Коза

Суфийская притча

Некогда была на свете страна, где почти совсем не знали коз. Надо заметить, что слышали о них все, однако до тех пор коз никогда ещё туда не завозили. Вот почему поголовно все в этой стране так много думали и размышляли о козах.

Недостаток достоверных сведений не мешал учёным той страны собирать, сравнивать, отсеивать и преувеличивать все обрывки сведений, которые к ним попадали. Те, кого увлекала идея существования коз — что вполне естественно при таком положении дел — звались «верующими».

В результате сосредоточения интеллектуальной и эмоциональной жизни вокруг изучения коз, буквально каждый считал себя обладателем основательного знания о них. Некоторые полагали даже, что последнее слово в области знания о козах уже сказано.

В один прекрасный день границу этой очаровательной страны пересёк человек. Он вёл с собой козу.

— Она наша по праву! — заявили священнослужители-«козопоклонники».

— Она наша, мы будем изучать её! — объявили учёные-«козологи».

— Она наша, мы съедим её! — завопили остальные — те, кто не смог придумать ничего лучше.

Обладатель козы изумился и сказал:

— С какой это стати она может быть вашей, когда она моя? Если она так вам нравится, купите её у меня и делайте с ней всё, что хотите.

Кто-то взвизгнул:

— Как можно продавать нечто столь значительное и редкое, как коза?

И по этой, а также по другим причинам было решено, что данное животное — не коза. Но одновременно это, естественно, означало, что его обладатель — мошенник. Животное выглядело именно так, как, по их сведениям, должна выглядеть коза, но это, несомненно, была фальшивка.

Учёные и законники постановили, что этот человек должен быть наказан, и бросили его в тюрьму.

Козу поместили на помост, дабы проверить её сверхъестественные свойства, а также для изучения общественного мнения по её поводу. Лишённая пищи, она стала чахнуть и, в конце концов, издохла. Это послужило доказательством того, что она не являлась подлинной козой, и что это животное было для жителей данной страны бесполезно.

Четыре дурака

Индийская притча

Однажды падишах проводил время в беседе с Бирбалом, и вдруг ему в голову пришла мысль: «На свете нет числа дуракам, но мне хочется увидеть четырёх самых глупых, чтобы глупее их никого не было».

— Бирбал! Сыщи мне четырёх глупцов, да таких, чтобы глупее их никого не было.

Бирбал пошёл исполнять приказ Акбара. Шёл он, шёл по дороге и вышел за городские ворота. Вскоре Бирбалу встретился человек, который не шёл, а бегом бежал. В руках человек держал блюдо со сладостями и бетелем, лицо его светилось радостью.

— Почтенный, куда это ты спешишь, от радости ног под собой не чуя? И кому несёшь все эти вкусные вещи? Задержись ненадолго и открой мне свою тайну, — сказал Бирбал.

Сначала человек отказался, боясь опоздать, но Бирбал стал настаивать, и тот нехотя ответил:

— Я действительно опаздываю, но раз вы так просите, придётся объяснить. Моя жена вышла замуж за другого. Она родила от него ребёнка, и как раз сегодня они празднуют двенадцатый день его рождения (на двенадцатый день исполняются торжественные обряды). Меня пригласили на праздник, и я несу подарки.

Бирбал назвал себя и задержал человека.

— Иди со мной. Когда я отпущу тебя, пойдёшь своей дорогой.

Человек испугался, услышав имя Бирбала, и волей-неволей пришлось ему идти с ним.

Пошли они вдвоём по дороге. В скором времени встретился им человек верхом на кобыле, державший на голове охапку травы. Бирбал спросил у всадника:

— В чём дело, братец, почему ты взвалил груз себе на голову, а не на спину кобыле?

— Видите ли, какое дело, ваша милость, кобыла у меня жеребая, а в такое время её негоже тяжело нагружать. Ведь она уже везёт меня, разве этого мало?

Бирбал и этого человека привёл к падишаху.

— Владыка мира! Вот все четыре дурака и в сборе.

