Фильм №82 - Инопланетянин (Стивен Спилберг)

«Инопланетянин» (E.T. The Extra-Terrestrial) — фантастическую картину поставил в 1982 году американский кинорежиссёр Стивен Спилберг (Steven Spielberg).



Где-то в американской глубинке приземляется космический корабль, но злые земляне устраивают облаву на пришельцев, и те убираются восвояси, оставив на Земле одного, заблудившегося в лесу и обнаруженного десятилетним мальчиком. Инопланетянин, телом похожий на черепаху без панциря, а мордочкой на мопса, прилетел на землю с мирными намерениями - в составе научно-исследовательской группы. Земной мальчик Эллиот, а также его брат и сестра, которую играет семилетняя Дрю Бэрримор, преодолевая отвращение к неприятно выглядящей твари, спасают ее.



В 1982 году красивая трогательная сказка Стивена Спилберга вполне заслуженно сорвала банк, а в Каннах Спилбергу аплодировали стоя. Картина эта будто лакомство после длительного поста. В абсолютной степени она доказывает, что люди делятся на поколения не по горизонтали, а по вертикали. То есть не по году рождения, а по мироощущению.



Возраст физический и возраст духовный совпадает только у тех, кто отвергает власть воображения и не доверяет мечте, тогда как с недоверием следует относиться к реальности. В ней безмерное число опасностей и угроз, происходят войны, отражающие массовый инстинкт человечества к самоуничтожению, а алчность непременно побеждает добродетель. Но всех нас объединяет одно - детство, мы выходцы из этого мира, специфического в восприятии придуманного и настоящего. Кстати, фантастика. Кладезь "Инопланетянина" в том, что он проповедует приверженность к сохранению наивных идеалов детства на протяжении всей жизни. Впечатлительности и жажде творить, радости открытий и увлечению игрой. Поэтому-то режиссёр так легко находит общий язык с детьми, снимающимися в каждом его фильме, являясь важным их элементом. Но здесь они выведены на первый план, как канонический символ взаимопонимания.



Образ И.П. родился довольно неожиданно. Спилберг взял черты лица великих мира сего - Эрнеста Хемингуэя, Карла Сэндберга и Альберта Эйнштейна, и глаза новорождённых младенцев. Доведя данную композицию до оптимального, он передал законченный рисунок специалисту по робототехнике Карло Рамбальди со студии Дино де Лаурентиса, где он прославился моделью Кинг-Конга. От его мастерства зависело очень многое, ведь И.П. один из главных персонажей картины. Он обязательно должен был оставить у зрителей ощущение одушевлённого организма, а не куклы. К чести Рамбальди он со своей задачей справился славно, хотя без хитрых приёмов при монтаже и постановке камер, конечно, не обошлось. Благодаря этому техническому успеху, поверить в существование И.П. смогли и дети-актёры, в первую очередь 10-летний Генри Томас. Уловки его Эллиота, чтобы скрыть таинственное нечто от мамы. Протянутые руки к кажется умирающему И.П. Откровенная радость, когда он оживает и взгляд в сцене прощания. Сыграть такое ребёнок не смог бы - пережить вполне. Как и случилось с Генри, да и наверное со всеми причастными к "Инопланетянину".

Фильм №81 - Волшебник страны Оз (Виктор Флеминг)

«Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz) — Экранизацию произведения Фрэнка Баума (L. Frank Baum) поставил в 1939 году американский кинорежиссёр Виктор Флеминг (Victor Fleming).



Школьница Дороти (Гарленд) живет в Канзасе со своей семьей и собачонкой Тото. Смерч уносит ее и Тото вместе с домиком в сказочную страну маленьких человечков, где она становится обладательницей волшебных красных туфелек. Дороти, Тото и трое новых друзей - Пугало, Железный Дровосек и Трусливый Лев - идут по желтой кирпичной дороге в Изумрудный город, чтобы просить всемогущего волшебника (Морган) помочь ей вернуться домой, а друзьям - выполнить их заветные желания. Злая ведьма (Хэмилтон) хочет заполучить волшебные туфельки, Дороти грозит серьезная опасность.



Эта волшебная сказка с танцами и песнями (главная из которых - "Over the Rainbow") далеко не сразу стала самым известным и любимым фильмом всех времен и почти всех народов, в каком статусе непоколебимо пребывает сегодня. Ни одна другая картина не породила столько апокрифов (вроде историй о повесившемся в декорациях волшебного леса электрике или пьяных дебошах, которые устраивали игравшие миляг-жевунов лилипуты) и интерпретаций - вплоть до того, что пинкфлойдовский альбом "Dark Side of the Moon" идеально синхронизируется с происходящим на экране, если включить пластинку в тот момент, когда лев на эмблеме MGM прорычит в третий раз.



