Всем, кто не читал
первую часть статьи, настоятельно рекомендуем сначала проникнуться логикой мышления Кремля в разрезе столетия, а потом приниматься за этот текст.
В этой статье речь пойдёт о динамике событий и о целях Кремля.
Динамика в действиях Кремля очень важна. Точнее, в Кремле кто-то, по-видимому, считает динамику процессов очень важной составляющей давления из-за недостатка сил. Однако ввиду того, что по всей российской вертикали власти расселись ротожопые эффективные менеджеры распила и отката, хорошую и слаженную динамику в РФ можно увидеть лишь в росте благосостояния этих самых менеджеров и этажей их дач.
В общем, с динамикой у Кремля — большие проблемы. Так, во время подписания пакета «Минск–2» затяжка в динамике выставила Россию стороной конфликта, способствовала разрушению понимания между Кремлём и европейскими лидерами, дискредитировала фейковое «кремлёвское миролюбие». Срыв динамики на уровне исполнителей со стороны Кремля и героизм ВСУ и НГ привели к тому, что в Минске, судя по всему, подписали не совсем тот документ, который хотела видеть Москва. Теперь Кремлю приходится это расхлёбывать.
Более того, обитатели Кремля видели и хотели одну динамику в рамках политического процесса. Российские военные понимали реальные проблемы, которые стояли перед ними в виде укреплений ВСУ в районе Дебальцево и виде неизбежных проблем роста «армии Новороссии», и потому предполагали и ожидали совсем другой динамики конфликта. Политики донесли свою мысль первыми, их план был принят как основной, и потому рвать ритм пришлось военным. Это в итоге вылилось в атаки человеческими волнами, дезертирство из-под Дебальцево Мозгового (ему вояки нашли, как отомстить), колоссальные потери (кто их считает в Кремле?!) и разочарование простых местных ополченцев, которые поняли, что дорогу Путина на Киев вымостят именно их костями. Даже контрактники ВС РФ стали относиться к «командировкам в Украину» настороженно.
Действия, бездействия или давление Кремля, как правило, имеют чёткую привязку к определённым датам или событийно-временным точкам (пусть эти привязки и не всегда очевидны для внешнего мира).
Текущие привязки, судя по всему, идут к сессии ООН и к концу года, когда процесс имплементации Минских соглашений должен быть завершён. Кроме того, в более длительной перспективе временной точкой может быть момент исчерпания реальных внутренних финансовых резервов Кремля, но определить эту точку внешнему наблюдателю на данный момент не представляется возможным.
Так вот, к сессии ООН и к концу года Кремлю было бы желательно продемонстрировать договороспособность и миролюбие перед внешними партнёрами для того, чтобы избежать повторения австралийского казуса с изоляцией Путина, и для того, чтобы в итоге не нарваться на мощный ультиматум стран Запада, которого Кремль ждёт.
Ни для кого не секрет, и об этом говорил даже Порошенко с экранов телевизоров, что Украина лишь имитирует исполнение Минских соглашений, при этом формально выполняя их практически в полном объёме. Россия пытается играть в ту же игру, однако тут у РФ — куча проблем на уровне как исполнителей, так и собственных пожеланий силовой вертикали управления.
Как уже говорилось в предыдущей части статьи, обстрелы рождают ненависть. Редакция давно писала, что палестинские террористы обстреливают Израиль «Кассамами» не (только) для того, чтобы убивать израильтян. За полгода перед началом операции «Литой свинец» от обстрелов террористов погибло меньше граждан Израиля, чем во время самой операции. Палестинские и пророссийские боевики стреляют с крыш ООНовских школ в Газе и из застройки Донецка для того, чтобы получить ответный удар по своим позициям, collateral damage, мирные жертвы, эскалацию ненависти и самоподдерживающийся конфликт.
Однако атмосфера тотальной ненависти, продуцируемая в «Д/ЛНР» с помощью обстрелов и пропаганды, создаёт проблемы и самому Кремлю в том случае, если он вдруг решает проявить миролюбие. Потому как, издёрганное истерикой, местное население оккупированных территорий не понимает, как можно реинтегрироваться в состав «хунты, распинающей младенцев и отправляющей диверсионные группы расстреливать из миномётов автобусы».
