История учит, что ничему не учит

  • 17.08.23, 10:43
”Когда Чингисхан осадил Бухару, он не смог взять его с налёту штурмом, поэтому написал жителям города:
«Тот, кто на нашей стороне – находится в безопасности». 

Жители Бухары разделились на две группы. Первые из них отказались подчиняться Чингисхану, а вторые согласились. 

Чингисхан написал тем, кто согласился ему подчиниться: «Если вы поможете сражаться с теми из вас, кто отказался, мы доверим вам ваш город». 

Итак, они последовали его приказу, и между двумя группами вспыхнула война. В конце концов, «сторонники Чингисхана» победили, но большим потрясением стало то, что завоеватели взяли в руки оружие и начали их убивать. 

И тут Чингисхан произнёс слова:
«Если бы они были верны, то не предали бы своих братьев ради нас, когда мы были для них чужими…» 

Мораль: 
Предавший один раз, предаст и второй.” 

© Арабский историк  Ибн аль-Асир (1160-1234)

Шапокляк и ружжо

  • 04.08.23, 23:58

Пошёл это я в поликлинику за справкой на оружие. Нужно среди прочего пройти психиатра.


Захожу в кабинет, вижу: бабуля лет семидесяти, эдакий божий одуванчик в белом чепце набекрень. Я уж и забыл, когда в последний раз в поликлинике доктора в чепчике видел, но не суть.  


- Садитесь, - бубнит бабуля, строча чего-то на бумагах.  


Сажусь. Кладу на стол "бегунок". Сижу. Молчим. (Пишет же человек). Я тихонечко резинку жую (Покурил только что, ну и чтоб запаха меньше...).  


Бабуля не отрываясь от бумаг спрашивает:  


- А Вы знаете, что жевать "жвачку" в присутствии женщины неприлично?  


Я извиняюсь, бормочу что-то про курение и желание уменьшить запах, вынимаю резинку и запихиваю в сигаретную пачку.  


Бабуля так же, не глядя на меня, не отрываясь от бумаг берёт мой бегунок, чего-то пишет и комментирует:  


- Легко поддается чужому влиянию.  


Я, слегка охреневший:  


- Позвольте, но Вы же сами сказали!...  


Бабуля (естественно не поднимая головы и продолжая писать):  


- Склонен к агрессии.    


У меня дыхание в зобу от возмущение спёрло, но внутренний голос гундит: "молчи, дурак!". А он (голос) не дурак. Сидим. Молчим. 3 минуты. 5 минут.    


Бабуля так же, не отрывая взгляда от бумаг:  


- Легко впадает в депрессию.  


 Я начинаю соображать, что мне сейчас не то что справку не получить, вообще заберут с мигалками, затыкаюсь и решаю молчать, хоть камни с неба.    


Сидим. Молчим. 3 минуты. 5 минут. Где-то минут через десять бабуля наконец поднимает голову и хитро-шкодливым взглядом старухи Шапокляк окинув меня выдаёт:  


- Ладно, иди уж, охотник. 


 

инет.

О нашем обществе на примере детской игры

  • 03.08.23, 15:50
А еще захотелось рассказать историю, которая сильно меня впечатлила в начале нашей жизни в UK.

В октябре 2022 я волонтерила в детском лагере. Моя задача была поддерживать украинских детей. Тренера в лагере британцы, значительная часть детей британцы. Мне нужно было переводить и сопровождать украинских детей во время активностей.

Наших детей было до 10 человек, все разного возраста. Я бегала целыми днями между группами, кормила, говорила, переводила, успокаивала и все такое.

Впечатлило меня два эпизода, которые прям глаза открыли - я как будто увидела на примере маленьких детских групп в чем отличие нашего общества от британского, к примеру.

Эпизод первый.

Группу детей разделили на две команды. Выдали деревянные блоки, похожие на кубики. Задание было - построить башню из блоков. Команда, чья башня будет выше - побеждает. Итак, равное количество деревяшек, одинаковый возраст. В одной команде одни британцы, в другой - половина украинцев.