Наших зрителей фильм и сопутствующий ему миф миновали: выросшим на "Волшебнике Изумрудного города", с округло-сдобными иллюстрациями Л.Владимирского, персонажи оригинала могут показаться странноватыми, хотя именно они стали подлинными иконами масскульта XX века. Впрочем, посмотреть фильм Флеминга не поздно никогда. Адептом культа дороги из желтого кирпича становится любой, хотя бы раз увидевший, как черно-белая карта канзасского будня смазывается красочным волшебством "Техниколора". "По дуге по радуге бегом, через пни-канавы кувырком, через крыши и года, вслед за солнышком туда, где еще никто не умирал".



Фильм получил премии "Оскар" (1940г.) за лучшую музыку (Херберт Стотхарт) и лучшую песню (Хэролд Арлен - музыка, И. Й. Харберг - слова, песня - "Вдоль по радуге" ("Over the Rainbow")), а также номинации за лучший фильм (Мервин ле Рой), лучшую работу художников (Седрик Гиббонс, Уильям Э. Хорнинг), лучшие визуальные спецэффекты (Арнолд Гиллеспи, Дуглас Ширер) и лучшую операторскую работу в цвете (Хэролд Россон).

Фильм №80 - Олдбой (Пак Чхан Ук)

«Олдбой» (Oldboy) — южнокорейский психологический триллер снял в 2003 году кинорежиссёр Пак Чхан Ук (Park Chan-wook). В основу сценария фильма легла манга японских авторов Минегиши Нобуаки и Гарон Цутия «Воспоминания об убийстве». Фильм вышел на экраны 21 ноября 2003 года, российская премьера состоялась 18 ноября 2004. Сборы во всем мире составили 14 272 524 $, в России — 170 000 $, в США — 707 481 $. Английское слово «Oldboy» буквально переводится как «однокашник, старый приятель». В российский прокат фильм вышел под транслитерированным названием «Олдбой».



Действие фильма начинается в 1988 году. Обыкновенный и ничем не примечательный бизнесмен по имени О Де Су в день рождения своей дочери по пути домой напивается, начинает хулиганить и закономерно попадает в полицейский участок. Из участка его под своё поручительство забирает приятель по имени Чжу Хван. Пока Чжу Хван звонит домой жене незадачливого пьяницы, О Де Су пропадает. Неизвестные похищают его и помещают в импровизированную тюремную камеру, переоборудованную, судя по всему, из дешёвого гостиничного номера. Камера состоит из комнаты и санузла, в ней есть телевизор, но нет окон.



Зрителю предлагается масса кровавых сцен: воткнутый в спину нож, отрезанные и поломанные конечности; зубы, вырванные гвоздодером молотка; отрезанный язык и тому подобное. Все это безобразие слегка приправлено ироническим юмором. Очень мощный и весьма впечатляющий фильм, который произвел буквально фурор на Каннском кинофестивале 2004 года (номинация на "Золотую пальмовую ветвь" и полученный Гран-при жюри кинофестиваля). У меня эта восторженная реакция никакого удивления не вызывает, потому что "Олд бой" - это действительно один из самых сильных фильмов, который я увидел за последние несколько лет.



"Олд бой" построен как детектив: очень жесткий и достаточно кровавый детектив. Причем в отличие от массы других произведений подобного жанра он снят весьма реалистично. Главный герой - Дэ-Су - вовсе не супермен. Это мужчина довольно рыхлого телосложения, который даже в тюрьме во время длительных тренировок (а чем еще там было заниматься?) не приобрел внушительного торса. Когда Дэ-Су ищет своего мучителя и в процессе поисков пытает его подельников и дерется с ними - он не выглядит суперменом. Поэтому это все смотрится по-настоящему страшно. Насилие для Дэ-Су - производная крайней степени отчаяния. Он вовсе не садист, он не получает удовольствие, вырывая своему тюремщику зубы гвоздодером. Но это единственный способ быстро узнать имя человека, поиск которого составляет единственный смысл его нынешнего существования.



