Вошштанавливать жубы не штоит

Вошштанавливать жубы не штоит

                                     Реставрировать церкви не надо –
                                     Пусть стоят, как свидетели дней,
                                     Как вместилище тары и смрада
                                     В наготе и в разрухе своей.
                                     Пусть ветшают…
                                                          Станислав Куняев

Вошштанавливать жубы не штоит,
Пушть  бежжубым становиться рот –
Нишего не болит и не ноет,
Штоматологам меньше жабот.

Пушть ветшают и пушть выпадают
Коренные, режцы и клыки.
Што там рот! – Кошелёк не штрадает 
Ни на пашты, ни на порошки.

И о церквях радеть не приштало –
Пушть их рушатся от непогод,
Чтобы церкви такими же штали,
Как мой рот от житейшких невжгод!

Вошштанавливать жубы не штоит

Вошштанавливать жубы не штоит

                                     Реставрировать церкви не надо –
                                     Пусть стоят, как свидетели дней,
                                     Как вместилище тары и смрада
                                     В наготе и в разрухе своей.
                                     Пусть ветшают…
                                                          Станислав Куняев

Вошштанавливать жубы не штоит,
Пушть  бежжубым становиться рот –
Нишего не болит и не ноет,
Штоматологам меньше жабот.

Пушть ветшают и пушть выпадают
Коренные, режцы и клыки.
Што там рот! – Кошелёк не штрадает 
Ни на пашты, ни на порошки.

И о церквях радеть не приштало –
Пушть их рушатся от непогод,
Чтобы церкви такими же штали,
Как мой рот от житейшких невжгод!

Усть-Цильма ПЕТРОВЩИНА


Усть-Цильма ПЕТРОВЩИНА

Ежегодный обрядовый праздник «Петровщина» отмечается только  в Усть-Цилемском районе в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, - это отголосок   ритуально-поминального обряда. В ночь с 11-го на 12 -ое июля у устьцилем принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых. 
       По старинным преданиям душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную. 
       В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени. 
      Также многие устьцилема во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день святых Петра и Павла принимает и  характер рыбацкого праздника. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей всех своих умерших родственников.

Благовестие о Русской Душе Веление нашего времени ИНОПЛАНЕТЯНИН

Благовестие о Русской Душе Веление нашего времени ИНОПЛАНЕТЯНИН

Благовестие о Русской Душе в контексте мировой истории
(её Прошлое, Настоящее, и Будущее)

Своеобразие данного исторического момента в судьбе Земного Человечества состоит в том, что сейчас внимание народов планеты вновь приковано к России, точнее к тем деструктивным процессам общественно-политической жизни, которые сильные Мира сего искусственно инициируют в ней.
И как всегда, это заказное планетарное шоу держит в состоянии напряжения не только исполнителей, но и зрителей, заставляя одних смотреть его с тревогой и надеждой, других – с ненавистью и злобой, но всех – заинтересованно ждать, когда и чем всё это кровавое действо закончится?
Сегодня, на стыке двух Планетарных Эпох, несмотря на искусственно насаждаемую всеобщую деструкцию, естественный процесс возрождения самосознания народов России, и особенно Русского Народа, стал набирать такую силу, что всё более и более выходит из-под контроля властных структур, всё ещё стремящихся любой ценой удержать эти народы в состоянии духовной слепоты.
На этот раз растревоженный Русский Медведь, кажется, всерьёз вздумал выйти из состояния Духовной спячки и, наконец, освободиться не только от иудо-коммунистического ярма, но и вообще от ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ левитской каббалистической удавки, невыносимо сильно впившейся сейчас в его шею.
Поскольку Духовное освобождение России представляет собой смертельную угрозу антидуховному существованию полностью СИОНИЗИРОВАННОЙ Западной цивилизации, то с её стороны предпринимаются все политические, экономические, а главное идеологические меры с целью не допустить этого.
И хотя снова под девизом «Разделяй и властвуй!» в дело запущен весь арсенал веками испытанных средств, призванных внести хаос в общественную и экономическую жизнь России, дела устроителей «Нового мирового порядка» идут не так успешно, как им этого хотелось бы.
Постоянно пробуксовывают и дают сбои призывы к Мировому Сообществу: как можно быстрее приступить к дележу шкуры ещё не убитого медведя (скорейшее инвестирование экономики России).
Плохо срабатывают и не набирают заданных оборотов обращённые к её народам демократические лозунги пьянящей свободы типа: «Приватизация!» (Грабь награбленное!), «Демократическому государству – сильная власть!» (Воров в законе не сажают!), «Общечеловеческие ценности!» (Живём один раз, а после нас хоть потоп!) и так далее.
Кроме верных псов Мальтийского ордена, спущенных с поводков мировой закулисой и небольшой группы примкнувших к ним различных прихлебателей – так называемых «новых русских» с гнилым нутром, допущенных «хозяевами жизни» к дележу общественного пирога, – увлечь народы России в это очередное массовое светопреставление пока никак не удаётся.
Мало того, в ответ на эти растлевающие душу призывы в народе стали стихийно возникать отдельные очаги духовного сопротивления и даже создаваться национал-патриотические движения, призывающие соотечественников вспомнить о Духовном величии СВОИХ ПРЕДКОВ и подняться всем как один на борьбу с этим сатанинским беспределом, чтобы навсегда покончить с ним.
Напуганные этим явлением, наши интернациональные правители, с целью его блокировки (по указке Левитских кукловодов) стали срочно создавать многочисленные бутафорские партии, движения и организации, которые, тоже ратуя на словах за возрождение страны и Русского народа, издают такое количество программ, постановлений, решений и манифестов, что от одних только идеологических понятий и терминов, на которых они построены, у нормального человека просто рябит в мозгах.
Данное явление говорит о том, что хотя апологеты «нового мирового порядка» и обвиняют Русский народ в тупости и тугодумии, в его неспособности понять все «общечеловеческие ценности» упорно навязываемой ему демократии, но и они уже начали сознавать, что сегодня вовлечь в свои политические игры ГЛАВНУЮ РЕАЛИЗУЮЩУЮ СИЛУ – коренные народы России – при помощи лозунгов западной идеологии нельзя!
Правда, до их насквозь материализованного сознания так и не дошло, что за кажущейся пассивностью и дремучестью Русских скрывается загадочная, но неистребимая Русская Душа, в которой не погибли ещё ростки истинно Высокой Духовности и которая не приемлет всем своим нутром идей ПАРАЗИТИЗМА, насильно прививаемых уже не одно столетие всем народам Земли.
Создаётся впечатление, что Всевышний специально сохраняет и оберегает ростки этой Высшей Духовности в Русской Душе до лучших времён, когда наступит пора нового духовного возрождения для всей планеты.
Наступило ли время этого возрождения сейчас? Об этом у нас разговор впереди. А пока, к большому сожалению, приходится констатировать, что из-за отсутствия связи с Истинным Мировоззрением наших Предков (упорно разрушаемой Левитами в течение последнего тысячелетия), в эту понятийную игру политических терминов оказались втянуты и многие национально-патриотические движения.
В результате каждый политический лидер, представляющий своё движение, перестал стремиться к объединению со своими соплеменниками и начал оспаривать перед другими своё исключительно верное и единственно правильное понимание загадочной Русской Души в её стремлении к социальному счастью.
Таким образом, сегодня, когда Русская Душа снова вышла на арену планетарной борьбы Добра со Злом, опять появилось множество желающих разгадать её тайну, так и не разгаданную всеми корифеями мировой политики прошлого.
Поскольку наличие до сих пор этой тайны является главной причиной, благодаря которой существует ещё на Земле такая страна – Россия, то устроители «Нового мирового порядка» хотят видеть её разгадку уже в форме конкретной программной формулы – так называемой «Русской идеи». Но опять же эта идея нужна им не для того, чтобы наконец-то явить Миру всё Величие Русского Духа, а лишь для того, чтобы в привлекательной форме обнажить и затронуть только наиболее чувствительные струны Русской Души с тем, чтобы научиться безошибочно играть на них, а значит наиболее тонко управлять этой ДУШОЙ.
И вот вновь неукротимый Русский Дух теперь уже в форме «Русской идеи» носится в воздухе, вновь будоражит умы не только патриотов, но и алчущих власти политических дельцов. Ведь как там не говори, а в природной интуиции им не откажешь. А она им подсказывает следующее:

