В Киев прилетели малайзийские эксперты для участия в расследовании. И накануне же состоялся телефонный разговор главы МИД Лаврова и госсекретаря США Керри, они договорились использовать все влияние, чтобы заставить стороны украинского конфликта передать все доказательства по делу о крушении "Боинга" для беспристрастного, независимого и открытого международного расследования. Черные ящики найдены буквально несколько часов назад. И сейчас специалисты спорят – кто и из чего мог сбить лайнер. В том, что он сбит, сомнений нет ни у кого. Российское Минобороны заявило, что на территории Украины незадолго до катастрофы было зафиксировано срабатывание украинской радиолокационной станции под Донецком.
Источники в Пентагоне утверждают, что ракета была запущена с территории, контролируемой ополченцами, но никаких доказательств не приводят. Зато президент Порошенко через считанные минуты после катастрофы уже назвал ее терактом и всю ответственность возложил на ополченцев. Ополченцы уверяют, что виновата украинская армия. При этом три недели назад они заявили, что захватили установку "Бук", но в нерабочем состоянии. Но силовики отчитались Порошенко – никаких украинских "Буков" никто не захватывал. Все на месте.
Здесь давно привыкли к войне, поэтому грохот над головой жители Грабово приняли поначалу за очередной налет украинской авиации. На камеры мобильников попал взрыв лайнера в момент падения. Следом гигантский столп черного дыма. На его фоне заметны более легкие обломки самолета – оставляя следы, они еще падают на землю. Примерную картину последних секунд полета можно восстановить только со слов очевидцев. Самолет, частично уже поврежденный, падая, дословно, "едва не задевал крыши домов". Многие вспоминают: крупные части лайнера будто кружили над деревней.
Маршрут, которым следовал "Боинг", установлен с ведома европейской диспетчерской службы – Евроконтроля. Министр транспорта Малайзии заявил, что из Амстердама в Куала-Лумпур "они всегда так летали". Киев хоть и закрыл небо над опасным Донбассом, но полеты выше 7900 метров предусмотрительно были разрешены. Все это, уверены специалисты, – заранее продуманная провокация.
Украине нужна была дискредитация ополченцев. Разве можно вести диалог с теми, кто сбивает пассажирский самолет?! Теперь карательную операцию можно продолжать, не оглядываясь на правила ведения войны и обвинения в истреблении собственного народа. И совсем неслучайно пару дней спустя Петр Порошенко призвал весь мир считать Донецкую и Луганскую республики террористическими организациями.
"Самолет находился в зоне службы движения Украины. Они до того получили флай-план, когда самолет вылетал. Если трасса опасная для выполнения полетов, он должен быть заранее предупрежден службой движения и должна быть предложена другая трасса", – говорит заслуженный летчик России, заместитель генерального директора летно-испытательного центра ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" Рубен Есаян.
Многие сразу обратили внимание на то, что даже ежедневно использующий эту трассу малайзийский "Боинг" в день трагедии почему-то изменил маршрут – летел гораздо севернее, примерно на 300 километров, как раз над опасными окрестностями Донецка. И ниже – на 600 метров. Прямо над местами боев, сообщило агентство "Рейтер", несмотря на запрос малайзийской стороны об эшелоне в 35 тысяч футов, украинские диспетчеры зачем-то потребовали от экипажа снизиться до 33-х, это чуть выше 10 тысяч метров. "Много дискуссий идет по отклонению. Летчики говорят, что это запросто, но отклонение 300 – для этого нужны объективные причины, грозовой фронт, притом это идет на согласование. Мы, к сожалению, не знаем диалога, который велся перед разрушением между летчиком и диспетчером. Диспетчер был с украинской стороны. Наши диспетчера еще не успели. Как раз должны были войти в контакт для того, чтобы вести уже по территории России", – сказал заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Андрей Кошкин.
