Немало подобных ресурсов и источников, которые являются загодя
подготовленными площадками с немалой аудиторией для вбрасывания нужных
месседжей в нужное время, используются пиарщиками Кремля - для ведения
информационной войны против Украины.
«Боевик Моторолла убит в донецком аэропорту», «Солдаты РФ на Донбассе
отказались воевать, подняли бунт и подстрелили офицера», «Россия введет
войска до конца этой недели», «Партизаны подорвали секретный завод ДНР в
Донецке». Смешно?
Но именно на подобных «новостях», как грибы после дождя, за последний
год выросла целая плеяда сайтов-паразитов, которые зарабатывают деньги
на тиражировании фейков. Точнее, на гигантском трафике, который
обеспечивают благодаря этим фейкам наивные украинские пользователи,
ждущие подобной информации. Самые известные примеры - patrioty.org.ua,
osp-ua.info, antikor.ua, divannaya-sotnya.com.ua, joinfo.ua,
elise.com.ua но есть и много других.
Однако это еще не самая большая проблема. Гораздо хуже, что немало
подобных ресурсов и источников, которые являются загодя подготовленными
площадками с немалой аудиторией для вбрасывания нужных месседжей в
нужное время, используются пиарщиками Кремля для внесения нотки абсурда и
хаоса в украинское информационное пространство, а также для создания
поводов российской пропаганде уличить «укросми» во лжи. В подобном
ключе, к примеру, действуют все более популярный ныне в интернете
загадочный блогер Олег Ярчук или уже ушедшая в тень «правозащитница»
Васильева из России.
Фабрика фейков
Итак, за последний год в украинском сегменте интернета появился новый
феномен – сайты, которые специализируются на производстве
информационных фейков с коммерческой целью. То есть, производство
неправдивого, но броского информационного повода превратилось в очень
неплохой бизнес, который позволяет интернет-ресурсу, не вкладывая денег
ни в контент, ни в персонал, зарабатывать деньги.
Схема их работы проста до банальности – кричащий заголовок с
какими-то бравурно-победными новостями с фронтов, или напротив -
информацией про катастрофы-проблемы. На, худой случай, обычная "чернуха"
типа «Ополченцы в Луганске расчленили собутыльника». Причем, в отличие
от чисто «желтой прессы», эти ресурсы не гнушаются не только ставить
абсолютно не проверенную информацию, но и сами производят откровенные
фейки со ссылками на собственные источники, т.е. на самих себя. И эти
фейки сплошь и рядом наносят огромный вред.
Например, первым же в памяти всплывает случай, который произошел
совсем недавно с личным знакомым автора этих строк – известным киевским
актером Максимом Записочным. Который снялся еще 2 года назад в фильме
«Поиск» французского режиссера Мишеля Хазанавичуса о геноциде чеченского
народа. Он рассказывает историю 10-летнего чеченского мальчика, который
ищет свою сестру после того как их родителей расстреляли российские
солдаты. Действие происходит осенью 1999-го года, в момент начала второй
чеченской войны.
Лента был показана в главном конкурсе 67-го Каннского фестиваля в мае
2014-го года, однако в интернет попала совсем недавно, в начале апреля
2015-го. А начинается она с довольно шокирующих кадров – один из
российских солдат ручной камерой снимает, как его сослуживцы
расстреливают мирную чеченскую семью ради забавы. Причем, съемка
максимально стилизована под живую – т.е. искусственно состарена, на ней
есть дата (16.10.1999) и время, она выглядит, как будто ее реально
снимали на ручную любительскую камеру – все, как если это было бы в
жизни. Как раз роль солдата, который расстреливает чеченцев, и сыграл
Максим Записочный.
Буквально через несколько дней сайт patrioty.org.ua (Патріоти
України) находит фильм, вырезает указанный фрагмент начала и, ничтоже
сумняшеся, выкладывает у себя под заголовком типа: «Российские солдаты,
смеясь, жестоко расстреливают чеченскую семью». Без всякого указания на
то, что это фильм, а не реальные съемки.
Видео начинает с бешеной скоростью расходится по интернету. Находится
куча сумасшедших, которые находят профили актера, выкладывают все его
личные данные в интернет, начинают угрожать и травить его. Опровержения,
которые делала, в частности, и «Четвертая Власть», слабо действуют на
разгоряченные и накрученные умы – травля и распространение фейкового
ролика продолжается до сих пор.
Указанный пример – далеко не самый худший. Если в данном конкретном
случае пострадал один человек, то распространение панической или
ура-патриотической чуши является серьезным ударом по информационной
безопасности. Не говоря уже о целенаправленных информационных вбросах.
