Для фомів невіруючих. Пропаганда як метод терору. ч.1.
- 24.01.17, 18:28
Война за Украину только начинается.
"Российская культурная политика на украинском направлении была полностью интегрирована в общую стратегию ликвидации украинской государственности. Для ведения российской пропаганды широко используются не только СМИ, но и культурно-развлекательная индустрия. Российская культурная экспансия против Украины осуществлялась сознательно и упорно на протяжении всех лет независимости, чему способствовала неэффективность государственной гуманитарной и культурной политики".
Тезисы ко второй годовщине российской агрессии против Украины обнародовал директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин.
"Механический апельсин": план оккупации УкраиныИстория украинско-российских отношений длительна и полна противоречий. Главным их содержанием в течении столетий оставалось стремление Московии и её наследников – Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации – не допустить становления независимого государства украинского народа, полноправного члена европейского содружества наций.
Когда в 1991 Украина стала независимой в результате распада СССР, это изначально рассматривалось и до сих пор рассматривается российской элитой как досадное историческое «недоразумение», которое следует исправить как можно скорее. Как заявил В. Путин, распад СССР – это «крупнейшая большая геополитическая катастрофа ХХ века». События 2014-2015 годов доказали, что такая точка зрения нашла широкую поддержку среди всех прослоек российского общества. Даже в январе 2016 года, согласно результатам социологических опросов, 64 % россиян поддерживаю агрессию против Украины.
В сознании руководства Кремля и значительной части населения укрепилось убеждение, что Россия окружена врагами, которые стремятся захватить российские природные ресурсы. Ведущая роль в этом «глобальном заговоре» отведена Западу во главе с США. Для того, чтобы выстоять в этом фантомном противостоянии, Россия, по мнению руководства РФ, должна любой ценой возобновить контроль над утраченными территориями СССР и стран «социалистического лагеря».
Ключевым заданием является захват Украины, который позволит кардинально увеличить российские демографические, политические, экономические, военные и другие ресурсы. В иррациональной картине мира «кремлевских мечтателей» возобновление контроля над Киевом – летописной «матерью городов русских», столицей и прародиной восточнославянского православия, является жизненно важным интересом России.
Еще 26 августа 1991 года, через два дня после принятия Верховной Радой Украины Акта провозглашения независимости Украины, П. Вощанов, прес-секретарь президента РСФСР Б.Ельцина, по его поручению озвучил официальную позицию России в отношениях с «союзными республиками»: «РСФСР оставляет за собой право поднять вопрос о пересмотре границ».
28 августа 1991 года вице-президент РФ А. Руцкой прибыл в Киев во главе официальной делегации РСФСР с целью заставить руководство Украины отказаться от только что провозглашенной независимости, угрожая также пересмотром границ в случае отделения Украины от России.
Уже через полгода территориальные претензии РФ к Украине были оформлены официальными решениями высших государственных органов России. 21 мая 1992 года Верховный Совет РФ принял постановление № 2809-1 «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР об изменении статуса Крыма, принятых в 1954 году», согласно которому постановление Президии ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» было признано таким, которое не имеет юридической силы с момента его принятия.
В декабре 1992 года Съезд народных депутатов РФ поручил Верховному Совету РФ рассмотреть вопрос о статусе Севастополя, и 9 июля 1993 года, исполняя это поручение, ВС РФ постановлением «О статусе города Севастополя» провозгласила российский федеральный статус города.
Принципиальная убежденность в том, что независимость Украины временна, и определяет российскую политику относительно Украины после 1991 года, закрепленную соответственными стратегическими документами. Так, в публичном докладе «Россия – СНГ: Нуждается ли в корректировке позиция Запада?»
Служба внешней разведки РФ, возглавляемая в те времена Е. Примаковым, определила как оптимистичный для РФ сценарий развития СНГ усиление процессов централизации вплоть до «образования в границах СНГ конфедерации». В этом сценарии также подчеркнули возможность «перехода к федеральному устройству в ряде стран Содружества».
В докладе российской разведки, наследника ПГУ КГБ СССР, было провозглашено своеобразную российскую «доктрину Монро», или новую версию «доктрины Брежнева» для постсоветского пространства: действия Запада на территориях бывшего СССР должны согласовываться с Кремлем.
Президент РФ Б.Ельцин главной целью политики России относительно СНГ назвал «создание интегрированного экономического и политического объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе» [1].
Президент РФ В. Путин оставил эту цель неизменной. В российском стратегическом документе значится, что «на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в сфере экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых является основой национальной безопасности страны; эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором, который противостоит отцентровым тенденциям в самой России» [2]. Политическая и экономическая стабильность государств СНГ прямо поставлена в зависимость от проведения ими дружественной политики относительно РФ.
Кризисные процессы, которые определяли политический и экономический порядок дня в РФ в течение 1990-х годов (антиконституционный мятеж Б.Ельцина 1993 года [3], который завершился грубым расстрелом парламента РФ, свержением конституционного строя и массовыми жертвами, геноцид чеченского народа во время 1-й и 2-й чеченских войн, ряд ужасных террористических актов, «колониальные» войны в Молдове, Таджикистане, Грузии, сепаратистские проявления в ряде регионов РФ (республики Северного Кавказа, Татарстан, Башкортостан, Якутия, Тува, Свердловская область и т.д.), гиперинфляция и катастрофическое падение ВВП, дефолт 1998 года, сплошная криминализация общества и государства и т.д.) задержали почти на 10 лет реализацию реваншистской стратегии России.
