Представитель РПЦ в Совете Европы заявил о праве на критику гомосексуализмаС проведением в Страсбурге летней сессии
Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) на этой неделе в СМИ и
интернет-пространстве вновь активизировалась дискуссия о признании
нормой однополых союзов в Европе, о гей-парадах и санкциях против
несогласных с этими явлениями. Представительство РПЦ при Совете Европы
опубликовало на официальном сайте доклад российских экспертов-юристов «О
праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях
навязывания гомосексуализма». О своем видении ситуации в интервью
корреспонденту РИА Новости Ольге Липич рассказал глава представительства
игумен Филипп (Рябых).
—
Отец Филипп, на этой неделе группа депутатов ПАСЕ (39 из 318 человек)
выступила с декларацией, осуждающей запрет гей-парада в Москве. В
прошлую пятницу Совет по правам человека ООН
принял резолюцию о правах человека и сексуальной ориентации, в которой
говорится о подготовке к декабрю этого года доклада Верховного комиссара
ООН по правам человека в защиту сексуальных меньшинств. Что Вы думаете о сложившейся тенденции?
— К тому, что Вы сказали, добавлю еще одну важную информацию. Когда
17 мая генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд сообщил о
докладе в Совете Европы, он также сказал, что на его основании эта
международная организация планирует разработать во второй половине года
программу помощи европейским странам под названием «Борьба с
дискриминацией на основе сексуальной ориентации и гендерной
идентичности». Эта программа будет иметь свой бюджет и механизмы
реализации, а значит, может затронуть права очень многих людей в
европейских странах.
Все уже привыкли, что, когда говорят о дискриминации на почве
сексуальной ориентации, то имеется в виду нарушение прав только людей,
практикующих однополые отношения. Однако дискриминация может касаться и
тех людей, которые считают нормой гетеросексуальную ориентацию, а
гомосексуализм отклонением от нее. Насколько я понимаю: права человека
для всех, а не только для одной группы людей.
Именно на проведение объективной дискуссии по этой теме направлен
доклад российских экспертов-юристов «О праве на критическую оценку
гомосексуализма и законных ограничениях навязывания гомосексуализма»,
который поступил в распоряжение представительства Московского
патриархата при Совете Европы и который был опубликован на его сайте.
— Чем нарушаются права людей, не приемлющих гомосексуализм?
— Сторонники признания гомосексуализма нормальным явлением, как
правило, совсем отвергают право других людей критически оценивать
гомосексуальную ориентацию и ее практику. А такое право гарантирует
свобода мысли и слова.
Критическое отношение к гомосексуализму особенно распространено среди
религиозных людей. Например, христианство, ислам и иудаизм и другие
религии определяют гомосексуализм как грех. Причем критическое отношение
к гомосексуализму нередко имеет не только подавляющее большинство людей
гетеросексуальной ориентации, но и значительное число людей,
испытывающих гомосексуальное влечение. Так, во многих странах существуют
общественные организации людей с гомосексуальным влечением, которые
добровольно хотели бы от него избавиться. Многие из них строят
традиционную семью, а другие выбирают аскетический образ жизни.
Проблема заключается в том, что большинство предлагаемых мер по
защите прав сексуальных меньшинств, в том числе уже осуществляющихся в
некоторых странах, приводит к тому, что люди не только не могут публично
сказать о своей негативной оценке гомосексуализма в СМИ и на различных
публичных площадках, но их права ущемляются или к ним применяются
санкции.
Так, в Великобритании и США католические неправительственные
организации, занимающиеся помощью в усыновлении детей, подвергаются
санкциям и давлению за отказ работать с однополыми парами, желающими
усыновить детей. Вспомним известную историю с лютеранским пастором
Грином в Швеции, который получил тюремный срок за то, что назвал
гомосексуализм грехом в своей проповеди. Наконец, итальянец Буттильоне,
который в свое время не был принят на пост комиссара Европейской
Комиссии, высказав аналогичную позицию.
Хотелось бы, чтобы международные организации перестали принимать
документы, в которых для людей, придерживающихся критической позиции в
отношении гомосексуализма, использовались слова-ярлыки «гомофобы», а для
их взглядов — «стереотипы» или «предрассудки».
Кроме того, надо прекратить разрабатывать и закреплять в
международном и национальном праве различного рода санкции и
ограничения, применяемые к людям, не согласным признавать однополые
связи нормой.
— А разве критическая оценка гомосексуализма не ведет к
агрессии и неприятию людей, имеющих соответствующую сексуальную
ориентацию?
— Понятие греха в христианстве служит не для того, чтобы заклеймить
какого-либо грешника, а для того, чтобы указать, в каких поступках и
образе жизни заключается вред для самого человека. Если Церковь
перестанет это делать, то она уже не будет служить правде, а будет
проповедовать ложь.
Кроме того, христианство никогда не утверждало, что какой-либо грех
исправляется с помощью насилия или злобы. Например, в «Основах
социальной концепции Русской православной церкви» ясно говорится о
необходимости относиться «с пастырской ответственностью к людям, имеющим
гомосексуальные наклонности». На этом пути Церковь предлагает
действовать не дубиной, а с помощью христианских Таинств, молитвы,
поста, покаяния, духовного чтения и доброделания.
Нам всем хотелось бы, чтобы в мире не осталось никакого греха и зла.
Как известно, зло будет окончательно побеждено только в конце времен. А
сейчас надо терпеливо противостоять любому греху, прежде всего в себе,
но также и в обществе.
Священникам время от времени приходится сталкиваться с исповедями
людей, имеющих гомосексуальное влечение и желающих его преодолеть. Никто
таких людей из церкви не гонит и не устраивает им публичные выволочки, а
им помогают бороться с этим, как и с любым другим грехом. Полагаю, что
такие методы вполне вписываются в рамки демократического правопорядка.
— Как же тогда объяснить действия православных активистов во время несакционированного гей-парада в Москве в мае этого года?
— Противодействуют таким акциям не только православные, но люди других конфессий и вер, а также и неверующие.
Конечно, нельзя оправдывать насилие над человеком по какому бы то ни
было признаку. Но надо помнить: столкновения между различными группами
общества возникают тогда, когда одна часть граждан перестает уважать
другую и стремиться навязать ей свои убеждения. Возможно, как раз и не
стоит доводить общество до той точки кипения, когда люди примутся за
самозащиту нарушенных прав.
Pages: 1 2