Анатомия пропаганды.
- 14.06.11, 16:31
РОССИЯ ПРОТИВ УКРАИНЫ.
Украина остается объектом системных информационных операций, которые не встречают должного сопротивления. Но им можно противодействовать. На телеэкране — сцена, где «Плач Иеремии» поет известную повстанческую песню. Заснеженные кадры меняет архивное видео, на котором те же строки а капелла выводят с десяток очень пожилых мужчин в униформе УПА. «Ленту за лентой к бою подавай», «переводит» на русском автор сюжета, явно не знакомый ни с известным текстом, ни с украинским словом «патрон». В завершение сюжета он говорит, что кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко, «не желая обострения отношений с русскоязычными избирателями», запретил впредь исполнителю «Лента за лентою» выходы на сцену. Именно такой сюжет вышел в эфир российского государственного телевидения 26 ноября 2004. В нем умудрились ни разу не показать заполненного народом Майдана, зато сумели озвучить кучу откровенных глупостей, среди которых информация о «запрещении» выхода на сцену Тарасу Чубаю была отнюдь не самой большой. Очевидно, эти бессмыслицы были восприняты за чистую монету не только российским зрителем, но и частью украинских, которые в той ситуации предпочли доверять любому СМИ, лишь бы он был против оранжевой революции. О манипуляциях с сознанием украинцев и российской пропаганде пишет в Украинском Тиждне Александр Михельсон. «Правда» с приправами Случай с упомянутым сюжетом демонстрирует типичную ситуацию информационной войны, когда пропаганда приобретает такой масштаба и напор, что начинает подпитывать сама себя. Возникает своего рода замкнутый круг: СМИ, транслируя идеологические клише, формируют стереотипы массового сознания, а те начинают порождать аналогичные пропагандистские шаблоны. Таким образом работает вирус в клетке. Любая пропаганда призвана формировать сознание аудитории так, чтобы та в дальнейшем сама подгоняла информацию под «правильную» картину мира. Эту практику применяют и в международной политике — чтобы влиять и на аудиторию страны-«мишени». Излишне говорить, что задача очень облегчается, когда СМИ — носители пропаганды — широко представлены в информационном пространстве такой страны, а местные масс-медиа по тем или иным причинам склонны к ретрансляции месседжей, внесенных извне. Правительства стран, которые активно продвигают свои интересы за рубежом, уделяют этому вопросу большое внимание. Так, Газпром, топливный монополист РФ, по некоторым данным, тратит на информационную политику до $ 140 млн в год. Неудивительно, что во время украинский-российского «газового конфликта» зимой 2008-2009 годов кремлевская сторона сумела достичь определенных успехов в информационной войне как на нашей территории, так и в Западной Европе. Например, как установили позже отечественные журналисты, англоязычный сайт, который оперативно информировал зарубежье о ходе событий (конечно, с «правильной» точки зрения), был создан по заказу россиян одной из западных пиар-компаний еще за месяц до начала самого противостояния. Общее настроение аудитории формируется не столько с помощью откровенной лжи, как расстановкой акцентов. Скажем, постоянные трудности со своевременной оплатой российского газа, которые Киев испытывал в 1990-х, сформировали устойчивый имидж Украины как государства, которое «тырит газ» (выражение Владимира Путина времен его президентства). Такая репутация было полностью использована и в январе 2009-го. Реальность состояла в том, что тогда между Киевом и Москвой уже действовали крайне невыгодные для нашей страны соглашения, заключенные с участием Ющенко и Путина во время газового кризиса 2006-го. Согласно им, в частности, Нафтогаз гарантировал прокачку голубого топлива из РФ в Европу независимо от оплаты россиянами расходов на так называемый технический газ (компрессорные станции работают на том же топливе, которое и перекачивают). Когда Москва отказалась продлевать контракт от 1 января 2009, украинская НАК была вынуждена сжигать в компрессорах часть транзитного газа. Сам Путин, собрав 8 января специальную пресс-конференцию для иностранных журналистов в своей резиденции Ново-Огарево, признал этот факт, указав, что на прокачку нужно 21 млн т топлива ежесуточно. Количество мизерное, но в эти нюансы никто не вникал: российские чиновники, а за ними и СМИ хором принялись повторять, якобы Украина опять «ворует» и поступления газа к ней прекращены именно поэтому. Хотя в действительности все было наоборот: сначала Газпром прервал поставки, а уже это привело «несанкционированному отбору». Аналогичная ситуация была и во время российско-грузинской войны в августе 2008 года.