— Но я вижу только двух, — ответил падишах.

— Третий — это вы, ваше величество, которому невесть зачем понадобилось увидеть таких редкостных глупцов, а четвёртый — я, который разыскал их и привёл к вам.

Ответ Бирбала рассмешил падишаха, а когда он узнал о глупых поступках тех двух, то хохотал до слёз.

Сила мысли

Даосская притча

Однажды могучий воин пришёл к Птице — Хранительнице Чёрного Камня за советом.

— Я хочу стать сильнее, — сказал воин, — что для этого надо сделать?

— Подними эту скалу, — попросила Птица, но воин не смог выполнить её просьбу.

— Сила твоих мыслей таится в груди, — сказала Птица, — поэтому тебе тяжело поднимать скалу. Ты неустойчив и слаб. Попробуй опустить силу мыслей в ноги, для чего представь себя деревом, а стопы — корнями…

Воин последовал совету Каменной Птицы и без труда поднял скалу.

Мало иметь в себе силы — нужно ещё уметь ими управлять.

Научись лазить по деревьям!

Притча от Александра Лебедева

Однажды Дань Шэнь шёл по дороге и увидел человека, сидящего под деревом. Человек сказал:

— Я не ел целый день, дай мне чего-нибудь!

— Но у меня ничего нет, — ответил Дань Шэнь.

— Тогда не мог бы ты залезть на дерево и собрать для меня немного плодов, так как я не умею лазить по деревьям?

Дань Шэнь уже было собрался подняться на дерево, но спросил:

— А что же ты ел в последний раз?

— Добрый человек залез на дерево и угостил меня.

Тогда Дань Шэнь пошёл прочь со словами:

— Мне будет проще, если ты научишься лазить по деревьям!

Содержимое одно, но вместилища разные

Ведическая притча

Как-то гуру, сидя со своими учениками, сказал: «Гурубрахма шишъябрахма сарвамбрахма» (учитель — Брахман, ученик — Брахман, всё — Брахман), подразумевая, что всё в этом мире есть Брахман. После этого урока один ученик, до того всегда почтительно приветствовавший гуру, перестал вставать при его появлении. Гуру спросил о причине столь странного поведения, и ученик ответил, что поскольку, по словам гуру, всё есть Брахман, значит, не существует разницы между учеником и учителем.

Гуру почувствовал, что сказанное им вернулось к нему бумерангом, и решил преподать ученику урок. Он подошёл к доске и написал, теперь уже раздельно: «Гуру брахма шишъя брахма сарвам брахма». Потом он сказал:

— Вы видите, что, хотя слово Брахман во всех трёх словосочетаниях повторяется, слова гуру, шишъя и сарвам (учитель, ученик, всё) — разные. Только если все эти три слова станут одинаковыми, вы сможете сказать, что все равны и едины. Поэтому пока вы не почувствуете эту «одинаковость» на практике, ученик останется учеником, а учитель — учителем, и ученику не следует уклоняться от того, чтобы выказывать уважение к учителю. Содержимое — одно, но вместилища разные.

Утёнок

Суфийская притча

Суфийский святой Табризи рассказывал о себе такую историю:

С детства меня считали неудачником. Никто, казалось, не понимал меня. Даже отец сказал мне однажды:

— Ты вроде и не идиот, чтобы отдать тебя в сумасшедший дом, но и не слишком набожен, чтобы отдать тебя в монастырь. Что мне с тобой делать?

Я ответил:

— Утиное яйцо как-то положили под курицу. Когда из яйца вылупился утёнок, он пошёл за курицей на край пруда и прыгнул прямо в воду. Бедная курица стала испуганно и беспомощно кудахтать на берегу. Послушай меня, дорогой отец, я вошел в океан и нашёл там свой дом. Разве я виноват в том, что ты решил оставаться на берегу?

Смех над соседом

Даосская притча

Цзинский царь выступил для соединения с союзниками, чтобы напасть на царство Вэй. Царевич Чу поглядел на небо и рассмеялся.