Тот, кто теперь сможет «оседлать» Русскую идею, в течение ближайших десятилетий будет находиться на гребне волны русской культуры, русской пытливой мысли. Мало того! Он сможет управлять эгрегором России, направляя его энергию в нужное ему русло, то есть станет на ближайшее время почти Всемогущим.

Здесь недаром упомянуто слово «оседлать» в связи с реализацией Русской идеи. Если сейчас дать свободно и гармонично возродиться в Русской Душе Мировоззрению наших дохристианских Предков, сделать его достоянием Ума и Сердца нашего народа, то это неизбежно повлечёт за собой его ПРОЗРЕНИЕ, а вместе с ним и переоценку всех нынешних «общечеловеческих» ценностей. Конечным же результатом этого естественного процесса просветления будет крушение с таким упорством веками внедряемой идеологии БЕЗДУХОВНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА, олицетворённой в культе Золотого Тельца, правящего сегодня в Мире.
Вот этого никак не хотят допустить жрецы современной западной цивилизации. Они готовы физически уничтожать любые ростки начинающегося прозрения, лишь бы не допустить понимания народом Истинных Законов, управляющих всем Человечеством, и осознания убогости и уродливости всех существующих ныне идеологий и законодательных систем.
К сожалению, сейчас мало кто понимает, что будущее величие РОССИИ определяет собой дальнейшую судьбу всей нашей ПЛАНЕТЫ и связано в первую очередь не с восстановлением её экономического могущества (что впрочем тоже немаловажно), а с принятием на себя ВЕДУЩЕЙ РОЛИ в Духовном возрождении Земного Человечества!
Планетарная роль России связана с раскрытием своего Божественного потенциала, заключённого в её Душе, с непримиримой Духовной борьбой не с абстрактными деструктивными силами, а с Демонической силой жидо-масонского спрута, опутавшего сегодня своими щупальцами весь Земной Шар и управляемого Чёрным Левитским Орденом.

