ЛИВАН. Тир: пророчество исполнилось!

Настало время поговорить о библейских пророчествах, исполнившихся в судьбах стран и народов, городов и цивилизаций.
Вот загадка: город Тир. В древности был крупнейшим торговым городом Средиземноморья. В Библии упоминается многократно. И сейчас он есть, в Ливане, на берегу моря. Много руин сохранилось вокруг, есть, на что посмотреть, но... это руины более поздних, римских построек.
Римские развалины в Тире
А от библейского Тира не осталось камня на камне, буквально. На его месте теперь - гладкая скала. Как такое могло случиться?
Дело было так:
В одиннадцатом году, в первый день первого месяца, было ко мне слово Господне:
сын человеческий! за то, что Тир говорит о Иерусалиме: «а! а! он сокрушен — врата народов; он обращается ко мне; наполнюсь; он опустошен», - за то, так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои.И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалоюМестом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам. А дочери его, которые на земле, убиты будут мечом, и узнают, что Я Господь. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом. Дочерей твоих на земле он побьет мечом и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал, и поставит против тебя щиты; и к стенам твоим придвинет стенобитные машины и башни твои разрушит секирами своими. От множества коней его покроет тебя пыль, от шума всадников и колес и колесниц потрясутся стены твои, когда он будет входить в ворота твои, как входят в разбитый город. Копытами коней своих он истопчет все улицы твои, народ твой побьет мечом и памятники могущества твоего повергнет на землю.

И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду.И прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетейне будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог.Книга пророка Иезекииля, глава 26

В первой части Иезекииль говорит конкретно о Вавилонском царе.А исполнилось это в 586 до н.э. (приблизительно через год). Но к тому времени, когда войска Навуходоносора ворвались в город, жители Тира сбежали со всем добром на остров, который был недалеко от берега. Это их спасло, потому что у Навуходоносора не было кораблей для переправы - он же наступал по суху.

Дальше, в течении 240 лет, город Тир оставался разрушеным, а его жители продолжали жить на острове. А в 333 году до н.э. к ним пожаловал... Александр Македонский! Но, прийдя на место славного Тира, он обнаружил там лишь развалины. На остров он также не мог напасть -жители были предупреждены о его наступлении и построили мощные подводные заграждения (искусственные рифы), причем эти заграждения были так устроены, что приливы-отливы не могли занести их песком. Александр все понял - при попытке напасть с моря, кораблями, он потеряет флот. Тут жители расслабились, мол, сработало! Пронесло! Но они недооценили находчивость Александра:
впервые в истории воен и осад он придумал оригинальный способ достать их: построить дорогу между материком и островом и по ней завести армию на остров, чтобы добраться до сокровищ.Но, представьте, в те времена, когда не было карьерных самосвалов и горных комбайнов, где взять столько материалла? Очень просто: материалл они взяли... из города Тира, лежавшего в руинах.Александр направил на это дело всю свою огромную армию, и они, камень за камнем, кирпич за кирпичем, бревно за бревном, всё вынесли и бросили в море. И этого еще было не достаточно! Тогда они соскребли всю землю, до твердой породы, и тоже бросили в море.

Так в точности, в мелких деталях, исполнилось пророчество Иезекииля! На месте Тира осталась голая скала.Задумайтесь: пророк, живший задолго до этих событий, не мог сам по себе придумать такую историю. Это Бог заранее определил и возвестил, преподав урок тем, кто злорадствует чужой беде да еще пытается извлечь из нее выгоду:
за то, что Тир говорит о Иерусалиме: «а! а! он сокрушен — врата народов; он обращается ко мне; наполнюсь; он опустошен»...
Так его жители, наследники славы Тира, пали от меча Александра и его войска, а все их сокровища, накопленные за много столетий торговли и процветания, достались завоевателям.
 Итак, Александр навсегда изменил географию средиземноморского побережья Ливана: остров превращен в полуостров :)
Вот на этом полуострове и расположен современный небольшой ливанский город Тир. Но это место раньше было просто островом и не является местом древнего Тира. Так что пророчество о том, что Тир не будет больше отстроен, также исполнилось. На изначальном месте древнего Тира нет ничего, только скала, на которой и сейчас, как записано было в пророчестве, рыбаки сушат сети.