Поэтому прекращение сейчас обстрелов со стороны боевиков, и как следствие прекращение ответного огня ВСУ, и как результат снижение градуса истерии являются подготовкой к информационной имитации выполнения со стороны РФ и «Д/ЛНР» Минского меморандума. Ещё раз,
никто никого не сливает, все занимаются имитацией.При этом осознав, что ультиматумы не действуют более на Украину, Кремль, ранее влезший в переговорный формат, всячески пытается из него выбраться, подсовывая Украине петрушек из «Д/ЛНР» в качестве переговорщиков. Желание России выскочить из процесса выглядит вдвойне глупым и невозможным на фоне постоянной помощи боевикам вооружением, советниками, финансами, консалтом и прямым управлением на почве «госстроительства».
При такой плотной помощи возникает вопрос: а зачем тогда пытаться выходить из переговорного процесса?
Ответ лежит в имплементации Минского процесса.
Значимые пункты Минского меморандума — это пункт 4 (связанный с законом о местных выборах с учётом региональных особенностей); пункт 11 (о конституционной реформе в Украине, которую необходимо было принять до конца 2015-го); пункт 9 (о контроле Украиной российско-украинской границы после полного политического урегулирования и при условии выполнения пункта 11). Важен также пункт 12, который требует согласовывать в рамках трёхсторонней группы «вопросы, касающиеся местных выборов … с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей», но лишь с учётом закона Украины о местном самоуправлении. То есть ни Пушилин, ни Пургин, ни «Ташкент» с «Сиплым» под действие этого закона не подпадают, потому как никем под контролем ОБСЕ не избирались, а были самоназначены. Ещё важен был пункт 5, согласно которому предполагалась амнистия боевикам, но ввиду того, что трактовка амнистии в Европе и РФ разная (Кремль намекал на амнистию Кадыров-стайл, счастье «автомат» всем и пусть никто не уйдёт обиженный), под действие принятого ВР закона об амнистии не так просто попасть, к тому же оно было приостановлено.
Украина доблестно выполнила обязательства по пункту 4 и по пункту 11 (несмотря на попытки ряда политических деятелей попиариться на этом поле). Точнее, Украина сделала вид, что выполнила свои обязательства, но формально придраться не к чему. То, что «Д/ЛНР» и их кураторы в ответ ожидаемо по этим самым пунктам никаких внятных действий предпринять не смогли, никого не интересует. Более того, сборная солянка из регионалов, стекломойных командиров и МММщиков даже сымитировать подготовку к выполнению требований не смогла. И даже не пыталась этого сделать. Принципиальная невозможность для лидеров «Д/ЛНР» провести выборы по украинскому законодательству была описана редакцией сразу после подписания Минского меморандума.
Сложно сказать, на что надеялись в Кремле, настаивая на подписании этого документа. Любой юрист, работавший что в Украине, что с России, расскажет вам о печерском или басманном правосудии.
Законы-то у нас хорошие.
Но все мы прекрасно знаем, что в наших странах важен не текст закона, а правоприменительная практика. Может быть, в Кремле надеялись на воистину триумфальный реванш «Оппоблока», который смог бы к неработоспособному Минскому меморандуму подключить «правильную» правоприменительную практику. Однако, надо признать, что в случае настолько триумфального реванша «Оппоблока» ему бы не нужны были для этого никакие меморандумы. Более того, сами эти меморандумы и механизмы принуждения Украины к их подписанию крайне негативно отражаются на электоральных перспективах «Оппоблока» и любых пророссийских сил.
Может быть, в Кремле надеялись на своё нефтегазовое и финансовое лобби, которое гарантировало кооперативу «Озеро» защиту интересов Кремля в Европе при условии принуждения Украины к подписанию юридически обязывающего документа. Этот вариант более реален, ведь теневое лобби Кремля в ЕС поражает своим размером и количеством вливаемых в него средств. Однако это лобби уже длительное время связано по рукам и ногам – явно видна работа дипломатов не украинского уровня, и можно лишь предполагать, чего это стоило.
