Бобби Дэрин - Мэкки Нож (ТОР-100/018)
- 04.05.08, 23:05
Баллада о Мэкки Ноже, столь популярная среди певцов под названием "Mack the Knife", впервые появилась в "Трехгрошовой опере". Ее оригинальное название – "Die Moritat von Mackie Messer". Музыку написал Курт Вайль, слова Бертольда Брехта. Moritat – это средневековая версия баллады про убийства, исполняемая бродячими менестрелями. Mori означает "смертельный, смертоносный", а Tat – "действие, поступок". В самом начале "Трехгрошовой оперы" уличный певец представляет зрителям с помощью баллады главного героя – Мэкки Ножа. Этот персонаж является "переработанной версией" лихого разбойника Макхита из "Оперы нищих" Джона Гэя (1685-1732). Она появилась в XVШ веке и стала первой в своем роде. Гэй, популярный английский автор пьес и поэт, сотрудничавший с Джонатаном Свифтом и Александром Поупом, использовал преступников из низших слоев общества, чтобы высмеять правительство и аристократию. Этот прием с тех пор использовали очень часто.
Главный герой "Оперы нищих" – хвастливый вор Макхит. Он романтик, джентльмен-карманник, тип благородного разбойника, как Робин Гуд. Он вежлив с людьми, которых грабит, старается избегать насилия и демонстрирует безупречные манеры, обманывая свою жену. Макхита считают своеобразной сатирой на сэра Роберта Уолпола, ведущего британского политика того времени. Но, как всегда, есть другое мнение – "прототипами Макхита у Гэя послужили знаменитые воры XVIII в. Джонатан Уайльд и Джек Шеппард, нищие, бездомные бродяги, отличавшиеся ловкостью, жестокостью, но и своеобразным душевным величием".
Пьеса Гэя снова начали идти в театрах в 1920 г. в Англии. Брехт, посмотрев ее, подумал, что ее можно адаптировать к новой эпохе. В 27 г. он достал немецкий перевод "Оперы нищих" и начал писать пьесу. Большей частью Брехт работал над написанием или переделыванием слов песен, а над музыкой трудился Курт Вайль. Баллады XVIII века были заменены фокстротами и танго. Главным героем остался Макхит, но он преобразовался. Вор-джентельмен исчез, брехтовский Мэкки совершенный бандит. Он больше не Робин Гуд, но опасный головорез, главарь банды уличных грабителей. Мэкки Нож описывает свою деятельность как "бизнес", а себя – как "бизнесмена".
Вернер Гехт, исследователь драматургии Брехта, говорил: "Если Гэй в "Опере нищих" бичует открытый обман как новый тип жизненных отношений, то Брехт в "Трехгрошовой опере" нападает на обман, санкционированный "легальными" методами".
В "Трехгрошовой опере" очень много песен, но они нужны не для развлечения публики. Брехт считал, что новый театр (эпический) должен обращаться к разуму, а не к чувствам. Для этого надо было создать дистанцию между зрителями и сценой. Именно для этого Брехт создал прием "эффект отчуждения". Суть его сводится к показыванию жизненных явлений и человеческих типов с неожиданной, непривычной стороны для пробуждения у аудитории критической позиции. "Эффект отчуждения" Брехт создает при помощи зонгов (песен). Они в краткой форме рассказывают о мировоззрении персонажей, их жизни, к тому же зонги сообщают об отношении автора и актеров к действующим лицам.
Песня о Мэкки Ноже появилась буквально в последнюю минуту, чтобы ублажить тщеславие тенора Гаральда Поулсона (Harald Paulson), игравшего Макхита. Довольно длинную песню можно ужать до одного предложения: "Эй, гляди, кто идет на сцену, это Мэкки Нож – вор, убийца, поджигатель и насильник".
"Mack the Knife" исполняли самые разные исполнители: Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Doors, Michael Buble, Frank Sinatra, Robbie Williams, Marianne Faithfull, Kevin Spacey.
Мэкки Нож
У акулы – зубы-клинья,
Все торчат, как напоказ,
А у Мэкки – нож, и только,
Да и тот укрыт от глаз.
Если кровь прольет акула,
Вся вода кругом красна!
А у Мэкки – нож, и только,
Не ищи на них пятна.
Как над Темзою-рекою
Косит смерть людей подряд!
Ни при чем чума и оспа:
"Мэкки бродит", – говорят.
Если вдруг на Стрэнде людном
Тело мертвое найдешь,
Знай, что ходит где-то рядом
Руки в брюки Мэкки Нож.
Мейер Шмуль бесследно сгинул,
Мейер Шмуль – богач-старик,
Деньги Мейера у Мэкки –
Против Мэкки нет улик.
Нож в груди у Дженни Таулер.
Содрогнулся стар и млад –
Мэкки Нож с невинным видом
Совершает променад.
И на смерть Альфонса Глайта
До сих пор не пролит свет.
Расспросить бы надо Мэкки,
Но ведь он не скажет, нет.
И пожар в районе Сохо –
Семь детишек, старый дед, –
А в толпе все тот же Мэкки,
Но его не спросят, нет.
И растленье малолетней,
Той, чье имя здесь вокруг
Всем известно! Как же, Мэкки,
Вам такое сходит с рук?
Коментарі
KOBLER
19.05.08, 15:40
Гість:
22.02.10, 19:33
Гість: ъъъъъъ
310.11.10, 22:53
http://oboiero.ru/
Тобі цікаво
428.12.10, 00:42
http://blog.i.ua/user/2151380/606725/
о как