Первая команда (британская) собирается в круг и начинает планомерно строить башню. Башня растет прямо на глазах. Каждый участник - как неотъемлемая часть некоего организма. Все берут блоки из общей кучи и слаженно работают.

Во второй команде происходит странное. Наши дети загребли себе деревянных блоков кто сколько мог и каждый пытался построить из своих блоков свою башню. Оставшиеся британские дети растерянно озираются по сторонам.

По итогу - первая команда построила высоченную башню в достаточно короткие сроки. Вторая команда не построила ничего - оказалось, что если все блоки умыкнуть себе, то есть каждому по отдельности, то этих блоков хватает максимум на фундамент, а по итогу - ни на что не хватает.

Эпизод второй.

Происходил в старшей группе. Опять же разделили на две команды. Первая - одни британские дети. Вторая - смешанная. Задача была выбрать одного человека, который будет моделью, для которого команда должна скреативить наряд из бумаги, скотча и других подручных средств.

Что происходило в британской команде. Они опять собрались в круг. Заявились несколько претендентов на роль модели. Решили голосовать. Моделью стал ребенок, набравший бОльшее количество голосов. Выбрали и начали создавать костюм. Выборы были прозрачные и справедливые.

Во второй группе до голосования не дошло. Застряли на этапе распрей - никак не могли решить, кому быть моделью. Желающих много, механизма, регулирующего справедливое распределение не было. В итоге потеряли много времени. Моделью стал самый наглый и громкий ребенок. Из-за недовольства и раздражения костюм собирали вяло и без энтузиазма. Команда в итоге проиграла.

Это была гениальная проекция взаимоотношений в детском лагере на взаимоотношения во взрослом обществе. Как у них это получается? Откуда британские дети знают, что нужно голосовать? Что нужно все делать вместе? Что тянуть одеяло на себя - это к проигрышу?

Лелею надежду, что наши дети напитаются этим и вернутся с багажом, который навсегда изменит многое. Но случится это может, если наше общество уже сейчас начнет готовиться к этим переменам и уже сейчас важным станет важность каждого, но только в союзе с другими.

Наташа Кохан

Убунту (не про линукс)

  • 29.07.23, 21:27
Однажды американский антрополог предложил детям одного африканского племени поиграть в игру... Он положил возле дерева корзину с вкусными фруктами и сказал им: "Первый, кто до бежит до дерева, получит корзину." 

  Когда он подал им сигнал для старта, он был удивлен тем, что дети шли все вместе, держась за руки, они вместе дошли до дерева и разделили фрукты поровну! 

  Когда он спросил у них, почему вы так сделали, ведь каждый из вас имел возможность заиметь всю корзину целиком! 

Дети с удивлением ответили: "Убунту." 

"То есть, как можно быть счастливым, пока остальные несчастны?" 

Убунту в их цивилизации означает:   (Я есть, потому что МЫ есть). 

  Это племя знает секрет счастья, потерянного во всех обществах, которые их превосходят и считают себя цивилизованными... 

на языке зулу ubuntu — «человечность»;