До сих пор Левитскому ордену довольно успешно удавалось скрывать своё подлинное лицо и оставаться в тени Мировых событий, прячась за различными вывесками многочисленных сионо-масонских организаций и растворяясь в них. В минуты опасности он всегда подставлял под удар вместо себя либо марионеточные гойские правительства, купленные им, либо непосредственных исполнителей своей воли: своих зомбированных единоверцев евреев.
Пришло время сорвать маску с этого Чёрного ордена и показать Миру его истинное лицо, чтобы не только народы Мира, но и его «бескорыстные» добровольные прислужники ужаснулись, увидев какому «Божественному» Дьяволу они служат.
Поэтому непонимание всего Величия и всей грандиозной ответственности в выполнении ПЛАНЕТАРНОЙ ЗАДАЧИ, стоящей перед Россией, а особенно перед Русским народом, низводит всех его сегодняшних идейных наставников и «духовных» пастырей на уровень ПЛАНЕТАРНЫХ преступников. А за планетарное преступление отвечать придётся уже не перед Сыном Божиим – Христом, а перед Самим СОЗДАТЕЛЕМ, ибо речь здесь идёт уже не о спасении собственной Души, а о невыполнении Космической задачи Земным Человечеством.

ИноПланетянин

Благовестие о Русской Душе Веление нашего времени ИНОПЛАНЕТЯНИН

Благовестие о Русской Душе Веление нашего времени ИНОПЛАНЕТЯНИН

Благовестие о Русской Душе в контексте мировой истории
(её Прошлое, Настоящее, и Будущее)

Своеобразие данного исторического момента в судьбе Земного Человечества состоит в том, что сейчас внимание народов планеты вновь приковано к России, точнее к тем деструктивным процессам общественно-политической жизни, которые сильные Мира сего искусственно инициируют в ней.
И как всегда, это заказное планетарное шоу держит в состоянии напряжения не только исполнителей, но и зрителей, заставляя одних смотреть его с тревогой и надеждой, других – с ненавистью и злобой, но всех – заинтересованно ждать, когда и чем всё это кровавое действо закончится?
Сегодня, на стыке двух Планетарных Эпох, несмотря на искусственно насаждаемую всеобщую деструкцию, естественный процесс возрождения самосознания народов России, и особенно Русского Народа, стал набирать такую силу, что всё более и более выходит из-под контроля властных структур, всё ещё стремящихся любой ценой удержать эти народы в состоянии духовной слепоты.
На этот раз растревоженный Русский Медведь, кажется, всерьёз вздумал выйти из состояния Духовной спячки и, наконец, освободиться не только от иудо-коммунистического ярма, но и вообще от ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ левитской каббалистической удавки, невыносимо сильно впившейся сейчас в его шею.
Поскольку Духовное освобождение России представляет собой смертельную угрозу антидуховному существованию полностью СИОНИЗИРОВАННОЙ Западной цивилизации, то с её стороны предпринимаются все политические, экономические, а главное идеологические меры с целью не допустить этого.
И хотя снова под девизом «Разделяй и властвуй!» в дело запущен весь арсенал веками испытанных средств, призванных внести хаос в общественную и экономическую жизнь России, дела устроителей «Нового мирового порядка» идут не так успешно, как им этого хотелось бы.
Постоянно пробуксовывают и дают сбои призывы к Мировому Сообществу: как можно быстрее приступить к дележу шкуры ещё не убитого медведя (скорейшее инвестирование экономики России).
Плохо срабатывают и не набирают заданных оборотов обращённые к её народам демократические лозунги пьянящей свободы типа: «Приватизация!» (Грабь награбленное!), «Демократическому государству – сильная власть!» (Воров в законе не сажают!), «Общечеловеческие ценности!» (Живём один раз, а после нас хоть потоп!) и так далее.
Кроме верных псов Мальтийского ордена, спущенных с поводков мировой закулисой и небольшой группы примкнувших к ним различных прихлебателей – так называемых «новых русских» с гнилым нутром, допущенных «хозяевами жизни» к дележу общественного пирога, – увлечь народы России в это очередное массовое светопреставление пока никак не удаётся.
Мало того, в ответ на эти растлевающие душу призывы в народе стали стихийно возникать отдельные очаги духовного сопротивления и даже создаваться национал-патриотические движения, призывающие соотечественников вспомнить о Духовном величии СВОИХ ПРЕДКОВ и подняться всем как один на борьбу с этим сатанинским беспределом, чтобы навсегда покончить с ним.
Напуганные этим явлением, наши интернациональные правители, с целью его блокировки (по указке Левитских кукловодов) стали срочно создавать многочисленные бутафорские партии, движения и организации, которые, тоже ратуя на словах за возрождение страны и Русского народа, издают такое количество программ, постановлений, решений и манифестов, что от одних только идеологических понятий и терминов, на которых они построены, у нормального человека просто рябит в мозгах.
Данное явление говорит о том, что хотя апологеты «нового мирового порядка» и обвиняют Русский народ в тупости и тугодумии, в его неспособности понять все «общечеловеческие ценности» упорно навязываемой ему демократии, но и они уже начали сознавать, что сегодня вовлечь в свои политические игры ГЛАВНУЮ РЕАЛИЗУЮЩУЮ СИЛУ – коренные народы России – при помощи лозунгов западной идеологии нельзя!
Правда, до их насквозь материализованного сознания так и не дошло, что за кажущейся пассивностью и дремучестью Русских скрывается загадочная, но неистребимая Русская Душа, в которой не погибли ещё ростки истинно Высокой Духовности и которая не приемлет всем своим нутром идей ПАРАЗИТИЗМА, насильно прививаемых уже не одно столетие всем народам Земли.
Создаётся впечатление, что Всевышний специально сохраняет и оберегает ростки этой Высшей Духовности в Русской Душе до лучших времён, когда наступит пора нового духовного возрождения для всей планеты.
Наступило ли время этого возрождения сейчас? Об этом у нас разговор впереди. А пока, к большому сожалению, приходится констатировать, что из-за отсутствия связи с Истинным Мировоззрением наших Предков (упорно разрушаемой Левитами в течение последнего тысячелетия), в эту понятийную игру политических терминов оказались втянуты и многие национально-патриотические движения.
В результате каждый политический лидер, представляющий своё движение, перестал стремиться к объединению со своими соплеменниками и начал оспаривать перед другими своё исключительно верное и единственно правильное понимание загадочной Русской Души в её стремлении к социальному счастью.
Таким образом, сегодня, когда Русская Душа снова вышла на арену планетарной борьбы Добра со Злом, опять появилось множество желающих разгадать её тайну, так и не разгаданную всеми корифеями мировой политики прошлого.
Поскольку наличие до сих пор этой тайны является главной причиной, благодаря которой существует ещё на Земле такая страна – Россия, то устроители «Нового мирового порядка» хотят видеть её разгадку уже в форме конкретной программной формулы – так называемой «Русской идеи». Но опять же эта идея нужна им не для того, чтобы наконец-то явить Миру всё Величие Русского Духа, а лишь для того, чтобы в привлекательной форме обнажить и затронуть только наиболее чувствительные струны Русской Души с тем, чтобы научиться безошибочно играть на них, а значит наиболее тонко управлять этой ДУШОЙ.
И вот вновь неукротимый Русский Дух теперь уже в форме «Русской идеи» носится в воздухе, вновь будоражит умы не только патриотов, но и алчущих власти политических дельцов. Ведь как там не говори, а в природной интуиции им не откажешь. А она им подсказывает следующее:

