Мерл Трэвис - Шестнадцать тонн (ТОР-100/017)
- 01.05.08, 17:43
Песню "Шестнадцать тонн" (Sixteen tons) исполнил в 1947 году Мерл Трэвис (Merle Travis). Эту песню знают многие, но вот ее название и смысл остается для большинства загадкой. "Sixteen tons" появилась еще в первой половине XX века, она повествует о нелегкой жизни шахтеров, точно описывая все неприятности, которые поджидали их в то время в США.
Огромное количество источников сообщает, что написал песню Мерл Трэвис в 1947 г. Однако если копнуть глубже, то обнаруживается большое количество весьма противоречивых и неожиданных фактов. К примеру, в книге "When Kentucky had no mining men" Джон Коэн пишет: "Когда я впервые встретил его (Джорджа Дэвиса) на радиостанции Хазарда в 1959 г., он колебался, делать ему запись или нет, потому что у него был весьма неудачный предыдущий опыт. Он утверждал, что сочинил "Sixteen tons" в 30-х годах, и считал, что Мерл Трэвис и Tennessee Ernie Ford нажились на его песне, немного изменив аккорды.
Согласно бывшему шахтеру Джорджу Дэвису, сначала "16 тонн" именовалась "Nine-to-ten-tons". Песня рассказывала о шахте, в которой применялась система под названием Clean-up. Это означало, что каждый был обязан убираться на своем рабочем месте, иначе можно было рассчитывать на увольнение. А теперь представьте, как может выглядеть участок, на котором шахтер проработал всю смену? Припев "16 тонн", остающийся неизменным во всех версиях, повествует о способе легко наживаться, использовавшемся компаниями. Особое негодование шахтеров вызывали магазины, принадлежавшие компаниям. Кстати, их называли "pluck-me", то есть "обмани меня". Во-первых, цены в них были намного выше, чем в независимых торгующих в розницу магазинах. Это объясняется тем, что монополия позволяла поднимать стоимость товаров настолько, насколько заблагорассудится. Во-вторых, вычет денег из зарплаты происходил еще до того, как рабочие ее получали. Ну и в третьих, они обязаны были покупать товары именно в "pluck-me". Получилось так, что ответственность за бюджет семьи была передана управляющему магазином. Более того, долги, в которых увязал шахтер благодаря этой системе, надежно привязывали его к нанимателю.
Согласно традиционной версии, в августе 1946 Мерлу Трэвису предложили написать несколько песен в стиле фолк. За одну ночь он сочинил три песни о жизни в Мюхленберг Каунти, угольных шахтах, где работал его отец. Одной из них была "Dark as a dungeon", а другая – "Sixteen tons".
Припев песни Мерл придумал благодаря письму, которое он получил от брата, горевавшего о смерти журналиста второй мировой войны Эрни Пайла. Он был убит во время сбора информации о бое в Тихом океане в 1945. Джон Трэвис писал: "Это похоже на работу в угольных шахтах. Ты добываешь 16 тонн, и что получаешь? Становишься на день старше и еще глубже увязаешь в долгах". Мерл также вспомнил замечание своего отца, который на вопрос соседей, как он поживает, отвечал: "Я не могу позволить себе умереть. Я задолжал свою душу магазину".
В 1947 "Sixteen tons" появилась на альбоме "Folk songs of the hills". Практически сразу по ее поводу начали возникать дискуссии, которые причиняли Трэвису немалые проблемы, ведь был как раз разгар холодной войны. Кто-то в правительстве решил, что песни, рассказывающие о несчастьях рабочих, а также "активисты" фолк-музыки потенциально опасны. Не имело никакого значения, что Мерл был настоящим американским патриотом. Кен Нельсон в поздние сороковые работал на радио в Чикаго, он вспоминал, как однажды агенты ФБР посоветовали станции не ставить в эфире запись Трэвиса. Они решили, что он симпатизирует коммунистам.
Tennessee Ernie Ford, похоже не знал, что на авторство песни претендовал и Джордж Дэвис. В интервью 1957 года он ясно дает понять, что сочинил "16 тонн" именно Мерл Трэвис: "Sixteen tons" была написана за 8 лет до того, как я ее исполнил. Я спел ее годы спустя (на радио), но она не стала популярной. Трэвис, написавший песню, поместил ее на альбом "Folk songs of the hills". Но и тогда не было никакой реакции". Затем Tennessee Ernie Ford и Мерл решили придать "Sixteen tons" современное звучание. В записи были использованы флейта, бас кларнет, труба, кларнет, барабаны, гитара, виброфон и фортепьяно. Результат их очень порадовал.
