К человеку будущего
- 30.04.12, 03:27
Анатолий Мозжухин
К ЧЕЛОВЕКУ БУДУЩЕГО
Сегодня, как никогда, напряженность в обществе, взаимное непонимание, столкновение интересов показывает необходимость идеи, ведущей к миру. Без нее невозможен не только прогресс, но и сохранение ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО образа в лучшем моральном понимании его смысла.
Гомо сапиенс – человек РАЗУМНЫЙ уже давно перестал быть таковым.
Войны за ресурсы, межэтнические и межконфессиональные конфликты, «жесткая» конкуренция в бизнесе, удовлетворение сверхъестественных потребностей вышли далеко за пределы разумного.
О том, что нет идеи, объединяющей людей, ведущей к миру и согласию, говорил даже наш Президент на встрече с журналистами.
Давайте дадим ему эту Идею. Здесь, сейчас.
Из всех идеалов, а их придумали множество,
Идеал Счастья – вершина системы человеческих идеалов.
А вот он-то и не получил развития и воплощения на государственном уровне.
Даже само понятие счастья не имеет однозначной трактовки, у каждого свое видение и счастья, и смысла жизни.
Все чаще на разных уровнях нашего общества звучит вопрос
«Что делать?»
Давайте попробуем на него ответить.
.
Всеобщее счастье, как и всякий идеал, недостижимо, но стремление к нему, как и целенаправленная работа по его достижению, будет приближать нас к идеалу. Сейчас мы стремительно удаляемся от него.
Даже само понятие счастья не имеет однозначной трактовки, у каждого свое видение счастья, и смысла жизни. Я пришел к следующему.
СЧАСТЬЕ – ЭТО ТАКОЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЙ.
Оно уходит на второй план, когда нас постигает горе или неудачи, но возвращается сразу, как только мы с ними справимся.
В обычной мирной жизни счастье зависит от нашего внутреннего психофизического состояния и от наших ЖИЗНЕННЫХ ПРЕТЕНЗИЙ.
Наше счастье во многом зависит от нас.
Искоренить в себе зависть, научиться реалистично мечтать, оценить правильно свою личность и свои силы и соответственно им выбирать цели – это первые условия счастья. Это ЛИЧНОЕ счастье. Оно предполагает, что мы справляемся со всеми своими обстоятельствами жизни, и нет внешних непреодолимых разрушающих наше счастье воздействий. Но они могут быть. Смысл жизни каждого человека – по возможности не допускать, чтобы они были.
Смысл жизни.
У животных он заключен в продолжении рода и сохранении вида. Самосохранение – основной инстинкт – это не только боязнь огня или любой опасности, но и генетически обусловленная непреодолимая тяга к размножению.
У людей, которые отличаются от животных более высокими умственными способностями, смысл жизни я вижу тоже более высокий. Сразу отмечу: разница умственных способностей у индивидов определяет и разницу их смысла жизни от возвышенного до непонимания его вообще. А надо чтобы наши люди знали свой (!) смысл жизни. Для этого его надо четко сформулировать и сделать достоянием нашей культуры и образования.
Смысл жизни ЧЕЛОВЕКА должен заключаться в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОЙ ЖИЗНИ.
Я вижу эту работу в стремлении к достижению ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ на основе ПРАВДЫ с помощью НАУК и ИСКУССТВ. И здесь ТВОРЧЕСТВО (!) - основной элемент фундамента СЧАСТЬЯ.
Творчество свойственно человеку изначально безо всякой корысти, и появилось задолго до появления товарно-денежных отношений. Исток его – в желании сделать что-то полезное, красивое, радующее людей. Радующее, то есть дающее радость, без которой невозможно счастье. Творчество делает счастливыми многих людей и самого творца. Всех творцов, и композиторов, и архитекторов, и художников, и инженеров. И миллионы людей, для которых они творят, не рассчитывая на то, что когда-нибудь услышат от них слова благодарности. Сознание того, что он сделал доброе дело, делает творца счастливейшим из людей. Каждый человек должен быть творцом.