ИЗРАИЛЬ. Мертвое море: на месте Содома и Гоморры

Мертвое море

Соленое озеро на месте Содома и Гоморры 
Для многих поколений Содом и Гоморра стали символами крайней развращенности, сексуальных извращений и ненасытной похоти. 4000 лет назад эти два города были могущественными и процветающими.
  Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. Бытие, глава 13 
Но ничто не смогло уберечь их от Божьей кары. Огонь и сера с неба сожгли их полностью, не оставив и следа от былого величия:
  И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. Бытие, глава 19 
Особенности горения серы - сверхвысокая температура, при которой сгорает практически все, даже камень и металлы. Потому и не удивительно, что на месте Содома и Гоморры не осталось ничего, кроме пепла. Со временем равнина, расположенная значительно ниже уровня Мирового Океана, заполнилась водами Иордана и на месте великих городов образовалось  Мертвое море. По причине чрезвычайной солености в нем ничего не может жить. Впрочем, наши современники обнаружили лечебные свойства минералов из Мертвого моря, на основе которых нине изготавливают популярную оздоровительную косметику. Но, заботясь о телесном здоровье, не следует забывать драматического Божьего урока, который засвидетельствовал неотвратимость и строгость возмездия за грехи:
  Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится Евангелие от Луки, глава 17 
Иисус Христос, который сказал это, Он же подает нам и надежду на спасение от погибели:
  Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Евангелие от Иоанна, глава 3

ИЗРАИЛЬ. Иерихон: древнейший город мира?

  • 30.11.09, 13:54
Иерихон
 
  Самый древний город в мире. Гора Искушений. 
После смерти Моисея поход израильского народа в Обетованную Землю возглавил Иисус Навин. Они перешли Иордан и первым городом, который стоял на пути к цели, был древний Иерихон. Его стены считалис неприступными, но Бог повелел израильтянам обходить маршем вокруг стен семь дней. А на седьмой день - еще и семь раз. Тогда случилось чудо:
  Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. Книга Иисуса Навина, глава 6  
Это случилось 3500 лет назад. А в начале ХХ века археологи раскопали руины древнего города, нашли даже останки разрушенной стены, а также выяснили, что город этот - самый древний из всех, известных науке. Он существовал еще в 3-4 тысячелетиях до Р.Х.
 
Теперь перенесемся в евангельские времена.
Когда Иисус крестился в Иордане, то повел Его Дух в пустыню, для искушения от диавола:
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. Евангелие от Матфея, глава 4 
По преданиям, гора, которая упоминается в Евангелиях - Гора Искушений - это гора Каранталь неподалеку от Иерихона. На горе сооружен православный монастырь. Из нее действительно  открывается чудесный обзор.  
Поднимаясь на эту гору под палящим солнцем, я потерял столько влаги, что затем долго не мог утолить жажду. На горе, в помощь паломинкам, греческие монахи предусмотрительно охолаждают воду и дают ее всем жаждущим. Но как тяжело было Иисусу, когда Он ходил по пустыне и постился 40 дней?

Апостол Андрей - основатель Киева?

  • 25.11.09, 10:48
Есть известная легенда об основателях Киева: согласно ей ими были братья Кий, Щек и Хорив. А также упоминается их сестра Лыбедь. Но если рассмотреть беспристрастно факты, то окажется, что никаких подтверждений реального существования этих братьев нет. А Лыбедь - и вовсе название реки, протекающей через Киев...
Итак, если Кий, Щек и Хорив - лишь легенда, то что за ней стоит и как было на самом деле? Есть ли сведения?

Но есть история, связанная с апостолом Андреем (Первозванным) - вот он и есть основателем, по моему мнению, хотя в его время города еще не было - он говорит лишь о горах и будущем городе. А это 1-е столетие н.э. В отличие от сказки про трех братьев и сестру, Андрей - реальное историческое лицо. И его путешествие оставило заметные следы на всем пути следования - и в Крыму, и верх по Днепру, на месте, где теперь Киев, а также на свере - где Новгород и... известная древняя монашеская обитель.

Конечно, есть различные исторические данные о путешествиях апостола Андрея, но абсолютно исключать его пребывание в Крыму, Украине и севере России никак нельзя. Он посеял в этих землях Слово и оно проросло! 
Конечно, если Вы верите в самозарождение жизни на земле, то для Вас это не аргумент, но для всех остальных понятно, что если где-то что-то выросло, то кто-то это посеял :) Если возникали церкви - а это не архитектура, а люди, которые поверили в Иисуса Христа и лишь затем построили храмы - то кто-то их обратил. Летописи говорят, что этот "кто-то" - апостол Андрей, брат Симона (Петра).

