Как-то стало мне интерсно, что же происходит на Ближнем Востоке? Это привнесённые из вне "цветные революци? Тогда кто за этим стоит? Или внутернние процессы в этих странах? Тогда кто и против чего и за что выступает?
Покапавшись в Инете, сложил себе такую картинку:
Согласно недавнему докладу ООН, Тунис занял 6-е место из 135 возможных по уровню роста индекса человеческого развития за последние 40 лет. А это значит, что там не просто растет экономика, но и государственные доходы эффективно перераспределяются на образование, медицину и прочие социальные нужды
Тунис — страна европеизированная, толерантная, светская, где исламисты до недавнего времени практически не имели влияния, а шариат не играл никакой роли. Страна, где ВВП на душу населения составляет 9,5 тыс. долл. (при среднемировой величине в 10,6 тыс. долл.) Но за этой стабильностью скрывался высокий уровень безработицы (до 25%), рост цен на продукты, безысходность людей, лишенных возможности самореализации в стране с коррупцией и кумовством, усталость от двадцатитрехлетнего правления бен Али. Авторитарный режим не давал возможности выпустить пар недовольства. А нараставшее давление рано или поздно должно было взорвать ситуацию. Что и произошло после самосожжения 26-летнего выпускника университета Мохаммеда Буазизи: режим, который еще вчера казался незыблемым, пал в течение месяца под напором арабской улицы.
Египет
Вопреки распространенному мнению о катастрофическом положении дел в египетской экономике ситуация там совсем не так плоха. По всем показателям — от коррупции до уровня жизни — Египет посередке всех рейтингов. В Египте школу посещают 69% детей — это больше, чем в куда более богатой и технологически развитой Малайзии.Правительство Мубарака даже пыталось с некоторым успехом бороться с безработицей, и среди мужчин до 30 лет она упала с 52 до 32%. Последние десять лет египетский ВВП рос в среднем на 6,2% в год (это покруче чем в Украине), ВВП на душу населения достиг 6200 долларов (в Украине ВВП на душу населения составляет 6,5 тыс. долл).Средний возраст населения в Египте — 24 года , каждому четвертому — от 18 до 29 лет. Экономический рост позволил создать поверх толщи плохо образованных и бедных масс тончайший слой среднего класса. Но он-то и стал наиболее нервно реагировать как на экономические последствия кризиса, так и на коррупцию и полицейский беспредел. Именно он сработал как «авангард рабочего класса» и организовал массовые волнения, которые до этого не имели никакой направляющей силы. Представителем среднего класса был и Халед Саид, с убийства которого и началась революция: 28-летний программист учился в США, на некоторое время вернулся домой в Александрию и был там до смерти забит полицейскими, которым случайно попался под руку. Из обеспеченной семьи и менеджер Google Ваэль Гоним, который, по сути, координировал первые шаги революционеров, создав в Facebook группу «Мы все — Халед Саид».
Средняя продолжительность жизни в Ливии — 77 лет, что выше, чем в ряде стран Евросоюза. Однако огромная безработица при многочисленной, неплохо образованной и живущей в домах со спутниковыми тарелками молодежи, которая с самого рождения видит во главе страны одного и того же человека, а на улицах — памятники его «Зеленой книге».
В Саудовской Аравии, где полвека назад не было ни одного университета, теперь их 57, и 130 тыс. студентов и студенток за последние пять лет отправились учиться за границу, в основном в США.
Вывод: Базой для революционных потрясений в арабском мире стали реальная и динамичная социально-экономическая модернизация и новый класс людей, который своими руками создали запустившие эту модернизацию авторитарные лидеры.