Творчество в технической области уже сделало жизнь людей несоизмеримо более комфортной и интересной по сравнению с первобытным обществом и остальным животным миром. Изобретение колеса, электротехники, реактивного двигателя, новых материалов, компьютеров, беспроводных коммуникаций и многих других, отсутствующих в природе устройств и технологий, изменили нашу жизнь к лучшему. Сколько ручного и вредного труда взяли на себя автоматические производства! И 180-ти лет не прошло с момента открытия Фарадеем электромагнитной индукции, а как изменился мир! Информационные и коммуникационные технологии с фантастической скоростью и точностью позволяют обрабатывать и доставлять любые массивы информации в любую точку нашей планеты.
В то же время в социальной сфере, где работают обществоведы, сохраняются и даже культивируются неприемлемые отношения между людьми, которые не делают человечество более счастливым, не ведут к миру и согласию. Всеобщее счастье остаётся несбыточной мечтой. Почему?
Уже прозвучали взрывы у нас в Днепропетровске.
Что сделали за тысячелетия (!) своего существования армии философов, историков, социологов, политологов, религиозных деятелей, культурологов и др. представителей общественных наук, чтобы ОБЩЕСТВО получило мир и согласие, и такое же четкое взаимодействие своих звеньев, как элементы в технике? Очень наглядное сравнение.
В компьютеры тоже деструктивные элементы периодически запускают разрушительные вирусы, но антивирусные программы не допускают их «побед» над полезными свойствами машин. Они автоматически уничтожают вредителей. Почему же в человеческом обществе нет эффективных средств защиты от преступной деятельности, разрушения морали, семьи, государства, мира? Не остановим эту агрессию - сами превратимся в животных.
Это колоссальная недоработка не только упомянутых обществоведов, но и педагогов, психиатров, психологов, юристов и ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ, КАК НАИБОЛЕЕ СПОСОБНОЙ И ПРИЗВАННОЙ РЕШАТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ.
Зачем я говорю о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, счастье, идеалах и человеке будущего. Цель - искать и собирать единомышленников для распространения идей совершенствования мира. Уверен, что этот разговор нужен, чтобы понять, где счастье «зарыто».
Знаю, найдем. Рано или поздно. Хотя Призрак Счастья еще не бродит не только по Европе.
Всем надо искать и реализовывать методы развития и внедрения разумного смысла жизни, и сделать его необходимым, как воздух, с детства. Это должно стать элементом культуры, образования, главной задачей в семейной жизни и производственных отношениях.
Было бы здорово, если бы мы в Украине (а не они где-то) впервые в мире поставили этот вопрос на государственный уровень. И чтоб не мы в Европу, а они к нам за смыслом жизни потянулись.
Что надо для этого делать? Многое. Главное, не убить мечту о всеобщем счастье, и "сказку сделать былью"! Для этого рожден человек. В этом его смысл жизни.
Давайте вместе думать, как создать детализированную программу реализации этой задачи по составляющим её элементам. Но сначала надо их определить.
1. Принуждение к миру.
На первом довольно длительном этапе принуждение сохранится, пока Новая этика не станет нормой, такой же естественной, как сейчас отправление естественных нужд в туалетах, а не публично.
2. Неравенство.
Возможно ли счастье в условиях неравенства? Неравенство коррелируется с несправедливостью. Оно заложено в биологии человека: сильный - хилый, умный - «тормоз», красивый - неказистый, здоровый - больной. Есть еще масса неравенств, определяемых социальным статусом, психиатрическими особенностями личности (особо отмечу психопатическую агрессивность), но это отдельная тема.
3. Работа.
Да, работа – потрясающий источник удовольствия. Мне повезло: я получил бесценное наследство. После смерти матери я нашел в одном из ее писем 1946 года, где она рассказывала о трудностях послевоенной жизни, фразу: «Я умею и люблю работать». Это было НЕОБЫЧНО для меня и осталось в моей памяти как завещание матери. Я поразился тогда высотой этих слов и решил сделать все, чтобы иметь право сказать: «Я умею и люблю работать!» Мне это удалось, и работа принесла мне много счастья. Уметь, быть мастером своего дела, страдать, когда не удается, и любоваться результатами упорного, иногда каторжного труда, радоваться успеху – это настоящее счастье. Не допускать в своей работе никакой халтуры. ТОЛЬКО БЕЗУПРЕЧНАЯ РАБОТА ИМЕЕТ СМЫСЛ. Только она дает совершенную продукцию, гарантирует нас от катастроф и сулит признательность.
