История затопления русских кораблей в Севастопольской бухте.
- 22.10.11, 15:55
| История затопления русских кораблей в Севастопольской бухте. |
http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=1665
Моряки спасли город, затопив корабли
Затопление русских кораблей после падения Севастополя. Французская гравюра, 1855 г.
Затопление русских кораблей
Драматическое решение
После Альминского сражения утром 9 сентября начальник штаба флота
вице-адмирал Корнилов собрал Военный совет флота. На совете он предложил
незамедлительно атаковать неприятельский флот, стоявший у мыса Лукулл.
По его мнению, в случае успеха можно было уничтожить вражеские
корабли, а в случае неудачи — сцепиться на абордаж, взорвать себя и
часть флота союзников. В героической гибели он видел спасение
Севастополя.
Шансов на победу у Черноморского флота в морском сражении не было. Если
союзники располагали 21 линейным кораблем (в том числе восемью
винтовыми) и 33 пароходами, то у русских было 14 линейных кораблей,
которые без попутного ветра даже не могли выйти из бухты.
Понимая начальника штаба, большинство командиров кораблей предлагали
другой план. Преградить путь неприятелю и спасти город можно было,
затопив корабли поперек бухты. Узнав оба мнения, Меншиков согласился с
Военным советом. Корнилов, который был категорически против такой
жертвы, подчинился приказу главнокомандующего армией.
Кстати, о подобном выходе думали еще в августе 1854 года. Тогда провели
эксперимент — пустой купеческий бриг пустили плыть по бухте под
выстрелами береговых орудий. И все были неприятно удивлены, когда судно
благополучно село на мель на противоположной стороне, получив лишь
незначительные повреждения. А в фортах от учащенных выстрелов появились
трещины.
Корабли — на дно, моряки — на бастионы
Корабли топили ночью, стреляя в них из пушек. Моряки плакали, глядя, как
они скрываются под водой. 11 сентября 1854 года в воду погрузились
семь судов — пять линейных кораблей и два фрегата (линейные корабли
«Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна», фрегаты
«Сизополь» и «Флора»). Между Константиновской и Александровской
батареями остались торчать только верхушки мачт.
Но вскоре осенние штормы стали разрушать необычное заграждение. Поэтому 5
ноября на месте разломившегося корабля «Силистрия» затопили
84-пушечный «Гавриил», 14 декабря — корвет «Пилад», а в ночь на 13
февраля 1855 года появилась вторая линия между Михайловской и
Николаевской батареями. Тогда пошли на дно линейные корабли «Двенадцать
Апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул» и «Мессемврия»,
через три дня — фрегат «Мидия».
Боевой ценности они уже не представляли — орудия давно были сняты и
отправлены на батареи, а сами корабли использовались в качестве
временных плавучих госпиталей. Орудия с судов свозились пароходами на
берег, откуда до батарей 200-пудовые пушки переносились буквально на
руках, потому что лошади порой не могли сдвинуть такой груз. Именно
благодаря тяжелым морским орудиям, снятым с кораблей, Севастополь
успешно отражал бомбардировки и штурмы противника. Из расформированных
экипажей кораблей в состав сухопутного гарнизона влилось более 10 тысяч
моряков, сыгравших огромную роль в обороне города.
В ночь с 27 на 28 августа 1855 года во время перехода на Северную
сторону были затоплены остатки ЧФ: 7 линейных кораблей, фрегат, корвет и
5 бригов. Таким образом, за исключением фрегата «Коварна», транспорта
«Березань» и еще нескольких более мелких судов, погибших от огня
союзной артиллерии, в течение осады все остальные суда (всего 91)
затопили сами моряки-черноморцы.
Английский адмирал рвал волосы
Известие о затоплении судов поперек рейда поразило союзников. Английский
адмирал с досады рвал на себе волосы, а командующий французским флотом
позже писал, что если бы русские не заградили вход в бухту, союзный
флот после первого же боя проник бы туда.
Подводная «стена» срывала планы союзников. И в конце октября 1854 года
на корабле «Принц» из Англии в Балаклаву прибыло секретное оборудование
для подрыва подводной части заграждения. Однако мины и водолазное
снаряжение погибли вместе с доставившим их судном в бурю 2 ноября 1854
года.

Коментарі
Новоросс
123.10.11, 11:33