Существует версия, что рассказ о трех братьях - это продукт трансформации символичного послания апостола Андрея, произнесенного возле холмов, на которых позже и возник мой город.
У Андрея был свой стиль, почерк. До того, как Иисус призвал его, Андрей был учеником Иоанна Крестителя.
А Иоанн Креститель, как известно, пришел в духе и силе Илии. Что было характерно для Илии? Он был ветхозаветным пророком, у него был посох и милоть, которую он затем оставил Елисею. Часть его служения была связана с горой Синай, где Моисей разговаривал с Богом и получил заповеди закона. Это та гора, где было присутствие Бога, где был горящий куст. Эта гора дымилась и трепетала, от нее также исходил гром.
Теперь разберем несколько элементов детально.

1. ПосохТвой жезл и твой посох, они успокаивают меня Пс. 22:4.
Посох был у Илии и у Иоанна Крестителя. Посох также был у Андрея Первозванного.
(ниже я приведу упоминания из летописей и преданий о посохе Андрея) 

О жезле и посохе апостола Андрея. 
В рассказе монаха Епифания (конец 8 - начало 9 века) "...не раз упоминается о "железном жезле с изображением животворящего креста, на который апостол всегда опирался." Неподалеку от Никеи в Вифинии "блаженный ап. Андрей, низвергнув гнусную статую Артемиды, поставил там животворящее изображение спасительного Креста." Далее к востоку, в Пафлагонии "он избрал место молитвы, удобное для устроения жертвенника, и освятил его, воздвигнув знамение животворящего креста."

Надо понимать, что Епифаний пытался обосновать иконы и кресты как предметы поклонения, поскольку в его время споры о допустимости этого были в разгаре.
Я думаю, что апостол Андрей не мог ходить с крестом и водружать кресты - в 1-м веке на крестах распинали, на кресте был распят сам Господь Иисус Христос, а также многие из первых его учеников. Да и чужда была вере иудеев сама идея обожествления предметов. Другое дело - жезл и посох. Пастыри овец ходили с посохами, Моисей имел посох, посредством которого Бог проявлял свою силу. Пророки также имели посохи, поскольку много ходили. Цари же имели жезл, означавший их власть.
И если еще в 9-м веке продолжались споры о крестах и иконах, то в 1-м о них и в помине не было :)
По сути жезл и посох - это одно и то же. Но есть в русском языке (причем даже в его старославянской версии) еще одно слово, означающее то же, что жезл или посох. Это слово:

К И Й ! ! !

конечно, сегодня оно ассоциируется скорее с игрой в бильярд, чем с пастухом или царем :) 
Но раньше, задолго до появления бильярда:

КИЙ м. стар. южн. зап. палка, ТРОСТЬ, ПОСОХ, ЖЕЗЛ; костыль, комлястая палка, дубина, палица; сев. сиб. долбня, толкач... 
Биллиардный кий, толкач,… (Толковый словарь Даля)

в украинском:
1) палка, палица; (посох) устар. кий 
2) (для игры на бильярде) кий

Теперь еще раз прочитаем летопись:
"Заутра встав," он указует ученикам своим на близ лежащие горы, предсказывает об имеющем быть здесь граде великом и церквах многих, поднимается на горы, благословляет их и СТАВИТ КРЕСТ, а затем продолжает путь свой до Новгорода...  
О крестах я писал выше, это невозможно. Что же на самом деле мог поставить (водрузить) апостол Андрей? Он поставил свой посох, свой жезл, свой КИЙ. И на горе, где это произошло, позже построили укрепление, а в итоге город КИЕВ!
Итак, Кий - это не старший брат из трех, а кий ( посох, жезл ) Андрея, с которым он ходил как пророк Илия. И который он водружал символически там, где основывал и провозглашал что-либо значимое. В данном случае - духовно основал город Киев, как город христиан, город, где воссияла Божья благодать и город, где возникло множество церквей.

