хочу сюди!
 

Alisa

39 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 34-46 років

"О запрете пропаганды коммунистической идеологии на Украине.


Проект Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» не отвечает нормам международного права и действующего законодательства Украины

Председателю Европейской комиссии

«За демократию через право»

(Венецианская комиссия)

Джанни Букиккио

Председателю Организации

по безопасности

и сотрудничеству в Европе

Дидье Буркхальтеру

Генеральному секретарю Совета Европы

Турберну Ягланду

Представителю Генерального секретаря

Совета Европы по вопросам

координации программ

сотрудничества Совета Европы

Владимиру Ристовски

Координатору системы ООН в Украине,

Постоянному Представителю

ПРООН в Украине

Нилу Вокеру

Координатору проектов ОБСЕ в Украине

Вайдотасу Вербе

 

Глубокоуважаемые господа!

В течение последнего года в Украине осуществляется системная, неприкрытая кампания борьбы власти с инакомыслием. Одним из «объектов» нападений избрана Коммунистическая партия Украины, чья принципиальная позиция по многим вопросам развития Украинского государства существенно отличается от взглядов нынешних высших должностных лиц.

Уже обычными стали многочисленные, систематические факты травли и репрессий в отношении представителей Коммунистической партии Украины в разных регионах Украины, проявляющиеся в открытых угрозах жизни, здоровью членов партии, в осуществлении агрессивного давления на представителей КПУ с целью заставить их покинуть ряды партии, в причинении вреда их здоровью, вреда имуществу областных, городских, районных партийных организаций, в повреждении зданий, помещений парторганизаций и в многочисленных фактах разрушения памятников и мемориальных досок выдающимся деятелям.

При этом правоохранительные органы устранились от выполнения своих прямых обязанностей и не реагируют адекватно на нарушение прав и свобод представителей Коммунистической партии Украины. Бездеятельность правоохранительных органов провоцирует увеличение фактов прямого давления на членов КПУ, принципы деятельности и мировоззренческие представления о путях развития Украины, нередко не совпадающие с идеологией нынешней власти.

Летом 2014 года власть предприняла беспрецедентный шаг. Под явно надуманным предлогом была осуществлена попытка в судебном порядке запретить деятельность Коммунистической партии Украины.

Впрочем, партии удалось представить суду убедительные аргументы в свою пользу, что в итоге свело на нет все попытки власти запретить КПУ.

В очередной раз властный политикум не оставил попыток расправиться со своим политическим оппонентом. И теперь в украинский парламент представителями властной коалиции внесен законопроект о запрете коммунистической идеологии, а следовательно, запрете деятельности Коммунистической партии Украины
вообще.

Причины такого шага власти очевидны. Коммунистическая партия – единственная политическая сила в Украине, которая, в отличие от провластных партий, с самого начала призывала к мирному урегулированию вооруженного конфликта на Донбассе.

На этот раз 18 декабря 2014 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» под номером 1222-1. Авторами данного законопроекта выступили народные депутаты Украины от провластной депутатской фракции политической партии «Народный фронт» Турчинов А.В., Пашинский С.В. и Сюмар В.П.

Первый из соавторов данного законопроекта одновременно занимает должность секретаря Совета Национальной безопасности и обороны Украины.

Вне всяких сомнений, внесение упомянутого законопроекта на рассмотрение украинским парламентом вызвано невозможностью власти законным способом запретить Коммунистическую партию Украины.

Проект Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» — проявление грубого нарушения общепризнанных, неотъемлемых прав и свобод человека на мысли, идеи, мировоззрение и т.п.

Статья 18 Общей декларации прав человека, статья 9 Конвенции о защите прав и основных свобод человека и статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают право каждого человека на свободу мысли, совести и религии.

Например, согласно статье 19 Общей декларации прав человека, статье 10 Конвенции о защите прав и основных свобод человека и статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их проявление. Это право включает свободу беспрепятственно следовать своим убеждениям и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Таким образом, общепризнанными основоположными актами международного права безапелляционно установлено право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их проявление, в том числе путем объединения с другими лицами в политические партии или общественные организации.

