Разрешено ли в Торе (Библии) вызывать души умерших?
- 23.06.19, 11:38
На эту тему я провожу исследование, которое охватывает большой объем материала из Талмуда, Зоара и более поздних еврейских авторов. Многие думают, что Тора и иудаизм категорически против всякой некромантии и спиритизма. Обычно такой вывод делают после того, как видят закон в книге Дварим (гл. 18) "Да не будет у тебя проводящего сына через огонь... и вопрошающего мертвых". Но это, как обычно и бывает при беглом чтении текста Тора, - лишь очень поверхностный взгляд. Если углубиться в устную Тору и в обсуждения среди мудрецов Израиля на протяжении веков, мы увидим гораздо более подробную и сложную картину. Многие из великих учителей Торы сами вызывали мертвых и общались с ними.
Итак, всем, кому интересно, как тема некромантии отражена в иудаизме, предлагаю серию моих размышлений:
Часть 1 - на какие категории делится некромантия в Торе
НЕКРОМАНТИЯ - ИСКУССТВО ВЫЗЫВАНИЯ МЕРТВЫХ - В ТОРЕ
- - -
В этой фразе (Дварим 18:10-11) перечислены мантические искусства и формы магии, которые запрещены в Торе.
Согласно
Рамбану, все запрещенные магические практики, идущие в этом отрывке
после слова «колдун» (), являются частными случаями колдовства. И
только к ним относится следующее далее утверждение о том, что «мерзок
пред Богом всякий совершающий такое». Те же практики, что идут до слова
«колдун», связаны с предсказанием будущего и сами ничего дурного в себе
не содержат, а запрещены лишь потому, что Бог дал народу Израиля
пророков, которые получают знания напрямую от Него и предсказывают
будущее без искажений.
Первое
( ) из перечисленного в Торе в категории «колдовства» означает
заклинание животных с целью управления ими. Его мы пока отложим в
сторону, так как оно не имеет прямого отношения к нашей теме, и перейдем
к остальным практикам. Следующие частные случаи колдовства, упомянутые в
этом месте Торы, можно отнести к некромантии.
Они делятся на три вида:
1) Ов (). Согласно Талмуду, речь здесь идет об использовании
мертвого тела или его части, которая искусственно оживляется и начинает
отвечать на вопросы. Комментируя Мишну в трактате Санедрин (65 а), Раши
объясняет: «Так называется колдун, «говорящий из подмышки». Он поднимает
мертвеца из земли и сажает его себе под руку, и тот говорит оттуда». На
следующей странице в барайтах приводятся другие способы: мертвеца
сажают на суставы пальцев или на колени, или даже на половой член; также
упоминается вопрошание черепа, который оживляется, чтобы отвечать
колдуну.
2) Йидони
(). Там же объясняется, что эта практика требует положить в рот
кость от животного, носящего такое название (йидони), а затем эта кость с
помощью колдовства начинает разговаривать.
3) Вопрошание мертвых ( ). Казалось бы, все, что идет под
заголовком «Ов», уже представляет собой вопрошание мертвых. Гмара
отмечает это совпадение и, разрешая терминологическую неувязку, приводит
следующее определение «вопрошания мертвых»: «Это тот, кто морит себя
голодом, идет и ночует на кладбище, чтобы на него снизошел дух
нечистоты». Раши комментирует: «Демон кладбищенский полюбит его и будет
помогать ему своим колдовством».
Таким
образом, уже беглого анализа оказывается достаточно, чтобы сделать
вывод: большинство практик, входящих в состав колдовства, так или иначе
связано с мертвыми. Можно заключить, что некромантия представляет самую
сердцевину колдовства, которое так яростно осуждается Торой. Теперь
остановимся чуть подробнее на каждом из перечисленных видов.
1)
Ов упоминается во всем Танахе неоднократно. Например, у пророка Ишайи
(29:4): «И будешь унижен, из земли говорить будешь, и снизу, из праха,
выйдет речь твоя, и, как Ов, из земли будет голос твой». В Гмаре,
основываясь на этой фразе, было выдвинуто предположение, что мертвец,
оживляемый колдуном, все-таки остается под землей в могиле, и голос его
идет из земли. Но Гмара приходит к выводу, что это это не просто голос, а
сам мертвец идет из земли, садится на колени (или на другие части тела)
к колдуну, и тогда уже звучит его голос. Однако голос этот все равно
слышен, как будто «из-под земли», поскольку звучит он очень приглушенно и
на низких частотах, так как в мертвеце мало жизненной силы (см. Раши).
Подробное исследование о том, какая все-таки жизненная сила остается в
этом мертвеце и позволяет ему разговаривать, относится уже не столько к
предмету Алахи, сколько к каббалистическому анализу, о чем, возможно, я
расскажу в другой статье.
Кроме
того, известен случай колдуньи, которая с помощью Ова вызывала пророка
Шмуэля по просьбе царя Шауля (см. 1-я Книга Шмуэля, гл. 28). Этот эпизод
может вызвать непростые вопросы в контексте данных выше определений.
Если искусство Ова требует работать именно с мертвым телом, либо его
частями, то колдунье в данном случае требовался труп Шмуэля. Здесь
также, по утверждению Гмары, не просто голос или дух Шмуэля «поднимался
из-под земли», а само тело, которое затем садилось на пальцы или колени
колдуньи.
Тосафот, реагируя на
объяснение Раши, именно в связи с этой историей отмечают, что в данном
случае на половой член посадить труп никак было невозможно. Ведь этот
ритуал проводила женщина. Отсюда Тосафот переходят к выводу, что слово
, упомянутое в барайте, которое Раши понял буквально, как мужской
половой орган, возможно, означает вовсе не его, а просто является одним
из названий колдовской практики. Впрочем, даже при таком толковании
Тосафот натыкаются на нестыковку. На самом деле их аргумент очень
слабый, поскольку женщине-колдунье и не нужен был мужской член, чтобы
было, куда сажать труп. Ведь она могла посадить его на пальцы, на колени
или подмышку, как мы видели в описаниях метода в предыдущих барайтах.
Очевидно, все эти варианты представляют альтернативы друг другу и не
обязательно должны выполняться вместе.
Видимо,
сама идея о том, чтобы сажать труп на половой член, а в данном
конкретном случае еще не какой-то труп, а самого пророка Шмуэля (!),
вызвала у авторов Тосафот такое замешательство. Но с точки зрения магии
это как раз понятно: ведь сексуальная энергия – это и есть сила жизни. И
так же, как она дает жизнь ребенку, она с помощью колдовских средств
может быть перенаправлена, чтобы хотя бы на время вдохнуть жизнь в труп.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что некроманты древности
использовали ее, чтобы заставить мертвеца заговорить. При этом из всех
описаний Гмары и комментаторов мы не видим, должен ли используемый труп
принадлежать тому самому человеку, с душой которого хотят установить
контакт. Вполне возможно, что труп используется лишь как временный
сосуд, оболочка, куда можно привлечь любой дух. По законам магической
связи душа, ранее обитавшая в данном теле, конечно же, с большей
легкостью должна возвращаться в него, но это не значит, что туда не
может быть притянута какая-либо иная душа. Поэтому колдунья для вызова
Шмуэля могла использовать какой-то труп, но не обязательно самого
Шмуэля.
Что же касается общения
с черепом, подобные практики известны также и из истории средневековья и
европейского ренессанса. Екатерина Медичи, сама бывшая колдуньей,
проводила даже гораздо более страшные ритуалы. Вот одна из таких историй
в изложении оккультиста XIX века Элифаса Леви (см. «Ритуал высшей
магии», гл. 15), читать далее...
Коментарі