Решая сложные внутренне политические и экономические проблемы, в 1990-е годы Кремль был вынужден поддерживать иллюзию добрососедских отношений с Украиной. В частности, 5 декабря 1994 года РФ вместе с США и Великобританией подписала Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум), согласно которому взяла на себя обязательства:
- уважать независимость и суверенитет и существующие границы Украины (ст. 1);
- воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной целостности или политической независимости Украины, и что никакое их оружие никогда не будет применяться против Украины, кроме целей самообороны или каким-либо иным образом согласно Статуту ООН (ст. 2);
- воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить собственным интересам реализацию Украиной прав, свойственных её суверенитету, и таким образом получить какие-либо преимущества (ст. 3) и т.д.
В 1997 году был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, согласно которому стороны обязались:
- уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих между ними границ (ст. 2);
- строить взаимоотношения на основе принципов взаимного уважения суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и другие способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права (ст. 3) и т.д.
Линия государственной границы, уважать которую обязалась РФ, была определена на картах в 2003 году Договором между Украиной и Российской Федерацией о российско-украинской государственной границе. В то же время в последующие годы РФ всячески тормозила процесс демаркации государственной границы с Украиной, то есть её обозначение на местности.
Затормозив дезинтеграционные процессы в РФ и надежно сцементировав методами «кнута и пряника» экономическую и политическую элиту, новое российское руководство во главе с В.Путиным перешло к непосредственной реализации реваншистской стратегии. Прежде всего, было поставлено задание выяснить реакцию США и их союзников, для чего Россия прибегла к применению силовых средств против Украины (октябрь 2003 года – кризис вокруг острова Коса Тузла, январь 2006 и январь 2009 года – «газовые войны») и Грузии (война 08.08.2008).
После этих событий в Кремле сформировалось устойчивое представление о наличии у элит западных стран, прежде всего европейских, «мюнхенского синдрома» – готовности к уступкам агрессору за счет государств Балто-Черноморско-Каспийского региона. Пассивная реакция западных государств на российские провокации существенно способствовала формированию у руководства РФ убеждения о безнаказанности и фактически поощряла Кремль к агрессивным действиям против государств бывшего СССР и «социалистического лагеря».
Поворотным моментом для Путина стала Оранжевая революция 2004 года, которую российский национальный лидер воспринял как своё личное поражение. Именно тогда были отработаны сценарии, примененные через 10 лет. В частности, в 2004 году Россией была впервые разыграна карта «восточногоукраинского сепаратизма».
26 ноября 2004 Луганский областной совет проголосовал за создание Юго-Восточной республики. А 28 ноября на съезде депутатов всех уровней из 17 регионов Украины, преимущественно восточных и южных, в г. Северодонецк Луганской области, в котором принимала участие представительская делегация из РФ во главе с мэром Москвы Ю. Лужковым, обсуждалось создание Юго-Восточного федеративного государства со столицей в Харькове.
В апреле 2008 года во время Бухарестского саммита НАТО Путин заявил президенту США Дж.Бушу: «Украина – это вообще не государство. Часть ее территорий – это Восточная Европа, а еще часть, и значительная, подарена нами… если Украина пойдет в НАТО, то пойдет без Крыма и Востока – она просто распадется». Такие представления стали основой стратегического видения целей РФ на новом этапе экспансии, которое, вероятно, было сформулировано на совместном заседании Совета безопасности и Государственного совета РФ 25 декабря 2008 года.
Соответствующие положения в прямой или завуалированной форме были закреплены в российских стратегических документах по вопросам внешней политики и политики безопасности Стратегии национальной безопасности РФ, Концепции внешней политики РФ, Военной доктрине РФ, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ.
Для реализации стратегии Кремля российские государственные органы создали комплексную систему принуждения государств СНГ к единству. Такая система включает в себя инструменты политико-дипломатического, экономического, прежде всего энергетического, информационно-пропагандистского и, в случае целесообразности – военного давления с широким использованием технологий подрывной деятельности, теоретически разработанных и практически испытанных еще во времена сталинского СССР.
Составляющей этой системы комплексного давления должна была стать теоретически проработанная и практически опробованная парадигма «гибридной войны». Современное официальное российское понимание этой парадигмы изложено в докладе начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии В.Герасимова на общем собрании Академии военных наук РФ в январе 2013 года.
Важным направлением российской политики относительно Украины является подрывная деятельность. В 2006 г. ФСБ РФ создала подразделения для действий в социальных сетях ( «18 центр»). Российские спецслужбы активизировали создание агентурных сетей в Украине. Начали действовать многочисленные структуры российского влияния всего политического спектра – от праворадикальных и клерикальных до коммунистических.
После 2004 года российские спецслужбы сформировали в юго-восточных регионах и Крыму разветвленную сеть антиукраинских организаций, контролируемую или даже возглавляемую российской агентурой – структуры Партии регионов, КПУ, ПСПУ, партий «Родина», «Русское единство», различные православные группы, ориентированные на идеи «русского мира», сепаратистские политические группы ( «Донецкая республика»), криминализированные парамилитарные образования (казаческие формирования, бойцовские клубы, прежде всего в Крыму, организация «Оплот», охранные структуры, которые активно использовались во время Революции достоинства, так называемые «титушки» ).
Подавляющее большинство этих групп не имели широкой общественной поддержки, в то же время, они активно взаимодействовали с правоохранительными органами во времена режима Януковича.
Продовження читайте тут: http://blog.i.ua/user/2675316/1994614/
Коментарі