хочу сюди!
 

Людмила

49 років, риби, познайомиться з хлопцем у віці 46-60 років

Собор святого Петра, Ватикан и площадь святого Петра, ч.2

ИНТЕРЬЕР

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором св. Петра. (38 на плане собора.) Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. В Риме его называют "cupollone" ("куполище"). По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни ("Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam mean et tibi dabo claves regni caelorum" Мф 16:18).) со словами Христа: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Купол поделен на 16 секторов и 6 горизонтальных ярусов. В самом низу изображены 16 римских пап, похороненных в соборе. В следующем ярусе изображены Иисус Христос, Богоматерь и апостолы. В прямоугольных рамках изображены анлелы, держащие орудия страстей Господних. В круглых медальонах - херувимы и серафимы. Далее - ангелы, охраняющие могилу Св. Петра, и крылатые ангелы. В самом центре купола изображен Бог-отец. Вокруг надпись по-латински: "S. PETRI GLORIAE SIXTUS PP. V.A. MDXC PONTIF. V." ("К славе Св. Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата"). Картоны для мозаичной отделки верхней части купола были изготовлены с 1603 по 1612 художником Giuseppe Cesari, известного как Cavalier d'Arpino. По мере изготовления картонов лучшие мозаичисты того времени - Turchi, Torelli, Rossetti, Abatini, Serafini под руководством Provenzale - изготавливали мозаику купола. В создании изображений евангелистов , ангелов, декоративных украшений принимали участие художники: Giovanni De Vecchi, Cesare Nebbia, Cristoforo Roncalli, Giovanni Guerra, Cristoforo Pomarancio, Marcantonio Bosco, Ercole da Fano. Известно, что в работах принимал участие Orazio Gentileschi, но документально это не подтверждено. К основанию купола ведет пологая лестница и лифт. Стены лестничного прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница выводит на внутренний, опоясывающий купол внутренний балкон, с которого можно видеть всю алтарную часть собора. Под куполом расположились ватиканские мастерские, сувенирные лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп "Кровля Святого Петра". Отсюда можно попасть на вершину купола, откуда открывается круговая панорама Вечного города и его окрестностей. Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия (длина ручки Матфея - 9 футов), Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - так называемые "апокалиптические звери", о которых св. Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога. Купол опирается на четыре мощных столба. Первый камень нового собора папа Юлий II заложил 18 апреля 1506 г. в основание одного из этих столбов (со статуей Св. Вероники). На фото видна статуя Св. Лонгина, а справа - Св. Петра. В 1624 г. Урбан VIII заказал Бернини создать 4 лоджии в этих столбах для хранения реликвий. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. Ниже лоджий в нишах столбов стоят огромные статуи, соответствующие реликвиям, хранившимся в лоджиях. В настоящее время часть этих реликвий находится в других местах.

