Страсти под Тарасовой горой.
- 31.08.10, 16:26
Обновленный дом-музей Тараса Шевченко в Каневе открыт. Президент Виктор Янукович лично посетил новое жилище Кобзаря. Этому событию предшествовал и ряд медийных скандалов. Были пространные публикации на страницах «Слова Просвіти», других изданий. Были письма к самому президенту. Ведь не все наше художественное сообщество согласилось с концепцией архитектора Ларисы Скорик (фактически руководителя реставрационных работ), поскольку нынешний вид музея — благодаря г-же Скорик — заметно отличается от первичной идеи, в основе которой были колоритные национальные эскизы знаменитого архитектора здания Василия Кричевского.
Впрочем, «маємо те, що маємо».
Сейчас здесь — подвесной потолок, гранит (вместо паркета), металлические конструкции, темно-серая цветная гамма...
Напомню, что на все про все, то есть на реконструкцию музея Шевченко в Каневе и Национального шевченковского заповедника, было выделено 96 млн. 452 тыс. гривен...
Такова «цена дела».
Учитывая, что Тарасова гора стояла в строительных заборах и лесах еще с 2003 года, «делом чести», то есть политическим делом, стало для Януковича (в первые же его дни у власти) доказать: «они» расстраивали, а именно я наконец-то построил...
Не будем спорить: свое слово президент все-таки сдержал.
В этой истории, видимо, нужно оглянуться назад — во «вчера». В те дни, когда на средства друзей Шевченко похоронили в Петербурге на Смоленском православном кладбище в марте 1861-го. Пантелеймон Кулиш сказал: «Были у нас на Украине великие воины, великие правители, а ты стоял выше всех их, и семья родная у тебя самая большая, собрались к тебе всех языков люди, как дети к родному отцу».
58 дней находилось тело Кобзаря на российской земле. Но его друзьям не давали покоя мысли о выполнении завещания Тараса Шевченко. В конце концов по ходатайству Михаила Лазаревского Шевченко все-таки позволили перевезти в Украину.
«Як умру, то поховайте
Мене на могилі
Серед степу широкого
На Вкраїні милій…»
8 мая 1861 года гроб, установленный на казацкой телеге, через весь Петербург повезли на Московский (Николаевский) вокзал и по железной дороге доставили в Москву. А уж оттуда направились в Украину.
Когда процессия добралась до Броваров, студенты университета сняли гроб с телеги и на руках понесли в Киев — в Крестовоздвиженскую церковь, что на Подоле. Утром начался многотысячный митинг, после которого тело Шевченко на пароходе «Кременчуг» перевезли в Канев...
По предложению Г.Честаховского Т.Шевченко решили похоронить на Чернечей горе. Студенты университета Святого Владимира, что в Киеве, крестьяне из окрестных сел и жители Канева выкопали могилу, и 22 мая 1861 года тело Шевченко от Успенского собора понесли к месту погребения (расстояние почти 10 километров). В тот же день Тарас Григорьевич обрел вечный покой на Чернечей, теперь Тарасовой, горе.
Прошло время, и могила превратилась, как отметил писатель Василий Гнилосыров в киевской газете «Зоря», в настоящую руину. Деревянный крест упал в Днепр... Украина после этой публикации всколыхнулась. Изо всех концов начали поступать пожертвования, тогда, в 1882 году, решили соорудить первый мемориал. Крест заказали на Киевском чугунолитейном заводе и в 1884 году установили его на Шевченковской могиле. Ухаживать за местом погребения Великого Кобзаря киевская община наняла Ивана Ядловского, который опекал могилу почти 50 лет. В домике из четырех небольших комнат разместили экспонаты.
Во второй раз упорядочить могилу Тараса Шевченко попытались во времена Симона Петлюры. В то время он возглавлял Киевскую губернскую управу. Был подготовлен документ «О приведении в порядок могилы Т.Г.Шевченко». Но реализовать грандиозный в то время план, согласно которому Тарасовой горе предстояло стать историко-культурным парком — местом паломничества украинства, не удалось.
