Лео Перутц "Гостиница "У картечи", рассказ (отрывок 2)
- 10.09.09, 23:02
Офицеры занимали свой собственный долгий стол ,а мы, одногодки- контрактники -отдельную комнату, но и туда, бывало, проникал людской поток: девушки ругались у нашего стола когда цапались со своими любовниками; тут не прекращались толкотня, шум и проклятья солдат, взвизги баб и лязг надеваемых штыков пока не из ближайшей казармы не являлся наряд- и снова воцарялся относительный порядок, а самых буйных смутьянов уводили прочь от танцевальных радостей под заслуженный арест.
Такой была гостиница "У картечи", там я и познакомился с фельдфебелем Хвастеком, служившим тогда в третьем батальоне. Он был красавцем, высоким и статным- я им, нашим знаменосцем, издавна втайне любовался на парадах и смотрах. Он подобно гостинице днями выглядел угрюмым и замкнутым, молча исполнял свою службу, а вечерами "У картечи" возвращался к своей полнокровной жизни. Там его, всех перепивающего, я что ни вечер видал сидящим за столиком у самого подиума музыкантов с Фридой Хонек. Но там он надолго не задерживался. Как только пустела его пивная кружка, он тут же прощался с девушкой. Где шумело и кипело, где смех гремел, где фельдфебель видел раскрасневшиеся, возбуждённые лица, там он был ко двору, там обретался в своей стихии. Вначале- у стола в нише, где канониры играли в "зелёный луг". Он ставил два гульдена на первую попавшуюся карту, лишь отчасти радуясь выигрышам, лишь бы побыть за компанию. Выиграв ли, проиграв, он не дожидался причитающихся ему монет- и внезапно присаживался за стол старого, мрачного оружейника Ковача, интимно прихлёбывал из его кружки- и пропадал среди музыкантов. Возвращаясь со скрипкой лабуха Котржмелеца, вскакивал он на стул и наигрывал оттуда назло хозяину инструмента, который, бранясь, сбегал с подиума и хватал проказника за мундир. Тогда Хвастек бросал скрипку на стол и хватал за руку Фриду Хошек ,и заводил с нею танец, мех столов и стульев, проносясь галопом мимо кельнера, балансирующего с дюжиной пива на подносе, пока девушка, обессилев и выдохнувшись, а всё же счастливо улыбаясь, не опускалась на стул. Ему же всё было мало: он ,забравшись на стол фельдъегеря, демонстрировал своё искусство жонглёра и фокусника- заставлял исчезнуть гульден под салфеткой или вынимал из кармана оторопевшего рекрута дюжину вилок и всякую всячину. И, насытившись всем этим, он распевал уличную дразнилку или марш, а остальные пели хором заодно.
То были грустные и весёлые напевы. Двенадцать лет минуло с той поры, а я всё помню те чешские песни и мелодии, которым в маршевом темпе вторили было солдаты. Вот одна из них, печальная, о смытой мельнице, послушайте:
Не стану молоть я, не буду трудиться:
разлив реки унёс моё добро.
Уплыли` колёса все,
лопасти да сундуки.
Не стану молоть я, не буду трудиться:
разлив реки унёс моё добро.
А затем припев:
Вспомни, милая, вспомни, любая,
как однажды было нам...
...после чего Фрида Хошек всегда распускала слезы. Она была плаксива, сама не зная, отчего. Потом ещё была песня с 1866 года, о солдате, который лежит в госпитале. Она начиналась так:
Правая нога надво`е,
левая- одна культя`.
Милая, приди, взгляни-ка:
ах, война, сгубила ты меня.
Но фельдфебель знал и озорные песни. Например, псевдояпонскую дразнилку, явившуюся из русофильского сердца чешского солдата:
Как из Порт-Артура
ехала да фура,
а на ней- фельдмаршал Канимуро.
А хор подхватывал припев:
...сидит-варит себе чаю, чаю,
кофе чёрный, шоколад,
сидит-варит себе чаю, чаю,
шоколад и ром.
Но любимейшей песней Хвастека была та, где рекрут не отдал чести своему фельдфебелю:
В воскресенье я гуляю,
сигаретой дым пускаю,
а под ручкой- девка-
мимо- герр фельдфебель.
Я его не привечаю,
повисеть ему желаю.
Он- три слова гордо:
"Завтра -мне с рапо`ртом".
Все рапо`рты эти знаю,
я к ефрейтору шагаю.
Говорит: "Неделю
карцера. Ты, смелый".
Капитан сердит по-волчьи
пышет ядом, брызжет жёлчью,
дал мне три недели,
молча отметелил.
продолжение следует
перевод с немецкого Терджимана Кырымлы
Коментарі