Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и
праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно, было
обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить
широкораспространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря
Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи,
проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний
. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый
житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией
были потомками Давида, они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи,
извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею,
на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу
волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и
смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или
возможно в гостинице).
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал
убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно
спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе
с семьей, где они и жили до смерти Ирода.
Фреска «Купание Христа Саломеей»
(Каппадокия, XII век)
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух
апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии
Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в
гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере , которая
использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать
повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в
пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного
времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери
своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария
«не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и
родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу
Своему благоговейное попечение» . Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху.
Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо
сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию
Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Рождество-сюжеты , Европа. 15-16 век.
Коментарі