Вероятно, многим просто необходимо, чтобы информация об обычном или все же странном отклонении от маршрута, до сих пор оставалась совершенно секретной. Сведения о том, кто изменил маршрут – сама авиакомпания перед рейсом или командир экипажа во время, и по какой причине, никак и никем не комментируются. Единственное, что сейчас ни у кого не вызывает сомнений, – самолет сбили. Но как именно – пока загадка. Возможно, ракетой системы "воздух-воздух", выпущенной с самолета украинских ВВС. Некий Су-25 видели местные жители. Но не все эксперты согласны с этой версией. "Су-25, при всем моем уважении к этой машине, не истребитель-перехватчик, он не мог догнать, встретить в лоб или зайти в хвост такому воздушному судну, как "Боинг", который выполнял полет выше практического потолка самолета Су-25", – сказал главком ВВС РФ в 1991-1998 гг. Петр Дейнекин.
Пожарные еще не потушили догорающие детали сбитого "Боинга", а Петр Порошенко уже назначил виновными ополченцев. Но ни крупнокалиберным пулеметом, ни ПЗРК – он стреляет максимум на 4 километра – летящий на 10-километровой высоте самолет просто не достать. Подходящих для этого мощных средств ПВО у Донецкой народной республики просто нет, иначе авианалетов украинской армии на города и села не было бы. Некая пусковая установка в захваченной военной части – об этом сообщали сами ополченцы – в нерабочем состоянии. Это в интервью "Украинской правде" подтвердило и Украинское Минобороны: "Управление прессы и информации Министерства обороны Украины сообщает, что 29 июня решением командующего Воздушных Сил Вооруженных сил Украины военнослужащие и техника зенитного ракетного полка в Донецке были оперативно передислоцированы в определенное место. На территории военной части управления осталась лишь устаревшая и непригодная к использованию автомобильная техника, которую военные еще больше вывели из строя. Со временем террористы зашли на территорию части".
Даже если предположить, что президента ввели в заблуждение, и захваченный трофей был исправен, вчерашние шахтеры, предприниматели и казаки едва ли смогли использовать сложный радиоэлектронный комплекс по назначению. "Бук" – это не просто самоходная огневая установка. Это – целый комплекс машин и аппаратов: командный пункт, станция обнаружения и целеуказания, наконец, сами установки и ракеты. Боевой расчет комплекса – 4 человека, его готовят не меньше года. Поиск цели, анализ, сопровождение, уничтожение – каждый шаг контролирует определенный специалист. Ни в одиночку, ни даже в паре не то что сбить – поймать самолет где-то за облаками одной установкой, чья видимость без мощных локаторов ограничена, невозможно. "Случайно быть не может. Подлетное время, скорость полета — 850 километров в час. Можно рассчитать: за минуту, сколько он пролетает. Он эту зону поражения проскакивает за одну минуту. И представьте себе, неподготовленный расчет при форс-мажоре за минуту может ли выполнить эту задачу? Нереально, да?!" – говорит экс-замглавкома ВВС России Айтеч Бижев.
Зато укомплектованные необходимой техникой расчеты есть в украинской армии. Еще в начале июля военные для чего-то развернули на севере Донецкой области батарею зенитных комплексов "Бук". Работу радиолокационной станции "Купол", она входит в состав ЗРК, в районе населенного пункта Стыла, в 30 километрах от Донецка, зафиксировали в российском Минобороны. Сами же пусковые установки стояли в тот день у села Авдеевка и Грузско-Зорянское. "Эти комплексы у них по всей вероятности не просто находятся в боевом положении, они готовы его использовать. И прекрасные тактико-технические данные: до 160 километров они могут просто определить, цель вести и высота до 18 километров, то есть покрывает высоту эшелона, по которому шел, к великому сожалению, распавшийся "Боинг-777", – говорит военный эксперт, член Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин
До крушения малайзийский "Боинг" вели украинские авиадиспетчеры – специалисты не исключают, что они и могли поделиться информацией с военными. "Если даже ракета летела в него, он ее не видел. Она его или догнала, или, допустим, встретила лоб. Могло при взрыве лишить возможности вести радиообмен, может быть, он падая и нажимал какие-то кнопки. Но об этом могут рассказать черные ящики", – говорит главком ВВС России в 1992-1998 гг. Петр Дейнекин.