Может быть, в Кремле надеялись, что тандемный эффект указанных выше факторов позволит добиться успеха, а может быть, текст Минского меморандума отличался от того, что Москва хотела видеть и считала эффективным. Сложно сказать, да и бессмысленно пытаться угадать цели Кремля, оставим эти задачи психиатрам.
В общем и целом мы явно увидели, что Кремль выдвигал ультиматумы раз за разом.
Каждое выдвижение ультиматума приводило ко все большей и большей изоляции Кремля, к тому, что мы назвали «дипломатическим минным полем». Каждый ультиматум уменьшал договороспособность Кремля, связывал по рукам и ногам российское лобби в Европе и лишал смысла поддержку Путина в БРИКС, ШОС и т.д.
Теперь на военные ультиматумы Кремля подтягиваются дипломатические и экономические ответы, и потому Москва стремится выскочить из переговорного процесса, желая избавиться от обязательств. Поезд «Д/ЛНР» несётся к обрыву, обещая утянуть за собой и Россию. И РФ желает спрыгнуть с поезда, забывая, что связана с ним прочным канатом военных поставок и финансовой помощи, и наотрез отказываясь этот канат перерубить.
Более того, при попытке просто
информационно сымитировать выход из «Д/ЛНР», Россия тут же наталкивается на информационное противодействие игроков, например, в самой «ДНР» и внутри своих башен. Тут же, как чёрт из табакерки, выскакивает Ходаковский и говорит, что нет никаких «ДНР» и «ЛНР», а есть Россия, и пусть там, в Москве, всё и решают. И Ходаковскому тут же дают трибуну в РФ, с которой это интервью разлетается по всему миру. Кстати, этот выбрык показывает всю сложность, бредовость и непрозрачность системы связей, сложившейся в анклавах. Ринат Ахметов, которого часто называют спонсором и куратором Ходаковского (об их сотрудничестве ходят слухи и в «ДНР», документы по этому поводу вбрасывал «Анонимный интернационал»), потратил кучу денег и медийных усилий на то, чтобы изобразить «народ Донбасса» участником текущего конфликта. Сделано это было с целью в дальнейшем выступить от имени и за счёт страданий этого самого «народа» в переговорах и торгах с Киевом о будущем устройстве страны (при выходе Кремля из процесса или в случае, если Кремль дальше предпочтёт играть украинскую игру руками Ахметова сотоварищи).
Ахметов при помощи своих связей, собственной и союзных медиаимперий создал целую поросль общественных организаций и политиков, защищающих его интересы, представляющих «народ Донбасса» как соучастника агрессора, а не как случайную жертву пропаганды и силового давления. Однако, как только людям, обладающим в «Д/ЛНР» хоть сколько-то реальной властью, данный тезис показался таким, что затрагивает их интересы, они взяли и прилюдно постучали детородным органом по лбу Гудка. «Нет в этой игре никакого «народа Донбасса», нет никаких его представителей, а есть интересы, кураторы и марионетки Кремля», — сказал Ходаковский и смыл в унитаз годовые усилия ахметовского пула. Действия Ходаковского сравнимы с демаршем Мозгового возле Дебальцево и могут ему дорого стоить. Впрочем, фигурант уже показал себя вёртким и неуловимым игроком, может, и съедет с темы.
Вот вам и «Ходаковский — человек Ахметова».
Вернёмся к Минским договорённостям.
Тот самый 9 пункт Минских соглашений подписывали Захарченко и Плотницкий как частные лица. А вот Владимир Владимирович Путин его подписывал как Президент Российской Федерации в целях установления мира и целостности Украины. Подписывал, подтверждая «
полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины». Это не слова, это документ.
Однако, установления контроля над границей Украины со стороны Киева обычными средствами — очевидный миф. Никто в Киеве не будет (после обстрелов территории Украины со стороны РФ и трагедии в Зеленополье) запихивать гарнизоны на ноль между кадровыми ВС РФ, прикидывающимися боевиками на территории Украины, и кадровыми ВС РФ, прикидывающимися не участниками конфликта на территории РФ. Потому как никто не будет ожидать, что эти гарнизоны смогут что-то сделать. Почему же тогда начат разговор о передаче границы, и почему «ДНР» и «ЛНР» внезапно выступили с поддержкой
обсуждения этой инициативы вместо того, чтобы ожидаемо сказать «Не пущать! Хунта! Блокада!» и что там они обычно кричат?
