Ирина Бржевская Хороши вечера на Оби

Даже не знаю че писать про это... просто нужно прослушать heart


Русские промыслы: великоустюжское чернение по серебру

Сегодня в постоянной рубрике "Русские промыслы" мы расскажем о великоустюжском чернении по серебру. Чернение - одна из технологий, без изменения достигшая наших времен. Более 500 тысяч лет назад мастера Древней Руси чернили серебро, чтобы придать ему прочность и удивительный филигранный узор. Современные мастера, с успехом перенявшие этот опыт, продолжают создавать настоящие шедевры.
 
 
Чернение по серебру зародилось еще в X веке, но широкое распространение получило лишь в XVII столетии. И уже со второй половины века Великий Устюг стал занимать ведущее положение в этом виде искусства в России.
 
 
В XVIII веке искусство чернения достигло наибольшего рассвета. Так, например, архивные документы указывают, что в 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».
 
 
С середины XVIII века в работах устюжских мастеров стало ощущаться влияние распространенного в то время барокко - сюжетные композиции начали оформлять пышным обрамлением, популярность приобрели охотничьи и пасторальные сюжеты.
 
 
К концу ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.
 
 
Постепенно в течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Устюжские ремесленники не смогли конкурировать с крупными столичными фабриками по производству черненого серебра.
 
 
Возможно, устюжское чернение потеряло бы свое значение, если бы в 1933 году М. Чирков не основал в городе артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготавливались подстаканники и ложки, украшенные простым цветочным орнаментом, но в 1936 году в артели сменилось руководство, и постепенно восстановились забытые традиции по производству черненого серебра. Спустя год русский промысел был награжден Большой Серебряной медалью и дипломом на всемирной выставке в Париже.
 
 
В XXI веке чернение по серебру по-прежнему наиболее развито в Великом Устюге. Мастера города используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий по производству черненых изделий. Таким образом, устюжское чернение сильно отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра, а сам рисунок более насыщенный. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Изображение дополняется резными или чеканными деталями.
 
 
При производстве черненого изделия мастера первоначально гравируют, чеканят или протравливают небольшие углубления в материале. Затем в получившийся узор вплавляют сплав, состоящий из серебра, меди, свинца и серы.
 
 

Русские промыслы: золотая береста

Береза - символ России, украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия. Кора березы имеет своеобразное строение, поверхностный слой ее выделяется белым цветом. За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту. Сегодня в еженедельной рубрике «Русские промыслы» мы расскажем об этом удивительном материале.
 
 
Берестой называют верхний (наружный) слой коры березы, который собирают в конце мая во время сокодвижения. Особенный и способ обработки материала: вначале снимают тонкую пленку, а затем выглаживают материал, что не только его выпрямляет, но и повышает его пластические качества. Береста должна быть гладкой, ровной, без дефектов (заплывших сучков, порезов, трещин). Наиболее популярный способ обработки материала – плетение. На фото: репродукция рисунка на березовой коре «Церковь Покрова на Нерли». Художник Борис Чурилов.
 
 
Береста применялась не только на Руси, но и в Северной Америке. Это обусловлено уникальными природными свойствами материала - он эластичен, водонепроницаем, практически не подвержен гниению и экологически чист. На фото: экспозиция быта архангельских поморов в музее деревянного зодчества и народного быта «Малые Корелы».
 
 
Издавна береста использовалась для изготовления как бытовых, так и художественных изделий: шкатулок, туесов, лукошек, коробов и лаптей. Важно отметить, что в берестяных туесах можно было хранить не только сухие, но и жидкие продукты. Существует даже поверье, что молоко в такой посуде хранилось дольше всего. На фото: декоративные туеса. Продукция экспериментального предприятия народных художественных промыслов «Северные узоры».
 
 
На фото: жаккардовые варежки и чулки, берестяные туеса и деревянные веретена в экспозиции Всесоюзной выставки народного прикладного искусства, 1967 год.
 
 
Не менее известна обувь из бересты – лапти. На Руси они были популярны благодаря своей дешевизне и водонепроницаемости. Конечно, по лужам в лаптях не попрыгаешь, но пройтись по росе не промочив ноги, возможно.
 
 
Особое внимание стоит уделить изделиям боевого и охотничьего назначения. Из бересты делали чехлы для луков, колчаны для стрел, а также применяли ее при изготовлении славянских «сложных» луков. На фото: экспозиция выставки народных мастеров по бересте России и Украины в Кемеровском областном музее изобразительных искусств.
 
 
В XXI веке изделия из бересты в большинстве случаев утратили былое практическое применение. Сейчас по назначению используются только корзины. Остальные поделки служат лишь в декоративных целях. На фото: мастер сувениров Юрий Атоманченко (справа) на территории Музея-заповедника деревянного зодчества в Суздале.
 

Дрессура "зверей"... или немного о "Королевском тигре" и др.

Вот смотрю я на эти механические болванки и думаю... какие все-таки наши деды, прадеды были как в том стихотворении у Лермонтова

Да были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя...

Богатыри не вы!!!

это ж какими надо быть "обезбашенными", чтобы против такой байды выступить?! hypnosis

Это вам не в компьютерной игрушке рубануться nini где враг может тебя лишить очередного уровня или в худшем случае вывести из игры skuchno

Когда на тебя валит такая махина еще неизвестно как ты поступишь в следующую секунду... страх он такая зараза обнажает всю нашу сущность, подноготную, как бы нам того не хотелось. 

А бывает несколько иначе... враг в своем бронированном изобретении может тебя и не касаться, но во-первых, ты боец и возможно давал какую-то клятву, а во-вторых чисто по-человечески знаешь... ЕСЛИ ТЫ ЕГО НЕ ОСТАНОВИШЬ, ТО ОН ПРИНЕСЕТ ГОРЕ ДРУГИМ angry

Конечно самое простое сидеть сейчас за компьютером, смотреть на все это на картинке и умно рассуждать, вот у "Королевского тигра" слабое место здесь и здесь, а вот эта фашисткая самоходка слишком неповоротлива... burumburum и т.д. и т.п.

У наших дедов и прадедов не было времени на рассуждения и глубокие анализы

     

     

[ Читать и смотреть дальше ]