Ки шан и Романы, Адой сан и човхани, («Куда идут цыгане, там есть и ведьмы») "Цыганское слово для обозначения ведьмы — «шувихани» («колдун» — «шувихано»), бывает, оно сокращается до «шувани», а в некоторых регионах — до «шувни». (Иногда его произносят как «чувихани».) Буквальное его значение — «ведающая сокровенным знанием». Тригг пишет, что шувани «выполняют важную функцию в цыганском обществе, так как способны благословлять и проклинать, исцелять и насылать болезни... чувихани уважают как за мудрость, так и за знание колдовских верований и ритуалов» " "Нигде цыгане не считают ведьм злыми, достойными порицания. Они всего лишь представительницы странствующего народа, обладающие особым знанием и способностями, которые могут использовать на благо или во зло — как им захочется". "Клебер заявляет, что шувани происходят от союза молодой девушки с духами воды или огня. (The Gypsies, 1967). Хотя в настоящее время цыгане не слишком верят в подобные легенды. Верно то, что многие шувани проходят через своеобразное испытание, подобное испытанию-видению индейцев, обретающих ранее неизвестное знание. Однако большинство воспитываются под началом старой шувани и перенимают ее опыт".
Шувани могут общаться с духами.
«Они выделяют духов трех стихий. Духи воздуха весьма независимы; они легко могут и навредить человеку, и, наоборот, помочь ему. Им также нравится сбивать людей с пути. Духи земли, напротив, часто называются благородными; они дружелюбны и дают добрые советы. Духи воды могут быть любыми. Иногда, в хорошем настроении, они помогают людям, а иногда могут быть мстительными, вредными или, по крайней мере, недружелюбными. Я встречался с одной шувани близ маленького городка Бетус-и-Коэд в Северном Уэльсе. Бетус-и-Коэд, что интересно, — одно из множества мест, Гвиннеде, где самые разные люди почти регулярно встречают фей и эльфов. Когда я впервые встретился с шувани Брегус Вуд, 1990 году, ей уже было за восемьдесят лет. Она рассказала мне, что колдовским искусствам ее обучала мать начиная с семи лет. Первые два-три года она запоминала названия растений и их лечебные свойства. Затем мать научила ее готовить мази и снадобья, смеси, припарки и порошки. Похоже, Брегус была прирожденной целительницей, так как уже в тринадцать лет прославилась на все графство, и цыгане специально приезжали встретиться с ней. Поэтому, как она сказала, было естественно продолжить свое обучение и заняться исцелением с помощью рук, а затем перейти к заклятиям и заговорам. Когда Брегус было тринадцать лет, ее мать умерла, и девочка, несмотря на свой юный возраст, стала шувани племени».
"Леланд пишет: «Женщины превосходят мужчин в проявлении некоторых способностей, связанных с тайными и оккультными влияниями или силами». И в самом деле, шувани бывает гораздо больше, чем шувано, хотя последние также пользуются известностью".
Иногда на то, что ребенок станет колдуном или ведьмой, указывает знак на его теле при рождении. Некоторые называют такие знаки «стигматами», объясняя их происхождение травмами, полученными отцом или матерью непосредственно перед рождением ребенка. Например, если отца лягнула лошадь и ребенок родился с отметиной в виде подковы, то это считается знаком того, что он может стать шувани. Ребенка будут воспитывать соответствующим образом под руководством знающего человека. К матери такого ребенка также относятся с величайшим почтением; как выразился один писатель: «Смотрят на нее как на богиню-мать и почитают».
Не существует единой церемонии инициации шувани или шувано. Становление происходит постепенно, под руководством наставника или в процессе самообучения. Овладение колдовским искусством может длиться всю жизнь"!
"Магия цыган включает в себя использование природных объектов. Они практически никогда не используют вещи фабричного производства (кроме разве ножей и тому подобных вещей).
Это потому, что цыгане привыкли пользоваться тем, что есть у них под рукой и что они могут украсть. Но это не единственная причина. Они считают, что вещи, произведенные фабричным способом (особенно сделанные из синтетических материалов), гораздо менее подвержены действию природных сил. В некоторых случаях требуется потратить значительное время на поиски на дороге, в лесах или полях нужного предмета, подходящего для заклинания. Эти поиски — часть колдовства, так как предвкушение и ожидание порождают энергию, которая переходит в предмет, когда вы его находите и используете".