Очевидно, что многое расставит по местам запись переговоров пилотов "Боинга" и украинских авиадиспетчеров, если она когда-нибудь будет обнародована. Пока же, по информации украинских СМИ, записи всех переговоров изъяла Служба безопасности. Но та же СБУ распространила некую запись переговоров ополченцев якобы в первые минуты после катастрофы. Этот диалог подается как неоспоримое свидетельство того, что "Боинг" подбили ополченцы. Но запись полностью смонтировали из несвязанных между собой эпизодов. "Представляется так, что это один целостный файл, но на самом деле эта звукозапись не является одним целостным звукофайлом, а смонтирована из нескольких фрагментов", – говорит эксперт в области речевого и звукового анализа Николай Попов.
VIDEO
Еще одну версию в своем "Фейсбуке" поспешил выдвинуть министр внутренних дел Украины и штатный блогер ведомства Арсен Аваков, размещая на своей странице видео под громким названием "Боевики вывозят зенитный комплекс "Бук" в Россию", он явно претендовал на громкое разоблачение. "Две ракеты на месте, средняя — не просматривается. Предположительно это именно тот ракетный комплекс "Бук", произведший вчера выстрел по гражданскому самолету Амстердам – Куала-Лумпур. Преступники пытаются скрыть следы этого чудовищного преступления", – написал в "Фейсбуке" Арсен Аваков.
Грузовик везет самоходную огневую установку якобы через Краснодон в сторону российской границы. Но эту уловку быстро разоблачили. "На кадрах роликов видны рекламные баннеры с адресами разных магазинов, организаций в городе, через которые перемещается тягач с этим вооружением. Выясняется, что это происходит на самом деле на Украине, на территории конфликта, но в городе Красноармейске, который уже с мая не контролируется ополченцами. Их там даже близко нет. Несложно понять, что если комплекс везут с территории, которая контролируется украинскими военными, вряд ли его будут вести ополченцы. Если его везут украинские военные, возникает вопрос, а что они его так спешно увозят?" – говорит эксперт Фонда открытой новой демократии Виктор Леванов.
Эксперты узнали и историю этого ЗРК по номеру 312 – еще в марте он был на маневрах украинской армии в Горловке. Все же неспроста министр Аваков. Псевдоразоблачения прокомментировали в российском Минобороны. "Ни комплекс Бук, ни какие-то другие вооружения и военная техника вооруженных сил государственную границу на российско-украинском участке не пересекала. Скрытно это сделать невозможно. Это же касается и другого заявления официального Киева о задержании "корректировщиков огня" комплекса "Бук", являющихся гражданами РФ. Поясняем: специалисты-корректировщики огня используются только для тех систем вооружения, цели которых расположены на земле", – заявил замначальника управления пресс-службы и информации Минобороны России Алексей Комаров.
Сбитый гражданский самолет, преждевременные выводы – все это напомнило другую, до боли похожую историю про трагический опыт стрельбы украинских ракетчиков. Когда 4 октября 2001 года во время учений ракета С-200 сбила над Черным морем пассажирский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Сейчас, готовясь к неизвестному нападению, украинские военные могли по неопытности перепутать гражданский самолет с военным и запустить ракету. В этом сходятся и российские, и зарубежные эксперты. "Вполне возможно, что украинцы немного растерялись, подумали, что это вражеский самолет, и поэтому сбили его", – говорит военный эксперт Крис Белами. "Самолет вышел, они неправильно классифицировали "свой-чужой", с учетом этого доложили президенту. А что, самолет идет в сторону России, а кто его знает, разведчик или что? Вот он и дал команду, как верховный главнокомандующий, сбить – это однозначный ответ", – сказал бывший сотрудник Службы безопасности Украины, член группы по расследованию причин катастрофы Ту-154 в 2001 году Сергей Балабанов.
Бывший сотрудник Службы безопасности Украины Сергей Балабанов, расследовавший трагедию над Черным морем, уверен: на этот раз найти виновного будет практически невозможно. Пока отличие катастрофы Ту 2001-го года от "Боинга" 2014-го в том, что 13 лет назад было точно установлено, что самолет сбили украинские военные. Сбили случайно, хоть и не признали этого. Сейчас случайность – это лишь одна из версий, далеко не основная, поверить в которую с каждым днем становится все труднее. Большинство авиакомпаний тем временем пересмотрели свои полетные планы и обходят территорию Украины или пока безопасной северо-западной окраиной, или вовсе стороной.
Автор : Антон Пономарев, "Первый канал" (1tv.ru)
Коментарі