Что же означают Щек и Хорив? 
С Хоривом проще. Хорив - она же Синай - гора Божья, на которой Бог из горящего куста, разговаривал с Моисеем, на которой Он дал десять заповедей, потому еще эта гора символизирует Божий Закон. Апостол Андрей, брат Петра, прежде, чем его призвал Иисус, был учеником Иоана Крестителя, а тот пришел в духе и силе Илии. Илия же познавал Господа также на Хориве, где Он открылся ему в тихом веянии:

И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.  3 Царств, 19

На Ближнем Востоке, откуда и пришел Андрей, пастыри с самого детства ходят с посохами. Также пророки и вообще все странники. Посох был также символом власти (и скипетр берет свое начало от посоха).
Недавно перечитывал известную книгу о древнем Киеве, изданную в 1983 году. Автор - профессор П.П. Толочко (сейчас академик), в советские времена считался специалистом по истории Киева. Главная ее ценность - много картинок :) Также приведены исследования предшественников. Сколько их было? Да сотня наберется. Каждый, кому не лень, начиная с Нестора, и на западе, и на востоке, выдвинул свою, оригинальную гипотезу об основании Киева. Но истории у них очень мало. Половина пыталась мусолить имена трех братьев, угадывая, из какого они языка-народа, другая половина тупо выводила основателей из своего этноса (гунны, готты, викинги, сарматы и т.д.) Загадка остается. Более-менее установленный факт в том, что Киев основан не раньше 1-го века н.э. и не позже 5-го. В 80-х годах отмечали 1500-летие, книга к той дате и была приурочена.
Но еще Нестор опирался лишь на две истории: апостола Андрея и трех братьев. 

Итак, Хорив - не брат Кия и вообще не человек, а название горы (она же Синай или Моисеева гора).
Настоящая гора Хорив находится, как полагают с 4-го века, на Синайском полуострове, в Египте. Недалеко от ее подножия расположен возможно самый древний христианский монастырь - Св.Екатерины. В нем между прочим хранятся уникальные манускрипты с библейскими текстами. Паломники ночью восходят на эту гору, чтобы встретить на вершине рассвет. Если на рассвете абсолютно ясно, что бывает не часто, то паломники ожидают увидеть приблизительно то, что видел Моисей, когда Бог пообещал ему показать издали Обетованную Землю (Израиль), к которую тот не войдет.
Правда, увидеть это непросто еще по одной причине - это возможно не та гора. Например, Павел пишет, что гора Синай находится в Аравии. Некоторые также полагают, что она в Иордании.
Но главное в истории с горой - Божье присутствие или Шехина (евр. обитание). 
Присутствие в виде горящекго куста, в виде столпа огненного и облачного, в виде ангела, которого Моисей даже видел однажды со спины! Шехина на Хориве знакома и Илии...

Оказалось, есть версия, похожая на ту, к которой склоняюсь я, но Щек в ней интерпретируется как змей:
И сегодня большинство историков отказываются видеть в Кие, Щеке и Хориве основателей Киева.
Памятуя о том, что Киев творился по образу и подобию Иерусалима, ученые указывают на библейское происхождение ряда киевских названий, в частности, горы Хоривицы.
Вспомните: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Малиамского.
Однажды повел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву» (Исход)
Господь явил себя Моисею и сказал:
«Я буду с тобою вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе».
Моисей, желая удостовериться, что перед ним действительно Бог, попросил явить чудо.
И сказал ему Господь: «Что это в руке у тебя?»
Он отвечал: Жезл.
Господь сказал: брось его на землю, и жезл превратился в змия.
Одно из значений имени Кия – жезл, посох.
Щек по старославянски – змий, дракон.
Иными словами и Хорив (г.Хорив), и Щек (змий), и Кий (жезл), говорят в пользу такого толкования легенды о трех братьях.
Творение Киева, как второго Иерусалима, точнее по его библейскому образу, возможно и стало поводом к называнию одной из киевских гор Хоривом, а другой Щеком (в память о превращении жезла в змия).
Само название Киев, могло восприниматься как знак, подсказка, указание свыше.
Жезл, посох – символ, знамение.
Со временем, гора Хорив превратилась в Хоривицу, Щек в Щекавицу, а река Лыбидь дала имя сестре трех основателей города. 
Вообщем, идея та же, разница лишь в интерпретации Щека.