PS
И в дополнение цивилизованная убунту

Ніч українців

  • 26.07.23, 12:10
– Сірьожа, ти спиш?.. Чув, шось бахнуло?!
– Наташа, спи.
– Шо спи, єслі воно бахнуло! Сірьожа, не спи, сильно бахнуло! Ану, глянь, шо там по району пишуть, бо мій на зарядці…
– Нічого такого, у районі спокойно, спи. 
– І тривоги немає?
– У Київській області два часа тому одбили.
– А в районі?
– Наташа, єслі в області одбили, то понятно, що і в районі.
– Кому понятно? Мені, напрімєр, Сірьожа, непонятно. Чого ти привик із мене дурочку робить? Двадцять год живемо, і постоянно ти мене хочеш унизить.
– Сірьожа, знову бахнуло! Проснись!.. Шо, знач, вспокойся, єслі бахнуло! Правильно, спи, Сірьожа, люди вже всі кругом про все в курсі, а ми всю інформацію проспимо!.. Чув? Зараз чув? Я ж казала! Такий звук, вроді як банка зірвалася, а вроді як певеошка сработала. Сірьожа, подивися, що там пишуть! Я б не просила, мій на зарядці.
– По району, Наташа, все тихо. І по Київській області тоже. Закривай очі, ні про що не думай, спи.
– Чуєш, Сірьожа, ти шо, вже заснув? Помниш, як ти мені на День влюбльонних у перший год знакомства подарив тільки букет, торт, і всьо… Не помниш? А я харашо помню! А хочеш, шоб я забулася?.. Тоді встань і подивися: може, точно, банку кабачків зірвало? Бо це ж та умна в тік-тоці посовітувала покласти всього сємдисят грам уксуса! Дурочка намахувата!
– Шо там, Сірьожа? Банка, еге? Я ж казала! Так а ти шо, просто так глянув і не витер?!.. Три банки зірвало? Бля, я не знаю, шо з цього хуже: чи шоб певеошка сработала, чи то, шо ти не витер полочку?!
– Наташа, вспокойся. Завтра витремо. Лягай спать!
– Чуєш, Сірьожа, давай я тебе до нєвролога запишу чи до ендокринолога, бо шось із тобою не то робиться. Краще до обох, бо в тебе якесь середнє: або щитовидка, або вегетососудіста. А вегетососудіста, Сірьожа, то така гадость коварна, шо по нєрвах дає. Бо по тобі видно. І не шуткуй із цим.
– Сірьожа, проснись! Нє, не бахнуло. Чого зразу бахнуло?! Глянь у телефоні, чи зараз усі вспокоїтільні по рецепту?.. Господі! Чого ти злишся! Це ж для тебе!
– Бля, який нєрвний, хай Бог милує, надворі война, а він такий нєрвний!.. 

©Наталка Климась

Древнеруський язык

  • 20.07.23, 21:04
1.Введение. 

Увидел у дочки в учебнике за 4-й класс монету Ярослава Мудрого. 
Это первая серебряная монета, чеканившаяся в Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого в Новгороде (в 1010-1016 гг).
До переезда в Киев. 
 
На ней написано: 

ЯРОСЛАВЛЕ СЪРЕБРО. 

И трезубец.
В Новгороде!
Новгород стал частью Московии только в 1478 году.

Сразу обратил внимание что больше похоже на СЕРЕБРО, чем на СРIБЛО. 



Решил немного углубиться в тему. 
Для начала пройдемся по известным памятникам давнины. 

Все слышали про 
"Повъсть временныхъ лътъ". 

Название говорит само за себя: не "минулих рокiв". 

И первые его строчки: 

"Се повъсти времъньнъх лът 
wкуду єсть пошла руска земля 
кто въ києв нача первє княжит и wкуду руска земля стала єсть" 

куду - похоже на откуда, а не звідки 
пошла - на рус.манер, а не пішла 
нача - похоже на начать, а не почати 
єсть - похоже на есть, а не є 


 

Также дошло до нас "ПОУЧЕНИЕ Володимира Мономаха" 1099 года. 
Опять же не "повчання". 



Но в статье в Википедии естественно написано "Аналізуючи лексику «Повчання», дослідники дійшли висновку, що мова Володимира Мономаха була дуже близькою до місцевого мовлення, і в ній засвідчені такі лексеми, які нині збереглися лише в українській мові.") 

Само имя Володимир - составное. 
Воло - от "володти" - на укр.манер. 
Мир - на рус.манер (не укр "світ"). 

Задолго(!) до основания Московии древнеруський язык имел два основных диалекта: киевский и новгородский (были еще другие). 
Которые со временем трансформировались в современные украинский и руський языки. 
Поэтому не существует никакого московского или российского языка. 