Однако об этом чуть ниже.
Пожиратели траффика
Интересно, что большинство подобных сайтов выросло из волонтерских
информационных инициатив времен Майдана или начала украино-российской
войны.
«На многих таких сайтах просто сохраняется волонтерская инерция, -
поясняет советник министра информационной политики Дмитрий Золотухин. –
Т.е. в свое время люди наплодили площадок для распространения
информации, а потом решили вести свою личную информационную войну так,
как они представляли правильным – т.е. собирая любую информацию и
подавая ее в выгодном ключе. Пусть даже и неправдивом. Со временем
решили площадки или продать, или заняться монетизированием своей
деятельности. В результате, сайты попали в руки тех бизнесменов, которые
зарабатывают на трафике, т.е. количестве посетителей на сайте».
Все эти сайты имеют украинский хостинг в одной из крупнейших
хостинговых компаний Imena.ua – той самой, которая недавно была
фигурантом скандала с СБУ. Напомним, силовики конфисковали у нее серверы
для блокировки нескольких сепаратистских сайтов, потому что хостер
длительное время отказывался это делать самостоятельно, ссылаясь на
отсутствие соответствующего судебного решения. Более подробной
информации, после принятия нового законодательства о персональных
данных, в открытом доступе уже получить нельзя, однако достоверно
известно, что все указанные фейкометы хостятся в Украине.
Самое важное, что стоит понимать о подобных ресурсах – они не
являются СМИ ни в какой форме. Т.е., если говорить языком
законодательства, не зарегистрированы в Министерстве юстиции ни в
качестве, собственно, средства массовой информации, ни в качестве
информационного агентства. Таким образом, привлечь их к ответу за их
лживые новости просто невозможно – необходимо вручную отключать весь
ресурс у хостера. Что, как мы уже отметили выше, является серьезной
проблемой. Тем более если ложь фейкометов прямо не нарушает уголовное
законодательство.
Надо также понимать, что в SMM, т.е. продвижении сайтов в интернете,
есть такое понятие как агрегатор трафика. Т.е. сайты-сателлиты
известного ресурса, на чьей платформе они действуют, которые
перенаправляют свой трафик старшему партнеру.
В этой схеме нет ничего противозаконного. Например, классическим
сайтом-агрегатором является ресурс uainfo.org – этаким информационным
пылесосом, который собирает всю доступную информацию без всякой
проверки, а все заходы потом идут в копилку отцовского ресурса.
Собственно, фейкометы действуют очень похоже на агрегаторов, вот только
свой трафик они продают за деньги.
«Они зарабатывают на рекламе и на информационных политических
«вбросах», - поясняет Алексей Мась, координатор «iForum.ua». - А народ у
нас падкий на фейки, ему все равно, что читать – главное, чтобы
ложилось в общую канву. Сайты такого рода зарабатывают на трафике,
перенаправляя пользователей на другие ресурсы, которые за этих
пользователей платят деньги. Чем больше посещаемость ресурса, тем больше
рекламы крутится и тем больше переходов на другие ресурсы. Таким
образом, фейкометы растят аудиторию для дальнейшей перепродажи».
Собственно, это мало чем отличается от работы обычных медиа, только
там все медленнее и не так эффективно. А фейк раскручивается быстрее и
стоит меньше».
Важным моментом этой «бизнес-стратегии» является не только продажа
трафика, но и его набивание. Для получения в будущем заказных материалов
для размещения на сайте, что, в принципе, является наиболее выгодным
заработком.
Таким образом, каждый ваш клик на фейк на подобный сайт приносит
деньги его собственникам. Однако основная опасность кроется даже не в
коммерческой подоплеке деятельности фейкометов.
Сливные бачки
Дело в том, что бесконтрольные информплощадки с минимальной
ответственностью и хорошей посещаемостью неминуемо начинают попадать в
фокус интересов «черных» пиарщиков, в том числе и российских или
работающих на интересы России в Украине.
«В Украине обычно реально контентый проект начинает окупаться не
ранее, чем через 3 года после старта, - продолжает Дмитрий Золотухин. – И
это при условии стабильного финансирования и действительно хорошей
работы. Быстро деньги можно получить только на «джинсе», т.е. заказных
материалах. Второй вариант – если кому-то нужен «гавкающий рот» на
будущее, который стоит прикармливать прямо сейчас, чтобы в нужный момент
забросить через него необходимый месседж.
