Часть 54. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Человек завтрашнего дня .
М. Лайтман: Вы хотите сказать, что мир изменился внешне: булочки, видимо, растут на дереве, мясо в кубиках приходит в холодильник и все приготовлено, как мы привыкли это видеть на столе. Я не вижу в этом ничего плохого. Мы приближаемся к состоянию, когда один процент населения мира сможет приготовить пищу для всех.
Л. С.: И что, люди не должны ничего знать?
М. Л.: Что изменится от того, что я в первом или втором классе изучу это в школе? Мы все-таки привычны, что хлеб – это буханка, лежащая на столе. Мы видим живых кур и петухов, но никто не знает, что с этим делать. Какой процесс должен пройти, чтобы колосья пшеницы или живые куры попали на стол? Я не думаю, что это нехорошо, и нам надо возвращать человека на несколько веков назад.
Л. С.: Не нужно возвращаться к работе с землей?
М. Л.: Нет. Мы должны принимать наше продвижение как естественное – идти вместе с ним. Если моему внуку что-то надо, он говорит: Пойдем в магазин. Он уже в два с половиной годика знал, что все – из магазина. Это нормально. В этих улучшениях, усовершенствованиях, которые позволяют все получить нажатием кнопки, нет ничего плохого. Человеку надо продвигаться, а это очень удобно. Я еще застал время, когда разные группы людей не хотели с такой легкостью принимать новшества. Например, так было и есть в религиозных общинах в американском штате Пенсильвания.
Л. С.: Они выглядят более счастливыми?
М. Л.: Это большой вопрос. Его трудно понять и исследовать, но жизнь гораздо сложней. Эти люди работают по 10-12 часов в день, минимум. Тяжелая физическая работа – сами должны выращивать и собирать урожай, машин не много. Почти как 500 лет назад используют конную тягу – конь, тележка. То, что у них есть подготовка и готовность получить удовлетворение от своего окружения, это хорошо. Их дети чувствуют, что родились в счастливом обществе, потому что так им все время говорят. Когда кому-то нужно построить дом, собирается вся деревня и за день ставят дом. В течение этого дня они не только вместе работают, но и проводят совместные трапезы, поют – праздник! Множество людей так живут. Хоть и не часто, но к ним приезжают гости. В этих общинах рост населения – положительный, потому что в каждой семье растут 10-14 детей. Почти идиллия, но я не думаю, что к этому возможен возврат.
Л. С.: Но в работе с землей есть определенное удовольствие, к тому же такая жизнь дает знания о естественных, природных процессах развития.
М. Л.: Я не думаю, что продвигающийся человек способен далеко уйти от новых технологий, сколько бы он ни сопротивлялся новшествам. Мы не можем все сделать для себя сами. Сколько усилий стоит сделать, например, костюм, рубашку? Сегодня это, практически, невозможно. Сегодня мы сами готовим пищу, хотя все можно купить в магазине. И, может быть, через несколько десятков лет в домах, в квартирах, не будет кухонь. Будет коробочка, в которую ставят некий полуфабрикат из магазина, она греет или охлаждает и придает еде тысячу разных вкусов. Может, все будет по-другому, но возврата к натуральному хозяйству, конечно, нет. Мы продвигаемся, и наш эгоизм продвигается, а значит, от нас требуют пользоваться всеми достижениями. Поэтому я не думаю, что это явление – отрицательное. Мы должны его принять, идти в ногу со временем и искать таких изменений, которые сделают хорошей нашу жизнь в этом мире.
Мы видим, что с развитием технологий мир приходит в упадок – человек больше страдает, чувствует себя во все бо льшем напряжении. Улучшая частную, личную жизнь, мы не улучшаем нашу общественную жизнь. И хотя пища готова за полчаса, грязные вещи стирает машина, но стала ли женщина свободной вследствие этого? Она работает, ей надо успеть сделать множество разных дел. Короче, мы заполняем свое время самыми разными занятиями и недовольны этим. Вопрос, я думаю, заключается в том, как организовать ту сторону жизни, которая имеет отношение к человеку. Есть в современной технологии вещи нехорошие, нездоровые – их нужно улучшать, а не просто вносить в дом. Но мы возьмем все лучшее. Я не против этого. Не думаю, что мы не довольны плодами технического прогресса.
Я изучал жизнь религиозных общин в Америке, специально проезжал через их поселения. Я видел людей, которые постоянно тяжело работают. Чтобы так жить, нужно быть очень большими идеалистами. Мы на них смотрим, как будто они с луны упали, потому, что в нас эгоизм все время растет. Они такие же люди, как и мы, у них такие же страсти, может быть, чуть менее искусственно развиты, потому что в их домах нет телевидения, радио и почти нет электричества. Они несколько оторваны от всего, но посторонние люди могут туда свободно войти. Есть магазины, рестораны, в которых продают плоды их труда. Американцы любят там бывать. Но тяжелая работа ради пропитания – это все-таки против тенденции развития.
