хочу сюди!
 

Маша

50 років, козоріг, познайомиться з хлопцем у віці 37-65 років

GTJ

GTJ

Театры

  • 23.11.11, 18:31
ТЮЗ имени Киселева (Саратов)

Где: Саратов, ул. Вольская, 83

Подробнее: www.tuz-saratov.ru

В том, что большинство лучших российских театров номинально адресованы «юному зрителю», в какой-то момент уже не находишь ничего удивительного, напротив: все логично. Исправно платя положенную дань сказкам и историям воспитания (а саратовцы, например, дают четыре сотни спектаклей в год), именно эти театры экспериментируют смелее прочих: мол, дети, они любят эксцентричное, плюс всегда можно успокоить разъяренную общественность, сделав вид, что это не совсем всерьез. Вот и Саратовский театр тоже для «юных зрителей» работает совсем не по-детски. Его неистребимой энергии тесно не то что в Саратове в России, и как следствие множество международных проектов. Например,«Проклятие голодающего класса» Сэма Шепарда здесь поставил американец Ли Бруер, декорации сделал петербуржец Эмиль Капелюш, в очередь к которому стоят столичные театры, а на премьеру слетелось столько влиятельных персонажей, сколько не собиралось, наверняка, на приемы саратовской мэрии: деньги на постановку выделил Госдеп США по соглашению, подписанному Дмитрием Медведевым. Потом французская команда режиссер Жан-Клод Фаль и художник Жерар Дидье — сделала здесь «Сирано де Бержерака». В Москве его видели на «Золотой маске», так что, если вы окажетесь в Саратове, не упустите шанс. В нынешнем сезоне ожидают на постановку и вовсе Маттиаса Лангхоффа. В отличие от большинства успешных провинциальных собратьев, саратовский ТЮЗ никак не может решить свой жилищный вопрос: не помогли ни театральный марафон, ни многочисленные ходатайства сцены разбросаны в двух зданиях, причем старых. Но это как посмотреть: в том же«Сирано», например, французский режиссер был абсолютно пленен механикой старого театра и превратил ее чуть ли не в персонаж.

Туры по России:

«Коляда-театр» (Екатеринбург)

Где: Екатеринбург, ул. Тургенева, 20

Подробнее: www.kolyada-theatre.ru

Деревянный купеческий дом, в котором сейчас живет «Коляда-театр», результат почти кровопролитной битвы за выживание. Хотя«Коляда-театр» наряду с «Провинциальными танцами» Татьяны Багановой главные статьи уральского театрального экспорта, драматический театр, видимо, отвешивал какие-то не те пощечины общественному вкусу: его смелые спектакли вызывали у властей желание не поощрить актеров «социальным жильем», а наоборот, выселить весь театр из уже имеющегося подвальчика и все это под хор московских и европейских рецензий, воспевавших очевидную международную значимость этого полунищего, но полного энергии театра. Видимо, дело в отчетливом привкусе сектантства, которым пропитан этот уникальный организм, построенный режиссером, кудесником и драматургом Николаем Колядой. На выселение труппа отреагировала, как секта: голодовкой,«мы отсюда не выйдем», отвечала она. Вот и в новом театре зрители не платят денег за билеты просто стоит коробка: кто сколько оставит. Так сегодня не живет больше никто. Для зрителей же это уникальный во всех смыслах опыт. Энергия актеров буквально затопляет с первых же секунд любого спектакля. А ставит«Коляда-театр» и классику (в «Короле Лире»Николай Коляда играет сам во главе актеров, лицедействующих в корыте с кровью), и собственные работы драматурга, и пьесы молодых авторов. Это абсолютный must-see. Но чтобы не растеряться, водя пальцем по афише, стоит играть на контрасте чем более консервативно название, тем сильнее и свежее впечатление, которое выбьют из вас Коляда и его актеры. Вот «Ревизор» хотя бы: все, что вы боялись узнать о российской дичи: Городничий с неграмотными ударениями, красотища в виде махровых полотенец с лебедями, грязь по щиколотку (зрителям первых рядов выдают полиэтилен прикрыть колени), Хлестаков, плескающийся в собственном вранье, как в этой жиже. Не удивительно, что екатеринбургским властям это зеркало не льстит.

