Был у нас в доме один парняга странноватый — неразговорчивый, все время
лохматый, круглый год в берцаках и военке, по пустырям всяким на постой
шастал. Нифер, только без всяких цепочек и браслетиков.
А сказка началась где-то через
месяц, когда мать решила сдать пустующую комнату. Квартирантка к нам
подселилась — обычная сухонькая нервная баба, лет за пятьдесят,
набожная, с виду тихая. Заселилась, повесила иконки в своей комнате,
обжилась — а где-то через неделю муть-то и началась.
Смотрю —
мать-то по виду сохнет; что ни день — не выспавшаяся, будто больная.
Испугался — последний родной человек же остался, предложил к врачу. Тут
квартирантка как взвилась: «Болезни — кара божия, — говорит, — в храм
надобно, а не к врачу». Ну я челюсть подобрал и говорю, мол, слышь,
дорогая, мы люди тоже крещеные, да только на Бога надейся, а сам не
плошай. Не успел договорить, как на меня не только тетка-квартирантка,
но и родная мать наорала... В жизни ведь голос не повышала, добрая была,
ласковая, а тут... Обалдел я, в общем, да к себе пошел — не силком же
теперь по врачам тащить. А через пару дней и меня скосило. Из рук
валится все — на стройке мешок с цементом на ноги себе упустил. Бригадир
по привычке матом покрыл, потом подошел, глянул, да без слов домой
отправил.
Вот сижу я на скамейке — ни жив ни мертв, руки-ноги
ватные, рассказываю пацанам за жизнь свою, как тут мимо тот парняга
проходит. Все на него ноль внимания, а тот
остановился, послушал, да говорит: «Покажи эту вашу квартирантку». Все
начали над ним смеяться, а он на них внимания не обращает и ко мне
опять: «Покажи, а? Хуже-то не будет». И было что-то в его глазах такое,
тоска не тоска, просьба не просьба, да только согласился.
Зашли
мы, а мать с теткой той в комнате сидит, та ей что-то про храмы
да про ангелов рассказывает. Вид у матери больной до жути, а тетка —
так наоборот, глаза горят, румянца добавилось — как помолодела.
Парняга
тот к ним подсаживается здоровается вежливо и говорит: «А можно, мол, и
я послушаю?». Словоохотливая квартирантка только и рада, а я стою и
наблюдаю. Вот время идет — десять минут, двадцать — а тетка сбиваться
посреди фразы стала, позеленела вся. Глянул на парнягу — а у того лицо
перекошено, на губах кривая ухмылка застыла, и в глазах дикая-дикая
такая ненависть горит, взглядом стенку буравит.
Тут тетка как
подскочит, как завизжит — орет чего-то на парнягу, того и гляди, в лицо
вцепится. Что дальше произошло, никогда не забуду — поднял тот доходяга
лицо, прямо в глаза ей глянул, зубы оскалил, да зашипел так, как
дворовые коты шипят, когда шкуры друг-другу полосуют. Только ту тетку и
видели! Единственное, на следующий день зашла — по стеночке ходит,
глазами на нас косит, пожитки забрала, да и свалила.
А через пару дней смотрю — и мать снова
ожила, да и ко мне силы вернулись. Ну, думаю, зайду к парнише,
поинтересуюсь, чего такого он сделал. Дня два я с ним никак пересечься
не мог, а на третий встретил на лестничной площадке и спрашиваю: что это вообще за
хрень была и с чего ты как кошак мартовский шипел?
Тот оглянулся
— я аж за крестик вспомнил: лицо осунувшееся, будто постаревшее, синяки
под глазами. Тут я и подумал невольно: а сколько парняге реально лет?
Никто реально-то так и не знал, а на вид — то ли восемнадцать, то ли
шестнадцать... сейчас меньше тридцати шести вообще не дашь.
А
парняга тем временем дверь открыл и говорит, ладно, мол, заходи —
поговорим. Сели мы у него на кухоньке, он откуда-то коньячок вытащил и говорит: «Ты в мистику и
чертовщину всякую веришь?». Ясен пень, нормальному пацану всякой хрени
бояться зазорно, я и говорю — нет, мол, дурь это все. Парняга в ответ:
«Вот и я не верю. Только есть такие люди, которым человеческое внимание
да сочувствие — как воздух. Их не любят, обычно после таких и голова
болит, и вообще сил нет, но некоторые умеют так захватывать внимание
собеседника, словно гипнотизируют. Неважно, на какую тему они треплются —
тут главное то, что избавиться от такого прилипалы не все самостоятельно
могут». «Ну, ясно, — говорю. — Тетка та — стерва, это я понял. А чего
ты такой финт-то отколол?».
Парень ухмыльнулся и говорит:
«Понимаешь, она ждет своей реакции — внимания, сочувствия. А я ей вместо
этого подсунул чистую злобу. Тут она свое настоящее лицо и показала. А
что до шипения — так то все равно, что выматериться, просто в чужом доме
неудобно было».
Тут я чуток охренел: «Шипение — типа
выматериться? Не, ну я догадываюсь, что кошаки друг друга не ласковыми
словами во время драки величают, но это-то тут при чем?».
«А при
том, — отвечает парняга. — Если помнишь дедовы сказки, изначально
нечисть не молитвой отваживали, а крепким словом. К месту и с чувством
употребленная ругань оглушает не хуже хорошего взрыва. По сути, мат —
концентрированная злоба, а злоба — эдакий продукт переработки испуга».