Затем, чтобы выпереть из разговоров о границе РФ.
Сейчас Кремль имитирует договороспособность, миролюбие и всячески сигнализирует Западу о том, что пространство для переговоров есть. «Вот смотрите, и боевики могут не стрелять, и выборы попытаемся обсудить, и народ особо не против, и в Сирии есть позиции для переговоров, а, может, и нет позиций, но и там нагадить сможем, и границу боевики будут обсуждать». Всё это с одной целью – отвести Путина от предполагаемого ответного ультиматума Запада, который проистекает из неосмотрительно подписанного документа. Подписанного в момент, когда Путину показалось, что он триумфатор и поставил Порошенко на колени.
Редакция затрудняется сказать, предпримет ли Запад ультимативные шаги в отношении РФ. Скорее всего, от именно ультимативных шагов, вроде озвученных ниже, западные лидеры постараются уклониться. Но в Кремле рассуждают другими категориями. Столетие чекистских силовых ультиматумов сформировало у них «блоковую картину мира» и «картину геополитического противостояния».
Украина отложила часть параграфов договора об евроинтеграции по требованию РФ?
Да.
Украина начала конституционный процесс с целью децентрализации власти в стране и повышения прав местных общин?
Формально да.
Украина приняла закон об амнистии для боевиков?
Формально да.
Украина приняла закон о выборах на отдельных территориях?
Формально да.
Украина сделала это,
не дожидаясь ответных шагов от лидеров «Д/ЛНР», прекращения огня, отвода техники и артиллерии, возвращения Дебальцево, мониторинга линии разграничения от ОБСЕ, обмена пленными, подготовки выборов со стороны «Д/ЛНР», допуска украинских партий к политическому процессу, допуска украинской гуманитарки в «Д/ЛНР», вывода российских наёмников и кадровых военных и т.д. и т.п.?
Да, сделала.
То есть Украина продемонстрировала добрые намерения по установлению мира?
Да, продемонстрировала.
Владимир Владимирович Путин вместе с Порошенко, Меркель и Олландом подписывал документ, где подтвердил своё уважение к суверенитету и территориальной целостности Украины, даже в российском понимании этой целостности (то есть без Крыма)?
Да, подписывал.
А не мог бы Владимир Владимирович, не являясь стороной конфликта и не участвуя в нём, в порядке демонстрации добрых намерений, миролюбия и прочей чепухи помочь обеспечить контроль украинской власти над российско-украинской границей
на территории Российской Федерации, где нет никаких боевиков?
Вот это ультиматум, который ощущает Кремль. Один из таких ультиматумов. Вот почему в «Д/ЛНР» так резво заговорили о границе. Не потому, что готовы её передать, а для того, чтобы не дать Западу и РФ обсудить эту тему.
«Дайте проходы», Владимир Владимирович. Дайте проходы, это ведь так мало.
Вы же не сторона конфликта и демонстрируете миролюбие? Ну, так предоставьте возможность Украине контролировать российско-украинскую границу на территории РФ, где у вас стабильность, железный порядок и всякое такое, о чём шепчет ваш телевизор?
Никаких же проблем, да?!
Постскриптум.
Редакция несколько раз подчеркнула, что подобный ультиматум, скорее всего, существует исключительно в воспалённых мозгах владык Кремля, к таким ультиматумам привычных. И, вероятно, деликатный (до определённого предела – ага! а потом гуманитарные бомбардировки) Запад таких ультиматумов Кремлю не выдвинет. Однако,
не получив такой ультиматум от Запада, Кремль сочтёт это слабостью и опять двинет орков вперёд. А, значит, опять война.
Бойтесь данайцев и не верьте, что Одиссей всё слил. Просто Троянский конь у них из фекалий и веточек, потому как делали его Сурков и Шойгу, а не Эпей. Ну, так и «Моторола» не Ахиллес совсем, да.
По итогу они сами за этого коня браться не хотят, потому стоят рядом и делают вид, что он сам образовался, «не наш совсем и забирайте его быстрее, а то воняет на полмира».
Антон Швец, Дмитрий Подтуркин