В 19 веке Крым был дорогим курортом
- 23.10.11, 13:51
| В 19 веке Крым был дорогим курортом |
Только некоторым посчастливиться отдыхать в "бархатный" сезон ,да и то ,если погода будет к вам расположена.А как же отдыхали сто лет назад в Крыму?



Не у всех людей, вернувшихся с отдыха в Крыму, остаются о нем
исключительно приятные воспоминания. Одним действительно подпортили
впечатление какие-то мелочи, другие же сами склонны во всем и всегда
выискивать недостатки. Знали бы они, с какими неудобствами и отсутствием
комфорта приходилось сталкиваться путешественникам, приезжавшим в Крым
во второй половине XIX — начале ХХ века!
Дорога
Высадившейся с парохода или поезда (это благо цивилизации до Крыма
добралось только в 1875 году) курортной публике нужно было решать: как и
на чем отправиться дальше? Чуть ли не у каждого третьего приезжего,
которому еще не доводилось бывать в Крыму, имелся путеводитель, самые
популярные из них — Марии Сосногоровой и Григория Москвича. Там можно
было отыскать все: от достойных осмотра достопримечательностей до
пансионов, гостиниц и даже цен на услуги извозчиков в разных городах.
Княжна Елена Горчакова, которая первое свое путешествие по полуострову
совершила в 1880 году, свои «Воспоминания о Крыме» также пополнила
полезными сведениями о расценках: «От Симферополя идет шоссейная дорога
через Алушту на Южный берег до Севастополя. Можно ехать на почтовых
лошадях, в открытом тарантасе или тележке по обыкновенной почтовой
таксе, и это будет стоить от 12 до 15 руб. Если нанять коляску с парой
или тройкой, все путешествие будет стоить рублей 60 с остановками в
Алуште или Ялте на ночь или на две».
А вот уже в начале ХХ века, по сведениям Григория Москвича, выбор
средств передвижения у курортников был куда шире: «Из Симферополя в Ялту
отправляются в срочных автомобилях, в почтовых экипажах, на
перекладных, в извозчичьих экипажах. Цены за проезд взимаются по
утвержденной таксе: в автобусе до Алушты — 4 руб., а до Ялты — 8 руб.,
причем автобусы довозят до Алушты, откуда далее до Гурзуфа и Ялты ездят в
легковых срочных автомобилях. Почтовый фаэтон (пара лошадей) до Ялты —
16 руб., до Алушты — 8 руб.; тройкой — 22 и 11 руб. Ландо (4 лошади) до
Ялты — 30 руб., до Алушты — 15 руб., почтовая перекладная (пара лошадей)
до Ялты — 7 руб. 88 коп., до Алушты — 4 руб. 20 коп. На частных
конкурирующих автобусах до Алушты — 3 руб., а на линейках 2 руб. и 1
руб. 50 коп.».
Уже в те времена пассажиров прибывающих в Симферополь поездов
подстерегали шустрые комиссионеры, которые с первого взгляда оценивали
толщину его кошелька и неопытность. Жертва не успевала опомниться, как
ее багаж уже был погружен, а сама она сидела в дорогом фаэтоне или
автомобиле.
Кстати, об автомобилях: в начале прошлого века у крымчан они снискали
нелестное название «чертовых телег». И начало автодвижения в Крыму
оказалось очень символичным: появление первого на полуострове автомобиля
тут же ознаменовалось аварией. В 1901 году венгерский инженер Ковач
отправился на своем четырехколесном друге на Южный берег и около Гурзуфа
не разминулся с конным экипажем. Испугавшаяся лошадь опрокинула коляску
с пассажирами.
«Развелось автомобилей страшно много, всюду и везде несутся они с
неимоверной быстротой… Масса искалеченных людей, а недавно наповал был
убит старик-татарин около границы с Севастополем… задавленным животным и
птицам нет числа» — это цитата из приказа ялтинского градоначальника
Думбадзе, который в 1913 году предупреждал нерадивых владельцев авто о
жестких мерах, которые он вынужден будет принимать. А автомобилей тогда
на весь Крым было… меньше семи десятков.
И стол, и дом
Ялтинскую дороговизну прославили не в одной книге, написанной
путешественниками о Крыме. Курортный город и тогда существовал по
законам сезона: лето кормит круглый год. Самой дорогой и комфортабельной
гостиницей города считалась «Россия» — там имелись газ, фонтаны,
водопровод. Гостиницы проще летом сдавали номера от 3 до 6 руб., немало и
местных жителей промышляли сдачей комнат. «Все дома и домишки набиты до
чердаков, — писал краевед Евгений Марков. — За маленькую комнату берут
рублей 50 в месяц, рубля 3 в день». Это, между прочим, было время, когда
на рынке фунт мяса стоил около 15 — 20 копеек, а ялтинский учитель
получал около 700 руб. в год, то есть месячное жалованье составляло
меньше 60 руб.