"Олд бой" снят в нарочито скупой изобразительной манере: тусклые краски, подчеркивающие угнетенное состояние главного персонажа, а главное - его внешний вид. Никакого графа Монте-Кристо с благородной белизной лица! Наоборот - странный человечек с беспорядочной прической, почти полное отсутствие мимики. Мин-Сик Чой играет Дэ-Су совершенно потрясающе. Почти никаких внешних эффектов, криков и воплей - только глаза, в которых виднеется весь перенесенный ужас и одновременно страх узнать то, чего он так добивается. Обратите внимание на то, как сняты некоторые драки Дэ-Су: никаких единоборств, красивых ударов и приемов! Он просто кулаками расчищает себе путь к правде: отчаянно и жестоко.



Фанат фильма "Олдбой" южнокорейский студент Чо Сен Ху устроил бойню в Вирджинском технологическом университете, во время двух перестрелок он убил 32 и ранил около 30 человек, а затем покончил с собой.

Фильм №79 - Фейерверк (Такэши Китано)

«Фейерверк» (яп. Hana-bi, англ. Fireworks) — криминальная драма кинорежиссёра Такэши Китано (Takeshi Kitano) вышла на экраны в 1997 году. По праву считается шедевром и подтверждает талант знаменитого японца. «HANA-BI» (яп. фейерверк) написанное через дефис оно делится на две составные части: «HANA» — «цветы», символ жизни и любви, и «BI» — «огонь», символ жестокости и насильственной смерти. Поэтому и сам фильм насыщен такими противоречивыми эмоциями, как жестокость и любовь.



Красной нитью через всё повествование картины проходит Любовь. Любовь главного героя, полицейского Ниши, к смертельно больной жене, любовь к парализованному другу, любовь к семье убитого сослуживца. Это чувство толкает Ниши на конфликт с японской мафией - якудза. Кровавые передряги не останавливают бывшего блюстителя порядка, он идёт на всё ради близких людей.



Это фирменный Китано — почти бессловесный, не меняющий выражения лица, потаенно грустный, постоянно опасный. Впрочем, фирменность тут с поправками. Выражение лица у Китано не меняется потому, что лицо полупарализовано после мотоциклетной аварии, чуть не ставшей для него последней. От этого весь фильм, внешне похожий на другие китановские опусы про жестоких якудза и копов, приобретает несколько иной смысл. Посмотрев в глаза смерти и вернувшись к жизни, Китано понял, что между ними ничего нет. Никакой середины. Никакого компромисса. Идти можно только до конца или вообще не надо трогаться в путь. Это уже не сонатина, а трагедия — по всем правилам, ставка больше, чем жизнь. Эффект редчайший: за два часа всю душу вынули, а вернули на место уже немножко другой.



У Китано свой, очень оригинальный стиль съемки, который резко отличает его фильмы от западных. Некоторые эпизоды Китано снимает как бы "рваными" кусками, выбрасывая оттуда определенные части действия, которые, как он считает, помешают целостности восприятия этой сцены. Особенно часто к этому приему он прибегает в сценах насилия. Иногда он прибегает и к другим изобразительным средствам, когда, например, в сцене расправы Ниши с очередными двумя бандитами снимаются только их тени на асфальте. Впрочем, крови и натуралистичных сцен в фильме тоже хватает. Китано важно показать не только hana - любовь и жизнь, но и bi  - разрушение и смерть. В "Фейерверке" любовь и разрушение идут рука об руку. Точно так же жизнь и смерть постоянно соседствуют друг с другом.



"Фейерверк" - очень необычен, потому что он являет собой смесь совершенно разных жанров: комедии, трагедии, боевика и мелодрамы. Кроме того, он полон настоящей японской поэзии, которая проявляется в чисто созерцательных и медитативных кадрах, резко контрастирующих со стремительно развивающимся действием. В фильме также довольно большую роль играют примитивистские, но очень интересные и необычные картины, которые сопровождают все сюжеты, связанные с парализованным Хорибе. Кстати, эти картины рисовал сам Такеши Китано. Вообще он - удивительный человек.

Фильм №78 - Доберман (Ян Кунен)

«Доберман» (Dobermann) — криминальная драма исполненная черного юмора режиссёра Яна Кунена (Jan Kounen) вышла на экраны в 1997 году.



Доберман (Венсан Кассель), получивший свой первый пистолет, когда был крещён, возглавляет банду разбойников. После успешного ограбления банка, за ними начинает охотиться парижская полиция. Охоту возглавляет полицейский-садист Кристини (Чеки Карио), у которого есть лишь одна цель: поймать Добермана любой ценой.