Да, несколько лет платишь пару сотен долларов человеку, который
поддерживает сайт в нужном состоянии, а потом при необходимости через
него происходит вброс. Информация берется, например, с какого-нибудь
неизвестного и тоже загодя созданного фейсбук-профиля, потом
перепащивается на указанной информационной площадке, где превращается в
информповод. Который постепенно переходит в нормальные СМИ, превращаясь в
вроде бы реальную, официальную информацию. А потом ее можно с помпой
рассказать в эфире российских каналов. Именно так стабильно действует
российская пропаганда в Украине и за ее рубежами.
Например, вспомните историю про так называемого «испанского
диспетчера», который 17 июля 2014-го года, сразу после того, как был
сбит «Боинг» в Донбассе, вдруг написал «твит» про то, что якобы возле
сбитого самолета было зафиксировано присутствие 2 украинских военных
воздушных суден. И эту новость тут же растиражировал российский
пропагандистский канал «Russia Today», а затем и все остальные каналы.
Аккаунт этого «диспетчера» вели несколько месяцев, а потом использовали в
нужный момент».
Именно в этом смысле и заключается главная опасность фейкометов –
даже если они изначально создавались с патриотичными целями помочь в
информационной войне. Полное отсутствие фактчекинга (предварительной
проверки информации и фактов перед ее публикацией) в погоне за
посещаемостью и при полном отсутствии репутационных рисков приводит к
тому, что через подобные ресурсы можно вбросить и распространить любую
информацию. Что дает неограниченные возможности российским
пропагандистам для распространения заведомой и вредоносной лжи.
Известно, что важным элементом российской информационной гибридной
войны является внесения хаоса в информационное пространство противника.
Суть проста. Задачей российских пиар-бригад в Украине уже давно является
не доказательство того, что Россия говорит правду. Им надо поставить
под сомнение украинскую версию событий, максимально абсурдизировать ее,
выставить украинских журналистов дураками и дилетантами. Чтобы
доминирующей в обществе стала версия - врут все вокруг. А коли ложь
повсюду, то и верить российской версии событий не так уж постыдно и она
ничем не хуже украинской.
Механизм работает элементарно – пиарщики создают фейки, которые легко
опровергнуть. Через один из "сливных бачков" забрасывается лживая
информация, к примеру о том, что погиб боевик Моторола. Наши СМИ, где
фактчекинг также хромает, накидываются на нее, как дети на мороженое, и
начинают распространять. Тут-то и вступает в дело российский агитпроп,
который с помпой опровергает «очередную наглую ложь укросми».
Результат достигнут – не только пророссийская аудитория опять
убедилась, что украинские журналисты "всегда врут", но даже и адекватные
люди с украинской стороны зададутся неприятными вопросами: «А зачем же,
действительно, такое писать?». На подобных операциях по "разоблачению"
специально вброшенных фейков специализируется, например, известный
пропагандист Анатолий Шарий, чьими роликами заполнены все пророссийские ресурсы и паблики.
Яркими представителями «сливных бачков» в подобных информоперациях
являются «правозащитница Васильева» из России и мифическтий «блогер
Ярчук».
Первая известна тем, что всю лето-осень 2014 года занималась
тиражированием откровенно бредовой информации о якобы гигантских
потерях, которые несут российские войска в Украине. Эта информация на
ура распространялась среди проукраинской аудитории, которая верила в
легенду «честная российская женщина говорит страшную правду о войне». И
не важно, что информация является полной чушью, которую очень легко
опровергнуть, чем, собственно, с упоением и занимались все это время
российские блоггеры и СМИ.
После того, как «звезда Васильевой» несколько закатилась, на
авансцену вышел некий суперинформированный «блогер Ярчук»
(oyblogg.blogspot.com), который с завидной частотой публикует
фантастические сводки потерь тех же русских войск в Украине, причем в
максимально приближенной к военному стилю форме. Якобы это сводки ФСБ
своим кураторам в России, которые перехватываются блоггером (!) и потом
выкладываются в открытый доступ. Абсурдность подобных сведений очевидна
адекватному читателю уже с первых общих цифр, где количество убитых
превышает количество раненных, что невозможно в принципе, так как на
современных войнах, по подсчетам военных теоретиков, соотношение потерь
составляет: 1 убитый на 3-3,5 раненных.
Однако сайты-фейкометы с огромным удовольствием тиражируют «сводки
Ярчука», разгоняя нужную волну. И уже не так важно, делают они это
осознанно или просто в погоне за трафиком. Важно то, что они являются
частью информационной войны против Украины.
источник