4. Конфликт потребителя и творца.
Творец и потребитель сочетаются в разных пропорциях в каждом человеке. Важно чтобы в каждом из нас творца (созидателя, производителя) было больше, чем потребителя, иначе (если мы будем потреблять больше, чем производим) не останется тем, кто производить уже не может. Я имею в виду немощных стариков и инвалидов, в числе которых, рано или поздно, может оказаться каждый.
Творец – это не обязательно изобретатель, композитор и так далее. Конечно, архитектор, реализовавший свой сокровенный замысел, переполняется СЧАСТЬЕМ: красивый дом, привлекающий взоры тысяч людей, увековечивает его имя, в то время как механик, отрегулировавший карбюратор, испытывает чувство только собственного удовлетворения, пусть даже глубокого. Но творчество должно быть чертой характера и сопровождать человека всегда: рационально расставить мебель в квартире, подобрать удачно занавески, приготовить вкусный обед... Перечень этот бесконечен. Здесь главное - воспитать в себе тягу к творчеству и красоте, неравнодушие к халтуре. Только безупречная работа имеет смысл – это кредо творца. Потребитель никогда не испытывает такого удовлетворения и счастья, какое испытывают все творческие люди.
5. Школа. Реформа образования. Растущий объем, накопленных человечеством знаний, давно превзошел психофизические возможности человека в его освоении и создал проблему, которую я назвал ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОПОМ. Человек с рождения обречен на невежество, ибо он не может постичь и усвоить и малой доли Знаний Человечества.
Это уже проявляется у людей в комплексах неполноценности, бравировании нежеланием учиться, «Учись – не учись, а дураком помрешь». Появляются «хиппи» и «панки». Воинствующее невежество – это груз, который, как якорь, держит значительную часть человечества в трясине убогого миропонимания.
Выход есть. Для балерин и футболистов проблема решена давно. Они с детства знают, что будут значительными людьми без знания законов Кирхгофа, постоянной Планка и тройного интеграла. И не комплексуют! Так надо ориентировать с раннего детства после тестирования.
В школе на начальном периоде обучения, параллельно с преподаванием общеобразовательных предметов, должны исследоваться разносторонние способности и склонности детей для дальнейшей специализации, анализироваться аналитические и математические способности для выявления потенциальных ученых, музыкальный слух и фантазия будущих музыкантов и композиторов, объемно-пространственное мышление, без которого невозможен конструктор, ассоциативное мышление будущих журналистов и поэтов, и многое другое.
Необходимые профессиональные знания и навыки для будущей работы юноши и девушки должны получать уже в школе до 17 лет.
Это поможет им достичь профессиональной зрелости к возрасту физического расцвета – 25 годам (так сейчас учат балерин, футболистов, музыкантов). Тогда максимально продуктивный период их деятельности во многих областях будет не менее двух десятилетий, ибо в возрасте после 45 лет начинает снижаться скорость и острота мышления (на работу не берут). Сейчас из институтов не выходят профессионалами ни инженеры, ни гуманитарии. Им приходится доучиваться на практике от 5 до 15 лет, в зависимости от способностей и условий. Как правило, в научно-технических областях профессионалы «вырастают» к 35 годам. Вот и остается наиболее продуктивной деятельности 10 лет.
А балерина…
А балерина к 18-20 годам уже почти само совершенство. Еще немного практического театрального опыта и достигнута вершина. То же может быть получено в инженерной деятельности. Только надо раньше выделить врожденные склонности и концентрировать обучение на профессиональном направлении с более раннего возраста. Конструкторов и инженеров для разных производств тоже можно «выпускать» прямо из специализированных школ. Совпадение профессионального совершенства с возрастом физического расцвета сулит выдающиеся достижения. При этом удваивается и срок наиболее продуктивной деятельности в возрасте с 25 до 45 лет. Это на порядок повысит эффективность работы людей всех профессий.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕОБЩИМ и проходить в храмах Науки среди «икон» Бессмертных Ученых, Поэтов и Писателей, Отважных Первопроходцев и Исследователей, чей пример должен создавать священно-трепетную обстановку радостной жажды творчества.