Указанные предписания международного права находят свою реализацию в соответствующих положениях украинского законодательства. Статья 3 Конституции Украины устанавливает: человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Вместо этого заложенная в основу проекта Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» идея запрета пропаганды коммунистической идеологии и запрета деятельности юридических лиц, политических партий, других объединений граждан, печатных средств массовой информации, исповедующих коммунистическую идеологию (статья 2 проекта Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине»), не согласовывается с базовыми конституционными принципами общественного строя в Украине — принципами политического и идеологического плюрализма (многообразия). Последние, кстати, нашли свое отображение в положениях части первой и второй статьи 15 Конституции Украины, согласно которым «общественная жизнь в Украине базируется на началах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная».

Ведь принцип политического плюрализма находит проявление в многопартийности и свободе политической деятельности, а принцип идеологического плюрализма — в разнообразии идеологий как систем концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на жизнь, отражающих интересы, мировоззрение, идеалы, настроения людей.

При этом Конституцией Украины не предполагается запрет какой-либо идеологии, в том числе коммунистической, как это предлагается в статье 2 законопроекта. Также юридические лица и объединения граждан не могут быть запрещены государством лишь на тех основаниях, что они исповедуют определенную идеологию.

Следует отметить, что Европейский Суд по правам человека четко отстаивает позицию о недопустимости ограничения политического плюрализма.

Так, в своем решении в деле «Информационсферайн Лентиа и другие против Австрии» (Informationsverein Lentia and Others v. Austria) от 24 ноября 1993 года Европейский Суд назвал государство высшим гарантом принципа плюрализма. В политической сфере это означает, что государство несет обязательство, между прочим, проводить свободные выборы с приемлемыми интервалами путем тайного голосования при соблюдении условий, гарантирующих свободу выражения мысли людей при выборе законодательного органа.

Подобного рода высказывание мысли представляется невозможным без участия политических партий, представляющих разные точки зрения, отстаиваемые разными прослойками населения страны.

Озвучивая различные позиции не только внутри политических институтов, но также с помощью средств массовой информации на разных уровнях общественной жизни, политические партии делают незаменимый вклад в политические дебаты, что является основой концепции демократического общества (решение Европейского Суда по правам человека в деле «Лингенс против Австрии» (Lingens v. Austria) от 8 июля 1986 года, и решение Европейского Суда по правам человека в деле «Кастеллс против Испании» (Castells v. Spain) от 23 апреля 1992 года).

Безусловно, Конституция Украины содержит предписания, которые в определенной мере ограничивают принцип политического и идеологического плюрализма (многообразия). В частности, в части четвертой статьи 15 Конституции Украины предусмотрено, что государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины. Согласно части первой статьи 37 Конституции Украины, образование и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв  его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилие, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной розни, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются.

Таким образом, речь идет о конституционно закрепленном запрете образования и деятельности политических партий и общественных организаций, а не о запрете определенной идеологии как таковой. А поскольку предусмотренные в Конституции Украины ограничения являются исчерпывающими, то у нас есть основания считать, что вопрос запрета идеологии может быть, прежде всего, предметом конституционного регулирования, а не предметом обычного закона, как это предлагается в законопроекте.

Согласно положениям части второй статьи 8 Основного Закона Украины Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Если определенные запреты исчерпывающе установлены в Конституции, то нельзя вводить в специальном законе дополнительные, не предусмотренные конституционными нормами, ограничения и запреты.

Вместо этого, вопреки Конституции Украины в статье 2 проекта Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» предлагается запретить деятельность юридических лиц, политических партий, других объединений граждан, печатных средств массовой информации за пропаганду коммунистической идеологии и/или использование в названии слов «коммунизм», «марксизм», «ленинизм», «сталинизм» и производных от них, а также прекратить деятельность таких организаций.

При этом авторы законопроекта о запрете коммунистической идеологии полностью игнорируют основоположные правовые позиции Европейского Суда по правам человека, который в своем решении по делу «Объединенная коммунистическая партия Турции и другие против Турции» («United communist party of Turkey v. Turkey») от 30 января 1998 года четко определил: выбор политической партией своего названия не является в принципе оправданием для такой жесткой меры, как роспуск, при условии отсутствия других достаточных обстоятельств.

Европейский Суд также придал значение тому, что Объединенная коммунистическая партия Турции не стремилась, несмотря на название, к доминированию одного социального класса над другими,
и что, наоборот, она соблюдала требования демократии, политического плюрализма, общего избирательного права и свободы участия в политике... Соответственно, при отсутствии конкретных доказательств о том, что, выбрав название «коммунистическая», партия избрала политику, несущую угрозу турецкому обществу или турецкому государству, Суд не может принять доводы о роспуске партии на основании названия партии.

