Киевский детинец — город Владимира — колыбель древнеславянской столицы.Он почти со всех сторон имел естественные преграды — склоны гор и оврагов. Это позволило очень удачно расположить Софийские, Михайловские и Киевские ворота.Об их облике можно достаточно подробно судить исходя из исследований замечательного украинского археолога и ученого, профессора Ю. С. Асеева. Изначальный деревянный облик городских ворот подвергся тщательному изучению и анализу, что позволило убедиться в том, что сруб стал незаменимой, оправдавшей себя деревянной техникой, в которой изначально были исполнены не только ворота, но и все киевские оборонительные сооружения.
Конструкция Киевских (древнейших), а также Михайловских и Софийских (Батыевых) ворот изначально создавалась из дерева и состояла из клетей,возведенных в два яруса, с над вратными боевыми башнями-стрельницами, которые венчали пирамидообразные крыши с удобными площадками для стрельбы из луков и самострелов (древнерусских арбалетов). Лишь позже, к 1017–1026 гг., Софийские ворота были разобраны и вновь возведены из плинфы и камня, став главным въездоми ключевым узлом обороны города Владимира.
Из трех ворот города Ярослава, двое — восточные (Лядские) и западные (Львовские) — были деревянными, и возводились из дуба в три яруса с подъемными мостами и опускающимися решетками, так как им отводилась особая роль в оборонительной системе древнего Киева. Они органично вписывались в новую,центральную часть древнего Киева — город Ярослава, строительство которого началось в 1037 году.
Обстоятельства и время требовали создания более мощных оборонительных укреплений, поскольку с запада и юга большие участки города оставались открытыми. Линия укреплений города Ярослава шла по отрогам Старокиевской горы на запад — от современной Владимирской улицы, вдоль Большой Житомирской до Львовской площади, где находились западные Львовские ворота. Перед ними располагались богатые торговые предместья. От ворот шел тракт — Дорожище, или Дорогожичи, отсюда развертывались пути на запад (через Белгород), север (Вышгород) и северо-восток (через Вышгородскую переправу). Далее оборонительные укрепления резко поворачивали на юго-восток и тянулись по западным отрогам Старокиевского плато вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, выходивших на заболоченную пойму реки Лыбедь.
В городе Ярослава четко прослеживается ось, идущая с запада на восток от Золотых до Софийских ворот города Владимира,ее продолжением становится главная улица детинца, ведшая от Софийских ворот до Бабиного торжка.
Предместий перед Золотыми воротами не было, и важные пути через них не проходили: их сооружение больше носило характер центра триумфального городского фасада, обращенного на юг, в сторону Царьграда. О них сохранилось значительно больше данных: во-первых, летопись сообщает, что над ними была построена Благовещенская надвратная церковь; во-вторых, сохранились рисунки 1651 г. голландского художника А. Вестерфельда, изображающие руины каменных Золотых ворот с остатками перекрытий и частями надвратной церкви. Кроме того, сохранились нижние части стен памятника, раскопанные в 1837 г. и восстановленные в предполагаемом первоначальном виде в 1981–1982 гг. Этих данных достаточно,чтобы представить в общих чертах первоначальный облик этого сооружения.
Структура Золотых ворот представляется так. В рядах городен, возведенных уже на значительную высоту, был оставлен проезд шириной в 10,05 м. В проезде между двумя рядами клетей выстроены две стены смешанной кладкой с некоторыми особенностями: из кирпича и камня вкладывали лишь лицевую(обращенную к проезду) сторону, а промежуток между деревянными срубами и этой кладкой забучивали известковым бетоном, что несколько напоминает римскую технику. На обращенных к валам поверхностях кладки хорошо видны следы оттесаных на шесть кантов бревен срубов. Под подошвой фундаментов стен обнаружена обычная для древнерусских построек конца Х – начала ХI в. система деревянных колышков. Цоколь стен с обрезом в 25 см имел высоту около 75 см. Стены внутри проезда членились пилястрами. Ширина проезда ворот между пилястрами составляла 6,4 м. Пилястры на высоте около 10 м завершались арками, на которых были возведены коробковые своды перекрытия.
На уровне около 5 м от древнего уровня проезда видны ряды гнезд от толстых деревянных балок, насквозь пронизывающих толщу стен. Назначение этих балок точно не установлено, но наиболее вероятным можно считать, что они поддерживали боевой настил, подобный тому, который существовал в Золотых воротах во Владимире.
На одной из миниатюр Радзивилловской летописи изображены ворота древнего Переяслава с боевым балконом над ними и заборолами, стоящими на таком настиле. Остается не ясным, как в киевских Золотых воротах попадали на этот настил: возможно, туда вела лестница в толще несохранившейся части западной стены, как это было во Владимирских воротах.
О том, какой была надвратная церковь Благовещения, летописи и позднейшие хроники говорят, что по ее типу были построены Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря (1108 г.) и церковь Золотых воротах во Владимире (1164 г.). Она представляла собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм,защищенный со сторон проезда ворот боевыми площадками с каменными бойницами.
Сведения о церкви очень важны, так как она является первым примером такого архитектурного решения. Исследования Золотых ворот доказывают, что ее богатый интерьер украшали мозаики и фрески.Найденные кубики настенной смальты и фрагменты фресковой штукатурки — наглядное тому подтверждение.
Обломки керамических сосудов-голосников позволяют считать, что в ее перекрытиях употреблялись облегченные конструкции сводов и забутовок, а фрагменты кирпичей (плинф) с заостренными и закругленными краями указывают на наличие профилированных пилястр и поребрикового (зубчатого) орнамента не только церкви, но и всего сооружения.
В декабре 1240 года все ворота древней столицы подверглись беспощадному разрушению, выдержав основной экзамен времени— удар наступающих монголо-татар. Хорошо известно, что киевляне успели возвестив пределах города Владимира новую оборонительную линию, надеясь остановить и удержать захватчиков. И несмотря на невероятные усилия, хотя не надолго, все же их остановили. Последним основным узлом обороны стали каменные Софийские ворота, сравнительно небольшие, но прочные, они после падения Киева были разрушены до основания монгольскими завоевателями.
Такая же участь постигла Лядские ворота, по которым Батый нацелил свой основной удар. Судя по сохранившимся летописным источникам, после Батыевого погрома в Киеве не осталось ни одних уцелевших укреплений, тем более ворот.
1240 год стал последним годом расцвета киевской городской градостроительной архитектуры. Древний Киев, один из красивейших городов Европы, пришел в полный упадок, оставив потомкам немногие уцелевшие памятники своего былого величия.
И вот, минуя почти тысячелетие,возрождены парадные Золотые ворота, в пределах города Владимира кладкой на асфальте обозначено место нахождения Софийских ворот, раскопаны и законсервированы археологами разрушенные до основания Лядские (Батыевы) ворота. Медленно возрождаясь, Киев обретает свое былое величие, вновь утверждаясь столицей некогда могущественного государства — Киевской Руси.
Коментарі
Гість: Тираъ
124.09.12, 00:39
Святобор
225.09.12, 22:09Відповідь на 1 від Гість: Тираъ