Я думаю, если мы можем освободить себя от тяжелой работы, то зачем же это надо, почему? Да и тысячи лет назад примитивный человек жил очень свободно. Они не были все время озабочены пропитанием – выходили ловить добычу, которой им хватало на несколько дней. Они были привычны терпеть голод, как большинство животных. Например, такая пища как рыба. Наземные животные не часто находят ее в море. У них порог ощущения сытости и голода, наполнения и отсутствия пищи, совершенно иной, чем у нас. Мы каждые два часа желаем что-нибудь съесть – это просто отравление. Нам надо радоваться, что у нас есть свободное время. Если мы нормализуем, упорядочим наши потребности, то будем жить так, как люди жили 20–30 тысяч лет назад.
Неживой, растительный, животный уровни природы, находящиеся вне человека, тянутся к гармонии, балансу, потому что в этом заключается секрет успеха, покоя. В отличие от них человек развивается, и если в своем развитии он выходит из баланса, из гармонии, то ощущает проблемы. Человек все время находится в дисбалансе – развивается, меняет все вокруг себя. Он эгоист, хочет достичь успеха за счет других. Он внутренне беспокоен, потому что должен быть уважаемым в глазах других, властвовать, зарабатывать, преуспевать. И эти силы противодействия в человеческом обществе приводят к войнам, конкуренции, соревновательности. Я смотрю на соседа – его лужайка зеленее; гляжу на его жену, автомобиль или коня и мне кажется, что они лучше моих, красивее. Но не я сам так хочу. Это природа обязывает меня, подталкивает к гонке.
Вопрос стоит так: если мы все время хотим превосходить друг друга, находиться друг над другом, преуспевать друг за счет друга, придем ли мы к спокойному мирному образу жизни, сможем ли мы при этом быть в гармоничном состоянии, чтобы думать о завтрашнем дне спокойно, тихо, мирно, как дети? Мы пришли к очень нехорошему состоянию. Люди потеряли надежду, находятся на грани отчаяния, живут в огромном напряжении. Наркотики, депрессия – болезнь номер один в мире, увеличивается число разводов. Люди не желают видеть соседей, своих родных, близких, покидают детей или вовсе не хотят рожать и воспитывать их. Это нарастающее внутри нас эго достигает таких состояний, когда человек не чувствует связи с родителями. Сегодня 15 летние дети уже не хотят находиться в доме, да и родители отпускают их с легкостью. Нет связи между поколениями.
А что происходит с институтом брака? Я не хочу жениться, не хочу быть связанным с кем-то. Она будет на меня влиять, указывать мне, когда, что и как делать. Я вовсе не хочу этого домашнего надзора. На работе – нет выхода, там есть начальник, там подчиняться – это нормально, но дома? Да и жену я не очень терплю. Даже если я отдалился от всех, от себя-то я не могу отдалиться. У меня есть свой частный психолог, есть антидепрессантные успокоительные таблетки, я могу совершенно законно использовать какой-нибудь слабый наркотик. Так скоро будет, потому что человек чересчур напряжен, испытывает слишком большое давление окружающего мира. Вот на этом фоне и возникает проблема: он никого не может вытерпеть.
Через средства массовой информации мы пытаемся показать всем людям хороший, красивый образ жизни, приемлемый для всех: можно путешествовать на большие расстояния, отдыхать, ходить в театры и музеи, вечером выйти прогуляться. Но человек уже не способен наполнить себя этим, получить от этого удовольствие. И будущее наше не очень приятно: неоткуда получить наслаждение. Нет удовольствия ни от детей, ни от работы, с которой меня не сегодня-завтра могут уволить, поскольку конкуренция очень велика.
• Источник полностью: Человек завтрашнего дня + смотреть передачу ...
Коментарі
аналдр
129.09.14, 17:16
Всё это так, потому что нет у человека общего для всех СМЫСЛА ЖИЗНИ, нет юридической формулировки этого СМЫСЛА, нет ЗАКОНА о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, нет Государственной программы о внедрении СМЫСЛА ЖИЗНИ Гомо сапиенс во все аспекты нашего воспитания и использования ЕГО в отношениях с детства, в образовании, в производственных и семейных отношениях.
К Человеку Будущего без такой "революции" в идеологии человечества, где мы вернем себе право называться "Человеком Разумным", нельзя даже приблизиться без новой идеи Гомосапиенсизма. Это сверхзадача всех литераторов. Но решить эту задачу смогут только люди техники, а не социологи, политологи, теологи и прочие бесплодные обществоведы, не сделавшие для красоты человеческих отношений НИЧЕГО по сравнению с технарями, которые за 100 лет изменили мир.