Тот, кто теперь сможет «оседлать» Русскую идею, в течение ближайших десятилетий будет находиться на гребне волны русской культуры, русской пытливой мысли. Мало того! Он сможет управлять эгрегором России, направляя его энергию в нужное ему русло, то есть станет на ближайшее время почти Всемогущим.

Здесь недаром упомянуто слово «оседлать» в связи с реализацией Русской идеи. Если сейчас дать свободно и гармонично возродиться в Русской Душе Мировоззрению наших дохристианских Предков, сделать его достоянием Ума и Сердца нашего народа, то это неизбежно повлечёт за собой его ПРОЗРЕНИЕ, а вместе с ним и переоценку всех нынешних «общечеловеческих» ценностей. Конечным же результатом этого естественного процесса просветления будет крушение с таким упорством веками внедряемой идеологии БЕЗДУХОВНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА, олицетворённой в культе Золотого Тельца, правящего сегодня в Мире.
Вот этого никак не хотят допустить жрецы современной западной цивилизации. Они готовы физически уничтожать любые ростки начинающегося прозрения, лишь бы не допустить понимания народом Истинных Законов, управляющих всем Человечеством, и осознания убогости и уродливости всех существующих ныне идеологий и законодательных систем.
К сожалению, сейчас мало кто понимает, что будущее величие РОССИИ определяет собой дальнейшую судьбу всей нашей ПЛАНЕТЫ и связано в первую очередь не с восстановлением её экономического могущества (что впрочем тоже немаловажно), а с принятием на себя ВЕДУЩЕЙ РОЛИ в Духовном возрождении Земного Человечества!
Планетарная роль России связана с раскрытием своего Божественного потенциала, заключённого в её Душе, с непримиримой Духовной борьбой не с абстрактными деструктивными силами, а с Демонической силой жидо-масонского спрута, опутавшего сегодня своими щупальцами весь Земной Шар и управляемого Чёрным Левитским Орденом.

До сих пор Левитскому ордену довольно успешно удавалось скрывать своё подлинное лицо и оставаться в тени Мировых событий, прячась за различными вывесками многочисленных сионо-масонских организаций и растворяясь в них. В минуты опасности он всегда подставлял под удар вместо себя либо марионеточные гойские правительства, купленные им, либо непосредственных исполнителей своей воли: своих зомбированных единоверцев евреев.
Пришло время сорвать маску с этого Чёрного ордена и показать Миру его истинное лицо, чтобы не только народы Мира, но и его «бескорыстные» добровольные прислужники ужаснулись, увидев какому «Божественному» Дьяволу они служат.
Поэтому непонимание всего Величия и всей грандиозной ответственности в выполнении ПЛАНЕТАРНОЙ ЗАДАЧИ, стоящей перед Россией, а особенно перед Русским народом, низводит всех его сегодняшних идейных наставников и «духовных» пастырей на уровень ПЛАНЕТАРНЫХ преступников. А за планетарное преступление отвечать придётся уже не перед Сыном Божиим – Христом, а перед Самим СОЗДАТЕЛЕМ, ибо речь здесь идёт уже не о спасении собственной Души, а о невыполнении Космической задачи Земным Человечеством.

ИноПланетянин

БУГОРОК

БУГОРОК

                            Два бугорка под трикотажем
                            Опять волнуют сердце мне.
                            Я знаю, что они со стажем,
                            Я видел их наедине!
                                                        В. Боков

Два бугорка под трикотажем
Меня преследуют, как рок,
Но есть и у меня со стажем
Известный многим бугорок,

Он мне и дорог и полезен,
Особенно наедине…
Я знаю, многим он любезен,
А больше всех, конечно, мне,

Тот бугорочек мой спаситель
В бессонных, творческих ночах…
Где – бугорок узнать хотите?
Его ношу я на плечах! 