В конце концов 20 августа 1925 года решением правительства советской республики создали Государственный историко-культурный заповедник «Могила Тараса Григорьевича Шевченко».
В 1931 году решили установить новый памятник. (Крест, стоявший на могиле с 1884 года, крестьяне, подначиваемые большевистской пропагандой борьбы против религии, тросами стянули с высокого кургана и вместо него поставили бюст Шевченко работы Калена Терещенко. Однако многим людям, а особенно интеллигенции, он очень не понравился.)
…Был объявлен конкурс на строительство музея и памятника на месте погребения Тараса Шевченко.
Музей на Чернечей горе начали строить весной 1934 года по чертежам Василия Кричевского и его ученика Петра Костырко. А памятник на могиле создали российский скульптор Матвей Манизер и архитектор Евгений Левинсон.
18 июня 1939 года состоялось торжественное открытие литературно-мемориального музея Шевченко. С тех пор капитальные работы по реконструкции и реставрации не велись.
По инициативе Шевченковского национального заповедника еще в 2001 году было подготовлено задание на проектирование. Назрела потребность устранить недостатки в строительстве, допущенные в 1934—1937 годах, восстановить сооружение, которое претерпело значительные повреждения во время войны, а также наконец-то реализовать художественные замыслы авторов — В.Кричевского и П.Костырко.
Кроме того, здание музея нужно было привести в соответствие с современными требованиями с учетом опыта и достижений мировых музейных центров.
Целью замысла должен был стать реализованный архитектурный шедевр первой половины ХХ в. в сочетании с современной экспозицией и надлежащими условиями для посетителей и сотрудников заповедника уже уровня ХХІ в.
* * *— Здание требовало неотложного капитального ремонта и реставрации как памятник архитектуры, — рассказывает бывший генеральный директор музея Игорь Лиховый. — Особая благодарность потомкам В.Кричевского из США и Венесуэлы, которые поверили нам и передали в Каневский и другие музеи Украины сотни художественных произведений и документов, что позволило специалистам планировать и действовать согласно творческому замыслу общепризнанного мастера национальной архитектуры Василия Кричевского.
* * *Заказчиком работ еще в 2001 году, в соответствии с приказом Минкультуры, выступила дирекция Шевченковского национального заповедника в Каневе, как это, кстати, бывало и ранее при проведении каких-либо реставрационных и ремонтно-строительных работ. Но в 2008 году неожиданно права заказчика Минкультуры, по согласованию с Кабинетом министров, передали Черкасской облгосадминистрации. Таким образом, администрация и научный коллектив заповедника фактически были отстранены от активного влияния на процесс реставрации и реконструкции мемориала, что со временем привело к возникновению ряда проблемных ситуаций, отдельные из которых и повлекли негативные последствия для всего памятника.
* * *— Только благодаря смене заказчика в том же 2008 году было выполнено строительных и реставрационных работ почти на 34,5 млн. гривен, что дало возможность завершить работы на первом и втором этажах, мансарде, — говорит Анатолий Чабан, зам главы Черкасской облгосадминистрации. — В 2009 году средства пришли только в декабре, поэтому половину из них пришлось вернуть в государственный бюджет, поскольку использовать их не удалось.
* * *— Что же касается концепции и тематико-экспозиционного плана новой экспозиции... — продолжает Игорь Лиховый, — то несколько лет работали ученые заповедника, изучая историю предыдущих экспозиций, опыт отечественных и зарубежных музеев. Однако с 2008 года в этот процесс довольно грубо начало вмешиваться Министерство культуры и туризма. При этом не предложив ничего существенного, что в результате привело к определенной дезорганизации научной работы в заповеднике. В сущности, тогда админмерами заповеднику было запрещено привлекать специалистов извне и разрабатывать свой тематико-экспозиционный план, на основе которого и создается музейная экспозиция. Министерство даже своим приказом создало рабочую группу во главе с замом министра, но без единого специалиста-шевченковеда. Проигнорированы научные центры диаспоры и зарубежные специалисты.