"Доберман" трудно назвать пародийным боевиком, хотя элементов пародии там немало (взять хотя бы сцену ограбления банка и препирательства Питбуля со старушкой-инвалидом). И это скорее не пародия, а - как сейчас модно говорить - "цитирование". Причем один из эпизодов с цитированием особенно понравится русскому зрителю. Помните сцену, как в "Семнадцать мгновений весны" оберштурбанфюрер Рольф раздевал сына радистки Кэт, чтобы она выдала Штирлица? Так вот, в "Добермане" эта сцена повторяется один в один: инспектор Кристини пытает младенца, чтобы его родители выдали место, где можно найти Добермана. Правда, происходит это все под музыку композитора Шизоманьяка, а не Таривердиева, но это только придает сцене дополнительную напряженность.



Основная мулька фильма заключается в том, что здесь нет противостояния "плохой - хороший". Здесь есть противостояние преступника против подонка и убийцы. И фильм сделан так, что Доберман вызывает намного более теплые чувства, чем полицейский Кристини. Вот тот уж действительно - законченная мразь. Ему надо взять Добермана из принципа. Потому что Доберман крут, и его не могут схватить все полицейские Парижа, но Кристини считает себя еще более крутым, поэтому он должен взять Добермана во что бы то ни стало, кого бы при этом ни пришлось пристрелить просто так, за компанию.



Вот и получается, что Доберман - намного более симпатичен. Ну да, он грабит и убивает. Однако грабит и убивает он весьма эффектно и элегантно. Зато он любит немую цыганку Натали. И любит свой паноптикум уродцев - Маню, Аббата, Питбуля и всех остальных. Сильно любит, заметьте! Он даже рискует жизнью ради того, чтобы их спасти. Поэтому мы любим Добермана и не любим Кристини. Так по крайней мере задумано режиссером. Так оно в реальности и получается. Вот симпатичный Доберман, честное слово! Даже полный кретин Питбуль - симпатичен в своей любви ко всяким разным бобикам. И нам очень хочется, чтобы все эти кретины и убийцы как можно позже пораскинули мозгами по асфальту. Но они пораскинут. Потому что таковы законы жанра...

Фильм №77 - Основной инстинкт (Пол Верховен)

«Основной инстинкт» (Basic Instinct) — психологический саспенс-детектив снятый в 1992 году режиссёром Полом Верховеном (Paul Verhoeven).



Бывший владелец ночного клуба и рок-звезда Джонни Боз найден убитым в своей постели. Это дело поручают детективу Нику Каррэну, бывшему алкоголику и наркоману. Основная подозреваемая — писательница Кэтерин Трамелл, привлекательная и изворотливая, она какое-то время встречалась с Бозом. Обнаружилось, что убийство Боза совершено точно так, как описано в одной из книг Трамелл. В расследование также вступает полицейский психиатр Бет Гарднер, бывшая подружка Ника. Роковая писательница начинает плести интриги вокруг Ника, а он быстро возвращается к своей прошлой жизни. Между писательницей и детективом начинается роман, а в расследовании начинают всплывать новые трупы. Ник понимает, что слишком вовлечён в это дело, но не может остановиться и начинает подозревать всех вокруг.



Кажется, еще немного — и триллер для широкой аудитории американских зрителей превратится в жесткое порно. Дело не в многочисленных обнажениях главных героев и даже не во всколыхнувшей таблоиды всего мира сцене «Я не ношу нижнего белья». Сам ритм этого фильма требует рейтинга XXX: он подъезжает, паркует машину, подходит к дому, она стоит у окна, спускается, открывает дверь, они разговаривают ни о чем, потом поднимаются в спальню, раздеваются…



Хитрющий голландец Верхувен обманул — как обманет еще не раз — доверчивого зрителя тревожной музыкой и дешевой мишурой вроде ножа для колки льда. Он убедил его — что тот смотрит детектив, в котором часто раздеваются. Сам же сделал эротический фильм, в котором часто убивают. Идеальный самец Дуглас, идеальная самка Стоун и их идеальный fuck of the century — вот единственное, что останется в доме, когда все двери раскроются.



Верхувен натурально заслужил почтение у либеральной публики, вытянув порно (не вульгарную демонстрацию гениталий, но сам дух его) на уровень голливудского мейнстрима.

Фильм №76 - Подозрительные лица (Брайан Сингер)

«Подозрительные лица» (The Usual Suspects) — психологический детектив снятый в 1995 году режиссёром Брайаном Сингером (Bryan Singer).



