Скоро Коляда - языческий праздник зимнего солнцеворота
- 18.12.10, 13:20
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименный бог. Празднуется в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря) - не всегда в один и тот же день, как и все остальные главные славянские праздники (Купала, Масленница), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями.
Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого. В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.
Колядки в Україні, художник Константин Трутовський, 1864 р.
После распространения христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, праздник растягивается на всю неделю, а после приравникается к Рождеству Христа (25 декабря). Ритуальные древние обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгут костры, а юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходят по дворам, поют колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.
“Народный календарь” А. Стрижева говорит следующее:
Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.
Святки в деревне. Коляда. Гравюра. Начало 1880-х гг.
Кроме этого, в Белоруссии и Украине существует также особый тип прославлений - щедривки. Они представляют свой особый размер и стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о “щедром”, богатом годе.
Традиция празднования Коляды существует не только в восточнославянских странах, но и западнее - в Польше, Чехии, Словакии, на Балканах. Там и поныне общее для всех славян слово “коляда” хранит в себе историю этого чудесного и весёлого праздника.
Коментарі
azubr
118.12.10, 13:31
+
Гість: Рус с kija
218.12.10, 13:55
CAPMAT_3M
320.12.10, 10:00
Спасибки за ценную информацию