За это время не было проведено ни одного основательного публичного обсуждения проблематики подготовки к шевченковским датам 2011-го и 2014 годов, по концепции обновления экспозиций шевченковских музеев Украины и зарубежья. А это почти два десятка музеев, работающих разрозненно, их деятельность никто не направляет и не координирует, что не способствует полному раскрытию их возможностей в подготовке к упомянутым датам.
В свою очередь без объявления конкурса и тендера, без надлежащих на то оснований в мае 2010 года было принято решение передать музей Т.Шевченко в Каневе в распоряжение одной из киевских частных творчески-архитектурных мастерских... На самом же деле над созданием Шевченковского литературно-мемориального музея, да еще и у могилы украинского гения, должны были бы работать уже известные своими творческими достижениями специалисты-музееведы, литературо- и искусствоведы, историки, этнологи, филологи, художники-дизайнеры, специалисты по медийным технологиям, педагогике и детской психологии и, конечно, архитекторы, которые знают и уважают высшие достижения современной архитектуры и прежде всего шедевры, созданные Василием Кричевским.
До 2009 года не было никаких возражений по поводу проекта Василия Кричевского. Что же касается такого совещательного органа, как научно-методический совет по охране культурного наследия, то на заседании его президиума 28 мая с.г. (присутствовало шестеро из 13 его членов) с минимальным преимуществом за счет отсутствующих, которые даже не видели этих предложений, было принято решение рекомендовать министерству к утверждению предложение, которое, в сущности, предусматривало остановку процесса воссоздания проекта музея по В.Кричевскому.
* * *— Реконструкция музея затянулась на неопределенное время, — говорит Анатолий Чабан. — Почти семь лет не имели доступа к музею посетители. В десять раз уменьшилось количество паломников к Тарасовой горе. На научно-методическом совете Министерства культуры и туризма большинством голосов победила концепция архитектора Ларисы Скорик. Можно по-разному оценивать решение совета, но в многих мотивациях можно считать его положительным. Поверьте, реализация проекта Ларисы Павловны имеет по-своему оригинальное и логичное воплощение. Потери, возможно, есть, но, по-моему, концепция воссоздает неповторимость духовной фигуры Тараса Шевченко.
* * *— Сотрудникам заповедника, к сожалению, не известны официальные документы, которые можно было бы назвать завершенным проектом или сметно-проектной документацией по созданию экспозиции музея, в их нормативно-правовом и профессиональном смысле, — продолжает г-н Лиховый. — Так что практически невозможно непредвзято и адекватно оценить новый замысел... Оценить — имеет ли все это «шоу» хоть какое-то отношение к освещению роли Шевченко в украинском и мировом пространстве.
По этому поводу было направлено открытое письмо президенту Украины Виктору Януковичу. Но аргументы не были услышаны.
Вообще к осуществлению реставрации музея на Тарасовой горе так или иначе причастны три президента Украины, главы шести правительств, пять руководителей Министерства культуры, три главы облгосадминистраций и четыре директора заповедника...
То, что мы сейчас там видим, я бы не рискнул назвать «литературно-мемориальным музеем Тараса Шевченко» у его могилы. Это, видимо, нечто другое. И ему еще нужно найти определение. Мы же стремились, чтобы это был музей — светлица украинского духа, как его задумывал профессор В.Кричевский с коллегами, своеобразный храм национальной культуры, после посещения которого каждый из нас воспринял бы шевченковские идеалы как собственное жизненное кредо...
* * *Виктор Янукович на открытии обновленного дома-музея назвал Шевченко «культовой фигурой Российской империи».
Анна Герман утверждает, что творческое наследие Кричевского — несколько не вписывается в современную шевченковскую «архитектонику» (см. официальный текст зама главы администрации президента).
Лариса Скорик считает, что ее новая концепция переносит Кобзаря в европейское культурное измерение...