— Отчего смеёшься? — спросил царь.

— Я, ваш слуга, смеюсь над соседом, — ответил царевич. — Он проводил жену к её родителям, а по дороге заметил женщину, собиравшую листья шелковицы. Она ему понравилась, и он стал с ней заигрывать. Но тут обернулся и поглядел вслед своей жене: её тоже кто-то манил. Над ним ваш слуга и смеётся.

Царь понял намёк, остановил войско и повёл обратно. Не успел он дойти до дома, как напали на северную окраину его царства.

Где всё это начинается

Суфийская притча

Некий суфийский Мастер прогуливался со своим учеником по деревенской дороге.

Ученик сказал:

— Я знаю: лучшим днём в моей жизни был день, когда я решил отыскать вас и открыл, что с помощью вашего Присутствия могу найти себя.

Суфий возразил:

— Решение — будь оно за или против чего-либо — вещь, которую ты не можешь знать, пока не узнаешь доподлинно. Покуда ты думаешь, что знаешь его, у тебя нет возможности его узнать.

Ученик произнёс:

— Смысл того, что вы говорите, от меня скрыт, утверждение ваше темно и намерение завуалировано. Я не в состоянии постичь этого.

Мастер промолвил:

— Буквально через несколько минут ты увидишь нечто, показывающее настоящую цену и решений, и того, кто их принимает.

Вскоре они подошли к лугу, на котором крестьянин занимался тем, что бросал палку собаке.

Суфий сказал:

— Я сосчитаю до пяти, и он бросит собаке сразу три палки.

И точно: как только он произнёс «пять», человек сломал три ветки и швырнул их собаке, хотя суфий с учеником находились там, где он не мог их слышать, равно как и видеть.

Затем суфий промолвил:

— Я скажу «три», и он сядет.

И как только он досчитал до трёх, человек действительно внезапно сел на землю. Теперь уже ученик, преисполнившись изумления, спросил:

— А нельзя воздействовать на него так, чтобы он поднял руки вверх?

Суфий кивнул, и через секунду они уже наблюдали, как человек воздел руки к небу.

Ученик был глубоко поражён. Однако суфий сказал:

— Давай-ка подойдём и поговорим с ним.

Когда они приблизились к работнику и приветствовали его, суфий обратился к нему со словами:

— Скажи, почему ты велел собаке принести три палки вместо одной?

Крестьянин ответил:

— Я решил проверить: сможет ли она проследить за полётом более чем одной палки.

— Значит, это было твоё собственное решение?

— Да, — ответил человек. — Никто не велел мне этого делать.

— А почему, — спросил суфий, — ты вдруг сел?

— Я решил, что мне стоило бы отдохнуть.

— Кто-нибудь посоветовал тебе это?

— Здесь не было никого, кто мог бы мне это предложить.

— Ну а когда ты поднял руки вверх, почему ты это сделал?

— Я решил, что просто так сидеть на земле было бы с моей стороны проявлением лени, и почувствовал, что простиранием рук к небесам я докажу, что более работаю, нежели отдыхаю. То есть, что побуждение преодолеть лень возобладало во мне над ленью.

— Было ли это решение твоим собственным и ничьим больше?

— Здесь поистине не было никого, кто бы мог принять его за меня. И, кроме того, разве оно не вытекало из моих предыдущих действий?

Тогда суфий повернулся к ученику и произнёс:

— Непосредственно перед этим опытом ты говорил мне, что рад, что принял определённые решения, такие, к примеру, как разыскать меня.

Ученик безмолвствовал. Но заговорил работник. Он сказал:

— Знаю я вас, дервишей. Ты стараешься произвести впечатление на этого незадачливого юношу своими возможностями. Да только все эти ваши особые силы — не более чем мошенничество.

