память ограничивалась несколькими минутами. Пять-семь. Это называется - кратковременная память.Вот она и пострадала. А личность в результате этого исчезла. Нет человека вообще

              722.12.15, 22:09Відповідь на 5 від Міс Марпл

              я тут, єсішо

                822.12.15, 22:14Відповідь на 2 від Pandem

                Док, сотрясение пошло на пользу.я помню стих про внутримышечное и оральное. Ритмично, складно - но по сути не согласен

                  922.12.15, 22:16Відповідь на 6 від Doppler

                  Интересно.. на следующий день.. Джимми помнил о то что причащался?.. Или это очередная религиозная белиберда?..его память ограничивалась несколькими минутами. Пять-семь. Это называется - кратковременная память.Вот она и пострадала. А личность в результате этого исчезла. Нет человека вообщеНу так што?.. Я о тебе тоже токо вечером вспоминаю..

                    1022.12.15, 22:16Відповідь на 8 від Doppler

                    Док, сотрясение пошло на пользу.я помню стих про внутримышечное и оральное. Ритмично, складно - но по сути не согласенЭто факт, который можно не принимать к сведению))

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      4
                      попередня
                      наступна