А помнишь, с чего начиналось?
- 08.04.12, 23:39
Уволили ради искусства.
«Мы это делаем не для того, чтобы кого-то поменять или кого-то трудоустроить, а для того, чтобы иметь реальную картину, — разъяснил ситуацию министр культуры Михаил Кулиняк. — Из 25 директоров национальных заповедников по результатам заслушивания уволены трое, из 13 директоров музеев — двое. Увольнения прошли на основании заключений комиссии, созданной с целью проверки работы руководителей музейных учреждений. Такая комплексная проверка не проводилась с 1994 года».
Кадровые ротации начались 20 января. Первой с должности была снята гендиректор Киево-Печерского заповедника Марина Громова. На ее место назначили бывшего заместителя министра культуры 33-летную Викторию Лесничую, врача по образованию. Она уже однажды попала на страницы газет, когда 5 января 2011 года в столичном Доме писателей во время вручения премии имени Гончара назвала писателя Олеся Гончара поэтом. 24 января была уволена директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская, занимавшая эту должность с 2000 года. Предполагается, что заповедник возглавит директор научно-исследовательского института памятникоохранных исследований Елена Сердюк. 25 января ведомство сняло с поста генерального директора Национального музея Тараса Шевченко Наталью Клименко. На ее место был назначен председатель Гуманитарного совета при президенте Дмитрий Стус. 27 января был отправлен в отставку директор Музея народной архитектуры и быта Украины Павел Федак. Его сменил заместитель председателя Государственной службы туризма и курортов Дмитрий Заруба, политолог по образованию. Также был уволен директор Мемориального заповедника «Быковнянские могилы» Владимир Безпаленко. Ожидалось, что могут снять директора Национального художественного музея Украины Анатолия Мельника, но этого так и не произошло.
Министр культуры уволил директора Киево-Печерского заповедника.
Поначалу Министерство культуры неохотно объясняло причину увольнений, но затем все-таки дало официальный ответ. Так, Марина Громова допустила нарушения, которые «носят финансовый и памятникоохранный характер». В работе Нели Куковальской, по словам министра, комиссия нашла «интересные вещи». Позже пресс-служба ведомства уточнила, что именно имел в виду глава ведомства. Куковальская не разработала план управления заповедником, как того требует ЮНЕСКО, на территории «Софии Киевской» не проводились археологические раскопки, подземные сооружения заповедника просто засыпались землей, не завершена реконструкция инженерных сетей. Но самое главное — директор нарушила нормы закона при проведении расчистки участков старой плитки и фресок в Софиевском соборе, при раскрытии саркофага Ярослава Мудрого, при реставрации мозаик Михайловского собора. И наконец, Куковальская разрешила построить трансформаторную подстанцию на территории заповедника, которая не вписывается в архитектурный ансамбль.
В работе директора музея «Пирогово» Павла Федяка нашли финансовые нарушения. На основании акта Контрольно-ревизионного управления и уволили директора. Владимир Безпаленко лишился должности, потому что закончился срок действия контракта. А Наталья Клименко — за то, что не отреагировала на предписание Министерства культуры устранить факты нарушения трудового законодательства.
То, что на место уволенных в большинстве случаев назначены люди без профильного образования, министра не пугает. «Главными для руководителя являются менеджерские качества, а профильный опыт работы не обязателен. Перед директором музея стоят более обширные вопросы, чем сохранение памятников. В его компетенции стратегия развития, финансирование, логистика, контроль управления и маркетинг. Поэтому директорами крупнейших музеев должны быть менеджеры, — говорит министр и приводит пример с новоназначенным руководителем Дмитрием Зарубой. — Проработав заместителем председателя Госслужбы туризма и курортов, как менеджер он показал себя хозяйственником и будет в «Пирогово» на своем месте. Дмитрий Заруба принес программу развития этого музея, и давайте, например, через месяц-два мы соберемся на брифинг и по первым результатам его плана заслушаем и увидим, делает он что-то полезное для этого музея или бесполезное».
Дмитрий Заруба, и правда, приступил к работе немедленно. В первый же день он создал страничку музея в Facebook и успел обнародовать три новости. Первая — всех журналистов будут пропускать в музей бесплатно. Вторая — все музейные сотрудники, контактирующие с посетителями, должны будут носить бейджики с указанием фамилии, имени и должности. Третье — для развития музея нужно привлечь 20 миллионов гривен. «В нем есть большое количество объектов, которые вообще не реконструировались уже много лет, и это видно невооруженным глазом. И эти объекты в очень плохом состоянии», — резюмирует Заруба. Любопытно, что денег на реставрацию объектов в «Пирогово» ранее собирался дать фонд Рината Ахметова «Развитие Украины». Речь шла о 15 миллионах гривен. «3 миллиона, если не ошибаюсь, выделили. Но на данный момент фонд с музеем не работает», — сообщил Михаил Кулиняк.