В Алупке, которая очень быстро превратилась в популярный курорт и
обзавелась почти тремя десятками пансионов, средняя цена за комнату в
них была 25 — 100 руб. в месяц. «Скромно, безбедно прожить в Алупке
одному можно минимум на 75 руб. в месяц», — поясняли путеводители.
Первая ялтинская «санатория» для легочных больных, которую организовал в
имении «Гастрия» врач Лебедев, «имеет в виду больных со средними
средствами: плата от 110 до 150 руб. в месяц за содержание и полный
пансион, а за врачебное наблюдение от 15 руб. за курс лечения».
Кстати, о больных туберкулезом: их летом в Ялту съезжалось очень много,
селилась большая часть в частных квартирах, где цены были не такие
кусачие. Квартирные хозяйки имели очень расплывчатое представление о
том, что после отъезда подобных квартирантов помещения нужно
дезинфицировать, а не селить туда сразу же других курортников. Газета
«Салгир» в 1900 году даже разразилась большой статьей по этому поводу,
призывая городские власти защитить здоровье приезжих.
Умение «устроиться» — найти себе не только жилье, но и хороший
недорогой стол — для приезжего превращалось в первую и самую главную
курортную заботу. «За довольно солидную плату нам подали две порции
тарелок, три графина воды, зубочистки, немного супу и кусочек
бифштекса», — так описывают свой обед в Ялте члены крымского горного
клуба. А как вам вот это: «на полу кладовой стоит большая кастрюля,
наполненная борщом, в котором вымачивается ушко валяющегося тут старого
грязного сапога. Мытье посуды возложено на занимающегося чисткой конюшни
и канализационных сооружений дворника». Такую картину санитарная
комиссия Ялты обнаружила на кухне при гостинице «Бристоль». Так что
недаром владельцы многочисленных пансионов, завлекая постояльцев,
особенно подчеркивали: «здоровая и чистая пища».
Развлечения
Не так уж много путешественников могли позволить себе осмотреть те
достопримечательности, которые находились в глухих уголках полуострова. В
основном делали остановки по пути, иногда с ночевками на станциях
(проклиная порой и здешних клопов, и отсутствие буфетов, и невозможность
купить в деревне продукты, кроме яиц и лепешек). Дорога на Южный берег
давала возможность полюбоваться многочисленными дачами и роскошными
имениями, путь на Севастополь обязательно прерывался остановкой в
Бахчисарае — он пользовался большим успехом у жаждущих восточного
колорита туристов. Чуфут-Кале, благо дорога туда была вполне доступна
конным и пешим, тоже посещали обязательно. На Чуфуте осматривали
«ханскую темницу» под душераздирающие рассказы гидов о сотнях невинно
убиенных. «Главная достопримечательность — погребение Ненике-ханым,
дочери одного из крымских ханов. Мавзолей ее вполне сохранился… ступени
поросли травою, склеп наверху несколько разобран, и моему нагнувшемуся
любопытству предстала в глубине его старая пузатая жаба, распластавшаяся
на том месте, где хан думал сохранить грядущим векам дорогой ему прах…»
— так описывал Евгений Марков свое восхождение на Чуфут-Кале.
В Севастополе путешественники осматривали монастыри, совершали
паломничество на братское кладбище и руины Херсонеса. Ялтинских туристов
возили к водопаду Учан-су, на прогулки по горным тропам. Лошадь
нанимали обычно вместе с проводником, такое путешествие обходилось в 5 —
7 рублей. Вечером отдыхать можно было в ресторанах, где публику
развлекал оркестр, нанять лодку или ялик, чтобы при свете луны
полюбоваться морем…
К слову, страсть к экстремальным развлечениям порой дорого стоила
легкомысленным курортницам. Вот заметка из криминальной хроники 1900
года.
«На днях две приезжие столичные дамы отправились в сопровождении
проводника-татарина и грека, приказчика из фруктовой лавки, в
Массандровский парк, чтобы при свете луны помечтать и полюбоваться
видами. Ночные экскурсанты захватили с собой фонарь, свет которого
притянул пять праздношатающихся из подонков городских окраин. Они напали
на экскурсантов, избили проводника и грека, а также одну из дам.
Сорвали с обеих кольца и отобрали кошелек с деньгами…»
Наверное, кто-то из курортников был автором популярного век с лишним
назад анекдота об отдыхающем, который, поправив здоровье, обнаружил, что
теперь ему необходимо срочно поправлять пошатнувшиеся дела, а для этого
снова рисковать здоровьем. Но и богатые и бедные, больные и здоровые
все равно возвращались сюда — свой уголок на полуострове находился для
каждого.
Наталья Якимова, «1К»
http://crimeanblog.blogspot.com/2008/08/v-19-veke-krym-byl-dorogim-kurortom.html
|
|



Коментарі
Гість: Terra Ucraina
16.11.11, 11:34