Дети должны иметь нормированный рабочий день и ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО В ШКОЛЕ.
НИКАКИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ! Родители тоже должны быть избавлены от дополнительной нагрузки, которую сейчас перекладывают на их плечи некомпетентные учителя. Отбор на педагогическую работу должен быть через кастинг с предъявлением ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ УЧИТЕЛЯ (!) В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, чем к музыкантам в оркестре, актерам в театре, или к футболистам в клубных командах.
Как слепой и глухой человек не может быть сторожем, так человек с каменным сердцем, не умеющий увлечь детей в мир науки, не может быть Учителем.
Наука должна стать дорогой в будущее, в котором Идеал Счастья будет основой Смысла Жизни для всеобщего блага и добра.
6. Семья. И здесь есть что совершенствовать.
Родители – это в первую очередь тоже педагоги. А каков уровень их образования в этой области мы не можем даже себе представить. На этот счет нет ни научных, ни статистических данных. Известно только, что несчастливых семей много, страдают часто и дети, и родители.
Очевидно нужен семейный кодекс и система образования и государственной ответственности за наличие условий нормальной жизни, а не только уголовной ответственности за насилие в семье. Именно в семье Идеал Счастья должен стать главным смыслом жизни её членов.
7. Искусство и СМИ. Все произведения искусств должны быть ориентированы на то, что каждый человек должен быть счастлив, СМЫСЛ ЖИЗНИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЖИЗНИ ДЛЯ ДОБРА И ЛЮБВИ, а любое антисоциальное поведение недопустимо и неприемлемо. КАТЕГОРИЧЕСКИ ДОЛЖНЫ ПРЕСЕКАТЬСЯ ПОПЫТКИ ПРОПАГАНДЫ НАСИЛИЯ И ВРАЖДЫ, А ТАКЖЕ ПОНЯТИЯ СВОБОДЫ КАК ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ. Без ложного понятия о цензуре, но везде должны быть «антивирусные» фильтры, не допускающие деградации человечества.
Тема эта требует продолжения до создания Государственной программы. По большому счету, если Вы согласны, придумайте ей название. Я её пока назвал "Гомосапиенсизм". Придумайте лучше.
Хотелось бы надеяться, что эта публикация положит начало походу Призрака Счастья, который «побредет» не только по Европе.
Я в это почему-то верю.
Коментарі
аналдр
3130.04.12, 17:09Відповідь на 23 від Ге-ра
А мне кажется, что любая партия могла бы включить это в свою программу, и тем более Президент мог бы поручить разработать Государственную программу по...
Конечно Тиран это сделал бы наиболее быстро и эффективно. Мне кажется, что здесь нет таких больших противостояний как "грабь награбленное" и "весь мир разрушим", поэтому мягко и постепенно можно было бы приучить... Понимание выгоды от этого самой власти Власти возможно. Но сами люди не верят (или не хотят?). Тогда нечего и чирикать, жрите друг друга внизу, как те наверху... Получается, как в статье с идеалами верхов и низов - идеалы верхов вытеснили идеалы низов.
аналдр
3230.04.12, 17:28Відповідь на 26 від Zemlyachka
С твердой рукой я всегда видел возможность положительного результата, ведь любой Тиран хочет оставить после себя и положительную память.
Но меня больше удивляют наши собратья, которые 1. недовольны, 2. винят во всем кого-то, 3. в то же время пишут: "мы (? - А) заслужили такую жизнь,когда "грохнули" (мы ? - А) Союз", 4. ничего не предлагают сами, 5. "это только слова.....утопия...".
Так чего же они заслуживают? Это патологические рабы?