"Большинство действий следует выполнять в строго определенное время дня или ночи. Не пытайтесь заниматься колдовством и под влиянием сиюминутных желаний — это редко заканчивается удачей. Успех в магии зависит от энергии, которая исходит от человека, ею занимающегося. Эта энергия (или сила — как ее еще называют) передается объектам, которые вы создаете и которыми пользуетесь, словам, которые произносите, устремляясь к конечной цели".
Автор книги предупреждает, что: « Никому не вредите и не вмешивайтесь в свободное волеизъявление других людей. «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и в то же время признаёт, что «шувани могут исцелить, а могут и наложить проклятье. Они часто не задумываются о свободной воле другого человека».
Далее автор рассказывает о важности самоконтроля,и затем — о том, где цигане могут заниматься колдовством:
«На самом деле место не имеет значения. Брегус Вуд, шувани из Уэльса, иногда занималась колдовством в своем вардо с округлой крышей, а иногда снаружи, у костра. Порой она сооружала шалаш-бендер и занималась колдовством там, а порой делала это на перекрестке, где сходятся три дороги. Она рассказывала мне, что занималась тем, что называла «бок та кушти бок бути» (букв.: работой плохой и хорошей удачи), везде, в том числе сидя на лошади и даже лежа под вардо! Как она выразилась: «Не важно, где ты это делаешь, важно, как делаешь!»».
Зато в цыганской магии играет роль одежда:
«Облачиться в одежду мага — это значит преобразиться в другую личность, стать другим. Это верно для большинства, если не для всех, видов магии, в том числе и для цыганской магии...одежда — это часть личности».
«Цыганское общество отличается крайней степенью мужского шовинизма. Племенем управляет совет старейшин-мужчин. Все решения, важные и не очень, принимают мужчины: где разбить лагерь, кто чем должен заниматься, когда и куда отправляться в путь и даже кому на ком жениться. Но есть одна женщина — обычно бабушка или прабабушка семьи, — которая пользуется непререкаемым авторитетом. Ее называют «пуридаи» (от слов «пури» — старая и «дай» — мать). Она не обязательно шувани, хотя часто исполняет и эту роль. Решениям мужчин беспрекословно должны подчиняться все представители племени, но во многих случаях, перед тем как объявить свое решение другим, они сначала излагают его пуридаи. Если она кивает, то мужчины идут и объявляют свое решение всему племени. Если же она выражает неодобрение, то предводитель племени возвращается к старейшинам, и они пытаются придумать что-то другое. Окончательное решение всегда такое, с которым согласна пуридаи».
Быть чистокровным цыганом значит быть «черной кровью» («кауло ратти»).
Любовная магия
"Узлы издавна применялись в колдовской практике. Их можно использовать в любых ситуациях — как в случае ухаживания, так и для новобрачных и для семейных пар".
"Возьми кусочек ткани от его одежды, например от рубашки или дикло. Это должна быть вещь, которую он использовал много раз" "На этом кусочке нужно написать его и свое имя и обвести их сердцем" "Имена пишут зеленым цветом, а сердце выводят красным". "Затем сверните ткань по длине в тонкий плотный валик, завяжите его узлом посредине и сделайте по одному узлу на каждом конце — всего три узла. Завязывая средний узел, произнесите вслух его и свое имя. Завязывая узел на одном конце, повторите свое имя. Завязывая узел на другом конце, повторите его имя. Носите завязанный узлами кусок ткани на своем теле три дня. По истечении трех дней передайте ткань своему возлюбленному и поцелуйте его. Он должен всегда носить этот лоскут при себе и тогда не забудет вас, вы постоянно будете в его мыслях".
Так считают цигане.
« В любовной магии особенно ценятся узлы, сделанные самой природой. Большой удачей считается найти виноградную лозу или веточки ивы, свившиеся узлом. Многие цыгане верят, что такие узлы делают духи или феи. Если мужчина находит подобный узел и кладет его под матрас женщине, которую любит, то, согласно старому поверью, она ответит на его любовь".
"Еще одно сильное средство соединить людей или не дать им расстаться — взять у них по локону волос. Волосы следует срезать в период растущей Луны. Свяжите локоны в один узел красной шелковой нитью или лентой. И опять-таки, завязывая узел, вообразите себе двух счастливых людей и приговаривайте:
Кай о кам, авриавел, Кия манге леле бешел Кай о кам телъ авел, Кия лелакри ме бешав. («Когда восходит солнце, Любовь моя будет со мной. Когда оно заходит, С ней буду я».) Носите этот узел в медальоне рядом с сердцем. Это талисман венгерских цыган".