Московия имеет такое же отношение к происхождению руського языка как Америка - к происхождению английского (про Московию и ее притязания будет отдельный пост). 

Отличий тогда между диалектами было меньше, чем сейчас, но тем не менее они были. И наши историки очень любят их выискивать и подчеркивать, не замечая при этом общие слова и те, которые сохранились только в руськом языке. 

Языковая ситуация в Киевской Руси очень напоминает текущую в Украине. 

Что тогда Русь не была однородной, что и сейчас Украина (непринятие этого факта и привело к череде негативных последствий; вместо того искать что-то, что объединит людей, влада нас разделила). 

Только тогда официальным языком являлся церковнославянский (больше похожий на руський), а сейчас - украинский. 
А народ говорил по-разному, что можно увидеть в берестяных грамотах. 
Кстати, берестяных грамот найдено гораздо больше в Новгородской области, чем в Киевской. 

При наличии огромной территории и последующим распадом Руси древнеруський язык не мог не разделиться и быть единым. 
Тем не менее каждый язык сохранил с того времени свою уникальную частичку прародителя и много общего между собой. 

Современные укр и рус языки имеют 62% общих слов. 
Даже за тысячу лет имеется 62% наддиалектных слов, которые есть в обоих языках. 
Неважно в каком языке больше процентов от древнеруського языка: в рус или укр языках. Они оба наши. 

Кто скажет на каком языке "Героям слава"?) 

А финно-угорские племена, говорящие по-руськи, сродни индейцам, говорящим по-английски). Своей истории не имеют, вот и прицепились к нашей истории, а также языку и названию. 

Если заглянуть в древние тексты, сразу можно увидеть чередование украинских и руських слов. 
Древнеруський очень напоминает современный суржик. 

Знающий только один язык (укр или рус), не поймет слов, которые не сохранились в его языке. 
Только человек, знающий оба языка, сможет легко читать древнеруськие тексты. 

Зачем отказываться от своего же наследия? 

Как говорится, из летописи слова не выкинешь. 

Продолжение следует/Далi буде… 

Карта Руси за 90 лет до основания Москвы:


 

Пробудіться, українці!

  • 01.07.23, 17:48
Пробудіться, українці,
Візьміть владу в руки,
Не ждіть милості від неї –
Матимете муки.

Бо Вкраїну сплюндрували
Хижі олігархи,
Все скупили і продали,
Взяли люд за карки.

Вони разом з бандитами
Державу грабують,
Возять бакси в чужі банки
І вілли будують.

Наплодили сотню партій,
Сварять люд до згуби,
Бо це просто різних кланів
Політичні клуби.

Продають вони державу
Нишком від народу
Чужим купцям із Півночі,
Заходу і Сходу.

А настане час виборів,
То ще й галасують –
Себе хвалять-вихваляють
І блоки формують.

Закрили фабрики, заводи –
Давно не працюють.
Наші славні українці
По світу мандрують.

Їдуть жінки в Італію
Панам ноги мити,
Бо у рідній Україні
Ніде заробити.

Їдуть хлопці до Росії
Москву будувати,
Щоби в рідній Галичині
Дітей годувати.

Роз’їхалися й селяни
Бакси заробляти –
Поля неньки-України
Нікому орати.

Поля неньки-України
Поросли травою –
Дотепер ми харчуємось
Польською лапшою.

П’єм підроблену горілку,
А нам кажуть – бренді.
Нема власної одежі –
Ходим в секондгенді.

З нас деруть страшні податки
Лихії азари.
Замість фабрик і заводів
Будують базари.

Бо сьогодні невигідно
Добре працювати.
Вигідніше пільги мати,
Красти й продавати.

Без грошей на Україні
Не вчать, не лікують:
Лікар, вчитель – на подачках,
Хворі жебракують.