Звукозаписывающей компании Capitol песня понравилась, но никто не сказала Форду: "Мы рады, что ты принес ее, потому что люди наверняка раскупят миллион копий за 21 день". Они так не сказали, так как никто в здравом уме не мог знать, что произойдет". И они правда не могли этого знать. А случилось следующее. В октябре 55-го вышел сингл "You don't have to be a baby to cry", "Sixteen tons" была только би-сайдом. В Capitol все были уверены, что "Baby" станет хитом. Но совершенно неожиданно радиостанции по всей Америке начали ставить именно "16 тонн". За 11 дней было продано 400 000 синглов, а за 24 дня из магазинов исчез 1 миллион записей. "Sixteen tons" стал самым быстро раскупаемым синглом в истории Capitol. К 15 декабря продали уже 2 миллиона копий, и это сделало песню самым успешным синглом, который когда-либо был записан.
Нетрудно догадаться, что такую популярную песню за 50 лет перепевали не раз и не два. Tennessee Ernie Ford, The Platters, Стиви Уандер, Джонни Кэш, Weavers, Луи Армстронг, Поль Робсон, Adriano Celentano, Faith No More, Frank Zappa, Frankie Laine, Eric Burdon, Forever Plaid, Funk Como Le Gusta, Доктор Ватсон и многие другие сделали все, чтобы эта музыка оставалась вечной!
Шестнадцать тонн
Говорят из глины всех создал бог,
Но шахтер- забойщик есть плоть и кровь.
Плоть и кровь, под кожей кость,
Мозги слабы, зато крепок торс.
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
Мне известно с детства, кем родился я
Кайло в руки дали , шахта ждёт меня.
В день шестнадцать тонн срубил угля,
А десятник крикнул мне: «Хреново, бля!»
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
В дождь и холод утром появился я,
Забияка и драчун - мои имена
В тростнике я вырос, меня там львица воспитала,
Женщин нет на свете полюбить меня.
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
Как увидишь, что иду я - убегай толпа,
А кто не успел , то тому труба!
Кулак как гиря, с ночи не допил,
Расправляюсь походя с тем, кто мне не мил.
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
P.S. Да здравствует Первое мая!!!
Огромное количество источников сообщает, что написал песню Мерл Трэвис в 1947 г. Однако если копнуть глубже, то обнаруживается большое количество весьма противоречивых и неожиданных фактов. К примеру, в книге "When Kentucky had no mining men" Джон Коэн пишет: "Когда я впервые встретил его (Джорджа Дэвиса) на радиостанции Хазарда в 1959 г., он колебался, делать ему запись или нет, потому что у него был весьма неудачный предыдущий опыт. Он утверждал, что сочинил "Sixteen tons" в 30-х годах, и считал, что Мерл Трэвис и Tennessee Ernie Ford нажились на его песне, немного изменив аккорды.
Согласно бывшему шахтеру Джорджу Дэвису, сначала "16 тонн" именовалась "Nine-to-ten-tons". Песня рассказывала о шахте, в которой применялась система под названием Clean-up. Это означало, что каждый был обязан убираться на своем рабочем месте, иначе можно было рассчитывать на увольнение. А теперь представьте, как может выглядеть участок, на котором шахтер проработал всю смену? Припев "16 тонн", остающийся неизменным во всех версиях, повествует о способе легко наживаться, использовавшемся компаниями. Особое негодование шахтеров вызывали магазины, принадлежавшие компаниям. Кстати, их называли "pluck-me", то есть "обмани меня". Во-первых, цены в них были намного выше, чем в независимых торгующих в розницу магазинах. Это объясняется тем, что монополия позволяла поднимать стоимость товаров настолько, насколько заблагорассудится. Во-вторых, вычет денег из зарплаты происходил еще до того, как рабочие ее получали. Ну и в третьих, они обязаны были покупать товары именно в "pluck-me". Получилось так, что ответственность за бюджет семьи была передана управляющему магазином. Более того, долги, в которых увязал шахтер благодаря этой системе, надежно привязывали его к нанимателю.
Согласно традиционной версии, в августе 1946 Мерлу Трэвису предложили написать несколько песен в стиле фолк. За одну ночь он сочинил три песни о жизни в Мюхленберг Каунти, угольных шахтах, где работал его отец. Одной из них была "Dark as a dungeon", а другая – "Sixteen tons".
Припев песни Мерл придумал благодаря письму, которое он получил от брата, горевавшего о смерти журналиста второй мировой войны Эрни Пайла. Он был убит во время сбора информации о бое в Тихом океане в 1945. Джон Трэвис писал: "Это похоже на работу в угольных шахтах. Ты добываешь 16 тонн, и что получаешь? Становишься на день старше и еще глубже увязаешь в долгах". Мерл также вспомнил замечание своего отца, который на вопрос соседей, как он поживает, отвечал: "Я не могу позволить себе умереть. Я задолжал свою душу магазину".
В 1947 "Sixteen tons" появилась на альбоме "Folk songs of the hills". Практически сразу по ее поводу начали возникать дискуссии, которые причиняли Трэвису немалые проблемы, ведь был как раз разгар холодной войны. Кто-то в правительстве решил, что песни, рассказывающие о несчастьях рабочих, а также "активисты" фолк-музыки потенциально опасны. Не имело никакого значения, что Мерл был настоящим американским патриотом. Кен Нельсон в поздние сороковые работал на радио в Чикаго, он вспоминал, как однажды агенты ФБР посоветовали станции не ставить в эфире запись Трэвиса. Они решили, что он симпатизирует коммунистам.