Самая удивительная вещь на свете

Притча неизвестного происхождения

Путник со своей семьёй пересекал пустыню. Изнемогая от жажды они, наконец, добрались до колодца. Но перед тем как зачерпнуть из него воды, путнику внутренний голос сказал, что вода в этом колодце отравлена. Но просьбы жены и детей были так настойчивы, что он поддался уговорам и напоил их. Не успел он зачерпнуть последний сосуд, чтобы напиться самому, как увидел, что вся его семья мертва. Тогда он взмолился Богу с просьбой вернуть ему умерших близких. Он плакал и негодовал о такой нелепой смерти, удивлялся, как такое могло случиться.

И тогда он услышал голос с Небес:

— Я верну тебе твою семью, если ты ответишь на вопрос: что на свете является самым удивительным?

Путник подумал немного и ответил:

— Самая удивительная вещь на свете — когда умирающий плачет над умершим. Те, кто каждую минуту сами могут умереть плачут над теми, кто уже умер, как если бы их слёзы возымели действие: то ли оживили бы мёртвого, то ли предотвратили бы их собственную смерть, а в жизни поступают так, как будто сами не умрут никогда.

Семье путника была возвращена жизнь.

Лавка светильников

Суфийская притча

Как-то тёмной ночью на пустынной дороге встретились два человека.

— Я ищу лавку, которая называется «лавка светильников», она должна быть где-то поблизости,— сказал первый человек.

— Я как раз живу в этих местах и могу показать тебе дорогу,— сказал второй.

— Я мог бы найти её и сам; мне были даны указания, и я их записал.

— Зачем же ты спрашиваешь меня?

— Просто так спрашиваю.

— Ты, видно, ищешь собеседника, а не помощи.

— Да, наверное, так и есть.

— Но ведь для тебя лучше было бы получить дальнейшие указания от местного жителя, раз ты так далеко зашёл, особенно потому, что дальше начинается очень трудный путь.

— Я полностью полагаюсь на первоначальные инструкции, которые помогли мне добраться сюда. Я не уверен, что могу доверять кому-либо ещё.

— Итак, ты был способен поверить первоначальной информации, но тебя не научили, как узнать того, кому следует доверять в дальнейшем?

— Да, это так.

— Есть ли у тебя ещё какая-либо цель?

— Нет, только найти лавку светильников.

— Не мог бы ты ответить на такой вопрос: почему ты её ищешь?

— Потому что мне было совершенно авторитетно сказано, что там, где имеются светильники, есть также и средства, помогающие человеку читать в темноте.

— Ты прав. Но это только предположение, а также обрывочная информация. Есть ещё предварительные требования. Знаешь ли ты об этом?

— Не понимаю, о чём ты?

— Предварительное требование к чтению с помощью светильников состоит в том, что ты уже должен уметь читать.

— Ты не можешь этого доказать.

— Конечно, в такую тёмную ночь.

— А что такое «обрывочная информация»?

— Обрывочная информация в данном случае состоит в том, что лавка светильников находится по-прежнему там же, где находилась всегда, но сами светильники унесены в другое место.

— Я не знаю, что такое «светильники», но мне кажется очевидным, что «лавка светильников» — это место, где их можно приобрести, поэтому-то её и называют «лавкой светильников».

— Ты прав, но дело в том, что понятие «лавка светильников» может иметь два различных значения: во-первых, это может означать «место, где можно приобрести светильники», а во-вторых, «место, где когда-то их можно было достать, но где их уже нет».

— Ты не можешь этого доказать.

— Знаешь, ты можешь показаться многим людям круглым идиотом.

— Тебя тоже многие люди могли бы назвать идиотом. Ты, вероятно, преследуешь скрытую цель посылать покупателей туда, где светильники продают твои товарищи, или, возможно, ты вовсе не желаешь, чтобы я приобрёл светильник.

— Я хуже, чем ты думаешь. Вместо того чтобы обещать тебе «лавку светильников» и поощрять твоё голое предположение, что там ты найдёшь решение своих проблем, я прежде всего проверяю, умеешь ли ты читать. Я желаю знать, приходилось ли тебе уже бывать поблизости от такой лавки или светильники приобретались для тебя каким-либо иным путём.

Двое печально посмотрели друг на друга и разошлись.