Уже подготовленный пропагандой телезритель РФ — и, к сожалению, часть украинской аудитории — некритично воспринял постоянно повторяющиеся осетинской и российской сторонами мантры об «украинских наемниках», которые якобы принимали участие в боях. Даже несмотря на то, что никаких доказательств предъявлено так и не было. Очевидно, такие заявления имели те же корни, что и утверждение о 2 тыс. мирных осетин,якобы погибших от рук «грузинских фашистов». Постоянное повторение этих месседжей произвело впечатление на лишенную других источников аудиторию, вместо информации Следственного комитета российской прокуратуры о доказанной смерти лишь 162 мирных жителей нигде широко не афишировали (то, сколько осетин погибло от грузинского огня, а сколько — от российских артобстрелов, вообще осталось тайной) . Предупрежден, значит вооружен. Сознание, деформированное пропагандой,искажает и окружающую реальность.
Эти перегибы можно осознать. Обычно речь идет о противоречиях в навязанной картине мира. Например, украинские граждане, которые якобы участвовали в той войне, назывались наемниками, а русские, о которых в конфликте трубила «патриотическая» пресса РФ, — добровольцами. В 2008-ом российская пропаганда также пыталась создать образ «вражеской» Украины,
заведя шумиху вокруг поставок в Грузию наших зенитных систем (во время конфликта грузины сбили три самолета РФ). Вместе с тем замалчивали, что такая торговля была вполне законной с точки зрения как отечественного, так и международного права. Более того, через год после войны, в сентябре 2009-го, российский президент Медведев в интервью CNN очень показательно высказался об аналогичной ситуации: намерение России продать зенитные комплексы С-300 в Иран. «Поставки… вооружений, которые предназначены для защиты, не могут увеличить напряженности, они, наоборот, должны ее снимать», — пояснил лидер Кремля. Как говорится, no comment. Позиция того, кто защищается, в информационной войне всегда видится невыгодной. Как утверждает известная пословица, попробуй докажи, что ты не верблюд. Одновременно (это видно из приведенных выше примеров) развенчать накинутые мифы при желании не так уж трудно. Достаточно указать на противоречия деформированной пропагандой картины мира. К сожалению, ключевым вопросом здесь является соотношение ресурсов. Ведь даже самая искренняя правда, сказанная шепотом, пасует перед ложью, озвученной в мегафон. Поэтому государства, не имеющие достаточных ресурсов для донесения своего взгляда, стараются хоть бы перекрыть поступление информации, которую они считают вредной для себя. То же российское телерадиовещание, как известно, регулярно строго ограничивают не только во «вражеской» к России Грузии, но и в «братской» Беларуси. Такие методы эффективны далеко не всегда, к тому же это остро ставит вопрос свободы слова (тем более, что любая власть склонна под лозунгом борьбы за правду продуцировать выгодную для себя ложь). Впрочем, сейчас в Украине вопрос государственного противодействия информационной экспансии соседей по понятным причинам не ставится. Поэтому дело отделение «мух от котлет» пока остается делом независимых СМИ и некоторых энтузиастов. Рецепт для последних сводится к известному призыву Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны! Трансляторы. Более 13 лет в Украине работают российские технологи, форматируя местных чиновников на свой лад: Игорь Шувалов. Близкий к главе АП Сергея Левочкина, курирует «Интер» и телепроекты Банковой. Искандер Валитов, Дмитрий Куликов и Тимофей Сергейцев.
У Кучмы 1999 года пытались писать «секторальные реформы», связанные с референдумом 2000-го по сокращению полномочий парламента, а в 2004-ом — с украинофобскими плакатами вроде «Украинцы трех сортов». В 2009-2010-м вдвое уменьшили рейтинг Арсения Яценюка. «Кремлевские лейб-технологи». Глеб Павловский, Марат Гельман и другие.
В 2004 замечены в «теневом» штабе Януковича. Гельман вскоре после тогдашнего поражения окончательно подался в галеристы, а Павловский при загадочных обстоятельствах покинул Кремль.
Коментарі
Гість: скоро удалюсь
114.06.11, 16:47
и тебя забанят
Andy-Chief
214.06.11, 16:51
Alter ego*
314.06.11, 16:54Відповідь на 1 від Гість: скоро удалюсь
Цссс!Власти.нет пусть банят!
Гість: скоро удалюсь
414.06.11, 17:01Відповідь на 3 від Alter ego*
Саничок
514.06.11, 17:01
А тут ще й якісь собаки гавкають(ком № 1)
Східняк
614.06.11, 17:12Відповідь на 5 від Саничок
У кожного своє призначення метиСобаки мають гавкати, а караван іти!
Alter ego*
714.06.11, 17:14Відповідь на 5 від Саничок
Обережно,щоб не покусали!
Alter ego*
814.06.11, 17:14Відповідь на 6 від Східняк
Саничок
914.06.11, 17:19Відповідь на 7 від Alter ego*
Собака покусає лева??? Скоріше в буду сховається!
- А це тобі!
Саничок
1014.06.11, 17:20Відповідь на 6 від Східняк