Шехина - Божье присутствие (на Хориве) - вот, по моему мнению, возможное значение имени Щек.
Если Щек - имя князя, то на вопрос о принадлежности его горы отвечали бы: Щекина гора.
А Щекина очень созвучно со словом Шехина.
Жезл (кий), гора (Хорив) и Бог (присутствие).

Лыбедь же не вызывает много вопросов - это название реки, она и ныне есть, но стала столь малой, что частично заточена в тонель, а частично проходит по поверхности (в районе ЖД вокзала) в виде небольшого ручья. Река соотв. женского рода, потому и вошло в легенду как имя сестры.
Таким образом пророчество апостола Андрея о будущем великом городе трансформировалось в легенду о Кие, Щеке и Хориве, сохранившую саму суть его послания.
Что же это за послание? О нем говорится в летописи:

Днепр же в Понтийское море течет тремя устьями, и сие море слывет Руское, по нему же учил святый апостол Андрей, брат Петров, как то сказуют. Андрей, уча в Синопе, пришел в Корсунь [крымский Херсонес] и, увидев, что близ оного устье Днепра, восхотел идти в Рим, и придя в устье Днепрское, оттуда пошел по днепру вверх и по случаю стал под горами на бреге. Поутру же, встав, сказал ко ученикам своим:
"Видите ли горы сии и ведайте, как на сих горах воссияет благодать Божия, здесь град великий будет и церкви многие воздвигнутся."
Взойдя же на горы сии, благословив их, помолился Богу со слезами.
Сии же горы суть, где потом построен Киев. Оттуда Андрей шел до самого Рима.

Пророчество апостола исполнилось в точности: уже 1500 лет стоит город Киев, в нем явлена Божья благодать и воздвигнуто много церквей!

ИЗРАИЛЬ. Иордан: крестная река

  • 23.11.09, 14:07
Иордан
Река, в которой Иисус принял крещение Иоанново.
Река Иордан течет с севера Израиля на юг, где впадает в Мертвое море. Когда двенадцать колен Израиля разделяли Землю Обетованную, три из них получили уделы на восточном берегу Иордана.
Многие библейские события связаны с этой рекой. Ее воды расступились перед ковчегом завета, когда израильтяне после 40-летнего путешествия по пустыне входили в землю, где течет молоко и мед.
Тут произошли и евангельские события: Иоанн Креститель проповедует покаяние и крестит в водах Иордана:
 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Евангелие от Матфея, 3 глава
Так впервые Иисус был явлен Христом перед израильским народом.

ИЗРАИЛЬ. Молочный грот: бегство в Египет

Молочный грот
 
 - здесь святое семейство останавливалось по пути в Египет. 
Древние предания сохранили историю об остановке Святого семейства в этой пещере, по пути в Египет. И когда Мария кормила Иисуса, капля молока упала на камень, который стал белым, как мел. Через это поверие в Молочный грот стали приезжать бесплодные женщины, умаляя Марию о ребенке. Но как случилось, что Святое семейство отправилось в Египет? В наше время такое путешествие никого бы не удивило: с Израиля в Египет поехать отдохнуть проще, чем из Києва в Крым. Но два тысячелетия назад Египет не был всемирным курортом. Могущественная страна фараонов и рабов была не слишком гостеприимной для чужаков. Израильский народ знал об этом из собственной истории - 430 лет они были рабами в Египте. И чтобы иудейской семье решиться на такое путешествие, им нужно было очень веские основания. Что же заставило их оставить свой дом и идти через пустыню, по которой когда-то израильтяне ходили 40 лет до того, как попали в Обетованную Богом землю? Об этом узнаем из Евангелия от Матфея: 
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. 
Итак, побег в Египет был вынужденным, с целью сохранить жизнь Иисуса. Но если сравнть тексты Матфея и Луки, возникает вопрос: из какого города отправились в путь Иосиф и Мария? Из Вифлеема или из Назарета? Ведь, согласно с  Евангелием от Луки, вскоре после рождения Иисуса в Вифлееме, Святое семейство вернулось в Назарет - город, откуда они пришли в Вифлеем лишь на перепись:
  И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. 
И, если путешествие в  Египет началось в Назарете, то остановка в Вифлееме, где Ирод приказал уничтожить младенцев до двух лет, выглядит неуместной. Подробнее об этом - в будущих заметках.