Tennessee Ernie Ford, похоже не знал, что на авторство песни претендовал и Джордж Дэвис. В интервью 1957 года он ясно дает понять, что сочинил "16 тонн" именно Мерл Трэвис: "Sixteen tons" была написана за 8 лет до того, как я ее исполнил. Я спел ее годы спустя (на радио), но она не стала популярной. Трэвис, написавший песню, поместил ее на альбом "Folk songs of the hills". Но и тогда не было никакой реакции". Затем Tennessee Ernie Ford и Мерл решили придать "Sixteen tons" современное звучание. В записи были использованы флейта, бас кларнет, труба, кларнет, барабаны, гитара, виброфон и фортепьяно. Результат их очень порадовал.
Звукозаписывающей компании Capitol песня понравилась, но никто не сказала Форду: "Мы рады, что ты принес ее, потому что люди наверняка раскупят миллион копий за 21 день". Они так не сказали, так как никто в здравом уме не мог знать, что произойдет". И они правда не могли этого знать. А случилось следующее. В октябре 55-го вышел сингл "You don't have to be a baby to cry", "Sixteen tons" была только би-сайдом. В Capitol все были уверены, что "Baby" станет хитом. Но совершенно неожиданно радиостанции по всей Америке начали ставить именно "16 тонн". За 11 дней было продано 400 000 синглов, а за 24 дня из магазинов исчез 1 миллион записей. "Sixteen tons" стал самым быстро раскупаемым синглом в истории Capitol. К 15 декабря продали уже 2 миллиона копий, и это сделало песню самым успешным синглом, который когда-либо был записан.
Нетрудно догадаться, что такую популярную песню за 50 лет перепевали не раз и не два. Tennessee Ernie Ford, The Platters, Стиви Уандер, Джонни Кэш, Weavers, Луи Армстронг, Поль Робсон, Adriano Celentano, Faith No More, Frank Zappa, Frankie Laine, Eric Burdon, Forever Plaid, Funk Como Le Gusta, Доктор Ватсон и многие другие сделали все, чтобы эта музыка оставалась вечной!
Шестнадцать тонн
Говорят из глины всех создал бог,
Но шахтер- забойщик есть плоть и кровь.
Плоть и кровь, под кожей кость,
Мозги слабы, зато крепок торс.
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
Мне известно с детства, кем родился я
Кайло в руки дали , шахта ждёт меня.
В день шестнадцать тонн срубил угля,
А десятник крикнул мне: «Хреново, бля!»
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
В дождь и холод утром появился я,
Забияка и драчун - мои имена
В тростнике я вырос, меня там львица воспитала,
Женщин нет на свете полюбить меня.
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
Как увидишь, что иду я - убегай толпа,
А кто не успел , то тому труба!
Кулак как гиря, с ночи не допил,
Расправляюсь походя с тем, кто мне не мил.
Ты шестнадцать тонн дай на гора!
А завтра шахта ждёт опять с утра.
Святой Петр уже в небо не зовёт, ведь я
Заложил душу в лавке навсегда.
P.S. Да здравствует Первое мая!!!
9
Коментарі
KOBLER
11.05.08, 18:39
я в восторге
Гість: До свиданья
21.05.08, 20:01
На всех нас давит 16 тонн)))
Гість:
315.07.08, 18:46
Песенка из детства ,только слова другие .Большие мальчишки пели о несчастном лётчике и бомбах 16 тонн.Классная вещь (в оригинале).
Гість:
427.11.08, 08:35
очень очень хорошо я и ....
Гість:
522.12.08, 18:57
Супер. Сам стал петь со сцены басом эту песню.
Гість: ю.с.
625.01.09, 01:19
поль робсон пел,мы пели так; Сидим мы в баре и в поздний час, Пришёл от шефа такой приказ. Летите мальчики на восток,Бомбите мальчики городок.
Гість:
718.07.09, 15:55
Русскую дворовую версию можете посмотреть по этой ссылке:
http://www.youtube.com/watch?v=6SD-NJhvXAU
Гість:
813.12.09, 01:46Відповідь на 3 від Гість:
песня в оригенале звучит именно так как ее перевили! перевод правильный! а про бомбы зто уже русские перевили! так как им хочится, поскоку в то время были холодные отношения с США!
Гість:
912.05.10, 19:32
16 тонн.Умри,но отдай.Всю жизнь- работай,всю жизнь -страдай.Но,знай дружище,что в день похорон,споем на могиле :16 тонн.
Гість:
1015.06.10, 20:50Відповідь на 3 від Гість:
Всё верно. Я сам пел её, когда был пацаном. (а в каждой бомбе шестнадцать тонн...) Поэтому решил найти в Инете, что бы узнать её историю.