Ой ви, славні українці,
Брати-галичани!
Пригадайте, як з обкомів
Партократів гнали.

А тепер чомусь притихли,
Мовчите роками –
Нема духу, нема руху,
Будемо рабами.

Бо нас свої ж яничари
Закули в кайдани
І почали панувати
Й знущатись над нами.

Захищаймо права свої
Кожен і всі разом,
Щоб кров нашу не смоктала
Усяка зараза.

Климентій МИХАЙЛЮК
2007

Почему успешные люди не являются примером

  • 03.06.23, 11:31
Вы когда-нибудь задумывались, почему популярные книги о том как стать миллионером никого из их читателей миллионером не делают?
Или почему успешные компании вроде Майкрософт, Гугл или Фейсбук появляются раз в десятилетие, хотя история их успеха разложена по полочкам, изучена и даже экранизирована в большом кино? Ответ простой: любая история успеха - это всегда везение, при этом самая ценная информация остается в головах тех, кто успеха добиться не смог.
Этот феномен впервые был описан во время Второй мировой войны. Математик Абрахам Вальд изучал расположение пробоин, полученных американскими бомбардировщиками во время выполнения боевых заданий. Чаще всего вражеским огнем были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, меньше всего пробоин приходилось на кабину пилота, двигатели и топливную систему.
Казалось бы, укреплять нужно именно те места, которые получили больше всего повреждений, однако Вальд решил иначе. Он грамотно предположил - сам факт того, что самолет смог вернуться с такими повреждениями на базу говорит о том, что они не являются критическими, и укреплять нужно как раз те части корпуса, которые остались целыми. Этот вывод подтвердился после окончания войны, когда из лесов и болот стали поднимать подбитые самолеты.
Оказалось, что у них были повреждены именно те места, о которых говорил Вальд - двигатели, топливная система и кабина пилота. С такими повреждениями самолет лететь не мог - либо погибал пилот, либо вытекало всё топливо, либо клинило двигатель, однако обо всем этом не знали и не могли знать на базе, поскольку самолет до нее просто не долетал. В итоге всю статистическую информацию о повреждениях инженеры собирали с вернувшихся самолетов, а информации об утерянных машинах не было.
Ту же самую ошибку мы наблюдаем и в среде бизнеса. Люди стремятся досконально изучить биографиии успешных бизнесменов, ходят на их тренинги, покупают их книги о том, как достичь успеха, но, даже в точности следуя всем этим советам, успеха не достигают. Причина та же, что и в случае с бомбардировщиками Вальда, в книгах миллионеров собрана самая бесполезная часть информации - что делать и как себя вести, когда условия складываются максимально благоприятно. О том что делать, когда все оборачивается против тебя в этих книгах нет ни слова. Самой полезной информацией обладают люди, которые пытались построить бизнес и прогорели, но они не пишут книг, а если бы и писали, никто бы их не покупал.
Статистика неумолима, от 90 до 95% всех бизнесов разоряются в первые пять лет, из оставшихся на плаву в следующие пять лет разоряются еще 80%. В итоге через 10 лет устойчивое дело имеют только 1-2% стартаперов, остальные оказываются разорены. При этом 1-2% остались на плаву не потому, что они сделали всё лучше всех, или просчитали наперед все риски, а просто потому, что оказались в нужное время в нужном месте. Повторить с нуля собственный успех у них уже не получится, при этом в науке эксперимент, который невозможно повторить, выполняя ту же последовательность действий, называется случайностью.
Мораль сей басни такова:
АНАЛИЗИРУЙ ЧУЖИЕ ОШИБКИ, читатель, чужой успех тебе все равно не достанется, зато ПОВЫСИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕШНОГО ДЛЯ СЕБЯ исхода можно вполне.

Обнимашки

  • 02.06.23, 11:59
Обнимаясь с детьми, дождитесь, когда они отпустят вас первыми.
Вы никогда не знаете точно, сколько любви им нужно в эту минуту.