Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык... 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вы зрите лист и цвет на древе:10 Иль их садовник приклеил?Иль зреет плод в родимом чревеИгрою внешних, чуждых сил?.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Они не видят и не слышат,Живут в сем мире, как впотьмах,Для них и солнцы, знать, не дышат20 И жизни нет в морских волнах. Лучи к ним в душу не сходили,Весна в груди их не цвела,При них леса не говорилиИ ночь в звездах нема была! 25 И языками неземными,Волнуя реки и леса,В ночи не совещалась с нимиВ беседе дружеской гроза! Не их вина: пойми, коль может,30 Органа жизнь глухонемой!Увы, души в нем не встревожитИ голос матери самой!
Источник: http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/stihi/tom1/stih-65.htm
Примечания
"Не
то, что мните вы, природа..."
Автограф неизвестен. Впервые напечатано в С, т. III, 1836,
стр. 21-22. Запрещенные
цензурой 2 и 4 строфы заменены здесь точками. Перепечатано Некрасовым
(без точек вместо отсутствующих строф) с пропуском 3 и 4 стихов первой строфы и
исправлениями 1 и 3 стихов последней в С, т. XIX, 1850, Ќ 1, отд. VI, стр.
65-66. Вошло в С, т. XLIV, 1854, стр. 9-10, изд. 1854 г., стр. 15 и изд. 1868 г., стр. 18. Печатается
по списку с поправками Тютчева в СТ (ЦГАЛИ, 505/54, стр. 12-13), но с
восстановлением по первопечатному тексту точек на месте пропущенных строф. См.
"Другие редакции и варианты", стр. 244.
Написано не позднее апреля 1836 г., так как в начале
мая этого года послано Тютчевым И. С. Гагарину.
Д. Д. Благой высказал мысль о том, что "полемическая
направленность этого стихотворения Тютчева имеет двойной адрес": с одной
стороны, оно имеет в виду теологические традиционно-церковные представления,
подчиняющие законы природы божественной воле, с другой стороны -
"вульгарные механистические представления о природе как о голом механизме,
бездушной машине" (Д. Благой. Литература и действительность. Вопросы
теории и истории литературы. М., 1959, стр. 446).
По-видимому, пантеистическое мировоззрение поэта,
неприемлемое с ортодоксально-церковной течки зрения, наиболее отчетливо было
выражено в недошедших до нас строфах стихотворения, обративших на себя внимание
цензуры. 14 июля 1836 г.
Петербургский цензурный комитет утвердил предложение цензора А. Л. Крылова,
рассматривавшего рукопись III тома С, об исключении этих строф. Пушкин, со
своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками.
Отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же
недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. См.
"Временник Пушкинского Дома". Пг., 1914, стр. 14; А. С. Пушкин. Полн.
собр. соч., т. 16. Изд-во АН СССР, 1949, стр. 144; Е. Рыскин. Из истории
пушкинского "Современника". "Русская литература", 1961, Ќ
2, стр. 199. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в
стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти. См. ЛН,
т. 19-21, 1935, стр. 377.