Нижегородский ТЮЗ, Нижний Новгород

Где: Нижний Новгород, ул. Максима Горького, 145

Подробнее: www.tyuz.ru

Вполне возможно, что нынешний сезон станет для Нижегородского ТЮЗа катастрофой уже по одной этой причине его спектакли необходимо увидеть, если уж повезет. Бурные московские успехи театра (а нижегородцы регулярно претендуют на «Золотые маски»), кажется, имеют малый вес в глазах самих нижегородцев. Здание ветшает. С нового года частично и вовсе перейдет на баланс театра, уже сейчас погружающегося в долги. Не помог оздоровлению климата и недавний конфликт труппы с новоназначенным руководством актеры даже объявляли голодовку. Но при всем при этом театр остается одним из сильнейших. Во многом это заслуга режиссера Вячеслава Кокорина: он первый показал, что стать грибом или белочкой не единственная участь актера в Театре Юного Зрителя. Радикально обновил репертуар, добавив пьесы Мартина МакДонаха («Калеку с острова Инишмаан» пропустить здесь уж точно нельзя) и Лукаса Бэрфуса. Но главное, показал нижегородцам их земляка Максима Горького: пьеса «Последние» спектакль умный и жесткий (в этом смысле никакого Горького в нем, можно сказать, и нет слезливость, истеричность, выспренность, все это приглушено или убрано совсем). На сцене почти библейский интерьер, в котором простой деревянный стол равнозначен самому понятию«стола». Гроздьями свисают электрические лампочки световой оркестр, вторящий музыке Гии Канчели, словно небо, которого уже не видит никто. Семья Коломийцевых, через которую колесом проезжают российский террор и коррупция, больше похожа на семью короля Лира и так же тщетно пытается глава, полицмейстер и дворянин Иван Коломийцев (в блистательном исполнении Леонида Ремнева) удержать свое рассыпающееся домашнее королевство. Если на «Последних»вы не попадаете, то просто имя режиссера Кокорина на афише вполне надежный ориентир.

Магнитогорский Драматический театр имени Пушкина (Магнитогорск)

Где: Магнитогорск, просп. Ленина, 66

Подробнее: www.dramteatr.com

Настоящая слава этого театра началась в середине 1990-х. Как и в случае с большинством российских театров, активность его подхлестнула «Золотая маска» ежегодный чемпионат в Москве раздразнил амбиции. Сейчас магнитогорцы считают свой театр такой же городской гордостью, как хоккейный клуб«Металлург», что лишь подтверждает спортивную природу этого художественного феномена. На афише чередуются лучшие питерские и московские режиссеры, и что их манит в Магнитогорск, понятно актерский ансамбль уж очень хорош. В итоге афиша такова, что хочется засесть в Магнитогорске как минимум на неделю (что многие московские критики, кстати, и делают). Тут вам и «Королева красоты»МакДонаха, и «Зима» Гришковца. И горько-нежные «Двое на качелях» Уильямса в постановке питерского Григория Козлова. А главное абсолютный шедевр: «Гроза»Островского в постановке питерского же режиссера Льва Эренбурга. Парадоксальнейшим образом здесь почти нет текста Островского, разменянного на почти кинематографичные в своей выразительности сцены, а при этом есть абсолютное ощущение, что именно это Островский и сказал. Всех персонажей режиссер и актеры словно бы собрали заново в несмыкающуюся любовную цепь, где А любит Б, но Б любит С, который любит Икс, и так до кровавого финала. Причем это не духовно-бестелесная академическая любовь лауреатов Госпремии, наряженных в кринолины, это настоящий эротический шквал страсти где сверкает нож, а руки застревают в манжетах торопливо стаскиваемой рубашки. И только очнувшись от этой вот уж действительно«Грозы», мысленно бормочешь про психологизм, до подобных вершин которого мало кому удается в театре добраться.

Театр «У моста» (Пермь)

Где: Пермь, ул. Куйбышева, 11

Подробнее: www.teatr-umosta.ru

Театр открылся на самом берегу Камы в 1988 году в разгар перестройки, но в отличие от большинства собратьев по судьбе выжил и процветает. Его история не омрачена никакими конфликтами, а основатель режиссер Сергей Федотов — спокойно отстаивает то, во что верит, окруженный всеобщим уважением: это едва ли не единственный театр, который открыто говорит, что ценит «мистическое», пишет слово«мистика» с большой буквы, равно как и слово«миссия», а при этом за него ни смешно, ни стыдно. У них отличные спектакли по Гоголю. Про вампиров здесь начали рассказывать истории задолго до того, как возникла мода на них. И первыми в России открыли нынешнего кумира русских актеров драматурга Мартина МакДонаха. Его рвут на части фестивали, и, если вам удалось застать один из полусотни спектаклей в году, которые театр успевает дать в родной Перми, считайте, повезло. А если попадете на МакДонаха, то повезло вдвойне: равно хороши и «Красавица из Линэна», и «Череп из Коннемары», и «Сиротливый Запад». Пермские актеры одни из немногих, кто умудряется не утяжелять эту драматургию густым «русским психологизмом», скользят по тексту, как конькобежцы, так что на страшных, в общем-то, пьесах, зрители смеются критики совершенно справедливо сравнивают манеру Федотова в макдонаховских пьесах с манерой братьев Коэн. Как это удалось в Перми загадка. Но интригует она настолько, что пермские зрители ходят на один и тот же спектакль «У моста» раз по десять-пятнадцать. Сам режиссер человек поразительной ясности ума, умения формулировать мысли да и просто вменяемости при этом уверяет, что каждый спектакль импровизация, и это утверждение, кажется, единственное, чему в этом театре не веришь.

0

Останні статті

Коментарі