Обычно, если есть преступление, есть мотив. Обычно, если производится опознание, по крайней мере есть один подозреваемый. Но это не было обычным преступлением... Пятеро преступников столкнулись в одном необычном месте и решили прокрутить одно дельце. Но кто-то более сильный и могущественный, кто-то, чье имя пугает всех преступников мира, хочет, чтобы они поработали на него... Это не было обычным преступлением, и они не просто подозрительные лица...



Величайшая хитрость Дьявола - это то, что он убедил мир в том, что он не существует - такой фразой заканчивается фильм. В картине, отличающейся прекрасным сюжетом, рассказывается о гениальном преступнике, создавшем о себе легенду и заставившем бояться практически весь преступный мир. По этой легенде у него есть имя Кайзер Соза и кровавый послужной список. Через подставных лиц, ни с кем не вступая в прямой контакт, он заставляет работать на себя опытнейших гангстеров-профессионалов, посылая их на задание, равнозначное почти стопроцентной смерти.



Фильм совершенно потрясающий, пожалуй лучший детективный триллер. Картина "Подозрительные лица" хороша сразу несколькими вещами: это классный и весьма лихо закрученный сюжет (сценарист - Кристофер Маккуорри получил целых пять крупных наград за этот фильм, причем одна из наград - "Оскар"), отличная режиссура (Брайан Сингер получил пять наград за этот фильм, правда, "Оскара" ему не досталось) и великолепная игра актеров, среди которых самый яркий - это Кевин Спейси ("Оскар" как лучший актер второго плана плюс семь аналогичных наград в разных странах).



Впрочем, в этом фильме почти все актерские работы очень хороши. Сюжет построен так, что главного героя в фильме нет. Правда, какую-то часть фильма казалось, что Дин Китон (Гэбриел Бирн) - и есть главный герой, вокруг которого крутятся все события в этом фильме, однако время от времени в сюжете появляются новые персонажи, которые оспаривают у Китона пальму первенства. Но Кевин Спейси - это, безусловно, главная роль в этом фильме с точки зрения актерской игры, причем именно из-за него некоторые люди пересматривают эту картину снова и снова.

Фильм №75 - Китайский квартал (Роман Полански)

«Китайский квартал» (Chinatown) — психологический детектив снятый в 1974 году режиссёром Романом Поланским (Roman Polanski).



Непревзойденный Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение загадочной богатой красавицы (Фэй Данауэй) заняться расследованием обстоятельств тайного романа на стороне ее мужа - инженера. Согласившись на это дело, Гиттес не подозревал, что окажется в центре тайных скандалов, беспредела коррупции и скрытых махинаций, правда о которых всплывет однажды ночью вместе с телом несчастного инженера...



Сюжет совершит не менее тридцати поворотов, прежде чем ужасная истина или истинный ужас откроется. Даже в классическую эпоху фильмов нуар такую запутанность мало кто мог себе позволить. Но эта сверхсложность — вовсе не из-за нерадивости сценариста Роберта Тауна (получившего «Оскар»), без нее не возникло бы ощущения, будто и вправду находишься в Чайнатауне, где за каждой фразой, надписью и жестом скрывается совсем другой смысл. И даже не стоит пытаться разобраться, потому что правда может улыбнуться совсем не человеческой улыбкой. Как советуют полицейские в Чайнатауне, «совершай как можно меньше движений».



Но сюжет не слушается, и с каждым его поворотом над Лос-Анджелесом все тревожней стягиваются инфернальные тучи. Таких мрачных закатов еще ни одному режиссеру, работавшему в жанре фильма нуар, не удавалось снять. Поланский, поставивший «Китайский квартал» спустя пять лет после зверского убийства беременной жены и за два года до бегства из США в связи с обвинением в педофилии, был первым. Еще один шаг — и можно будет увидеть ад.



Весь фильм можно счесть изысканной кинематографической шуткой, попыткой издали подступиться к постмодернистской эстетике. Но Полански отказывается даже от той мрачной иронии, что непременно наличествовала в классических «чёрных фильмах» – и, напротив, со строгостью, с редкой настойчивостью и серьёзностью воспроизводит философию жанра. Только переосмыслив её в соответствии с умонастроениями своего, глубоко разочарованного времени. Неумолимый рок и вообще «знаки свыше» предстают до боли знакомыми, словно обретя плоть и кровь – прозаичную форму явлений: Джейк искренне не может уразуметь, во имя чего («Ради будущего, мистер Гиттес, ради будущего») Кросс, вроде бы ничем не обделённый, проворачивает опасные махинации.