Ге-ра
3330.04.12, 18:10Відповідь на 31 від аналдр
Да, и любая партия могла бы и президент мог бы - захотеть лишь нужно, а они не хотят... не хотят, потому что им вовсе не нужно всеобщее счастье - им нужно только свое собственное, которое они и куют за наш счет. Вы говорите, что понимание властью выгоды от благополучия народа возможно - возможно конечно же, мало того, думаю даже, что во власти есть люди которым не нужно это втолковывать (в конце концов, не такая уж это сложная арифметика), просто проект этот долгосрочный, требующий больших материальных затрат на восстановление того, что разрушили и создание нового, и пойти на осуществление этого проекта могут лишь люди,
Ге-ра
3430.04.12, 18:21Відповідь на 31 від аналдр
радеющие за судьбу страны, потому что собираются жить в ней и хотят, чтобы их дети и внуки тоже жили именно в этой стране. А наши властители, судя по их методам, не прочат своим потомкам такого будущего, и потому плевать им на то, что останется после их правления, и не станут они заморачиваться проектами восстановления ими же разграбленной страны.
А что касается народа, который стонет но ничего не предпринимает для своего благополучия, так низам ведь без крови справиться с верхами невозможно: кто станет прислушиваться к поучениям нищего? Только тогда, когда этот нищий достанет дубину и хотя бы пригрозит ею, тогда только сытый послушает, но не факт, что сделает правильные выводы.
Вот потому, что верхи не желают слышать низы, низы эти и приняли подлые идеалы верхов.
аналдр
3530.04.12, 19:39Відповідь на 34 від Ге-ра
Читал и параллельно думал, что не теряю надежды, но главной мыслью было: как здорово пишет! Поэтому и суть предмета ушла на задворки, осталось только "имеем замечательную писательницу и для публицистики". И стал вспоминать, что в таком случае говорят: "Бог в помощь!", но с богами у меня не сложились отношения, "Попутного ветра и семь футов под килем!" - вот это подойдет. ПИШИ !!!!
Ге-ра
3630.04.12, 20:35Відповідь на 35 від аналдр
Я тоже не теряю надежды, дорогой мой, тем более, что грядут выборы и у людей будет возможность проявить волю... А еще я надеюсь, что именно Вам удастся достучаться не только до наших умов, но и до рассудка верхов тоже, и что найдется все-таки и там здравомыслящий, неравнодушный человек, который сможет сломить сопротивление косной алчности властьпридержащих, сплотив единомышленников.Высокопарно получилось, но зато от души.
Спасибо за то, что Вы есть! Будьте счастливы!
БФ
3730.04.12, 20:41Відповідь на 32 від аналдр
Тиранами сейчас называют тех, кто брал решение на себя! Они же за все отвечали! И до сих пор все, что было сделано в те времена связано с их именами.Кого будут обвинять в 20-летие безвластия, когда все рушится и население вымирает? Никого? Все хорошие, а страна накрывается медным тазом? Уже отношение как к стране-изгою!
А тираны, значит, плохие были, несмотря на то, что страна развивалась!
Zemlyachka
3830.04.12, 21:42Відповідь на 32 від аналдр
В каждом человеке всего намешано и что проявится, как доминирующее, зависит от обстоятельств. А обстоятельства таковы, что, когда валился Союз, ни один из "богов" не думал о народе, а думали, как успеть раньше другого прихватить пароходы-самолёты и фабрики-заводы за копейки, да заставить этот народ по-быстрому обогатить их, чтобы могли свалить уже к готовым виллам и круглым счетам за бугром. Народ тоже не дурак- быстренько всё понял и решил хоть крохи, но урвать и себе. Вот и пошла страна по личным закромам и зацвели коррупции, рвачество и ложь. Да ещё и называют многие время это благим и низменные проявления правильными, ибо 20 лет- это целое поколение. И не будет толку без правильной власти и в первую очередь всех свиней, что у корыт, нужно гнать. А лидера нового нет. Не время ещё?
БілаКоролева
3930.04.12, 21:51
Я тоже считаю, что ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МИР!!!!!!!!
аналдр
401.05.12, 00:27Відповідь на 38 від Zemlyachka
Я сегодня получил 4 письма от М. и С. Дяченко они сейчас переехали жить в Москву. В письмах рассказ о поездке в Америку и фотографии. Обработаю, опубликую (получил разрешение). У них совершенно другой настрой, и я решил показать его здесь.