"Как утверждает Чарлз Леланд (Leland Ch. Gypsy Sorcery, 1891), в Тироле цыгане верят, что гривы лошадей спутывает проказливый демон Шагрень и не следует распутывать эти узлы, не проговорив: «Чин ту джид, чин ада бала джиден» («Живи ты столько, сколько будут жить эти волосы»), а в Европе считается, что узлы из волос делают ведьмы и что их не следует развязывать из страха разрушить волшебство. Цыгане верят, что шувани могут завязать удачу или неудачу в узлы, и всегда подозревают, что узлы из волос сделаны как раз ведьмами. Считается также, что если две пряди волос возлюбленного незаметно связать в узелок, то он не сможет забыть вас или бросить. Если женщина сможет подобраться к спящему мужчине и, не разбудив, отрезать у него прядь волос, то он будет любить ее до тех пор, пока та носит эту прядь с собой. Однако если она разбудит его или ее кто-нибудь заметит за этим занятием, то мужчина никогда не полюбит ее."
"Для того чтобы покончить с затянувшимся романом, отрежьте прядь волос своего возлюбленного (или возлюбленной) и сожгите ее при свете молодой Луны. До следующей молодой Луны вы расстанетесь. Цыгане из Нью-Фореста носят амулеты, сделанные из гривы или хвоста пони. При этом пони должен быть пегим. Волосы сплетают косичкой, делают из нее кольцо и носят как браслет, приносящий удачу. Испанские цыгане предпочитают волосы из хвоста гнедой кобылы. Они вплетают различные амулеты в косицу, сделанную из этих волос".
"Существует несколько способов определить, кто будет вашим супругом (или супругой) либо на кого будет похож этот человек. Один из таких способов, дошедших до нас из давних времен странствий по дорогам, состоит в следующем. Женщина должна, съев яблоко, собрать семена и смешать их с влажной землей с того места, где предыдущей ночью стояли ее вардо или бендер. Затем ей нужно рассыпать эту землю с семенами на перекрестке дорог. Если первым их перешагнет мужчина, то гадалка выйдет замуж за молодого холостяка, в любом другом случае она выйдет замуж за человека, ранее женатого".
В магических целях, для получения ответа и облегчения выбора цигане пользуются маятником, это может быть жёлудь, кусочек дерева, кость:
« Цыганские шувани часто используют подобный маятник, особенно для определения природы заболевания. Как правило, он представляет собой кусочек дерева и кости, украшенный магическими символами".
Далее автор делится вариантами способов гадания на жениха а так же рассказывает, что рута (трава) помогает вызвать интерес возлюбленного/возлюбленной.
Интересный обычай: «Если женщина и мужчина принадлежат к разным племенам или к разным ветвям одного семейства. Возможно, они встречаются лишь во время зимних стоянок или на конных ярмарках, а остальную часть года проводят вдали друг от друга. Когда они встречаются в первый раз и влюбляются, женщина обещает, что к следующему разу найдет корень дикой розы. После этого они расстаются и идут своими дорогами. Каждую ночь, в которую мужчина ставит вардо вдали от возлюбленной, он берет горсть земли из-под колес и кладет ее в мешок, при этом он должен держать мешок так, чтобы тот не касался почвы. Каждую ночь в мешке прибавляется немного земли, и постепенно он наполняется. Приблизительно через год, когда влюбленные снова встречаются, у мужчины уже полный мешок земли. Он отдает его женщине, и та сажает в него дикую розу. Этот цветок становится символом их единения и желания быть вместе. По мере того как растет роза, растет и их любовь».
- Хрупкая, однако, и ненадёжная такая любовь, много шансов что шиповник не приживётся, что окажется сломан или зачахнет без присмотра в дурную погоду, замёрзнет зимой... Так и любовь разлучённых...
Пост составлен по материалам архивов.
Использованы фотографии из следующих источников:
http://svenko.net/costume/foto_kalderari_2.htm
http://humus.livejournal.com/2625079.html
http://bigpicture.ru/?p=63909
Коментарі
RomahaN
16.02.13, 23:38
Много лишних деталей.
Хайдер
27.02.13, 00:48Відповідь на 1 від RomahaN
Совсем как в моем ноутбуке после разборки.
RomahaN
37.02.13, 00:52Відповідь на 2 від Хайдер
Ноут тоже цыганский?
Хайдер
47.02.13, 06:53Відповідь на 3 від RomahaN
Похоже на то.