БУГОРОК

БУГОРОК

                            Два бугорка под трикотажем
                            Опять волнуют сердце мне.
                            Я знаю, что они со стажем,
                            Я видел их наедине!
                                                        В. Боков

Два бугорка под трикотажем
Меня преследуют, как рок,
Но есть и у меня со стажем
Известный многим бугорок,

Он мне и дорог и полезен,
Особенно наедине…
Я знаю, многим он любезен,
А больше всех, конечно, мне,

Тот бугорочек мой спаситель
В бессонных, творческих ночах…
Где – бугорок узнать хотите?
Его ношу я на плечах! 

БУГОРОК

БУГОРОК

                            Два бугорка под трикотажем
                            Опять волнуют сердце мне.
                            Я знаю, что они со стажем,
                            Я видел их наедине!
                                                        В. Боков

Два бугорка под трикотажем
Меня преследуют, как рок,
Но есть и у меня со стажем
Известный многим бугорок,

Он мне и дорог и полезен,
Особенно наедине…
Я знаю, многим он любезен,
А больше всех, конечно, мне,

Тот бугорочек мой спаситель
В бессонных, творческих ночах…
Где – бугорок узнать хотите?
Его ношу я на плечах! 

Евгений Гусаченко Жизнь - помойка

Евгений Гусаченко Жизнь - помойка

Я на свалке рождён, и помойкой взращён 
Среди дыма и шума больших тракторов, 
Я свободою грязных бомжей развращён, 
Да и сам я чешусь и дерусь будь здоров. 

В халабуде жестянно-картонной живу, 
Из второго уже поколенья бомжей, 
С удовольствием в гости к себе я зову 
Посмотреть, как живётся отбросам людей. 

Вы с презреньем обходите нас стороной, 
Закрывая носы, опуская глаза, 
Дорожа своей жизнью скупой и пустой, 
В горле не запершит, не пробьёт вас слеза. 

Чем вас может пронять попрошайка малыш? 
«Пусть ему подают те, кто выпустил в свет, 
Нет, босОта, - шалишь, невписавшимся – шиш, 
Обращайся в собес, там дадут на обед» 

И живут два народа в двух разных мирах, 
Хоть, по правде сказать, суть их – свалка и вонь, 
А названье среды обитания – страх, 
«Что ты морщишься гад? Проходи и не тронь…» 

H.Б.Мечковская ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ Надэтнические религии Новое время

H.Б.Мечковская ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ Надэтнические религии Новое время

H.Б.Мечковская ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ 3 Время ранних государств и средние века