Фильм №74 - Третий человек (Кэрол Рид)

«Третий человек» (The Third Man) — классический британский нуаровский детектив снятый в 1949 году режиссёром Кэролом Ридом (Carol Reed).



Холли Мартине, автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Увы, буквально накануне тот погиб в результате несчастного случая. По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартине решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал. Более того, Мартине уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом...



"Третий человек" - выдающийся урок антигуманизма, который получает наивный американец во время адского катания на колесе обозрения, чудом уцелевшем после союзнических бомбардировок. Да и о каком гуманизме может идти речь в городе, каждое утро просыпающемся без надежды дожить до вечера. Это фильм о предательстве, совершенном из лучших побуждений, которые, оказавшись на войне, лучше оставить за дверью. А война закончилась лишь на бумаге, но не на огромном кладбище под названием "Европа". Вена "Третьего человека" - исполнившаяся, если не накликанная, мечта экспрессионистов. Расчлененный на оккупационные зоны город разрушенных кварталов, черного рынка, пустынных улиц, увечных попрошаек и нацисток со следами былой красоты, мечтающих докурить последнюю сигарету, пока в дверь не постучится безжалостный смерш. Сомнительная справедливость вершится здесь не при свете солнца, а в лабиринтах канализации, под аплодисменты крыс. Со своим уставом, пусть и благородным, не стоит соваться не только в чужой монастырь, но и в чужой вертеп.



"The Third Man", снятый в 1949 году, предвосхищает находки американского нуара 60х годов. Прежде всего поражает гениальная работа оператора Роберта Краскера: лучи прожектора высвечивают в послевоенной Вене образы подпольной, незаконной, неправедной, но влекущей жизни. Среди выявленных вспышкой света зловеще-гротексных контрабандистов (чего стоит один инфернально-жовиальный Попеску) и сам Орсон Уэллс. Его "выход в свет" в этом фильме не забудется никогда. Эта улыбка Калиостро, которой он приветствует считающего его мертвым американского друга (Джозеф Коттен), автора дешевых детективов, прибывшего в Вену, только чтобы стать героем своих рассказов...

Фильм №73 - Фавориты Луны (Отар Иоселиани)

«Фавориты Луны» (Les Favoris de la lune) — авторский фильм грузинского режиссёра Отара Иоселиани (Otar Iosseliani), снятый во Франции и вышедший на экраны в 1984 году. По определению режиссера, этот фильм - абстрактная комедия. Действие закручивается вокруг предметов старины - фарфорового сервиза XVIII века и картины XIX века. Все герои, разных классов и разных характеров, так или иначе, связаны с этими предметами...



Название позаимствовано у Шекспира. В "Генрихе IV" Фальстаф обращается к собутыльнику принцу Генриху: "... не позволяй, чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, фаворитами Луны". Притчевый характер обеспечивается не только отсутствием главного персонажа, но и свободным монтажом исторических эпох. Благодаря такой конструкции конфликт угасающей старой культуры и вытесняющей ее новой предстает как распад связи времен. Даже спустя первую треть "Фаворитов" может показаться, что перед нами просто зарисовки из парижской жизни. Множество персонажей, множество срезов жизни, множество частных историй. Все вообще снимается будто без режиссерской воли. Люди говорят, но диалога как такового нет, просто слышишь чьи-то случайные фразы. И сюжета как такового нет, интриги, догадки о том, к чему режиссер клонит. Здесь вообще слишком много всего для обычного художественного фильма - много лиц, много скачков во все стороны, много подробностей. Потом все линии, разумеется, пересекутся, переплетутся, у большинства героев найдется нечто общее - такая подвижная вязь бытия из комиссара полиции, проститутки, домушников, почтенного учителя пения и т.д.



"Фавориты Луны" - кино в чистом виде, кино без примесей. Все это интересно наблюдать и без каких-либо объяснений и обоснований - вот как глядеть в окно или наблюдать за прохожими, сидя в летнем кафе. Характерно, что в большинстве фильмов Иоселиани у персонажей нет имен, они не звучат, не упоминаются. Их просто видишь. И не заметно в таком кино не только подчеркнутой режисерской, авторской воли, но даже житейской, человеческой воли у действующих лиц. Все и всегда происходит по воле судьбы, все несется по течению.