Надо отдельно подчеркнуть, что в части второй и третьей Заключительных и Переходных положений законопроекта «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» содержится обязанность юридических лиц, политических партий, других объединений граждан в случае нарушения требований этого законопроекта прекратить свою деятельность путем ликвидации на протяжении шести месяцев, а печатные средства массовой информации — на протяжении двух месяцев, со дня вступления в силу этого законопроекта.

В случае же невыполнения указанных требований их деятельность подлежит прекращению по решению центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам государственной регистрации юридических лиц, регистрации (легализации) объединений граждан, общественных союзов, других общественных формирований, печатных средств массовой информации.

Оценивая эти положения в контексте международного права, необходимо учитывать, что, согласно статье 6 Конституции Украины, государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией границах и согласно законам Украины. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (часть вторая статьи 19 Конституции Украины).

Согласно Закону Украины «О политических партиях в Украине», деятельность политической партии может быть запрещена только по решению суда. Политическая партия может быть по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований или Генерального прокурора Украины запрещена в судебном порядке в случае нарушения требований к созданию и деятельности политических партий, установленных Конституцией Украины и законами Украины (статья 5, часть первая статьи 21 Закона Украины «О политических партиях в Украине»). А согласно части первой статьи 28 Закона Украины «Об общественных объединениях» общественное объединение может быть запрещено судом по иску уполномоченного органа по вопросам регистрации в случае выявления признаков нарушения общественным объединением требований статей 36, 37 Конституции Украины, статьи 4 этого Закона.

Итак, вопрос о прекращении (запрете) деятельности любой политической партии или общественной организации относится к компетенции суда и не может регулироваться Верховной Радой Украины путем принятия закона, как это предлагается в законопроекте.

Необходимо отметить, что, согласно позиции авторов законопроекта «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в
Украине», этот закон направлен на запрет пропаганды коммунистической идеологии, непосредственным следствием воплощения которой в Украине стали преступления против мира и безопасности человечества и геноцид; недопущение повторения таких преступлений в будущем, устранение угрозы суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины, установление исторической справедливости».

С такой позицией едва ли можно согласиться. В Конституции Украины отсутствуют соответствующие полномочия парламента. Вместе с тем полномочия по признанию определенной идеологии или организации преступной с дальнейшим привлечением ее организаторов и участников к уголовной ответственности являются исключительно прерогативой суда и осуществляются в пределах уголовного производства и в порядке, предусмотренном действующим Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Кроме того, в законопроекте фактически предлагается законодательно установить определение термина коммунистической идеологии как «системы представлений, идей и взглядов, основанных на теории классовой борьбы; диктатуре одного социального класса над другими; создании тоталитарного государства; нарушении прав и основных свобод; отрицании права народов и наций на самоопределение; непризнании права частной собственности на средства производства; установлении однопартийной системы управления; насильственном свержении государственного строя».

Однако с данным определением термина нельзя согласиться, поскольку этот термин не совпадает с общепризнанным в мире понятием коммунистической идеологии.

Все выше перечисленное дает основания считать, что проект Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идео­логии в Украине» не отвечает как нормам международного права, так и предписаниям действующего законодательства Украины. Данный законопроект является инструментом для устранения политического плюрализма в Украине и расправой над единственным идеологическим оппонентом.

Уверен: вышеупомянутым законопроектом «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» (внесен народными депутатами Украины Турчиновым А.В., Пашинским С.В., Сюмар В.П.) власть целеустремленно старается реализовать незаконный сценарий по устранению с политической арены своего политического оппонента — Коммунистической партии Украины.

Указанный шаг власти по своей направленности является методом уничтожения политической партии как активного субъекта политико-правовых отношений.

В связи с вышеуказанным, в пределах предоставленных законом полномочий, –

ПРОШУ:

1. Принять действенные меры и повлиять на руководство государства Украина с целью недопущения реализации в Украине неправового сценария запрета идеологии и, соответственно, запрета деятельности политической партии «Коммунистическая партия Украины».

2. Способствовать установлению верховенства права в Украине, недопущению уменьшения объема конституционных прав граждан Украины и в пределах предоставленных Вам законом полномочий инициировать рассмотрение Венецианской комиссией проекта Закона Украины «О запрете пропаганды коммунистической идеологии в Украине» на предмет его соответствия международному и национальному законодательству Украины.

С уважением

П. Н. СИМОНЕНКО,
Первый секретарь ЦК КПУ

0

Коментарі