ИЗРАИЛЬ. Вифлеем: город Давидов

Вифлеем   
город, в кортором родился Иисус. Грот на поле пастухов, Церковь Рождества...
Вифлеем - это старинный город на западном берегу Иордана, недалеко от Иерусалима. Во времена патриарха Иакова он назывался Эфрафа - там погребена его жена Рахиль, мать Иосифа и Вениамина. Это было около 2000 лет до рождения Христа.Позднее название города, сохранившееся и доныне - Бэйт-Лехем - означает Дом Хлеба.Тут также родился пастушек Давид, которого Бог избрал царем Израиля и от которого было обещано через пророков, должен родиться Христос, Спаситель мира:
И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. Книга пророка Михея, глава 5
Это пророчество и исполнилось в Вифлееме ~2000 лет назад:
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей;и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Евангелие от Луки, глава 2
В 336 году по указанию римского императора Константина на месте рождения Иисуса построен Храм Рождества Христова. В 529 году храм сгорел во время посстания самарян, со временем он был восстановлен при императоре Юстиниане и позже еще не раз пострадал от землетрясений и пожаров.

ИЗРАИЛЬ. Эйн Карем: Мария и Елизавета

  • 03.11.09, 11:35
Эйн Карем  
Родной город Иоанна Крестителя. Тут встретилась Мария с Елизаветой.
Эйн Карем переводится как "Источник в винограднике". Это селение расположено недалеко от Иерусалима. Здесь проживала семья священника Захарии, в которой родился Иоанн Креститель:
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.   Евангелие от Луки, глава 1, 5-25 Эта удивительная история напомнила мне другую - когда Бог пообещал сына бездетному Авраму. Обетование исполнилось, когда Авраму уже было 100 лет!Итак, Елизавета была беременна, когда к ней пришла Мария, которая также ждала ребенка.
  Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Евангелие от Луки, глава 1, 39-56
Иоанн Креститель получил от Бога очень ответственное служение: приготовить путь Господу, потому что ко времени рождения Спасителя иудеи разуверились, а также были отягощены порабощением. Они искали освобождения от земного рабства, но Бог желал приготовить их сердца к освобождению от греха.

ИЗРАИЛЬ. Назарет: начало истории

 Город, в котором Ангел явился деве Марии и в котором вырос Иисус Название «Назарет» я впервые услышал в школьные годы, когда и к советским меломанам докатилась волна славы одноименной рок-группы. Чуть позже я узнал, что оказывается, название группы происходит от города в Израиле. В те годы (конец 70-х — начало 80-х) в Украине, как и во всем СССР господствовал атеизм, поэтому мало кто знал содержание Евангелия.
Впрочем, и в Библии мы не найдем слишком много известий о Назарете — впервые он упоминается лишь в Новом Завете, в Евангелиях от Матфея, Иоанна и Луки:
 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 
Евангелие от Луки, 1: 26—38 
Так начинается воплощение истории спасения мира, которое Бог обещал еще нашим первым прародителям, Адаму и Еве (но это отдельная история).
 
Сегодня Назарет —  город, где живет относительно много христиан (до 30%), этнических арабов. Находится на севере Израиля. Только в этом городе воскресенье — официальный выходной день, в отличие от всей страны, которая отдыхает только по субботам. В 1969 году здесь построили величественный Храм Благовещения. Рядом с ним — дома Иосифа и Марии, а также синагога, в которой Иисус  читал книгу Пророка Исаии присутствующим иудеям.

Дед Мороз или Санта Клаус?

  • 24.10.09, 19:19
Дед Мороз - любимец детишек и персонаж многих сказок, неотъемлемый атрибут празднования Нового Года на пост-советском просторе.

А Санта Клаус - его западный аналог?
Оказывается, это не зовсем так. Ведь Санта Клаус - это Святой Николай. Он, в отличие от Дедушки Мороза, не мифический, а вполне реальный персонаж. Правда, обитал он далеко от севера, в достаточно теплых широтах.

 Николай жил в 3-4 ст. н.е. и был епископом Ликии, старинного государства, которое в его времена имело столицу в городе Мирра (Демре). Тогда это была римская провинция в Малой Азии, сегодня - часть турецкой провинции Анталия, известной своими курортами и отелями. Итак, кто для Вас роднее: Дед Мороз или Санта Клаус? 

50%, 1 голос

0%, 0 голосів

50%, 1 голос

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.