(31 на плане собора.) Статуя апостола Андрея Первозванногою Автор: Francois Duquesnoy, 1635 г., реликвия - голова святого. Реликвия была привезена в Венецию Thomas Palaiolagos, последним правителем Morea, спасавшимся от турецкого вторжения на Пелопоннес, и подарена Пию II (1460). Как знак дружбы с греческой православной церковью в 1966 г. папа Павел VI преподнес реликвию в дар церкви Св. Андрея в городе Patras, где святой умер. (33 на плане собора.) Статуя Св. Лонгина. Автор: Бернини, 1635 г., реликвия - копье Лонгина. Как и его предшественники, папа Иннокентий VIII пытался остановить вторжение турок, но это ему удалось без крестового похода, который он планировал совершить. Pierre d'Aubusson захватил в плен Djem, брата и соперника султана Баязида II. Султан и папа заключили в 1489 г. соглашение, по которому Djem находился в плену в Риме, а султан покинул Европу и каждый год платил выкуп. В 1492 г. Баязид подарил папе фрагмент копья, которое, как считалось, принадлежал сотнику Лонгину (сведения из saintpetersbasilica.org).
(34 на плане собора.) Статуя Св. Равноапостольной царицы Елены, реликвия - частицы Животворящего креста. Автор: Andrea Bolgi, ученик Бернини, 1635 г. По сравнению с работами Бернини эта статуя выглядит более статичной. Многие фрагметы Святого Креста, хранившиеся в соборе, были подарены другим церквям. Поэтому папа Урбан VIII решил частицы, хранившиеся в церкви St Anastasia и соборе Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (итал. Santa Croce in Gerusalemme, что значит «Святого Креста в Иерусалиме» — одна из семи паломнических церквей Рима, расположена к югу от Латерана), переместить в собор Св. Петра. (35 на плане собора.) Статуя Св. Вероники. Автор: Francesco Mochi, 1629 г., реликвия - часть плата с изображением Иисуса Христа.
Лонгин (лат. Longinus) — Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что "воистину - это Сын Божий" (Мф. 27,54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.) После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома - тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла. Копье Лонгина В различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьем Лонгина, либо его фрагментом. Ватиканское копье Хранится в Соборе святого Петра в Риме. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с V века. В 615 Иерусалим был захвачен персами и меньшая часть наконечника (острие) была передана в Константинополь. В 1244 Болдуин II продал эту часть наконечника королю Франции. Во время Великой французской революции эту реликвию перенесли в Национальную библиотеку, откуда она и исчезла. Большая часть наконечника попала в Константинополь в 8 в. Когда Константинополь пал, наконечник попал в руки турок. В 1492 г. султан Баязид II преподнес наконечник в дар папе римскому, чтобы брата султана христиане держали в заключении, поскольку султан хотел избавиться от соперника. Армянское копье Эта реликвия находится в Армении, в сокровищнице Эчмиадзина (новое название Вагаршапат). Там оно хранится с XIII века; до этого находилось в Гегардаванке (Армения), куда было привезено, как считается, апостолом Фаддеем. (Гегардаванк дословно переводится как «Монастырь копья».) Армянские верующие утверждают, что учеными Великобритании доказано, что лишь армянское копье является настоящим и относящимся к I веку н. э. (Арташес Андреевич, большой привет!) Краковское копье После исследования оказалось копией венского копья. Венское копье Венское копье ведет свою историю со времен Оттона I (912—973 годы). Оно характеризуется вкраплением металла, считающимся гвоздем с распятия. Копье вместе с другими атрибутами императорской власти с конца 18 века хранится в палате сокровищ Венского дворца. В 1938 году, после аннексии Австрии, обербургомистр Либель (Willy Liebel) перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти, которые он выставлял в течение года в церкви св. Катарины. Обстоятельства перевоза атрибутов императорской власти из Вены в Нюрнберг и их возвращение Австрии генералом Джорджем Паттоном, обросли многочисленными легендами. Святая Равноапостольная царица Елена, Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250—330 гг.) — мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых был обретён Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной — чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина). На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается: • в православной церкви — 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю); • в католической церкви — 18 августа; • в лютеранской церкви — 21 мая; • в коптской церкви — 9 пахона. Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова. Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей. 27 февраля 272 года Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно. В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра. Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318—319 гг. в Фессалонике. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь — Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене). В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес. Дело в том, что Фауста обвинила Криспа, сына Константина, что он ее изнасиловал. И Крисп был убит. Похоже, что обвинения Фаусты были ложными. В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество. В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак. За время пребывания на Святой Земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий. Список приписываемых Елене построек имеет позднее происхождение и содержится в её житии, написанном в VII веке. Более ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают лишь о постройке Еленой трёх церквей: на Голгофе, в Вифлееме и на Елеонской горе. Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий. Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына». После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил: «тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…» В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленый для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана. Пятое воскресение Великого поста. Показ плата Св. Вероники в соборе. Св. Вероника, в христианских преданиях, благочестивая еврейка, сопровождавшая Христа на его пути на Голгофу и давшая ему, изнемогавшему под тяжестью креста, который он нес на плечах, льняной платок, чтобы он мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. «Плат Вероники», считающийся подлинным, хранится в соборе св. Петра в Риме. Существует ряд преданий, призванных придать образу св. Вероники исторические черты. По одной из легенд, впоследствии она проповедовала христианство на юге Галлии. В других легендах ее называют греческой царевной или отождествляют с Марфой, сестрой Лазаря. В Италии существовала легенда, согласно которой она исцелила императора Тиберия с помощью своего плата с нерукотворным образом Спасителя. Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное лат. vera icon («подлинный образ») – так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о св. Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к 4 или 5 в.Милосердное деяние Вероники вспоминается во время шестой остановки на Крестном пути. Память совершается в Православной церкви 12 июля (по юлианскому календарю), в Католической церкви 4 февраля. источник: niistali.narod.ru
2

Коментарі

Гість: Старый_лентяй

17.02.12, 16:16