А оппоненты власти (и художников во властях) — остаются на своих позициях. Ведь самое важное и сложное в этом шевченковском деле — сохранить лучше из прошлого... Как писал Достоевский, без кирпича прошлого не построим будущего.
Впрочем, Тарасова гора именно сегодня и стала, к сожалению, еще одной «политической территорией» для утверждения определенных амбиций. А не только сакральным местом…
Официально«…Для здійснення ремонтно-реставраційних робіт і створення експозиції у будинку-музеї Т.Г.Шевченка у м.Каневі Корпорацією «Укрпроектреставрація» разом з УкрНДІ було використано від 2003 до кінця 2009 року 66,5 млн. гривень. Однак за ці кошти і майже за 7 років не був здійснений ремонт навіть двох поверхів, призначених для експозиції…
…Підіймаються штучні хвилі «стурбованості» про порушення художнього задуму архітектора В.Кричевського. Споруда будинку-музею зводилась у роки безжальної сталінської розправи із сучасним і справжнім мистецтвом та сучасними і справжніми митцями. В.Кричевському довелося збудувати її не в стилі українського архітектурного модерну, одним з фундаторів якого на початку ХХ століття він був, і не в репресованому на той час українському авангарді, а тільки в ушанованому тоталітарним режимом римсько-грецькому псевдокласицизмі.
Намагання В.Кричевського поєднати цю архітектуру з декоративними мотивами українського модерну початку ХХ століття були, безперечно, спробами суміщення несумісного. Трагедія митця була очевидною, тому не випадково 1943 року він виїхав до Львова, а далі — до Америки, і вже до кінця своїх днів не спроектував і не збудував жодної споруди…
…Нова концепція не спотворює архітектурного рішення споруди В.Кричевського, а органічно єднає його з ідеєю увічнення пам’яті Кобзаря на сучасному світовому рівні».
(Из письма Анны Герман Владимиру Яворивскому, председателю комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности)
Коментарі
Саничок
131.08.10, 16:33
анонім
231.08.10, 16:38
Був у Кадеві 15 років тому
Andy-Chief
331.08.10, 16:44
Brand Manager
431.08.10, 17:08
На жаль в музеї не був. Та якщо це сходи до нього, то і не хочу. Ні шевченковим духом, ні українським, боюсь там вже і не пахне. Показуха, дорога показуха...Сумно та боляче. Все як при совку...
Гість: yurko21
531.08.10, 17:14
спостерігаючи за промовами Скорик зробив для себе висновок - досить туповата жіночка з деякою манією величчя. В одній із публікації про сіє діяння було сказано "євроремонт від Лариси Скорик"- додати нічого. А стирання самобутності і національних мотивів дуже добре вписується в концепцію політичних поглядів нової-старої влади...
Francisk02
631.08.10, 17:18
Шевченко і пафос речі не сумісні, але чого чекати від знавців поезії Чехова...
Гість: artyleryst
731.08.10, 17:30
Достатньо того як Скоричка шукала аристократичне коріння у янукОвоща, видала те що хотів бачити хам
Creator2009
831.08.10, 17:46Відповідь на 4 від Brand Manager
Могила Тараса Шевченка так як і 22 травня - день поховання в Україні є святим і місцем і священною датою для кожного українця. Там все чудове, все українське. І кожній душі, що живе в Україні (і не тільки) і себе поважає, треба побувати в Каневі на могилі нашого генія.
Alter ego*
931.08.10, 18:21Відповідь на 5 від Гість: yurko21
Цілковито з тобою згідна.Терпіти не можу невротичку Скорик з,як ти правильно замітив,її манією величі.Комплекс Наполеона,видно,поширюється не тільки на чоловіків.Стаття мені теж не дуже подобається,але,мабуть,тепер,при утисках свободи слова,потрібно нам привикати саме до таких диферамбів владі.Або не привикати!
Alter ego*
1031.08.10, 18:22Відповідь на 6 від Francisk02