Молотком по фрескам.
Известные украинские искусствоведы по-разному оценивают кадровые ротации. Так, член-корреспондент Академии искусств Украины, профессор Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Людмила Миляева говорит, что при Неле Куковальской чуть не погибли фрески Михайловского собора. Их надумали перенести с цемента на более легкую основу. Для этого хотели нанять итальянского мастера, работу которого оценили почти в 50 тысяч долларов. Его действия планировали снимать телекамеры. Деньги выделил Фонд по сохранению культурного наследия американского посольства в Украине. Но украинские искусствоведы подняли волну протеста и смогли приостановить работу. «Представляете, что от них осталось бы, если бы они взяли молоток и зубило? Пока это все приостановилось. Но ведь грант они не вернули, и должны за него как-то отчитаться. А он дается на конкретную работу. Я боюсь, что эти работы приостановлены ненадолго», — сокрушается Людмила Миляева. Искусствовед также говорит, что чуть не пострадали фрески в Софиевском соборе. Дело в том, что в XVIII и XIX веке часть фресок перерисована. Верхний слой наносили масляными красками. Это привело к тому, что фрески начали выделяться на фоне тех, которые сохранились с XI века. Известный византолог Виктор Лазарев, работавший в заповеднике, принял решение, что их нужно приглушить. Так вот, новое руководство «Софии Киевской» решило снять этот приглушенный слой. Успели сделать это только на одной фреске.
Вадим Шипулин — о том, как ректорские амбиции могут погубить Музей медицины.
Как и Министерство культуры, Людмила Миляева считает, что раскрывать саркофаг Ярослава Мудрого без привлечения к этому процессу ученых было нельзя. «Должны были позвать ученых из Института археологии и Института истории. Но сотрудники музея ответили, что им некогда созывать научную общественность. Пренебрежительное отношение у них ко всем ученым. Исследователей граффити туда не пускают. Для всех сделали платный вход. Руководство заповедника «София Киевская» стало вести себе так, будто это приусадебный участок. Куковальская уволила старых сотрудников, потому что ей захотелось обновить коллектив. И теперь искусствоведов там практически нет, а есть историки, — говорит Миляева. — Если на место Нели Куковальской назначат Елену Сердюк, это пойдет на пользу заповеднику. Я знаю ее очень хорошо, она взвешенный и серьезный человек».
Конфликты с сотрудниками были и у бывшего гендиректора Музея Тараса Шевченко Натальи Клименко. Она уволила часть коллектива. Министерство культуры указало Наталье Клименко на необходимость соблюдать нормы КЗоТа. Ситуацию с музеем даже рассматривал парламентский Комитет по вопросам культуры и духовности, председатель которого Владимир Яворивский выразил надежду, что «недостатки в работе администрации музея будут устранены и психологический климат улучшится». Были у музея и проблемы с передачей дел при смене главного хранителя фондов.
МНЕНИЕ.
Сергей Проскурня, режиссер, продюсер:
— На государственной должности должна действовать контрактная система, которая предусматривает работу по контракту не только директора, но и всех сотрудников музея. Иначе руководитель просто не может влиять на своих подчиненных. Без серьезной реформы в отрасли культуры эти перетасовки ничего не дадут, системного менеджмента не будет. Это лишь косметические изменения в руководстве. Я хотел бы спросить у министра культуры, показали ли новые руководители бизнес-план развития тех учреждений, которые они возглавили. Я знаком практически со всеми уволенными, находил с ними общий язык, я не буду оценивать их работу.
Вадим Скуративский, доктор искусствоведения:
— Все эти перемены мне напоминают фразу из «Горе от ума» Грибоедова: «Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам». Это не более чем попытка посадить на место прежних руководителей новых послушных людей. Я отношусь к Дмитрию Стусу лояльно, но он не шевченковед. Похожая ситуация произошла в Национальном научно-исследовательском институте украинистики и всемирной истории, где назначили заместителем директора бывшего проректора Академии МВД Анатолия Чайковского.
Коментарі
Остап 88
110.04.12, 16:11
Згоден із Скурат
івським