3.1. Надэтнические религии. По мере развития социально-имущественного неравенства, разрушения племенного коллективизма, становления государственных образований и распространения письменностей, в отдельных регионах формируются новые сложные религиозные учения и культы, постепенно приобретающие н а д э т н и ч е с к и й характер: ведизм (древнейшая религия Индии), буддизм (и ламаизм как его тибето-монгольская ветвь), зороастризм, христианство, ислам. Новые религии, отвечавшие духовным исканиям людей на сломах истории, проникнутые жаждой религиозного идеала, с растущим вниманием к личностному и индивидуальному, обладали огромной притягательной силой. Они становились духовным началом, способным объединить многие народы. 
Новые религии обладали книгами, в которых содержалось Откровение Бога, переданное людям через пророков, а также учение о Боге, о мире, вере, спасении. Книги, вмещавшие Откровение, почитались священными (сакральными*). Нередко сакрализировался и язык, на котором было записано Откровение. Сама закрепленность новых религий на письме, в святых книгах, на языке необычном, непохожем на обиходную речь, была мощным фактором убеждения и, в глазах древних людей, придавала учениям надежность, истинность, а может быть, и вечность. 
* Сакральный (от лат. sacer, sacri – священный, святой; магический; таинственный) – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу (обряду). 
Вокруг новых религий, их священных вероучительных книг, апостолов, которые обращались не к одному "своему" племени, а к людям разных племен, постепенно складываются надэтнические культурно-религиозные миры, выходящие за пределы этнических и государственных объединений: индуистско-буддийский мир Южной Азии, конфуцианско-буддийский мир Дальнего Востока, зороастризм на Ближнем и Среднем Востоке, христианство, ислам. Три самые крупные надэтнические религии – буддизм, христианство и ислам – принято называть м и р о в ы м и религиями. 
В средние века именно культурно-религиозные миры (а не государства и не этнические общности) определяют политическую карту мира. Каждый такой мир включает множество этносов, объединенных одной религией, общим надэтническим языком своего вероучения и общей книжно-письменной культурой. В те времена конфессиональные различия между группами населения обладали большей значимостью, чем различия этнические, языковые или государственные. Не случайно большинству войн (в том числе гражданских и династических) приписывали религиозный характер – достаточно вспомнить о крестовых походах, войнах католиков и протестантов, газавате. 
3.2. Пророческие и апостольские языки. География надэтнических религий совпадала с границами распространения вероисповедных текстов на языках, которые были или становились надэтническими и приобретали культовый характер. В истории культуры языки, на которых, волею судеб оказалось в п е р в ы е изложено или записано, а впоследствии канонизировано то или иное религиозное вероучение, стали называть "пророческими" ('профетическими')* или "апостольскими" ('посланническими') языками. Таких языков немного. 
* От греч. prophètes – пророк, прорицатель, толкователь оракула; prophetiks (впервые в Новом Завете) – пророческий. 
У индусских народностей первым культовым языком был ведийский язык* и позже близкий к нему санскрит; у китайцев, японцев, корейцев – вэньянь (язык сочинений Конфуция) и письменно-литературный тибетский; у народов, исповедовавших в древности и раннем средневековье зороастризм, – авестийский язык**; у мусульман (арабов, тюрков, иранских народов) – письменно-литературный арабский язык (язык Корана) и классический персидский. Апостольские языки христианских народов Европы – это греческий и латынь, у православных славян и румын, кроме того, есть свой первый культовый язык – церковнославянский (старославянский), на который были переведены в 60-80-е гг. IX в. святыми Кириллом и Мефодием священные тексты. Что касается русского языка, то его статус определяется православными богословами как с в я т о о т е ч е с к и й язык, поскольку на нем в XIX в. создана обширная богословская литература, возрождавшая "святоотеческий дух", – в сочинениях Феофана Говорова (Затворника), епископа Игнатия Брянчанинова, отца Иоанна Кронштадского (см. подробно: Флоровский, [1937] 1991, 393-400). 
* Один из трех древнейших индоевропейских литературных языков; на нем в XV-XI вв. до н.э. были написаны первые в индийской культуре тексты – "Веды" (религиозные гимны, заклинания, жертвенные формулы) и "Упанишады" (учение о мире). 
** Один из древнеиранских языков, сейчас мертвый. В первой половине I тысячелетия до н.э. на нем были написаны священные книги зороастризма – "Авеста". 
Не все профетические языки обязательно являются надэтническими. Это зависит от распространенности соответствующей религии. Так, поскольку иудаизм – это религия одного народа, то языки библейских пророков (языки Ветхого Завета*, XI – III-II вв. до н.э.), т.е. древнееврейский и арамейский**, – это не надэтнические языки, но, конечно, профетические. С другой стороны, надэтнический характер того или иного пророческого или апостольского языка – это его не изначальная черта, но сложившаяся исторически, по мере распространения среди разных народов соответствующих религиозных текстов (о профетических языках см. также §106). 
* "Ветхий Завет" – это традиционное христианское наименование первой древнейшей части Библии; в иудаизме соответствующие книги называются "Танах" (сложносокращенное слово, составленное из первых звуков названий основных частей еврейской Библии). 
** Несколько ветхозаветных книг (II и III "Книги Маккавеев", III "Книга Ездры") были написаны по-гречески, однако они не вошли в иудаистический религиозный канон (о понятии канонических текстов см. §54, 56; о внеканонических библейских книгах см. §61, 62). 
Своеобразие языковых ситуаций в средние века в значительной мере обусловлено существованием надэтнических религий с их особыми языками, которые в большинстве случаев не совпадали с местными народными языками. Поэтому в самых разных регионах Европы и Азии складывался особый вид культурного двуязычия, которое образовывали, с одной стороны, надэтнический язык религии и книжно-письменной культуры (близкой к религиям), а с другой, – местный (народный) язык, который обслуживал обиходное общение, в том числе отчасти и письменное (подробно см. §107). 
Конфессиональные надэтнические языки, т.е. в сущности м е ж д у н а р о д н ы е языки средневековья, создавали достаточные возможности для коммуникации в границах своих культурно-религиозных миров. Коммуникативная значимость надэтнических языков становится особенно очевидной, если принять во внимание другую существенную черту языковых ситуаций средневековья – сильную диалектную дробность языков. 
Как известно, феодальная эпоха – это пик диалектных различий и обособленности. Так отражается в языке феодальная раздробленность, слабость экономических связей в условиях натурального хозяйства, общая оседлость жизни. Интенсивная миграция племен и смешение языков первобытной поры если и не прекратились, то уменьшились. Образовались государства с более прочными границами. При этом границы многочисленных диалектов в целом совпадали с границами феодальных земель. 
Вместе с тем в феодальную пору складываются и наддиалектные формы общения – к о й н е*. Позже на основе койне формируются народные (этнические) л и т е р а т у р н ы е** языки – такие, как хинди, французский, русский (в отличие от надэтнических культовых языков – таких, как санскрит, латынь, церковнославянский). 
* Койне (от греч. koin dilektos – общий язык) развивались на базе одного или нескольких диалектов, преимущественно как средство устного общения, например, на ярмарках, в крупных торговых и ремесленных центрах. 
** Литературный язык – это язык, осознаваемый обществом как "правильный", образцовый (в отличие от диалектов, городского просторечия, жаргонов). Следует различать понятия "литературный язык" и "язык художественной литературы". "Литературность" литературного языка – это правильность; она создается оппозицией "нормативная – ненормативная речь". "Художественность" языка художественной литературы создается его эстетической и изобразительно-выразительной направленностью. Нередко для выразительности в художественном тексте используются просторечные слова и формы, диалектизмы, арготизмы, профессионализмы, канцеляризмы и т.п. 
Взаимодействие надэтнических культовых языков и народных языков в процессах сложения новых литературных – это одна из интереснейших и богатых последствиями страниц в истории книжно-письменной культуры народов и еще один важный аспект во взаимоотношениях языка и религии. 
В целом в средние века зависимости между религиями и языками особенно разнообразны и глубоки. В сравнении с современной культурой для средневековья характерно более пристальное и пристрастное внимание к слову. Все это черты культур, развившихся на основе религий Писания. 
4. Новое время
В послефеодальном мире становится все более очевидным раздельный, взаимно автономный характер основных социальных измерений человека и общества – языка, этничности, конфессиональных и государственных характеристик. 
Большинство народов сохраняет традиционную для своей истории религиозную ориентацию – в качестве одного из самых глубоких духовных и культурных измерений общества и человека. Вместе с тем, с развитием опытного знания и рационализма, религия перестает быть господствующей формой общественного сознания, усиливаются процессы секуляризации*. После Великой французской революции 1789-94 гг. и особенно в XX в. в разных странах Европы и США растет обособление церковной и светской жизни: происходит отделение церкви от государства и школы; свобода вероисповедания включается в число конституционных прав гражданина; за разными конфессиями признается равный юридический статус; распространяются веротерпимость и религиозный плюрализм. 
* Секуляризация (от позднелат. saeculum – мирской, светский, в противоположность монашескому) – обмирщение жизни общества и частной жизни человека. 
4.1. Секуляризация и расцвет этнических литературных языков. В развитии языковых ситуаций процессы секуляризации сказались в том, что двуязычие культового (книжно-письменного) и народного языков, столь обычное для феодальной поры, постепенно преодолевается. Народные языки становятся основными языками школы, науки, книжно-письменной культуры. На них переводятся религиозные книги. Постепенно и в литургии (богослужении) классические культовые языки уступают место народным языкам*. 
* Иначе в арабо-мусульманском мире: язык Корана (классический арабский) здесь до сих пор сохраняет статус главного языка. Особый случай также и Русская Православная Церковь, допускающая богослужение только на церковнославянском. 
В целом языковое развитие в Новое время проходит под знаком расширения коммуникации на народных литературных языках. С одной стороны, этнические языки вытесняют конфессиональные надэтнические языки из сферы религии и смежных областей "высокой" культуры. 
С другой стороны, литературные языки, как наддиалектные формы общения, вытесняют, поглощают диалекты, нивелируют своеобразие городского просторечия. В результате литературные языки Нового времени выходят за рамки письменного общения: в сферу правильного (нормативного) употребления включается и такая важная коммуникативная разновидность языка, как обиходное общение, т.е. разговорная речь. Так социальная интеграция общества, характерная для послефеодальной истории, обусловливает растущее языковое единство этнического коллектива. 
4.2. Является ли язык обязательным признаком этноса? Старинный синкретизм значений 'язык' и 'народ' в слове язык, восходящий еще к старославянским текстам, известен языкам различных семей: индоевропейским (например, лат. lingua; см.: Фасмер, IV, 550-551, со ссылкой на А.Мейе и А.Вайяна), финно-угорским (причем не только финскому или венгерскому, но и коми, марийскому), турецкому, некоторым языкам Африки. Эта семантическая двуплановость говорит о тесной связи понятий "язык" и "народ" в сознании людей: один народ – это те, кто говорит на одном языке, а язык – это то, на чем говорит народ, он объединяет народ и отличает его от других народов. Действительно, этнический и языковой принципы группировки народонаселения во многом совпадают и взаимосвязаны. 
Однако полностью они совпадали только во времена родовых общин. В дальнейшем этнические процессы (состоявшие в объединении ряда этносов в новые, более крупные и, наоборот, в разделении крупных этносов на несколько более мелких) и сходные процессы в истории языков часто не совпадали по времени, а иногда и по направлению. Тенденция к постоянному укрупнению этнических единиц проявляется в истории народонаселения с большей определенностью и силой, чем конвергенция (сближение) языков. 
Нередко один народ использует не один, а несколько языков. Так, в современной Швейцарии, которая является государством швейцарской нации, сосуществуют четыре языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Два языка – английский и ирландский – используют ирландцы. На двух сильно различающихся финно-угорских языках – мокшанском и эрзянском – говорит мордовская нация. 
В мире широко распространена асимметрия и другого рода: один язык используется несколькими или многими народами. Так, на английском языке говорят англичане, американцы, канадцы, австралийцы, южноафриканцы; в 19 странах Африки английский признан официальным (в ряде случаев – наряду с каким-нибудь другим языком); он также является вторым официальным языком Индии (после хинди). На немецком говорят немцы и австрийцы; на испанском – в Испании, 20 странах Латинской Америки и на Филиппинах; на португальском – в Португалии, Бразилии; в 5 африканских государствах португальский является официальным языком. Три южнославянских народа – сербы, черногорцы и боснийцы – говорят на сербском языке. В Российской Федерации на карачаево-балкарском языке говорят два тюркских народа – карачаевцы и балкарцы; один язык у кабардинцев и черкесов – кабардино-черкесский (иберийско-кавказская языковая семья). Языковые ситуации в Африке, Азии, Океании еще дальше от однозначного соответствия "один этнос – один язык". 
В количественном соотношении языков и народов на Земле наблюдается резкая асимметрия: языков значительно больше, чем народов. Большая Советская Энциклопедия (3-е изд.) определяет количество языков в интервале от 2,5 до 5 тыс.* В то же время разных народов на Земле (по данным на 1983 г.) около 1 тыс. (Брук, 1986, 90). По-видимому, в дальнейшем диспропорция между количеством языков и количеством народов мира будет возрастать. 
* 100-процентное расхождение вызвано трудностями разграничения языка и диалекта, в особенности для бесписьменных образований. Общее количество языков и диалектов на Земле около 30 тыс. (см.: Языки и диалекты мира: Проспект и словник. M.: Наука, 1982. С. 11). 
Таким образом, в этно-языковых ситуациях Нового времени язык не может рассматриваться как бесспорный определитель этноса. 
Обязательным и достаточно четким признаком этноса является этническое самосознание, т.е.   п р е д с т а в л е н и е некоторой группы людей о себе как о   н а р о д е. Этническое самосознание – это самоопределение (самоидентификация) народа: группа людей считает себя народом, т.е. такой общностью людей, которая отличается от других народов и иных человеческих общностей (сословий, партий, союзов государств). 
4.3. Этносы и религиозная принадлежность. Если в эпоху древних государств и средних веков этно-языковые различия между людьми и странами заслонялись вероисповеданием, то в Новое время среди народов Европы, Америки, Южной и Восточной Азии, в Африке к югу от Сахары этничность ("национальность") осознается как более весомое, более информативное измерение, чем конфессиональная принадлежность. Однако не так в исламском мире: вероисповедание понимается мусульманами как главная, определяющая черта человека или этнической общности. 
Современные этносы наследовали ментальные и культурные традиции своей религии, однако эти традиции носили и носят преимущественно н а д э т н и ч е с к и й характер. Однонациональные религии (такие, как иудаизм евреев, синтоизм японцев или армяно-григорианская церковь Армении) – достаточно редкое явление. Обычно одну религию исповедуют несколько или много народов. 
Таковы прежде всего основные мировые религии (буддизм, христианство, ислам) и некоторые локальные религии, вышедшие за пределы одного этноса (например, индуизм исповедуют не только в Индии, но и в Непале, Шри-Ланка, Индонезии; конфуцианство, кроме Китая, – также в Корее, Таиланде; зороастризм – в Иране и Индии). С другой стороны, в современном мире достаточно обычно сосуществование в рамках нации нескольких конфессий. Так, среди белорусов и украинцев есть православные, католики, униаты, протестанты; среди венгров – католики, протестанты (кальвинисты и лютеране), православные; среди египтян – мусульмане, христиане (католики, протестанты, униаты). Исключительное конфессиональное многообразие характерно для США, где зарегистрировано 260 церквей (точнее, деноминаций), в том числе 86 из них насчитывают свыше 50 тыс. последователей (Брук, 1986, 115). 
Конфессиональное единство народа сохраняют испанцы, итальянцы, литовцы, поляки, португальцы, французы, хорваты (в основном католики); датчане, исландцы, норвежцы, шведы (лютеране); греки, болгары, русские, румыны, сербы (в основном православные). 
В некоторых культурах один человек может исповедовать несколько религий. Например, в Китае, в зависимости от времени года и суток, характера религиозной настроенности или потребности, верующий обращается то к Конфуцию, то к практике даосизма или буддизма. В японском религиозном сознании уживаются синтоизм и буддизм. 
Очевидно, что вероучениям, которые могут сосуществовать в сознании одного человека, должна быть присуща высокая веротерпимость. Действительно, буддизм даже при зарождении, отличала редкая для восходящих религий толерантность. История буддизма не знает религиозных войн. Ни один храм чужой религии не был разрушен последователями Будды*. Веротерпимость буддизма (разумеется, в сочетании с собственно вероучением) способствует его привлекательности в современном мире. Буддизм позволяет, допустим, католику или лютеранину, не порывая с верой родителей, исповедовать и учение Будды. Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире (ср., например, Борхес, 1992, 360)**. 
* О ненасильственном распространении буддизма, например, в Японии см.: Конрад, 1980, 30-31; характерно и отсутствие конфронтации в н у т р и раннего японского буддизма: его отдельные течения не "боролись" друг с другом. 

** По расчетам проф. Р. Чиприано (приводимым в работе: Гараджа, 1995, 309), в 90-е гг. число последователей самых крупных религий было таким: 
христиане – 1 624 млн. 
мусульмане – 860 млн. 
индуисты – 656 млн. 
буддисты – 310 млн. 
Ср. существенно меньшие цифры, приводимые в справочнике: Народонаселение: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 380-383. 
В отличие от буддизма, теистические религии (иудаизм, христианство, ислам) не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу. 
Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в сфере смыслов, идей, образов, представлений) вклад религий в формирование культуры и менталитета народа огромен (подробно см. §7, 11-12). 

4.4. Конфессиональный признак в самоидентификации государств. В Европе и Америке сейчас нет государств, которые определяли бы себя по конфессиональному признаку (в отличие от Ирана, Мавритании и Пакистана, в официальное название которых включено слово исламский). Нет и межгосударственных объединений по религиозному признаку (за исключением Организации исламской конференции, куда входят 43 афро-азиатских государства и Организация освобождения Палестины). Вероисповедание все более становится частным делом человека, как и конфессии – независимыми от государства объединениями верующих. Поэтому вероисповедная принадлежность перестает быть внешней, формальной приметой определенного статуса государства или лица. 
В новое время процессы образования государств направляются преимущественно национальным, а не религиозным фактором. 
Нередко, однако, и сейчас вероисповедание может становиться основой объединения или, напротив, разъединения людей. Например, в Боснии и Герцеговине (сербская по языку республика бывшей Югославии) мусульмане считают себя особым этносом (боснийцы-мусульмане) именно по конфессиональному признаку. Конфессиональные различия во многом определили конфронтацию 1991-95 гг. хорватов (католиков) и сербов (православных); столкновения ирландцев (католиков) и англичан (протестантов) в Ольстере; нескольких христианских (арабских) и нескольких мусульманских (также арабских ливанских и палестинских) общин в Бейруте. 
Таким образом, на современной карте мира расселение людей различных вероисповеданий в целом соответствует исторически сложившейся географии религий и не совпадает с границами языков, этносов и государств.